Напоминание

"Национальные игры народа саха"


Автор: Строев Александр Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Кобяйская СОШ им.Е.Е.Эверстова "
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), село Кобяй
Наименование материала: Статья
Тема: "Национальные игры народа саха"
Раздел: полное образование





Назад




Тезис к докладу

«Национальные игры

народа саха» Строева Александра

Владимировича , учителя физической культуры МБОУ «Кобяйская СОШ».

Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа

саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие

праздники и отдых после тяжелого трудового дня не обходилось без массовых игр.

состязаний в силе и ловкости.

Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А.

Виноградов призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, заботясь о

просвещении, образовании и воспитании народных масс.

В своих трудах

известный этнопедагог Г.Н. Волков подчеркивает,что

этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемой даже после

фундаментальных работ известных философов, психологов и педагогов.

В якутских национальных играх отразилась особенности менталитета,

мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию

культе природы.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами

традиционного

хозяйствования:

прежде

всего,

коневодством,

разведением

крупного

рогатого скота, а также охотой, рыболовством.

Народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий,

передавались

из

поколения

в

поколения,

и

пользовались,

как

основное

средство

заполнения

потребности

в

движении

гармоничном

физическом

развитии

организма,

приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта

является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.

Цель: создание условий для проведения физкультурно-оздоровительной и внеурочной

работы с детьми, популяризация якутских национальных игр.

Задачи:

- выявить уровень физической подготовленности учащихся;

- выявить роль национальных игр в становлении личности учащихся;

- доказать влияние народных игр на развитие физических качеств детей;

- создание условий для формирования позитивного общественного мнения о роли

здорового образа жизни как необходимого условия развития человека;

- поднятие престижа здоровой, активной жизненной позиции у детей; создание

условий

для

привлечения

наибольшего

количества

детей,

и

формирование

у

них

позитивного отношения к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое

здоровье и пробуждение желания следовать ЗОЖ;

-

воспитание интереса и любви к культуре народа саха.

Ожидаемый

результат:

Помочь

каждому

ребенку

осознать

себя

как

уникальное

и

неповторимое явление в природе. Утвердить позитивное отношение к своему здоровью и

двигательной активности. Создать максимально дружескую атмосферу в классе.

Якутские народные игры – это культура якутского народа. Об этом говорится в

трудах

исследователей-педагогов

Г.Н.

Волков,

А.П.

Усовой,

А.А.

Григорьевой.

Они

подчеркивают, что приобщение к своему культуру должно начинаться с раннего детства, а

именно с игры. Большой интерес вызывали специально устраиваемые состязания силачей

" Упрямый бык", " «пень и бык",игры " Упрямый теленок", "Водопой" и др.

Огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье,

развивали

физическую

силу

и

мышление,

приобщали

подрастающее

поколение

к

духовным и культурным ценностям народа как игра « Армрестлинг», «Скачки», «Путы»

итд.

«Меткий охотник» -меткость и глазомер, «Рыбаки с неводом» бег парами, «Водопой из

проруби»-воля и сила, «Жеребята», «Бой быков»-бег и сила и ловкость для мальчиков итд.

Бережное сохранение национальных традиций самобытности национального облика

каждого

народа-

является

одним

из

назначений

традиционных

народных

играх

раскрывается

характер

народа.

Конечно

эти

игры

ценят

и

стремятся

осуществлять

общечеловеческие

идеалы:

добра,

справедливости,

честности,

дружелюбье,

смелости.

выдержки. целеустремленности, верности. скромности итд.

В нашем суровом холодном краю охотников, рыбаков и лесорубов особенно ценятся

сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка.

Отсюда в играх издавна преобладали метание на дальность в цель, длительный бег. В

играх « Наперегонки», « Палочки», «Замок», «Ямы» итд.

Национальные особенности проявляется не только в действиях и отношениях в

играющих и у всех включая материальную культуры игры. Яркий национальный колорит

передает в играх широкое использование родного языка и фольклора песен, считалок,

скороговорок и.т.д. Народная игра принимает всех не отвергая как делает спорт, не говоря

о ослабленных детях.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших

школьников

остается

глубокое

знание

и

свободное

владение

обширным

игровым

репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать

степень

внимания

и

мышечного

напряжения,

приспосабливаться

к

изменяющимся

условиям

окружающей

среды,

находить

выход

из

критического

положения,

быстро

принимать

нужное

решение

т.е.

обучающиеся

приобретают

важные

качества,

необходимые им в будущей жизни. В двигательной и умственной активности развивает в

ребенке воображение и творческие наклонности. Национальные игры состязания, забавы

являются

увлекательной

и

полезной

формой

воспитания,

обучения,

досуга

также

отличным

способом

отвлечения

детей

от

вредных

привычек,

позволяют

адекватно

реализовывать свои возможности в различных условиях.

Регулярное применение разнообразных национальных игр на уроках физической

культуры способствует совершенствованию общей физической подготовки.

Национальные игры можно классифицировать на две группы:

1.

Игры, развивающие двигательные умения и навыки:

- игры для освоения навыков бега.

-игры для освоения навыков прыжков

-игры для освоения навыков метания

-игры для освоения навыков владения мячом

2. Игры, развивающие двигательные способности:

-игры на развитие координационных способностей и ловкостей.

-игры на развитие скоростных способностей.

-игры на развитие скоростно-силовых способностей.

-игры на развитие силовых способностей.

-игры на развитие выносливости.

Таким образом, применение национальных традиционных игр на уроках и

внеклассных мероприятиях как одного из эффективных методов обучения, окажет

положительное влияние, как на физическое состояние, так и на личностные

характеристики, что позволит более полно раскрыть индивидуальные особенности детей

младшего школьного возраста.

Народные игры саха для детей

Название игры

Цель игры

Описание

Игра

«

Дулгалаан

сиринэн»

«Кочкарник»

У м е н и е

б ы т ь

внимательным,

сообразительным.

развивать

координацию

движений,уметние

считать.Ознакомить

жизнью предков.

Чтобы заготовить достаточно корма для

скота на долгую зимовку, нашим педкам

нередко приходилось косить траву и на

болотистой

местности,

марях,

в

кочкарнике.

Подобная

косьба

была

нелегким занятием, требовшим особой

сноровки ...

Для игры берут полнья 20 см длиной и 7

см

толщиной

и

кладут

их

посреди

балагана (7-9) поленьев.

Ведещий

отводил

игрока

в

угол,

завязывая

ему

глаза.

Затем

3

раза

поворачивает

его

и

направляет

в

сторону

поленьев.

По бед и т е л е м

считается тот, кто пройдет с закрытыми

глазами

между

поленьев

(кочек),

ни

чего

не

задев.

Если

же

участникн

уронят поленья (кочки), то учитывается,

кто сколько уронил.

Игра

«Огус

уонна

ч оноч ок»

«Б ы к

и

пень».

Цель:Ознакомить

трудом

землепашества,

развивать

силовые

качества,

упорства,

закалять

кач е с т в а

терпимости.

С

распростанением

землепашества

в

Якутии наши предки расчищали места

для посева зерновых, выкорчевывая лес.

Веселая игра " Бык и пеь" возникла в

этот

период

истории

народа.

В

игре

участвуют две команды. От каждой из

них выступает один игрок, "бык". Никто

из

двох

соперников

не

желает

стать

"пнем".

игроки

должны

стать

на

четверенки

спинами

друг

к

другу.

Ведущий

надевает

веревку

на

шеи

игроков

и

проводит

ее

через

подмышки,

чтобы

игрокам

было

удобно

тащить

друг

друга. Потом на линии упора роводить

линию.

По

команде

ведущего

игроки

начинают тащить друг друга в разные

стороны. Тот, кто перетянет соперника в

свою сторону, считается победителем и

называется"

быком"

а

проигравший

становится "пнем"

Игра

«

Ат

буолан

сырсыы»

«Наперегонки»

В старину это была дна из любимых

детских игр.

3

или

5

детей

упираются

в

землю

руками и ногами, встают в ряд, готовые

бежать. Бегут наперегонки

примерно

30-50

метров.

По

команде

игроки

начинают

бег,

имитируя

бегущих

лошадей. Выигрывает тот, кто первым

придет к финишу

Игра

«Бэгэччэктэьии»

«Амрестлинг»

Цель:закаливание

здоровья,

развитие

физической

силы

и

мышления.

Два человека сидят за столом напротив

друг друга. Правые руки кладут на стол

и

б е р у т с я

з а

р у к и

т а к , ч т о б ы

соединялись

предплечья.

Игроки

должны давить ладонями так, чтобы не

поднимались локти.

Задача

игроков-согнуть

запясть е

противника. В эту игру можно играть и

левой рукой. Раньше предки узнавали

сильного человека по этой игре.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники