Напоминание

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология


Автор: Ларюкова Марина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МД ДОУ детский сад комбинированного вида №47
Населённый пункт: пос.Эльбан, Амурского муниципального района, Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Раздел: дошкольное образование





Назад





МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ
М.С. Ларюкова, старший воспитатель МБДОУ № 47 пос.Эльбан Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников нашли своё отражение в переходе на личностно- ориентированную модель работы с детьми. Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены целевые ориентиры: на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен: - проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам; - интересоваться причинно-следственными связями; -пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - наблюдать, экспериментировать. Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребёнку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал
метод

проектов.
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. Данный факт, а также анализ состояния практики по использованию инновационных технологий позволяет выбрать метод проекта в качестве: - средства повышения профессиональной компетентности воспитателей; - оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ. На сегодняшний день существует два определения проекта:  проект как нормативная модель некоторой системы;  проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации. Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, - это совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия. В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и виды проектов:

Типы проектов в ДОУ
(по Л.В.Киселёвой)


Тип проекта

Содержание

Возраста детей
1 Исследовательско- творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст 2 Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы Со второй младшей группы 3 Иноформационно- практико- ориентированный Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы 4 Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п. Со второй младшей группы
Продолжительность проектов в ДОУ



Вид проекта

Продолжительность
1 Краткосрочный проект Одно или несколько занятий: 1-2 недели - месяц 2 Проект средней продолжительности 2 - 4 месяца 3 Долгосрочный проект Учебный год Педагоги нашего ДОУ уже на протяжении нескольких лет применяет метод проектов как инновационную технологию в работе с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному развитию, нравственно-патриотическому, физическому развитию и др.
Положительные моменты технологии метода проектов:
 увлечённость детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;  организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса;  максимум действия при отсутствии созерцательности Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям, и поэтому интересны;  развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия;  социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Педагогами ДОУ разработаны следующие
проекты
: -
проекты

для

детей

раннего

возраста:
«Детский сад: адаптация без слёз», «Петушок – золотой гребешок», «Моя любимая игрушка-Неваляшка» и др.;
-
проекты по играм:
спортивным и музыкальным: «Летние олимпийские игры», «Музыканты», «Мой весёлый звонкий мяч!», «Музыкальные игры» и др.; -
проекты по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
«Защитники Отечества», «День Победы»; -
проекты по опытно-экспериментальной деятельности:
«Воздух-невидимка», «Твёрдый-мыгкий», «Эта удивительная соль!», «Играя, познаём (игры с песком, водой)» и др.; -
проекты по познавательному развитию:
«Наш организм: лёгкие», «Тайна моего имени», «Знаки и символы», «Мой организм: зрение», «Осторожно, огонь!» и др.; -
по экологическому воспитанию:
«Пчёлы», «Защитники природы», «Муравьи», «Деревья», «Грибы» и др. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию. Технология метода проектов делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен, потому что: 1.Овладение педагогами инновационной технологией - методом проектов, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов. 2.Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Литература: 1.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.:Айрис-пресс, 2008.- 208 с. 2.Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с. 3.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвест, 2004.-120 с.


В раздел образования