Автор: Ткач Мирослава Миайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74 "Филиппок"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Ткач Мирослава Михайловна,
воспитатель, МБДОУ №74 «Филиппок»,
г. Сургут.
«Использование технических средств обучения
в учебно-воспитательной работе с дошкольниками»
Аннотация . Рассматривается использование информационно -
коммуникационных технологий педагогами, воспитателями для повышения
эффективности образовательного процесса в работе с детьми дошкольного
возраста и родителями. Обобщается опыт по направлению использования
презентации MS Power Point в НОД при ознакомлении детей дошкольного
возраста с окружающей действительностью и в работе с родителями.
Ключевые слова. Информационно-коммуникационные технологии, компьютер,
образовательный процесс.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно -
коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим
количеством готовых, строго отобранных, соответствующим организованных
знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень
актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Список литературы.
1. Каджаспирова Г.М. Использование Технических средств в дошкольном
образовании. - М.: «Просвещение», 2001 г.
2. Сыч В.Д. Технические средства в детском саду. - М.: «Просвещение», 2000
3. Вадюшин В.А., Пальчевский Б.В., Фридман Л.С. Технические средства обучения
. - Минск:, 1987. - 246 с.
4. Шостак Я.Е. Комплексное применение технических средств в учебном
процессе. М., 1976.
«Использование технических средств обучения
в учебно-воспитательной работе с дошкольниками»
О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать,
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
И таинства узнать!
Под Икт мы понимаем – Информационно – коммуникативные технологии.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их
программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера,
Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального
оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности
для коммуникации.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование
ИКТ в различных видах образовательной деятельности. НОД в детском саду
имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с
привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и
видеозаписей.
В процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий
дошкольное образовательное учреждение также не может оставаться в стороне.
Речь идет не о включении информатики в план непрерывной образовательной
деятельности ДОУ, а об использовании информационно - коммуникационных
технологий педагогами, воспитателями для повышения эффективности
образовательного процесса.
ИКТ стало мощным техническим средством обучения, средством
коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, детей и
родителей. Появились новые формы взаимодействия с родителями: «Сайт детского
сада», в целях открытости и доступности информации и «Электронная почта»,
рассматриваемая в сетевом информационно-образовательном пространстве как
средство дистанционного общения.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно -
коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим
количеством готовых, строго отобранных, соответствующим организованных
знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень
актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде
текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной
скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей
новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех
существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования
и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из
главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности
ребенка.
Практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает
интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень
познавательных возможностей. Использование ИКТ для развития познавательных
процессов дошкольников обеспечивает личностно-ориентированный подход,
способствует интеллектуальному росту ребенка; улучшаются произвольная память
и внимание; формируется познавательная мотивация; моторная координация и
координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
По сравнению с традиционными формами развития познавательных
процессов дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: предъявление
информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный
интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим
компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
О таком разнообразии подачи познавательного материала детям ранее
приходилось только мечтать. Появилась уникальная возможность накопления
видеоматериала о жизни в группах, о праздниках и развлечениях детей.
В нашем группе мы начали работу по направлению использования
презентации MS Power Point в непрерывной образовательной деятельности при
ознакомлении детей старшего возраста с окружающей действительностью. Так
были созданы серии презентаций – бесед на темы: «Дикие животные», «Овощи»,
«Фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Домашние животные», и прочие
презентации по изучаемым лексическим темам. К образовательной деятельности
были подготовлены презентации «Грибковое лукошко», «Осенние загадки. Дары
осени», «Берёза – символ России», «В солнечном царстве – космическом
государстве», «Он сказал: поехали!», «Тайны звёздного неба». В игровой форме
знакомим детей со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, показываем
звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку
легче освоить счет. Еще очень интересны презентации с использованием загадок.
Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Для
воспитания полезных привычек детей используем презентации на стихи детских
поэтов, например, «Волшебные слова» М. Дружининой.
Были разработаны серии развивающих игр и упражнений по Формированию
элементарных математических представлений детей старшего дошкольного
возраста по разделам «Количество и счет», «Формирование пространственных
представлений», «Форма» (Упражнения по формированию состава числа, игры:
«Наш гараж», «Что изменилось»- несколько вариантов, «Опиши картинку»,
«Домик чисел»). Также создана очень интересная презентация для музыкального
праздника по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным
городом-Сургутом, посвященная теме « Моя малая Родина».
Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь
компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентации « Моя семья»
и показ на родительском собрании помогли ближе нам познакомиться с семьями
воспитанников, узнать их интересы, увлечения.
Используя на родительских собраниях компьютер, мы показываем
различные презентации в фото разных видов деятельности детей, видеоматериалы,
проводим различные консультации с наглядностью.
Для педагогов использование ИКТ облегчило задачу подбора материала для
работы с детьми и выявило несколько положительных моментов:
• использование качественного наглядного материала;
• подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию
познавательного и речевого материала;
• накопление продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и
текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при
необходимости легко вносить коррективы;
• снижается время для подготовки к организационной деятельности;
• происходит обмен опытом, появляется возможность использовать опыт своих
коллег и опыт из Интернета;
• для родителей появляется дополнительная возможность в интересной, красочной
форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ.
Достаточно часто можно услышать скептические высказывания на
применение информационно-коммуникационных технологий и в частности
компьютера в детских садах для работы с детьми и от родителей и от коллег по
работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее.
Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом необходимо
соблюдать некоторую специфику.
В целом ИКТ - это удобство, эффективность, увлекательность. Технические
средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим
обеспечением, применяемые в учебно-воспитательном процессе с целью его
оптимизации для предъявления и обработки информации. Без соответствующей
технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь
необходимого уровня современного образования, создать условия для
разностороннего развития личности.