Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Автор: Ларюкова Марина Сергеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МД ДОУ детский сад комбинированного вида №47 Населённый пункт: пос.Эльбан, Амурского муниципального района, Хабаровского края Наименование материала: статья Тема: Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Раздел: дошкольное образование
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДОУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
М.С. Ларюкова,
старший воспитатель
МБДОУ № 47 пос.Эльбан
Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка
его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения
и
воспитания
дошкольников
нашли
своё
отражение
в
переходе
на
личностно-
ориентированную модель работы с детьми.
Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребёнка
в
различных
видах
деятельности.
В
требованиях
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
представлены
целевые
ориентиры:
на
этапе
завершения
дошкольного образования ребёнок должен:
- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- интересоваться причинно-следственными связями;
-пытаться
самостоятельно
придумывать
объяснения
явлениям
природы
и
поступкам людей;
- наблюдать, экспериментировать.
Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносятся знания, к ним так
много поступает информации отовсюду! Обилие информации не приводит к системности
представлений, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребёнку научиться находить и
извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Использование
инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и
обучения
дошкольников,
и
одной
из
наиболее
эффективных
в
наши
дни
стал метод
проектов.
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной
деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих
соответствующие признаки, функции и структуру.
Данный факт, а также анализ состояния практики по использованию инновационных
технологий позволяет выбрать метод проекта в качестве:
- средства повышения профессиональной компетентности воспитателей;
- оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.
На сегодняшний день существует два определения проекта:
проект как нормативная модель некоторой системы;
проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во
времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.
Традиционное
понимание
проекта,
существовавшее
ранее
в
технике,
-
это
совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия.
В практике современных дошкольных учреждений используют различные типы и
виды проектов:
Типы проектов в ДОУ
(по Л.В.Киселёвой)
№
Тип проекта
Содержание
Возраста детей
1
Исследовательско-
творческий
Дети
экспериментируют,
а
затем
оформляют результаты в виде газет,
драматизации, детского дизайна
Старший
дошкольный возраст
2
Ролево-игровой
Используются элементы творческих
игр,
когда
дети
входят
в
образ
персонажей
сказки
и
решают
по-
своему поставленные проблемы
Со
второй
младшей
группы
3
Иноформационно-
практико-
ориентированный
Дети
собирают
информацию
и
реализуют
её,
ориентируясь
на
социальные интересы (оформление
и дизайн группы, витражи и др.)
Со средней группы
4
Творческий
Оформление
результата
работы
в
виде детского праздника, детского
дизайна и т.п.
Со
второй
младшей
группы
Продолжительность проектов в ДОУ
№
Вид проекта
Продолжительность
1
Краткосрочный проект
Одно или несколько занятий: 1-2 недели -
месяц
2
Проект средней продолжительности
2 - 4 месяца
3
Долгосрочный проект
Учебный год
Педагоги
нашего
ДОУ
уже
на
протяжении
нескольких
лет
применяет
метод
проектов
как инновационную технологию в работе с детьми раннего и дошкольного
возраста
по
познавательному
развитию,
нравственно-патриотическому,
физическому
развитию и др.
Положительные моменты технологии метода проектов:
увлечённость детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;
организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов.
Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в
деятельности.
Педагог,
сообщая
новые
сведения,
предлагая
различные
материалы,
направляет
работу
в
нужное
русло.
Совпадение
взрослых
и
детских
целей
определяет
эффективность
воспитательно-образовательного
процесса;
максимум действия при отсутствии созерцательности Знания, приобретаемые
в
ходе
реализации
проекта,
как
ответы
на
самостоятельно
поставленные
вопросы. Знания нужны детям, и поэтому интересны;
развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию –
приобретение
умения
рассуждать:
дети
осознают
свои
интересы,
учатся
ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия;
социальное
воспитание
детей:
умение
договариваться,
принимать
чужую
точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение
сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся,
не будет достигнута.
Педагогами ДОУ разработаны следующие проекты :
-
проекты
для
детей
раннего
возраста:
«Детский
сад:
адаптация
без
слёз»,
«Петушок – золотой гребешок», «Моя любимая игрушка-Неваляшка» и др.;
- проекты по играм: спортивным и музыкальным: «Летние олимпийские игры»,
«Музыканты», «Мой весёлый звонкий мяч!», «Музыкальные игры» и др.;
-
проекты по нравственно-патриотическому воспитанию детей: «Защитники
Отечества», «День Победы»;
-
проекты по опытно-экспериментальной деятельности: «Воздух-невидимка»,
«Твёрдый-мыгкий», «Эта удивительная соль!», «Играя, познаём (игры с песком, водой)» и
др.;
- проекты по познавательному развитию: «Наш организм: лёгкие», «Тайна моего
имени», «Знаки и символы», «Мой организм: зрение», «Осторожно, огонь!» и др.;
- по экологическому воспитанию: «Пчёлы», «Защитники природы», «Муравьи»,
«Деревья», «Грибы» и др.
Проектная
деятельность
дошкольников
является
уникальным
средством
обеспечения
сотрудничества
детей
и
взрослых,
способом
реализации
личностно
–
ориентированного подхода к образованию.
Технология
метода
проектов
делает
дошкольников
активными
участниками
учебного
и
воспитательного
процессов,
становится
инструментом
саморазвития
дошкольников,
ведь
опыт
самостоятельной
деятельности,
полученной
ребёнком
в
дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность
при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути
решения, учитывая имеющиеся условия.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен, потому что:
1.Овладение педагогами инновационной технологией - методом проектов, способствует
повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.
2.Метод
проектов
даёт
ребёнку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что
позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Литература:
1.Виноградова
Н.А.,
Панкова
Е.П.
Образовательные
проекты
в
детском
саду.
Пособие для воспитателей. – М.:Айрис-пресс, 2008.- 208 с.
2.Журавлёва
В.Н.
Проектная
деятельность
старших
дошкольников.-
Волгоград:
Учитель, 2009. – 202 с.
3.Новиков
А.М.,
Новиков
Д.А.
Образовательный
проект
(методология
образовательной деятельности). М.: Эгвест, 2004.-120 с.