Автор: Герасимова Наталья Фёдоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАНОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г. Мариинск,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики"
Раздел: полное образование
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
школьникам
умение
учиться,
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих
учащихся
Формирование УУД
- это
целенаправленный, системный процесс,
который
реализуется
через
все
предметные
области и
внеурочную
деятельность.
Каждый
учебный
предмет
в
зависимости
от
предметного
содержания
и
способов
организации
учебной
деятельности
учащихся
раскрывает определенные возможности для их формирования.
В Программе развития УУД выделены четыре блока:
1.
Формирование личностных УУД
2.
Формирование регулятивных УУД
3.
Формирование коммуникативных УУД
4.Формирование познавательныхУУД
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет
собой благоприятную сферу для применения различных методов, способов,
учебно-методических средств формирования универсальных учебных
действий школьников.
Личностным результатом обучения физике становится убежденность
учащихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и
изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой
культуры
Цели урока физики ориентированы, прежде всего на развитие личности
ученика.
Формируется
самостоятельность
в
приобретении
новых
знаний,
практических
умений,
готовность
к
выбору
своего
жизненного
пути,
ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний
.
Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются
на
уроках
физики
при
выполнении
лабораторных
работ,
при
решении
экспериментальных , качественных и количественных задач.
Решение разного типа задач, формирует у учащихся умение проводить
наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них
опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов,
проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых
приборов, представлять результаты измерения в виде таблиц, делать выводы
на основе наблюдений.
При подготовке учащихся к
ГИА
решение
экспериментальных
задач
позволяет
охватить
повторение
большого
количества учебного материала.
Познавательные УУД.
На уроках физики ребята учатся воспринимать,
перерабатывать,
предъявлять
информацию
в
словесной,
образной
и
символической
формах,
анализировать
и
перерабатывать
полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы
и излагать его.
Приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа и
отбора информации с использованием различных источников. Знакомство с
любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-
символическими
средствами.
Использование
опорных
конспектов,
структурно-логических
схем
учит
видеть
явления
и
процессы
во
взаимосвязи друг с другом,
анализировать основные понятия и формулы,
устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Всё это
позволяет
систематизировать
знания,
учит
выделять
основное
и
в
дальнейшем может использоваться как справочник при подготовке к ЕГЭ.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
обеспечивают
социальную
компетентность
и
учет позиции других людей, партнера по
общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы и строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми.
Такие
способности
наиболее
эффективно
приобретаются
в
групповой
и
коллективной
работе,
например,
в
исследовательской и
проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в
учебном процессе
используются
современные образовательные технологии,
дающие
возможность
повышать
качество
образования,
более
эффективно
использовать
учебное
время
и
снижать
долю
репродуктивной
деятельности
учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего
задания.
Это
образовательные
педагогические технологии
деятельностного типа:
Проблемное
обучение
-
создание
в
учебной
деятельности
проблемных
ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся
по
их
разрешению,
в
результате
чего
происходит
творческое
овладение
знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проектные методы обучения -
возможность развивать индивидуальные
творческие
способности
учащихся,
более
осознанно
подходить
к
профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские
методы
в
обучении-
дают
возможность
учащимся
самостоятельно
пополнять
свои
знания,
глубоко
вникать
в
изучаемую
проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании
мировоззрения.
Это
важно
для
определения
индивидуальной
траектории
развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и
других
видов
обучающих
игр.
Расширение
кругозора,
развитие
познавательной
деятельности,
формирование
определенных
умений
и
навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных
умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) -
трактуется как
идея
совместной
развивающей
деятельности
взрослых
и
детей,
Суть
индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от
ребенка
к
предмету,
идти
от
тех
возможностей,
которыми
располагает
ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные
технологии.
И з м е н е н и е
и
неограниченное
обогащение
содержания
образования,
использование
интегрированных курсов, доступ в Интернет.
Проектная
и
исследовательская
деятельности–
необходимое
условие
компетентного
подхода
и
действенное
средство
формирования
универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у
учащихся
формируется
весь
спектр
УУД:
коммуникативные (развитие
навыков
работы
в
группе,
воспитание
толерантности,
формирование
культуры
публичных
выступлений), регулятивные (овладение
навыками
самоорганизации,
умение
ставить
перед
собой
цели,
планировать
и
корректировать
деятельность,
принимать
решения;
нести
личную
ответственно сть
за
результат), познавательные (познание
объектов
окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение
навыками
работы
с
источниками
информации,
инструментами
и
технологиями), личностные (ученик
определяет
для
себя
значимость
выполняемой
работы,
учится
ориентироваться
в
социальных
ролях
и
межличностных
отношениях).
Исследования
учащихся
обеспечивают
высокую
информативную
емкость
и
системность
в
усвоении
учебного
материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные
связи.
Преподавание физики, как и любого предмета в современных условиях,
ориентировано на использование электронных образовательных ресурсов,
что повышает мотивацию учащихся к процессу учения, создает условия для
приобретения
учащимися
средств
познания
и
исследования
мира.
Использование ЭОР способствует формированию таких УУД, как умение
воспринимать
и
перерабатывать
информацию
из
различных
источников,
находить ресурсы и средства выполнения действий, применять знания на
практике,
умений
наблюдать
и
делать
логические
выводы,
создает
благоприятные
условия
для
раскрытия
склонностей,
способностей
и
творческой индивидуальности учащихся.
Только используя различные приемы формирования УУД и применяя их в
учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и
воспитании школьников