Автор: Горбунова Ольга Евгеньевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №35 г. Томска
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Система оценивания в современной школе.
Раздел: среднее образование
учитель химии Горбунова О.Е.
МАОУ СОШ №35 г. Томск
Система оценивания в современной школе.
Реализация ФГОС ОО в обучении учебных предметов выделяет главную
проблему, оценивание учебных достижений учащихся. Многие авторы
предлагают различные пути ее решения, обращая особое внимание на
оценивание предметных и метапредметных образовательных результатов во
время работы в классе. При этом важно не забыть про качество общего
образования.
Основу школьной системы оценивания универсальных учебных действий
составляет внутришкольный мониторинг. Диагностическими инструментами,
которого являются: стартовая диагностика, текущие и итоговые
метапредметные контрольные работы, которые направлены на определение
уровня сформированности у обучающихся универсальных учебных действий,
текущие учебные проекты и исследования, учебно-практические и учебно-
познавательные задания, индивидуальный итоговый проект.
Еще один принцип оценивания согласно ФГОС ОО это критериальный
подход. Основными критериями оценивания выступают планируемые
результаты обучения, прописанные учителем в рабочей программе по предмету.
При этом очень важно знать, что критерии не должны быть «загадкой» для
обучающихся, критерий выставления отметки известны заранее и педагогам, и
учащимся. Критерии могут быть составлены совместно учителем и учащимся,
даже в процессе проведения урока.
Оцениваться с помощью отметки могут только предметные и
метапредметные результаты деятельности ученика и процесс их формирования,
но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания строиться таким образом, чтобы учащиеся
включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая при этом
навыки и привычку к самооценке и взаимооценке, при работе в парах и
группах.
В результате оценки деятельности учащихся должен реализовываться
принцип ответственности между различными участниками образовательного
процесса. К примеру, при решении сложных контрольных и проверочных работ
должен работать принцип добровольности и добросовености выполнения
задания повышенной сложности, а так же при проверки и взаимопроверки
таких работ самими учащимися.
В системе оценивания в общеобразовательной школе используется как
внутренняя так и внешняя оценка универсальных учебных действий. Всегда
работает внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя
оценка,
проводимая
независимыми
службами,
как
правило
это
различные
мониторинговые исследования, всероссийские контрольные работы, экзамен в
форме ОГЭ и ЕГЭ, аттестации образовательных учреждений и т. п., результаты
которых
не
влияют
на
итоговую
отметку
детей,
участвующих
в
этих
процедурах.
Стартовая диагностика (на входе) в новом учебном году в течении 2-3
недели нового учебного года, основывается на результатах мониторинга общей
готовности учащихся к обучению в следующем учебном году и результат
оценки их готовности к изучению следующего курса предмета. Эти результаты
определяют стартовые показатели обучения детей, которые необходимо
учитывать в текущем учебном процессе.
В текущем оценивании используются наблюдения, самооценка и
самоанализ и др., а так же анализ письменных ответов и работ учащихся. Как
известно , самооценка – важнейшее, завершающее звено учебно –
познавательной деятельности учащегося, а ее результаты служат основанием
для построения собственной программы дальнейшей деятельности. При этом
для обеспечения эффективности оценочной деятельности учащихся учителю
необходимо знать принципы самооценки и связанные с ними процедуры
самооценки.
Основные принципы самооценки:
учащимся известны четкие критерии самооценки;
отметка не главное, главное – содержательная оценка и она
дифференцирована;
самооценка ученика предшествует оценки учителя.
Сформируем основные элементы процедуры самооценки,
соответствующие этим принципам:
разработка учителем эталонов для оценивания;
создание психологического настроя учащихся на анализ собственных
результатов;
создание ситуации, когда эталоны оценивания известны учащимся и
они сами сопоставляют с ними свои результаты и делают выводы;
составление учеником программы дальнейшей деятельности.
На основе названных принципов и понимания сущности основных
составляющих самооценки учителю предстоит продумать приемы ее включения
в процесс обучения, а так же разработать соответствующие диагностические
материалы. Последние могут быть выстроены наподобие критериев ОГЭ и ЕГЭ
по учебным предметам, в виде диагностических карт, образцов выполнения
задания и в других вариантах.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной, средней,
старшей
школе
и
может
проводиться
в
форме
накопительной
оценки,
получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в
ходе целенаправленного тестирования в форме ОГЭ и ЕГЭ или практической
демонстрации
применения
полученных
знаний
и
освоенных
способов
деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.
Говоря о современных системах оценивания, нельзя не отметить и их
особенности, определяемые активно реализуемым сегодня компетентностным
подходом:
изменения
смысла
понятий
«знающий»
и
«умеющий»
(не
совокупность изолированных знаний и умений, а их мобильная и
действенная система);
использование в обучении и в оценивании проблемных в том числе
практико – ориентированных заданий (компетентность проявляется в
решении проблем);
внедрение систем оценивания, ориентированных на индивидуальные
нормы
и
показатели
(у
каждого
ученика
свой
у р о в е н ь
компетентности);
переход
к
интегрированной
и
междисциплинарной
оценке
(компетентность интегративна по своей сути);
сочетание оценивания индивидуальных умений с оцениванием умений
работы в группе (компетентность проявляется во взаимодействии с
другими людьми).
В завершении отметим, что обозначенные черты и особенности
современных систем оценивания учебных достижений могут быть успешно
реализованы в школьной практике, например за счет использования
критериальных и рейтинговых систем оценивания. В наибольшей мере они
учитываются в режиме формирующего оценивания.
Список литературы:
1.
М.А. Шаталов «Об оценивании образовательных результатов» Журнал
«Химия в школе». 2017. № 1. С.13-21.