Автор: Строев Александр Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Кобяйская СОШ им.Е.Е.Эверстова "
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), село Кобяй
Наименование материала: Статья
Тема: "Национальные игры народа саха"
Раздел: полное образование
Тезис к докладу
«Национальные игры
народа саха» Строева Александра
Владимировича , учителя физической культуры МБОУ «Кобяйская СОШ».
Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа
саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие
праздники и отдых после тяжелого трудового дня не обходилось без массовых игр.
состязаний в силе и ловкости.
Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А.
Виноградов призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, заботясь о
просвещении, образовании и воспитании народных масс.
В своих трудах
известный этнопедагог Г.Н. Волков подчеркивает,что
этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемой даже после
фундаментальных работ известных философов, психологов и педагогов.
В якутских национальных играх отразилась особенности менталитета,
мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию
культе природы.
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами
традиционного
хозяйствования:
прежде
всего,
коневодством,
разведением
крупного
рогатого скота, а также охотой, рыболовством.
Народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий,
передавались
из
поколения
в
поколения,
и
пользовались,
как
основное
средство
заполнения
потребности
в
движении
гармоничном
физическом
развитии
организма,
приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта
является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.
Цель: создание условий для проведения физкультурно-оздоровительной и внеурочной
работы с детьми, популяризация якутских национальных игр.
Задачи:
- выявить уровень физической подготовленности учащихся;
- выявить роль национальных игр в становлении личности учащихся;
- доказать влияние народных игр на развитие физических качеств детей;
- создание условий для формирования позитивного общественного мнения о роли
здорового образа жизни как необходимого условия развития человека;
- поднятие престижа здоровой, активной жизненной позиции у детей; создание
условий
для
привлечения
наибольшего
количества
детей,
и
формирование
у
них
позитивного отношения к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое
здоровье и пробуждение желания следовать ЗОЖ;
-
воспитание интереса и любви к культуре народа саха.
Ожидаемый
результат:
Помочь
каждому
ребенку
осознать
себя
как
уникальное
и
неповторимое явление в природе. Утвердить позитивное отношение к своему здоровью и
двигательной активности. Создать максимально дружескую атмосферу в классе.
Якутские народные игры – это культура якутского народа. Об этом говорится в
трудах
исследователей-педагогов
Г.Н.
Волков,
А.П.
Усовой,
А.А.
Григорьевой.
Они
подчеркивают, что приобщение к своему культуру должно начинаться с раннего детства, а
именно с игры. Большой интерес вызывали специально устраиваемые состязания силачей
" Упрямый бык", " «пень и бык",игры " Упрямый теленок", "Водопой" и др.
Огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье,
развивали
физическую
силу
и
мышление,
приобщали
подрастающее
поколение
к
духовным и культурным ценностям народа как игра « Армрестлинг», «Скачки», «Путы»
итд.
«Меткий охотник» -меткость и глазомер, «Рыбаки с неводом» бег парами, «Водопой из
проруби»-воля и сила, «Жеребята», «Бой быков»-бег и сила и ловкость для мальчиков итд.
Бережное сохранение национальных традиций самобытности национального облика
каждого
народа-
является
одним
из
назначений
традиционных
народных
играх
раскрывается
характер
народа.
Конечно
эти
игры
ценят
и
стремятся
осуществлять
общечеловеческие
идеалы:
добра,
справедливости,
честности,
дружелюбье,
смелости.
выдержки. целеустремленности, верности. скромности итд.
В нашем суровом холодном краю охотников, рыбаков и лесорубов особенно ценятся
сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка.
Отсюда в играх издавна преобладали метание на дальность в цель, длительный бег. В
играх « Наперегонки», « Палочки», «Замок», «Ямы» итд.
Национальные особенности проявляется не только в действиях и отношениях в
играющих и у всех включая материальную культуры игры. Яркий национальный колорит
передает в играх широкое использование родного языка и фольклора песен, считалок,
скороговорок и.т.д. Народная игра принимает всех не отвергая как делает спорт, не говоря
о ослабленных детях.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших
школьников
остается
глубокое
знание
и
свободное
владение
обширным
игровым
репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать
степень
внимания
и
мышечного
напряжения,
приспосабливаться
к
изменяющимся
условиям
окружающей
среды,
находить
выход
из
критического
положения,
быстро
принимать
нужное
решение
т.е.
обучающиеся
приобретают
важные
качества,
необходимые им в будущей жизни. В двигательной и умственной активности развивает в
ребенке воображение и творческие наклонности. Национальные игры состязания, забавы
являются
увлекательной
и
полезной
формой
воспитания,
обучения,
досуга
также
отличным
способом
отвлечения
детей
от
вредных
привычек,
позволяют
адекватно
реализовывать свои возможности в различных условиях.
Регулярное применение разнообразных национальных игр на уроках физической
культуры способствует совершенствованию общей физической подготовки.
Национальные игры можно классифицировать на две группы:
1.
Игры, развивающие двигательные умения и навыки:
- игры для освоения навыков бега.
-игры для освоения навыков прыжков
-игры для освоения навыков метания
-игры для освоения навыков владения мячом
2. Игры, развивающие двигательные способности:
-игры на развитие координационных способностей и ловкостей.
-игры на развитие скоростных способностей.
-игры на развитие скоростно-силовых способностей.
-игры на развитие силовых способностей.
-игры на развитие выносливости.
Таким образом, применение национальных традиционных игр на уроках и
внеклассных мероприятиях как одного из эффективных методов обучения, окажет
положительное влияние, как на физическое состояние, так и на личностные
характеристики, что позволит более полно раскрыть индивидуальные особенности детей
младшего школьного возраста.
Народные игры саха для детей
Название игры
Цель игры
Описание
Игра
«
Дулгалаан
сиринэн»
«Кочкарник»
У м е н и е
б ы т ь
внимательным,
сообразительным.
развивать
координацию
движений,уметние
считать.Ознакомить
жизнью предков.
Чтобы заготовить достаточно корма для
скота на долгую зимовку, нашим педкам
нередко приходилось косить траву и на
болотистой
местности,
марях,
в
кочкарнике.
Подобная
косьба
была
нелегким занятием, требовшим особой
сноровки ...
Для игры берут полнья 20 см длиной и 7
см
толщиной
и
кладут
их
посреди
балагана (7-9) поленьев.
Ведещий
отводил
игрока
в
угол,
завязывая
ему
глаза.
Затем
3
раза
поворачивает
его
и
направляет
в
сторону
поленьев.
По бед и т е л е м
считается тот, кто пройдет с закрытыми
глазами
между
поленьев
(кочек),
ни
чего
не
задев.
Если
же
участникн
уронят поленья (кочки), то учитывается,
кто сколько уронил.
Игра
«Огус
уонна
ч оноч ок»
«Б ы к
и
пень».
Цель:Ознакомить
трудом
землепашества,
развивать
силовые
качества,
упорства,
закалять
кач е с т в а
терпимости.
С
распростанением
землепашества
в
Якутии наши предки расчищали места
для посева зерновых, выкорчевывая лес.
Веселая игра " Бык и пеь" возникла в
этот
период
истории
народа.
В
игре
участвуют две команды. От каждой из
них выступает один игрок, "бык". Никто
из
двох
соперников
не
желает
стать
"пнем".
игроки
должны
стать
на
четверенки
спинами
друг
к
другу.
Ведущий
надевает
веревку
на
шеи
игроков
и
проводит
ее
через
подмышки,
чтобы
игрокам
было
удобно
тащить
друг
друга. Потом на линии упора роводить
линию.
По
команде
ведущего
игроки
начинают тащить друг друга в разные
стороны. Тот, кто перетянет соперника в
свою сторону, считается победителем и
называется"
быком"
а
проигравший
становится "пнем"
Игра
«
Ат
буолан
сырсыы»
«Наперегонки»
В старину это была дна из любимых
детских игр.
3
или
5
детей
упираются
в
землю
руками и ногами, встают в ряд, готовые
бежать. Бегут наперегонки
примерно
30-50
метров.
По
команде
игроки
начинают
бег,
имитируя
бегущих
лошадей. Выигрывает тот, кто первым
придет к финишу
Игра
«Бэгэччэктэьии»
«Амрестлинг»
Цель:закаливание
здоровья,
развитие
физической
силы
и
мышления.
Два человека сидят за столом напротив
друг друга. Правые руки кладут на стол
и
б е р у т с я
з а
р у к и
т а к , ч т о б ы
соединялись
предплечья.
Игроки
должны давить ладонями так, чтобы не
поднимались локти.
Задача
игроков-согнуть
запясть е
противника. В эту игру можно играть и
левой рукой. Раньше предки узнавали
сильного человека по этой игре.