Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий на уроках физики"


Автор: Герасимова Наталья Фёдоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАНОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г. Мариинск,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

Важнейшей

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки формируются,

применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих

учащихся

Формирование УУД

- это

целенаправленный, системный процесс,

который

реализуется

через

все

предметные

области и

внеурочную

деятельность.

Каждый

учебный

предмет

в

зависимости

от

предметного

содержания

и

способов

организации

учебной

деятельности

учащихся

раскрывает определенные возможности для их формирования.

В Программе развития УУД выделены четыре блока:

1.

Формирование личностных УУД

2.

Формирование регулятивных УУД

3.

Формирование коммуникативных УУД

4.Формирование познавательныхУУД

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет

собой благоприятную сферу для применения различных методов, способов,

учебно-методических средств формирования универсальных учебных

действий школьников.

Личностным результатом обучения физике становится убежденность

учащихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и

изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой

культуры

Цели урока физики ориентированы, прежде всего на развитие личности

ученика.

Формируется

самостоятельность

в

приобретении

новых

знаний,

практических

умений,

готовность

к

выбору

своего

жизненного

пути,

ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний

.

Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются

на

уроках

физики

при

выполнении

лабораторных

работ,

при

решении

экспериментальных , качественных и количественных задач.

Решение разного типа задач, формирует у учащихся умение проводить

наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них

опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов,

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых

приборов, представлять результаты измерения в виде таблиц, делать выводы

на основе наблюдений.

При подготовке учащихся к

ГИА

решение

экспериментальных

задач

позволяет

охватить

повторение

большого

количества учебного материала.

Познавательные УУД.

На уроках физики ребята учатся воспринимать,

перерабатывать,

предъявлять

информацию

в

словесной,

образной

и

символической

формах,

анализировать

и

перерабатывать

полученную

информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное

содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы

и излагать его.

Приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа и

отбора информации с использованием различных источников. Знакомство с

любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-

символическими

средствами.

Использование

опорных

конспектов,

структурно-логических

схем

учит

видеть

явления

и

процессы

во

взаимосвязи друг с другом,

анализировать основные понятия и формулы,

устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки. Всё это

позволяет

систематизировать

знания,

учит

выделять

основное

и

в

дальнейшем может использоваться как справочник при подготовке к ЕГЭ.

Коммуникативные

универсальные

учебные

действия

обеспечивают

социальную

компетентность

и

учет позиции других людей, партнера по

общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать

в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы и строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество

со

сверстниками

и

взрослыми.

Такие

способности

наиболее

эффективно

приобретаются

в

групповой

и

коллективной

работе,

например,

в

исследовательской и

проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в

учебном процессе

используются

современные образовательные технологии,

дающие

возможность

повышать

качество

образования,

более

эффективно

использовать

учебное

время

и

снижать

долю

репродуктивной

деятельности

учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего

задания.

Это

образовательные

педагогические технологии

деятельностного типа:

Проблемное

обучение

-

создание

в

учебной

деятельности

проблемных

ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся

по

их

разрешению,

в

результате

чего

происходит

творческое

овладение

знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проектные методы обучения -

возможность развивать индивидуальные

творческие

способности

учащихся,

более

осознанно

подходить

к

профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские

методы

в

обучении-

дают

возможность

учащимся

самостоятельно

пополнять

свои

знания,

глубоко

вникать

в

изучаемую

проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании

мировоззрения.

Это

важно

для

определения

индивидуальной

траектории

развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и

других

видов

обучающих

игр.

Расширение

кругозора,

развитие

познавательной

деятельности,

формирование

определенных

умений

и

навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных

умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) -

трактуется как

идея

совместной

развивающей

деятельности

взрослых

и

детей,

Суть

индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от

ребенка

к

предмету,

идти

от

тех

возможностей,

которыми

располагает

ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные

технологии.

И з м е н е н и е

и

неограниченное

обогащение

содержания

образования,

использование

интегрированных курсов, доступ в Интернет.

Проектная

и

исследовательская

деятельности–

необходимое

условие

компетентного

подхода

и

действенное

средство

формирования

универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у

учащихся

формируется

весь

спектр

УУД:

коммуникативные (развитие

навыков

работы

в

группе,

воспитание

толерантности,

формирование

культуры

публичных

выступлений), регулятивные (овладение

навыками

самоорганизации,

умение

ставить

перед

собой

цели,

планировать

и

корректировать

деятельность,

принимать

решения;

нести

личную

ответственно сть

за

результат), познавательные (познание

объектов

окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение

навыками

работы

с

источниками

информации,

инструментами

и

технологиями), личностные (ученик

определяет

для

себя

значимость

выполняемой

работы,

учится

ориентироваться

в

социальных

ролях

и

межличностных

отношениях).

Исследования

учащихся

обеспечивают

высокую

информативную

емкость

и

системность

в

усвоении

учебного

материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные

связи.

Преподавание физики, как и любого предмета в современных условиях,

ориентировано на использование электронных образовательных ресурсов,

что повышает мотивацию учащихся к процессу учения, создает условия для

приобретения

учащимися

средств

познания

и

исследования

мира.

Использование ЭОР способствует формированию таких УУД, как умение

воспринимать

и

перерабатывать

информацию

из

различных

источников,

находить ресурсы и средства выполнения действий, применять знания на

практике,

умений

наблюдать

и

делать

логические

выводы,

создает

благоприятные

условия

для

раскрытия

склонностей,

способностей

и

творческой индивидуальности учащихся.

Только используя различные приемы формирования УУД и применяя их в

учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и

воспитании школьников



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники