Напоминание

"Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО" Педагогический совет


Автор: Козик Марина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Яйский детский сад "Чайка"
Населённый пункт: пгт Яя, Яйский район, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО" Педагогический совет
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду

как условие реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет

Цель: повышение компетентности педагогов в создании развивающей

предметно-пространственной среды для обеспечения полноценного развития

личности детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи: провести анализ педагогической деятельности по организации

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учётом основной

образовательной

программы,

в

соответствии

ФГОС

и

определить

пути

совершенствования

работы.

Обобщить

знания

педагогов

о

создании

развивающей

предметно-пространственной

среды

учреждения

для

обеспечения разнообразной деятельности детей в соответствии требований

ФГОС

ДО.

Способствовать

развитию

умений

педагогов

проектировать

и

прогнозировать развивающую предметно-пространственную среды в группах

детского сада с учётом Стандарта ДО.

План педсовета.

1. Организационный момент (метод «Разогрев»).

2 . Вступительное

слово

«Развивающая

предметно-пространственная

среда»

3.

Практическая

часть

«Мозговой

штурм».

Обсуждение

проблем

и

поиск их решения.

4 .

П р е з е н т а ц и я

« О р г а н и з а ц и я развивающей

предметно-

пространственной

среды

для

детей

старшего

дошкольного

возраста»

(из

опыта работы).

5.

Практическая

часть

«Особенности

развивающей

предметно-

пространственной среды».

6.

Итоги

тематической

проверки «Организация

развивающей

предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями

ФГОС ДО».

7. Деловая игра «Что? Где? Когда?».

8. Эссе «Детский сад будущего. Какой он?».

9. Этап рефлексии. Скоростной «Блиц-опрос».

10. Подведение итогов педсовета.

Ход педагогического совета

«Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от

непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира»

Елена Ивановна Тихеева, педагог, профессор

РГПУ имени А.И. Герцена.

Вводная часть

Уважаемые

коллеги!

Одним

из

важнейших

факторов

полноценного

развития личности ребёнка является окружающая среда – среда, в которой

живёт,

занимается

и

отдыхает

ребёнок.

Сегодня

мы

обсудим

вопросы

организации

развивающей

предметно-пространственной

среды

нашего

образовательного

учреждения.

Вопрос

создания

развивающей

предметно-

пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это

связано с введением ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.

1. Организационный момент (метод «Разогрев»)

Предлагаю ответить на следующие предположения:

-

Если

вы

думаете,

что

самым

богатым

ресурсом

для

обучения

взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

-

Если

вы

полагаете,

что

для

взрослых

более

важна

практическая

информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный

стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните

головой.

-

Если

вы

думаете,

что

желание

взрослых

учиться

зависит

от

их

потребностей и интересов, помашите рукой.

- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны,

закройте глаза.

2 .

В с т у п и т е л ь н о е

с л о в о

« Р а з в и в а ю щ а я

п р е д м е т н о -

пространственная среда»

Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является

создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую

деятельность каждому ребёнку, позволив ему наиболее полно реализовать

собственные возможности.

В

центре

развивающей

предметно-пространственной

среды

стоит

ребёнок

с

его

запросами

и

интересами,

а

образовательное

учреждение

(педагогический

коллектив)

предлагает

качественные

образовательные

услуги,

нацеленные

на

развитие

самобытности,

уникальности

и

индивидуальности каждой личности.

В

такой

среде

ребёнок-дошкольник

активно

включается

в

п о зн а ват е л ь н у ю

т во рч е с ку ю

д е я т е л ь н о с т ь ,

р а зв и ва е т с я

е г о

любознательность,

воображение,

умственные

и

художественные

способности,

коммуникативные

навыки,

а

самое

главное

происходит

развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды

деятельности

ребёнка-дошкольника

и

становится

основой

для

его

самостоятельной активности.

Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребёнка

в определённый момент своего развития.

Во-вторых, деятельность в условиях обогащённой предметной среды

позволяет

ребёнку

проявить

пытливость,

любознательность,

познавать

окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению

познанного.

Необходимо

также

учитывать,

что

размеры

и

организация

этого

пространства

связаны

с

возрастными

особенностями

развития

ребёнка.

Развивающая

среда

строится

с

целью

предоставления

детям,

как

можно

больших

возможностей

для

активной

целенаправленной

и

разнообразной

деятельно сти.

Являет ся

эффективным

средством

п од д е р ж к и

индивидуальности и целостного развития ребёнка до школы, а также служит

непосредственным

организатором

деятельности

детей,

и

влияет

на

образовательную деятельность.

Воспитатель должен помочь ребёнку обнаружить в себе и развить то,

что

ребёнку

органично

присуще.

Поэтому

педагог,

для

обучения

и

саморазвития

личности

ребёнка,

его

способностей,

самостоятельности

и

инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:

-

конструировать

и

наполнять

развивающую

п р ед м е т н о -

пространственную

среду

содержанием

в

соответствии

возрастных

возможностей детей и содержания Программы.

- обеспечить продуктивность использования развивающей предметно-

пространственной среды.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно

влиять

на

дошкольника.

Для

этого

необходимо

соблюдать

следующие

условия:

- иметь привлекательный вид;

- выступать в роли естественного фона жизни ребёнка;

- снимать утомляемость;

- положительно влиять на эмоциональное состояние;

- помогать ребёнку индивидуально познавать окружающий мир;

-

давать

возможность

дошкольнику

заниматься

самостоятельной

деятельностью.

Для

детей

младенческого

и

раннего

возраста

образовательное

пространство

должно

предоставлять

необходимые

и

достаточные

возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными

материалами.

Если

среда

организована

неправильно,

она

не

вызывает

новых

впечатлений,

не

создаёт

условия

для

развития

воображения,

фантазии,

желания играть. В ней нет элемента неожиданности: всё знакомо с первого

дня

и

остаётся

неизменным.

Такая

среда

создаёт

внутреннюю

напряжённость,

создаёт

у

ребёнка

ощущение

постоянного

присутствия

большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

выступает

в

роли

стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности

ребёнка

и

обеспечивает

игровую,

познавательную,

исследовательскую,

творческую

и

двигательную

активность

всех

воспитанников,

их

эмоциональное благополучие и возможность самовыражения.

3. Практическая часть «Мозговой штурм»

Педагоги делятся на мини-группы.

Задание:

вписать

названия

центров

(уголков),

их

оснащённость

согласно образовательным областям и возрасту детей.

Обсуждение:

раскрыть

смысл

центра

и

его

наполняемость

необходимым материалом и оборудованием.

4.

Презентация

воспитателя

«Организ ация развивающей

предметно-пространственной

среды

для

детей

старшего

дошкольного

возраста» (из опыта работы)

5. Практическая часть «Особенности РППС»

Задание:

прочитать

внимательно

текст

и

вписать

слова

по

смыслу,

которых не достаёт в тексте. Затем общее обсуждение.

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе

для удовлетворения потребности в … активности.

Правильно организованная Среда позволяет каждому малышу найти

занятие

по

душе,

поверить

в

свои

силы

и

способности,

научиться

взаимодействовать

с

и

со

….,

понимать

и

оценивать

их

чувства

и

поступки, а ведь именно это и лежит в основе …. обучения.

При

создании

развивающего

пространства

в

групповом

помещении

необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии, это в свою

очередь

обеспечит

благополучие

каждого

ребёнка,

развитие

его

положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру,

к

людям,

к

себе,

включение

в

различные

формы

….,

что

и

является

основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены

на

дальнейшее

развитие

умения,

проявлять

к

ним

доброжелательное

отношение, стремиться к …. и взаимодействию.

Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется

с учётом возможностей для детей …. и заниматься отдельными подгруппами.

Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному

перемещению.

Необходимо

предусмотреть

место

для

временного

….

дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие …

сфер

личности.

Переход

в

старшую

группу

связан

с

изменением

психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ….

среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам

понять это новое положение.

Среда

организуется

так,

чтобы

каждый

ребёнок

имел

возможность

заниматься …. делом. Размещение оборудования по ….. позволяет детям

объединиться

подгруппами

по

общим

интересам

(конструирование,

р и с о ва н и е ,

ру ч н о й

т руд ,

т е ат р а л ь н о - и гр о ва я

д е я т е л ь н о с т ь ;

экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы,

активизирующие

….

деятельность:

развивающие

игры,

технические

устройства и игрушки и т.д. (полный текст см. Приложение).

6. Итоги тематической проверки

Знакомство

со

справкой

по

итогам

тематического

контроля

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в

соответствии с требованиями ФГОС ДО».

7. Деловая игра «Что? Где? Когда?»

Оборудование для проведения игры: волчок, игровое поле, карточки с

вопросами.

Задание: играющие делятся на 2 команды. Каждая команда выбирает

себе название. Ведущий вращает волчок, команды по очереди отвечают. В

случае если команда не может ответить, за неё отвечают соперники. За

правильный ответ команда получает фишку, выигрывает та команда, которая

наберёт большее количество фишек-очков.

1.

Расшифруйте

аббревиатуру

ФГОС

ДО.

(Фед е р а л ь н ы й

государственный образовательный стандарт дошкольного образования)

2.

Расшифруйте

аббревиатуру

РППС.

(Развивающая

предметно

пространственная среда)

3.

Что

понимают

по

РППС?

(Под

развивающей

предметно

пространственной

средой

понимают

определенное

пространство,

организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное

для

удовлетворения

потребностей

ребенка

в

познании,

общении,

труде,

физическом и духовном развитии в целом)

4.

Что

должна

обеспечивать

РППС?

(РППС

должна

обеспечивать

возможность

общения

и

совместной

деятельности

детей

и

взрослых,

двигательную активность детей, о так же возможность уединения)

5. Каким должно быть оборудование в ДОО? (оборудование помещений

ДОО

должно

быть

безопасным,

здорвьесберегающим,

эстетически

привлекательным, развивающим. Мебель должна соответствовать росту и

возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста

развивающий эффект)

6. Что необходимо учитывать при организации РППС? (Реализацию

различных

образовательных

программ;

учет

национально-культурных,

климатических

условий,

в

которых

осуществляется

образовательная

деятельность; учет возрастных особенностей детей)

7. Какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации

ООП

ДО?

(РППС

должна

быть:

содержательно

насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной,

безопасной)

8. Чему должна соответствовать насыщенность РППС? (Насыщенность

РППС

должна

соответствовать

возрастным

возможностям

и

содержанию

Программы)

9 .

Ч т о

п р е д п о л а г а е т

т р а н с ф о р м и р у е м о с т ь

Р П П С ?

(Трансформируемость

РППС

предполагает

возможность

изменений

предметно

пространственной

среды

в

зависимости

от

образовательной

ситуации)

10.

Что

предполагает

полифункциональность

материалов?

(Полифункциональность

материалов

предполагает:

возможно сть

разнообразного использования различных составляющих предметной среды,

например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)

11.

Что

предполагает

вариативность

среды?

(Вариативность

среды

предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств

(для

игры,

конструирования,

уединения

и

пр.),

а

также

разнообразных

материалов,

игр,

игрушек

и

оборудования,

обеспечивающих

свободный

выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление

новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную

и исследовательскую активность детей)

12.

Что

предполагает

доступность

среды?

(Доступность

среды

предполагает

для

воспитанников,

в

том

числе

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов,

всех

помещений,

где

осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в

том

числе

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

к

играм,

игрушкам,

материалам,

пособиям,

обеспечивающим

все

основные

виды

детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования)

13.

Каким

требованиям

должна

соответствовать

мебель

в

ДОО?

(Требованиям СанПин 2.4.1.3049-13).

14. Определите, к какой образовательной области относится уголок

«Маленькие конструкторы»? (К образовательной области художественно –

эстетическое развитие)

15. Определите, к какой образовательной области относится уголок

«Заниматика»? (К образовательной области познавательное развитие)

16. Определите, к какой образовательной области относится уголок «Я

люблю

тебя,

Россия...»?

образовательной

области

познавательное

развитие)

8.

Эссе

«Детский

сад

будущего.

Какой

он?».

Задание:

Из

4

5

предложений написать эссе «Детский сад будущего. Какой он?»

9. Этап рефлексии. Скоростной «Блиц-опрос». Кто отвечает – делает

шаг

вперёд.

Кто

первый

придёт

к

флажку,

тот

получит

медаль

«Знаток

развивающей предметно-пространственной среды».

1.

система

материальных

объектов

деятельности

ребёнка,

единство

социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности

детей – это (развивающая предметно-пространственная среда);

2.

для

сюжетно-ролевой

игры

«магазин»

нужны

атрибуты:

(весы,

бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы,

пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д.);

3. что необходимо в «Центре конструирования»? конструкторы разного

размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал,

схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т.д.;

4. к какому центру принадлежат следующие атрибуты: мел, песок,

глина,

камни,

ракушки,

перья,

уголь,

микроскоп,

глобус,

лабораторное

оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);

5.

о

каком

центре

идёт

речь:

удовлетворение

потребностей

в

двигательной

активности,

организация

самостоятельной

двигательной

активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр

физического развития»);

6.

о

каком

центре

идёт

речь:

воспитание

эстетических

чувств,

формирование

индивидуально-коллективного

творчества,

формирование

интереса

к

произведениям

искусства,

формирование

навыков

изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);

7.

какой

вид

деятельности

реализуется

с

помощью

следующих

предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая

деятельность);

8.

какой

вид

деятельности

реализуется

с

помощью

следующих

предметов:

книги,

коробка

форм,

лото,

мозаика,

вкладыши,

календарь

погоды? (познание);

9. как называется предмет, который дети используют в игре вместо

другого

предмета,

руководствуясь

принципом

«понарошку»?

(предмет-

заместитель);

10. перечислите основные требования к оборудованию развивающей

предметно-про странственной

среды

(развивающая

п р ед м е т н о -

пространственная

среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной,

безопасной, эстетически привлекательной).

Вывод: Опираясь на принципы построения развивающей предметно-

пространственной

среды,

мы

с

вами

выстроили

оптимальную

модель

организации

развивающей

Среды,

адаптированную

к

условиям

нашего

детского сада.

В

процессе

проживания

воспитанниками

и

педагогами

в

уже

организованной Среде, она будет постоянно изменяться, трансформироваться

и обогащаться с учётом интересов и потребности детей.

10. Решение:

1. При организации развивающей предметно-пространственной среды

придерживаться

основным

требованиям

ФГОС

ДО

(Среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной).

Ответственные: педагоги. Сроки: постоянно.

2. Менять материалы и атрибуты в соответствии с образовательной

ситуацией и интересами детей.

Ответственные: педагоги. Сроки: постоянно.

3. Привлекать к обогащению Среды воспитанников и их семьи.

Ответственные: педагоги. Сроки: постоянно.

4.

Подготовить

пре зент ации

«Развивающая

п р е д м е т н о -

пространственная

среда

группы»

для

выступления

на

родительском

собрании.

Ответственные: педагоги. Сроки: до 01.06.2018г.

Использованная литература

Приказ МОН РФ от 17 октября 2013 г № 1155 «Об утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»

Приложение

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе

для удовлетворения потребности в … ДВИГАТЕЛЬНОЙ активности.

Правильно организованная Среда позволяет каждому малышу найти

занятие

по

душе,

поверить

в

свои

силы

и

способности,

научиться

взаимодействовать с … и со …., С ПЕДАГОГАМИ И СО СВЕРСТНИКАМИ,

понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в

основе …. РАЗВИВАЮЩЕГО обучения.

При

создании

развивающего

пространства

в

групповом

помещении

необходимо

учитывать

ведущую

роль

….

ИГРОВОЙ

деятельности

в

развитии,

это

в

свою

очередь

обеспечит

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения,

компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в

различные

формы

….

СОТРУДНИЧЕСТВА,

что

и

является

основными

целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены

на дальнейшее развитие умения ПОНИМАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ,

проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к …. ОБЩЕНИЮ

и взаимодействию.

Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется

с учётом возможностей для детей …. ИГРАТЬ и заниматься отдельными

подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их

свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного

…. УЕДИНЕНИЯ дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие …

И Н Т Е Л Л Е К Т УА Л Ь Н О Й ,

Н РА В С Т В Е Н Н О - В О Л Е В О Й

И

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сфер личности. Переход в старшую группу связан с

изменением

психологической

позиции

детей:

они

впервые

начинают

ощущать

себя

….

СТАРШИМИ

среди

других

детей

в

детском

саду.

Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Среда

организуется

так,

чтобы

каждый

ребёнок

имел

возможность

заниматься

….

ЛЮБИМЫМ

делом.

Размещение

оборудования

по

…..

СЕКТОРАМ,

УГОЛКАМ,

ЗОНАМ

позволяет

детям

объединиться

подгруппами

по

общим

интересам

(конструирование,

рисование,

ручной

труд,

театрально-игровая

деятельность;

экспериментирование).

Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие ….

ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ

деятельность:

развивающие

игры,

технические

устройства и игрушки и т.д.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники