Напоминание

Данко и Моисей, Ларра и Каин (библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"


Автор: Омукчанова Раиса Петровна
Должность: заместитель директора по умр
Учебное заведение: МБОУ КХСОШ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с.Крест-Хальджай
Наименование материала: доклад
Тема: Данко и Моисей, Ларра и Каин (библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"
Раздел: полное образование





Назад




Данко и Моисей, Ларра и Каин

(библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Оглавление

Введение ___________________________________________________________________

Глава 1. Горький и религия ____________________________________________________

Глава 2. О рассказе Горького "Старуха Изергиль"__________________________________

Глава 3. Данко и Моисей_______________________________________________________

Глава 4. Ларра и Каин_________________________________________________________

Вывод ______________________________________________________________________

Использованная литература ____________________________________________________

Приложение _________________________________________________________________

Введение

Данная работа посвящена исследованию нравственных истоков создания образов

Данко и Ларры, героев рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Актуальность темы исследований состоит в том, что сейчас идет переоценка творчества

А.М.

Горького,

которого

в

советское

время

считали

"пролетарским

"

писателем,

"буревестником революции" и под этим углом рассматривали все его произведения. С

концом советской эпохи авторитет "зачинателя литературы социалистического реализма"

заметно

пошатнулся:

начались

открытия

тайного

и

темного,

разоблачения,

предпринимались попытки "сбросить Горького с корабля современности", но сделать это

оказалось все же невозможно, тем более, что, параллельно заметному падению интереса к

этому писателю в России, внимание к нему на Западе только возрастало. Чем объяснить

"непотопляемость" Горького? Время показало, что его произведения всегда современны и

всегда вызывают живой интерес у читателей. Это можно доказать на примере рассказа

"Старуха Изергиль"

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений -

рассказ "Старуха Изергиль". Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей

жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом

юноше Данко, который любит людей больше, чем себя - беззаветно, всем сердцем. Данко -

настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи

своему народу - он способен на подвиг.

Положительному,

возвышенному

образу

Данко

Горький

противопоставляет

"негативный"

образ

Ларры

-

гордеца

и

эгоиста.

Ларра

считает

себя

избранным,

на

окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов, и убивает одну девушку.

Надменный, эгоистичный Ларра и отважный, жертвующий собой во имя жизни

других

людей

Данко.

Что

вдохновило

Горького

на

создание

этих

образов?

Многие

литературоведы объясняют это революционным настроением писателя, но, мы, изучив

жизнь и творчество писателя, пришли к совсем другому решению этой проблемы.

Объект исследования: рассказ Горького "Старуха Изергиль"

Предмет исследования: создание образов Данко и Ларры

Цель исследования:

доказать, что поводом для создания легенды о Ларре и Данко

послужили библейские истории.

Гипотеза исследования: образы Ларры и Данко созданы на основе христианской морали.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Изучить факты жизни А.М. Горького, связанные с христианством;

2. Подробно изучить страницы из Библии, посвященные Моисею и Каину;

3. Сделать сравнительный анализ легенды о Данко и библейской истории о Моисее;

4. Сопоставить образы Ларры и библейского грешника Каина;

5. Обобщить изученное и исследованное, сделать вывод.

Глава 1. Горький и религия.

“ Максим Горький “ – псевдоним, который взял себе Алексей Максимович Пешков,

- много говорит о писателе. Имя “ Максим “, взятое писателем в память об отце, в то же

время выражает его декларируемый максимализм. ”Горький” – потому что рассказывает

горькую правду о горькой жизни. Значит ли это, что свою задачу писатель видит в том,

чтобы с бескомпромиссным максимализмом говорить читателю горькую правду? Мнения

на этот счет могут быть разные. Правда для Горького всегда горькая. Обычно этот взгляд

объясняется

биографически:

действительно, с детства жизнь его не баловало. Но

горьковская “ горечь” объясняется не только внешними обстоятельствами жизни, но и

природным характером, возможно даже наследственностью.

Современников поражал жизненный опыт, приобретенный Горьким уже в ранние

годы его жизни. В начале 1900- х гг.- времени массового преклонения

перед ним, вышло даже книга “Максим Горький в карикатурах и анекдотах”.

Приведенный в ней материал, хотя и представляет писателя в шаржированном виде,

заостряет черты, вызывавшие недоумение одних и восторг других. Книгу открывает

краткий “ послужной список “ популярного писателя:

1878-й год. Поступил “мальчиком “ в магазин обуви.

1879 – Был учеником чертежника.

1880 годы –Служил поваренком на пароходе.

1883г – Работал в крендельном заведении.

1884г.- Был пильщиком дров.

1884г- Перешел на занятия грузчика.

1885г- Состоял хлебопеком в пекарне.

1886г – Был хористом в мелкой оперной труппе.

1887г – Торговал яблоками.

1888г – Покушался на самоубийство.

1889г – Занял должность железнодорожного сторожа.

1890г – Исполнял обязанности заведующего метлами и брезентом железнодорожной

станции.

1890г – Поступил письмоводителем к присяжному поверенному.

1891г- Стал бродить по России и работал на соляных промыслах.

1892г – Служил рабочим в железнодорожных мастерских.

1892г- Написал первый рассказ.

1903г – Всемирно известный писатель, имя и произведения которого сделались

популярными среди интеллигентных читателей всех стран .

“ Сказочна вообще судьба этого человека, - много лет спустя писал Бунин.- Молва

твердит: “ Босяк, поднялся со дна моря народного… “

А в словаре Брокгауза другое:

Горький – Пешков, Алексей Максимович. Родился в шестьдесят девятом году в среде

вполне буржуазной : отец – управляющий большой пароходной конторой, мать – дочь

богатого купца – красильщика…» Все это так – и не так.

Алексей Максимович Пешков родился 16 ( 28 ) марта 1868 г. в Нижнем-Новгороде. Его

отец,

Максим

Савватеевич,

сын

солдата,

разжалованного

из

офицеров,

столяр-

краснодеревщик,

в

1870

г.

он

занял

место

управляющего

пароходной

конторой

в

Астрахани, жил вдали от семьи и в1871 г. умер от холеры. Горький не знал отца, но все,

что связано с ним, было для него окружено особым ореолом, в честь него он и сына своего

назвал Максимом. Может быть, по отцовской линии- от деда – передалась ему некая

неудовлетворенность,

чувство

протеста.

Интересно:

сын

Горького,

Максим,

проявлял

немалые

способности

к

рисованию,

хотя

и

не

стал

профессиональным

живописцем.

Талант этого веселого и остроумного молодого человека был сатирического свойства, но,

по определению

знакомых, рисовал он «в стиле Босха», - а это не просто сатира, это

своего рода патология. В отличие от отца, Максим рос в атмосфере любви и понимания, -

но некая наследственность «горечь»проявилась и в нем.

Мать Горького, Варвара Васильевна, вскоре после смерти мужа вышла замуж вторично.

В 1897г. она умерла от скоротечной чахотки. Таким образом, в 11 лет будущий писатель

остался круглом сиротой . В наследство от матери ему достались слабые легкие. Со

временем у него развился туберкулез, от которого он так и не вылечился окончательно.

Эта болезнь тоже накладывает отпечаток на характер человека: затрудненность дыхания,

повышенная температура и слабость, - все это способствует мрачному, пессимистическому

взгляду на жизнь.

Горький считал себя атеистом. Но это значит, что он вырос вне религиозного

воспитания

.

Его

автобиографическая

трилогия

«

Детство»

-

«

в

людях»-

«Мои

университеты» изобилует подробностями церковного благочестия, и в то же время это

пособие для воспитателя: как не надо учить вере.

Рос

Алеша

Пешков

в

доме

деда,

Василия

Васильевича

Каширина,

владельца

красильного заведения. Характер у деда был тяжелый , как многие люди его среды , он

был церковно благочестив , каждый день перед сном читал Псалтирь и Часослов , но

благочестие его было формальное , внешнее.

«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды, - вспоминал Горький в

повести «Детство», - она отравляла взрослых и даже дети принимали в ней участие». Бог,

которому покланялся дед, внуку представлялся жестоким, карающим.

Как

боль

русских

детей

,

Алеша

Пешков

учился

читать

по

Псалтири,

церковнославянскую грамоту одолел раньше русской, хорошо знал Священное Писание и,

уже будучи сознательным атеистом, нередко щеголял цитатами из Библии и умением

стилизоваться

под

библейской

слог.

Свое

обучение

он

вспоминал

так:

«Меня

учила

тихонькая, пугливая тетка Наталья.

- Ну, говори, пожалуйста: « Отче наш, иже еси…»

И если я спрашивал: «Что такое яко же» - она, пугливо оглянувшись, советовала:

- Ты не спрашивай, это хуже! Просто говори за мною: « Отче наш …» Ну?

Меня беспокоило: почему спрашивать хуже? Слово « яко же» принимало скрытый смысл

и я нарочно искажал его: «Яков в же», «я в коже».За невыученными молитвами следовало

непременное распоряжение деда: «высечь» . Естественно , такая методика способствовало

укоренению в Православии.

Впрочем, нравственной проповеди Христа Горький никогда не отрицал, но Его

самого воспринимал скорее по Ренану , чем по Евангелию – как историческую личность ,

чья подлинная история впоследствии обросла легендами и вымыслами. Он считал , что

Бог – Бог это человеком выдуманное воплощение всего лучшего , что есть в человеке .

«Бога –нет, Леонидушка.- писал он в письме Леониду Андрееву. - Есть – мечта о нем…

Бог – удобное объяснение всего происходящего вокруг и – только». Но сыну своему

подарил Новый Завет с надписью: «Дарю тебе, дорогой мой, одну из лучших книг в мире»,

- а в одном из писем ему же писал:»Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее надобно

знать». В письме к Екатерине Павловне в декабре 1910г. замечает: «Хорошая книга,

согласись, знать ее надобно»; и Максиму: «Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее

надобно знать». Горький хорошо знал также молитвы, жития святых, церковную службу,

но святости Церкви не признавал – в этом, очевидно, немалую роль сыграло то, что ему

пришлось слишком рано без прикрас увидеть «соль, переставшую быть соленой», а

положительной антитезы не было – или Горький не умел ее видеть. Понятия доброты,

милосердия, сострадания он усвоил от бабушки, Акулины Ивановны. Бабушка, такая,

какой

она

показана

в

«Детстве»

-

не

горьковский

типаж,

она

скорее

напоминает

праведников

Шмелева

или

Никифорова

Волгина.

«Гляди,

гляди,

как

хорошо!

восклицает

она,

с

парохода

показывая

внуку

открывающуюся

панораму

Нижнего

Новгорода, - Вот он, батюшка, Нижний – то! Вот он какой, Богов!». «Долгие молитвы

всегда завершают дни огорчений, ссор и драк; слушать их очень интересно; бабушка

подробно рассказывает богу обо всем, что случилось в доме.

-Все Ты, родимый, знаешь, все Тебе, Батюшка, ведомо.

Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: Расскажи

Про бога!

- Сидит Господь на холме, среди луга райского, на престоле синя яхонта, под

серебряными липами, а те липы цветут весь год кругом, нет в раю ни зимы, ни осени, и

цветы николи не вянут, так и цветут неустанно, в радость угодникам Божиим…».

«Я очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой» - вспоминал

писатель. Но жестокость и равнодушие жили

и в бабушкином раю:

«Вот твой ангел

Господу приносит: «Лексей дедушке язык высунул». А Господь и распорядится: «Ну,

пускай старик посечет его!» И так все, про всех, и всем он воздает по делам, кому горем,

кому радостью». Такого рая и такого суда мальчик не принимал.

Наблюдая бабушку, Алеша Пешков пришел к выводу, что религиозность в русском

народе срослась с предрассудками, пассивностью, инертностью, его активной натуре такое

мировоззрение было чуждо.

В 1877 г. Алексей Пешков поступил в училище, учился очень хорошо, после двух лет

ученья

сдал

экзамен

и

получил

похвальную

грамоту,

но

на

этом

его

формальное

образование закончилось: к этому времени Каширины разорились и вскоре будущий

писатель оказался «в людях». «Ну, Лексей , ты – не медаль, на шее у меня - не место тебе,

а иди- кА ты в люди»- сказал ему «благочестивый» дед, а короткая бабушка ничего не

возразила.

Действительно, как было упомянуто в юмористическом «послужном списке» Горького,

ему довелось побывать и «мальчиком» при магазине модной обуви, и учеником ( а

одновременно

и

прислугой)

у

чертежника,

и

посудником

на

пароходах

«Добрый»

и

«Пермь».Некоторое

время

состоял

учеником

в

иконописной

мастерской,

но

духом

иконописного мастерства не проникся: « Уродливо написанные иконы не нравились мне;

продавать

их

было

неловка.

По

рассказам

бабушки

я

представлял

себе

Богородицу

молодой,

красивой,

доброй,

такою

она

была

и

на

картинках

журналов,

а

иконы

изображали ее старой, строгой, с длинным, кривым носом и деревянными ручками <…>

Иконопись никого не увлекает: какой- то злой мудрец раздробил работу на длинный ряд

действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему .

Косоглазый столяр Панфил, злой и ехидный, приносит выстроганные им и склеенные

кипарисовые и липовые доски разных размеров; чахоточный парень Давидов грунтует их;

его

товарищ

Сорокин

кладет

«левкас»,

Миляшин

сводит

карандашом

рисунок

с

подлинника, пишут пейзаж и одеяние иконы, затем она, без лица и ручек, стоит у стены,

ожидая работы личников. Очень неприятно видеть большие иконы для иконостасов и

алтарных дверей, когда они стоят у стены без лица, рук, ног, - только одни ризы или латы

и коротенькие рубашечки архангелов. От этих пестро расписанных досок веет мертвым,

того, что должно оживить из – нет, но кажется , что оно уже было и чудесно исчезло,

оставив только свои тяжелые ризы…».

Факты из жизни А.М. Горького

1.

Его

автобиографическая

трилогия

"Детство"

-

людях"

-

"Мои

университеты"

изобилует подробностями церковного благочестия.

2.

Алеша

Пешков

учился

читать

по

Псалтири,

церковнославянскую

грамоту

одолел

раньше русской, хорошо знал Священное Писание;

3. Работая на пароходе, с поваром Смурым читал жития святых;

4. Понятия доброты, милосердия, сострадания он усвоил от бабушки Акулины Ивановны:

"Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: "Расскажи про

бога!".

5. Некоторое время состоял учеником в иконописной мастерской.

6. Горький хорошо знал молитвы, жития святых, церковную службу.

7. Сыну своему подарил Новый Завет с надписью: Дарю тебе, дорогой мой, одну из

лучших книг в мире!"

Вывод: Горький считал себя атеистом, но нравственной проповеди Христа никогда не

отрицал, он считал, что Бог - это выдуманное человеком воплощение всего лучшего, что

есть в человеке.

Глава 2. О рассказе А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Героями ранних произведениями Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений –

рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергил о своей жизни и рассказанных ею

легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко,

который любит людей больше, чем себя – беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий

герой – мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели – помощи своему народу

– он способен на подвиг .Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по

непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу,

появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и

пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить

Данко , и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его,

чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал – гуманиста, личность большой духовной

красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой,

несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому

что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение – вот что

чувствует

читатель,

представляя

в

своем

воображении

юношу

с

пламенным

взором,

держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному,

возвышенному

образу

Данко

Горький

противопоставляет

«негативный» образ Ларры – гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на

окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил

девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу,, что каждый

человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей… и

еще многим».

Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором

времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг

на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть

совершенное

им

преступление,

племя

осуждает

на

вечное

одиночество.

Жизнь

вне

общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски . « В его глазах , - Изергиль , -

было столько тоски, что можно было бы отправить ею всех людей мира».

Гордость,

по

мнению

автора,

-

чудеснейшая

черта

характера.

Она

делает

раба

свободным, слабого – сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит

ничего обывательского и « общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает

абсолютную

свободу,

свободу

от

общества,

свободу

от

всех

моральных

устоев

и

принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изегриль о Ларре,

который будучи именно таким – абсолютно свободным – индивидуумом, умирает духовно

для всех ( и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической

оболочке. Герой обрел в бессмертии и быть свободным от него . Ларра был обречен на

одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по

мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

Отличительная черта данного рассказа – резкий контраст, противопоставление хорошего

и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи

Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути – тоже своеобразная легенда о

смелой

и

гордой

женщине.

Старуха

Изергиль

больше

всего

ценит

свободу,

она

с

гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с

восхищением

говорит о

любви к подвигу: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где

это можно».

В

рассказе

«Старуха

Изергиль»

Горький

рисует

исключительные

характеры,

возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для

него Изергиль, Данко и Ларра , несмотря на крайнюю, противоречивость натуры первой ,

кажущуюся бесполезность подвига второго бесконечную отдаленность от всего живого

третьего,

-

подлинные герои , люди, несущие в мир идею свободу в разных ее

проявлениях.

Однако для того чтобы по – настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть» ,

недостаточно быть свободным и гордым , чувствующим и беспокойным. Нужно иметь

главное – цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена

человека – дело его». В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! – выше! все – вперед!

и – выше – вот кредо настоящего.

Глава 3. Данко и Моисей

.

1. Жизнь пророка Моисея

Книга "Исход" повествует о том, что родители Моисея принадлежали

колену

Левы.

Моисей

родился

в

Египте

в

царствовании

фараона,

который

"не

знал

Иосифа". Каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в

Ниле всех новорожденных младенцев - израильтян мужского пола. В ту пору в семье

Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иоховед удалось скрывать младенца у себя

дома в течение трех месяцев. Не имея более возможности прятать ребенка, она оставила

его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона. она,

пожалев

младенца,

согласилась

позвать

кормилицу-израильтянку.

Мирьям

позвала

Иоховед, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. "И вырос младенец, и

она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына".

Возмужав,

Моисей

заинтересовался

участью

своих

порабощенных

соплеменников и "вышел к своим братьям". Увидев однажды, как один из надсмотрщиков

избивает еврея на строительных работах, Моисей убил обидчика-египтянина и скрыл его

тело в песке. После этого Моисей оказался свидетелем ссоры между двумя евреями,

дошедшей до драки. Один из них сказал: "Не хочешь ли ты меня убить, как Моисей?".

Моисей испугался, он понял, что его дело уже известно. Спасаясь от гнева фараона,

Моисей бежал в землю мидиалистов, где женился на дочери местного жреца, котоая

родила ему сыновей Гершона и Эницера. Долгие годы Моисей пас овец.

И однажды Бог окликает Моисей из неопалимой купины - горевшего, но

несгоревшего куста - и открывает ему свое Якве. господь сказал ему, чтобы он вывел

народ свой из жестокого угнетения. Он пошел спасать сынов Израилевых со своим братом

Аароном. Тогда народ поверил ему. Он повел их через море, дал им пищу и делал для них

все, что они пожелают.

На этом этапе странствования происходит первое военное столкновение с

амаленитянами - народом, преградившим израильтянам дорогу к горе Синай. В битве

израильтяне одерживают победу благодаря Моисею.

Преодолев все препятствия, народ подходит к горе Синай. Моисей во

всеуслышание оглашает десять заповедей, в которых Бог объявляет себя единым Богом

Израиля. Синайское откровение, дарование Закона и заключение Завета - кульминация

Исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моисея. Сорок дней проводит

Моисей

на

горе.

Люди

теряют

веру

в

Моисея

и

требуют

от

Аарона

изготовить

вещественного бога. Аарон изготовляет золотого тельца, которого народ богом, выведшим

его из Египта. Моисей, возмущенный грубым нарушением второй из десяти заповедей, в

гневе

разбивает

врученные

ему

богом

скрижали,

на

которых

эти

заповеди

записаны.Господь хотел уничтожить этот отступивший от него народ. Моисей отвергает

это предложение, заступается за израильтян, и Бог отменяет свое решение.

Начинается отчуждение между Моисеем и народом, освобожденным им от

рабства. "Моисей поставил себе шатер.. вдали от стана и называл его скинией собрания".

Моисей вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых

скрижалях. После разговора с богом лицо Моисея озаряется светом. С тех пор, появляясь

перед народом после каждой беседы с богом, Моисей закрывает лицо покрывалом.

Кризис, вызванный поклонением золотому тельцу, был потрясением для

Моисея. Он ведет народ кружным путем. Но еще более горькое разочарование постигает

Моисея, когда посланные в Ханаан разведчики возвращаются. разгневанный бог вновь

решает истребить народ Израиля, но и на этот раз Моисею удается добиться у бога

прощения.

После

сорокалетнего

пребывания

в

пустыне

народ

приближается

к

Ханаану. Моисей, несмотря на свой возраст (сто двадцать лет), все еще полон сил.

Моисей умирает в земле Моавитской после того, как сам бог показывает

ему с горы Нево всю землю Израиля, "никто не знает место погребения его даже до сего

дня... И оплакивали его сыны Израилевы... тридцать дней".

2. Сравнительная таблица строк, взятых из легенды о Данко и из книги Исход в

Библии.

Данко

Моисей

1. И вот пришла однажды тяжелая пора:

явились откуда-то иные племена и прогнали

прежних в глубь леса. там были болота, от

них шел такой смрад, что люди гибли один

за другим.

Фараон поставил над народом израильских

начальников,

которые

изнуряли

тяжкими

р а б о т а м и .

Е г и п т я н а м и

с

о с о б о й

жестокостью

принуждали

израильтян

к

работам,

старались

сделать

их

жизнь

невыносимо жестокой.

2. Но тут явился Данко и спас их всех один.

бог

увидел

долгое

страдание

народа,

уповающего

на

него,

и

послал

ему

избавителя в лице Моисея.

3. Его сердце загорелось ярче, чтобы спасти

людей.

Бог

пришел

к

Моисею

в

виде

горящего

тернового куста.

4. Повел их Данко. Дружно все пошли за

ним - верили в него.

И

увидели

израильтяне

руку

великую,

и

поверил народ Господу и Моисею.

5.

Это

был

трудный

путь,

и

люди

утомленные им пали духом. В злобе и гневе

обрушились

на

Данко,

человека,

который

шел впереди их. И стали упрекать его в

неумении управлять ими.

Когда они пришли в пустыню, то все стали

роптать на Моисея и Аарона.

6. И вот вдруг он разорвал себе грудь и

вырвал из нее свое сердце.

Моисей

спустился

с

горы,

Бог

дал

ему

десять

скрижалей,

на

которых

было

написано 10 заповедей.

7.

И

вот

лес

расступился

перед

ними

и

остался сзади. Все люди сразу окунулись в

море солнечного света и чистого воздуха.

Взошел Моисей с равнин, и показал ему

Господь всю землю и сказал: Вот земля, о

которой

я

клялся,

говоря:

семени

твоему

дам ее.

8.

Кинул

Данко

радостный

взор

на

свободную

землю

и

засмеялся

гордо.

А

потом упал и - умер.

Бог сказа: "Я дал тебе увидеть ее глазами

твоими, но в нее ты не войдешь". И умер

там Моисей и погребен на долине.

3. Что общего в историях о Данко и Моисее?

1. Причина: народ, пламенно любимый этими героями, оказался в трудном положении, из-

за любви к своем народу Данко и Моисей отважились на их спасение.

2. Испытания, выпавшие на их долю: Данко и Моисей вели свой народ через тернии,

тяжким был их путь. Не выдержав трудностей, народ возроптал на них. Но наши герои не

обозлились, они смогли их простить.

3. Способность к самопожертвованию: чтобы иметь возможность дальше вести народ,

Данко и Моисей решились на поступок, который вдохновил людей и дал им надежду.

4. Финал: Данко и Моисей спасли свой народ, но сами погибли, так и вступив на

обетованную землю.

\\\\\\\\\\\\

Глава 4. Ларра и Каин

1.

История о Каине

Каин и Авель – дети Адама и Евы. Один из них, Авель, пас овец, а брат его, Каин,

был земледельцем. Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель

также принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля

и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло

лицо его. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты огорчился и отчего поникло лицо

твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго,

от дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он ты господствуй над ним».

Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды,

когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого

умершего на земле человека обагрила землю.

Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на

земле. К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть!

Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодровствовать, молиться и побеждать грех

силой Господа.

(Детская библия, Бытие 4:2-12)

2.

Ларра и Каин

Ларра

Каин

1. Там жило могучее племя, они пасли стада

и на охоту за зверями тратили свою силу и

мужество, пировали после охоты, пели

песни и играли с девушками.

1. Авель пас овец, а Каин был

земледельцем.

2. Все с удивлением смотрели на сына орла

и видели, что ничем не лучше их, только

глаза его были холодны и горды, как царя

птиц.

2. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

а на Каина и на дар его не призрел. Каин

сильно огорчился, и поникло лицо его.

3. Когда пришли старейшины, он

разговаривал с ними, как с равными себе.

Это оскорбило их, и они сказали ему, что их

чтут, им повинуются тысячи таких, как он,

и тысячи вдвое старше его.

3. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты

огорчился и отчего поникло лицо твое?

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли

лица? А если не делаешь доброго, от

дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он

ты господствуй над ним».

4. Девушка оттолкнула его, да и пошла

4. Однако Каин не преодолел греха и

прочь, а он ударил ее и, когда она упала,

встал на грудь ее, девушка, вздохнув,

извилась змеей и умерла.

продолжал завидовать брату. Однажды,

когда оба брата были в поле, Каин напал на

Авеля и убил его.

5. И сказал самый мудрый: «Наказание есть.

Это страшное наказание, вы не выдумаете

такого в тысячу лет. Наказание ему – в нем

самом. Пустите его, пусть будет он

свободен! Вот его наказание!

5. И сказал Господь: «Когда ты будешь

возделывать землю, она не станет более

давать силы своей для тебя; ты будешь

изгнанником и скитальцем на земле.

Наказание больше, нежели снести можно»

6. Он пал на землю и долго бился головой

об нее. Но земля отстранялась от него,

углубляясь от даров головы его. «Он не

может умереть» - с радостью сказали люди.

6. И сказал Господь: «За то всякому, кто

убьет Каина, отмстится всякому». И сделал

Господь знамение, чтобы никто,

встретившись с ним, не убил его.

7. Ему нет жизни, и смерть не улыбается

ему. И нет ему места среди людей. Вот как

был поражен человек за гордость!

7. И пошел Каин от лица Господня,

поселился в земле Нод, на восток от Едема.

3.

Основная мысль этих произведений.

Ларра и Каин совершили страшный грех, они оба нарушили одну заповедей Бога:

не убий! Какое наказание ждет их? В Библии Бог решил наказать Каина

бессмертием, он изгнал его с родной земли, сделал скитальцем и велел не бивать

его. Горький тоже решил наказать Ларру одиночеством, дал ему свободу, но эта

свобода была без людей. Оказывается, человек не может жить без общения. Ларра

ищет смерть, но не может найти ее. Такое страшное наказание Горький взял из

Библии.

Вывод

1.

В биографии Горького мы нашли факты, подтверждающие, что писатель не

отрицал христианскую нравственность.

2.

История Моисея схожа с легендой о Данко и по сюжету, и по характеру героев,

которых объединяет пламенная любовь к своему народу.

3.

В легенде о Ларе и в библейской истории о Каине красной линией проходит

мысль, что отвержение от своего народа – это и есть самое страшное наказание.

4.

Изученное и следованное приводит к выводу, что А.М. Горький при создании

рассказа «Старуха Изергиль» использовал библейские истории.

Использованная литература

1.

Горький А.М. Избранное. М,, «Детская литература», 1982.

2.

Библия. Изд. «Свет на Востоке», 2000.

3.

Детская библия. Изд. Российское библейское общество, М,, 1994.

4.

Заломов П. Мои встречи с Максимом Горьким. «Литературная газета, №51, 1937 г.

Жигалов М.П., Великий писатель России. Изд. «Детская литература»



В раздел образования