Напоминание

Система оценивания в современной школе.


Автор: Горбунова Ольга Евгеньевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №35 г. Томска
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Система оценивания в современной школе.
Раздел: среднее образование





Назад




учитель химии Горбунова О.Е.

МАОУ СОШ №35 г. Томск

Система оценивания в современной школе.

Реализация ФГОС ОО в обучении учебных предметов выделяет главную

проблему, оценивание учебных достижений учащихся. Многие авторы

предлагают различные пути ее решения, обращая особое внимание на

оценивание предметных и метапредметных образовательных результатов во

время работы в классе. При этом важно не забыть про качество общего

образования.

Основу школьной системы оценивания универсальных учебных действий

составляет внутришкольный мониторинг. Диагностическими инструментами,

которого являются: стартовая диагностика, текущие и итоговые

метапредметные контрольные работы, которые направлены на определение

уровня сформированности у обучающихся универсальных учебных действий,

текущие учебные проекты и исследования, учебно-практические и учебно-

познавательные задания, индивидуальный итоговый проект.

Еще один принцип оценивания согласно ФГОС ОО это критериальный

подход. Основными критериями оценивания выступают планируемые

результаты обучения, прописанные учителем в рабочей программе по предмету.

При этом очень важно знать, что критерии не должны быть «загадкой» для

обучающихся, критерий выставления отметки известны заранее и педагогам, и

учащимся. Критерии могут быть составлены совместно учителем и учащимся,

даже в процессе проведения урока.

Оцениваться с помощью отметки могут только предметные и

метапредметные результаты деятельности ученика и процесс их формирования,

но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания строиться таким образом, чтобы учащиеся

включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая при этом

навыки и привычку к самооценке и взаимооценке, при работе в парах и

группах.

В результате оценки деятельности учащихся должен реализовываться

принцип ответственности между различными участниками образовательного

процесса. К примеру, при решении сложных контрольных и проверочных работ

должен работать принцип добровольности и добросовености выполнения

задания повышенной сложности, а так же при проверки и взаимопроверки

таких работ самими учащимися.

В системе оценивания в общеобразовательной школе используется как

внутренняя так и внешняя оценка универсальных учебных действий. Всегда

работает внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя

оценка,

проводимая

независимыми

службами,

как

правило

это

различные

мониторинговые исследования, всероссийские контрольные работы, экзамен в

форме ОГЭ и ЕГЭ, аттестации образовательных учреждений и т. п., результаты

которых

не

влияют

на

итоговую

отметку

детей,

участвующих

в

этих

процедурах.

Стартовая диагностика (на входе) в новом учебном году в течении 2-3

недели нового учебного года, основывается на результатах мониторинга общей

готовности учащихся к обучению в следующем учебном году и результат

оценки их готовности к изучению следующего курса предмета. Эти результаты

определяют стартовые показатели обучения детей, которые необходимо

учитывать в текущем учебном процессе.

В текущем оценивании используются наблюдения, самооценка и

самоанализ и др., а так же анализ письменных ответов и работ учащихся. Как

известно , самооценка – важнейшее, завершающее звено учебно –

познавательной деятельности учащегося, а ее результаты служат основанием

для построения собственной программы дальнейшей деятельности. При этом

для обеспечения эффективности оценочной деятельности учащихся учителю

необходимо знать принципы самооценки и связанные с ними процедуры

самооценки.

Основные принципы самооценки:

учащимся известны четкие критерии самооценки;

отметка не главное, главное – содержательная оценка и она

дифференцирована;

самооценка ученика предшествует оценки учителя.

Сформируем основные элементы процедуры самооценки,

соответствующие этим принципам:

разработка учителем эталонов для оценивания;

создание психологического настроя учащихся на анализ собственных

результатов;

создание ситуации, когда эталоны оценивания известны учащимся и

они сами сопоставляют с ними свои результаты и делают выводы;

составление учеником программы дальнейшей деятельности.

На основе названных принципов и понимания сущности основных

составляющих самооценки учителю предстоит продумать приемы ее включения

в процесс обучения, а так же разработать соответствующие диагностические

материалы. Последние могут быть выстроены наподобие критериев ОГЭ и ЕГЭ

по учебным предметам, в виде диагностических карт, образцов выполнения

задания и в других вариантах.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной, средней,

старшей

школе

и

может

проводиться

в

форме

накопительной

оценки,

получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в

ходе целенаправленного тестирования в форме ОГЭ и ЕГЭ или практической

демонстрации

применения

полученных

знаний

и

освоенных

способов

деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

Говоря о современных системах оценивания, нельзя не отметить и их

особенности, определяемые активно реализуемым сегодня компетентностным

подходом:

изменения

смысла

понятий

«знающий»

и

«умеющий»

(не

совокупность изолированных знаний и умений, а их мобильная и

действенная система);

использование в обучении и в оценивании проблемных в том числе

практико – ориентированных заданий (компетентность проявляется в

решении проблем);

внедрение систем оценивания, ориентированных на индивидуальные

нормы

и

показатели

каждого

ученика

свой

у р о в е н ь

компетентности);

переход

к

интегрированной

и

междисциплинарной

оценке

(компетентность интегративна по своей сути);

сочетание оценивания индивидуальных умений с оцениванием умений

работы в группе (компетентность проявляется во взаимодействии с

другими людьми).

В завершении отметим, что обозначенные черты и особенности

современных систем оценивания учебных достижений могут быть успешно

реализованы в школьной практике, например за счет использования

критериальных и рейтинговых систем оценивания. В наибольшей мере они

учитываются в режиме формирующего оценивания.

Список литературы:

1.

М.А. Шаталов «Об оценивании образовательных результатов» Журнал

«Химия в школе». 2017. № 1. С.13-21.



В раздел образования