Напоминание

Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания математики


Автор: Прокопенко Ольга Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОАУ АМФЦПК
Населённый пункт: Белогорск
Наименование материала: статья
Тема: Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания математики
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Реализация компетентностного подхода в

процессе преподавания математики
Компетентностный подход является одним из основных направлений обновления образования. В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс образовательных учреждений всех уровней, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами обучения. И это, в первую очередь, касается профессионального образования, так как для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определенным складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальные решения в зависимости от возникшей ситуации. Общество определяет социальный заказ на подготовку творческого специалиста, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться в потоке научной информации, современных информационных технологиях, альтернативных и вариативных проектах, адаптировать инновационные идеи, эффективный опыт. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде. Понимание указанной проблемы привело к необходимости внедрения в систему среднего профессионального образования федеральных государственных стандартов нового поколения – ФГОС–3, которые принципиально отличаются от предыдущих стандартов. Главной задачей профессионального образования становится формирование у выпускника общих и профессиональных компетенций, позволяющих ему овладеть видами деятельности, указанными в стандарте. Поэтому выбор ведущей педагогической идеи «Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания математики» в моей работе считаю актуальным на современном этапе развития образования. Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах: образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития; оценивание для обеспечения возможности обучающемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки; разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Цели и задачи деятельности
Любая педагогическая деятельность не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых получают образование и будущую профессию наши студенты. Исходя из определенных личностных качеств современного выпускника, ценностных предпочтений общества, целей профессионального образования, вижу
цель
своей
педагогической деятельности
в следующем: «Обеспечение качества подготовки специалистов, востребованных профессиональной средой, успешно адаптируемых в социальной жизни, полезных обществу и государству». Для достижения указанной цели мною ставится следующая
задача
: используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями обучающегося, с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Для этого необходимо:  Учить ставить цели, планировать деятельность по их достижению;  Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, Интернет и др.), передавать ее;  Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано доказывать свое мнение;  Вносить посильный вклад в достижение общего результата;  Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини- группой;  Прививать навыки самостоятельной творческой работы;  Учить грамотно использовать в речи математические термины;  Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях;  Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Реализация этой цели выражается в понимании студентами значения математики в профессиональной деятельности при освоении профессиональной образовательной программы, практическом владении основными математическими
методами решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Студенты осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
Принципы педагогической деятельности
Принципы педагогической деятельности отражают насущные общественные потребности. Под влиянием происходящих в обществе процессов, под влиянием научно-технического прогресса и по мере накопления опыта они видоизменяются и совершенствуются. В качестве принятых в педагогике и реализуемых в своей педагогической деятельности, я выделяю следующие:
Принцип

научности

и

целостного

представления

о

мире.
Применяя его, стремлюсь, чтобы в содержании образования нашли отражения новейшие достижения технологий обучения математики.
Принцип непрерывности
- преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Принцип наглядности.

Принцип

психологической

комфортности.
Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии спокойной, доброжелательной атмосферы.
Выделение

двух

уровней
– максимального, который определяется зоной ближайшего развития учащегося, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний. Мы обязаны предложить обучающемуся содержание образования на максимальном уровне, а обучающийся обязан усвоить это содержание на уровне не ниже минимального (принцип минимакса).
Принцип деятельности - с
амостоятельное «открытие» студентами нового знания.
Принцип творчества -
максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащегося, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Принцип систематической рефлексии.
Лучший способ учиться – периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения,
реагировать на неудачи. Принцип систематической рефлексии хода учебной работы гласит: всякий цикл работы должен завершаться рефлексией. Обучение рефлексии позволяет студентам учиться на своём опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют. Одно из важных условий успешного продвижения рефлексии групповой работы – доброжелательность, концентрация внимания на положительных аспектах деятельности всех и каждого.
Организация образовательного процесса
В своей работе я использую технологии, которые считаю наиболее адекватными для достижения поставленной цели, сочетаю такие методы, формы и средства обучения, которые способствуют решению обозначенных задач. Вместе с тем, считаю, что живую педагогическую деятельность нельзя обеспечить самой подробной и «умной» статичной методикой. Необходимый эффект урок имеет только тогда, когда в процессе общения, взаимодействия преподавателя и студента возникает творческая искра. Нет искры – нет ни свободы, ни творчества, ни открытости, ни качества. Я уверена, что любые технологии, частные методики работают только там, где созданы условия совместной деятельности учителя и ученика. Данный аспект, на мой взгляд, можно реализовать только на основе личностной ориентации педагогического процесса.
Личностно-ориентированная

технология
создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей студентов. В ее основе лежит дифференциация и индивидуализация деятельности, основанная, прежде всего, на развитии интереса познания, выявление в себе и развитие креативных способностей на природо-сообразном уровне. Овладение технологией такой деятельности усиливает способность критического суждения, осмысления жизни, принятия важных решений.
Технология практико-ориентированного обучения.
В настоящее время данная технология обучения отражена в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, где указано, что одним из компонентов общепредметного содержания образования являются общие учебные умения и навыки, обобщенные способы учебной деятельности. В стандартах СПО
технического профиля математике отводится роль одной из фундаментальных общеобразовательных дисциплин. Можно выделить два вида этой связи: непосредственную и опосредованную. Непосредственная связь осуществляется через прикладной характер курса математики. Профессиональную направленность обучения математике осуществляю через специально подобранную систему практико-ориентированных задач. Важным компонентом технологии обучения студентов решению таких задач может быть составление и корректировка условия задачи. При этом ценны для решения и исследования как задачи с завершенной, так и незавершенной корректировкой условия. Сформированность умений, приобретаемых студентами при решении подобных задач, позволяет им самостоятельно ставить задачи прикладного и профессионального характера, анализировать результаты решения, что, несомненно, важно в процессе реализации практико-ориентированного обучения. Опосредованная связь заключается в формировании некоторых свойств мышления (технического мышления), которые позволяют студентам осуществлять математизацию произвольных ситуаций не только при изучении общетехнических дисциплин и профессиональных модулей, но и в будущей профессиональной деятельности.
Информационно-коммуникационная

технология.
Роль информационно- коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и
интенсивность обучения. На уроках математики компьютер использую с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Применение компьютера позволило отказаться почти ото всех ТСО старого поколения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе.
Обучение

в

сотрудничестве
. Чтобы понять идею обучения в сотрудничестве необходимо обратиться к пониманию слова «ошибка». Из своего опыта, могу сказать, что ошибки студентов показывают только то, что они еще не овладели необходимыми умениями, т.е. ошибки – это индикатор того, нуждается ли обучающийся в дополнительной практике. Ее нельзя рассматривать, как нежелание студента работать, как его неспособность к обучению. Такой путь приводит в тупик. Следовательно, преподаватель обязан предоставить учащимся возможность этой практики, причем в таком объеме, пока они не овладеют знанием в достаточной мере. Хорошо если в группе ребята с одинаковой подготовкой, но, как правило, приходят выпускники школ с разной степенью подготовленности. С первых занятий начинается разделение студентов на «сильных» и «слабых», и с каждым годом это разделение становится все больше. «Сильный» быстро усваивает новый материал и не допускает ошибок в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять, и ему дополнительная практика не нужна. В то время, когда «слабому» требуются еще помощь и время, «сильный» желает идти вперед. Метод обучения в сотрудничестве помогает решить эту проблему. Согласно этому методу предполагается, что оказание помощи «слабым» «сильные» в состоянии взять на себя, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого. При подготовке к занятиям я стараюсь выделить одно-два задания, требующие определенных действий со стороны учащихся, организую это задание в зависимости от поставленной цели. В каждой группе есть «сильный», «средний» или «слабый» студенты. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта
эффективность касается не только академических успехов учащихся, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи должно быть естественным для каждого человека. Применение этой технологии пронизывает весь учебно-педагогический процесс. Для достижения поставленной цели, использую в работе способы познания через понятия и через образы на разных уровнях усвоения: репродукции – мастерства – творчества. Формы проведения уроков: групповые и индивидуальные, по методам – коллективные беседы, лекции, реализация учебных проектов с последующей их презентацией и защитой. С целью создания на уроках развивающей среды поощряю студентов за попытки что-то сделать самостоятельно, побуждаю к апробированию других способов мышления, включаю их в различны виды деятельности, развивающие у них различные способности, учу не бояться высказывать свое понимание проблемы, особенно тогда, когда оно отличается от мнения большинства. На занятиях математики учу студентов задавать вопросы, объясняю им, что необходимо выслушать мнение всех, но у них есть право не согласиться с мнением большинства, они должны аргументировать свое мнение. На своих уроках формирую элементарные общеучебные компетенции. Учу их точно формулировать мысли по теме, исследовать различные варианты решения задач, выбирать наилучшие, принимая во внимание различные критерии, выбору основного содержания прочитанного или услышанного, работать в сотрудничестве при выполнении общего задания, оценивать результат своей деятельности. Эти умения полностью согласуются с общими компетенциями, прописанными в ФГОС – 3. Реализация компетентностного подхода на занятиях способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный ре зульт ат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.


В раздел образования