Автор: Степаненко Юлия Леонидовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБП ОУ "Тверской колледж им. П.А. Кайкова"
Населённый пункт: г.Тверь, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема: "Подготовка разнородных поверхностей под оштукатуривания"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Тверской колледж Героя Советского Союза им. П.А Кайкова».
Методическая разработка урока
По МДК 01.01 « Технология штукатурных работ»
Профессия19727: « Штукатур».
Тема: «Подготовка разнородных поверхностей под оштукатуривания»
Преподаватель строительных специальных дисциплин
и мастер производственного обучения
Степаненко Юлия Леонидовна
Тверь 2018г.
Содержание:
Введение……………………………………………..3
Цели задачи………………………………………….4
Ход урока…………………………………………….5-15
Литература……………………………………………16
Введение
Методическая разработка по теме: «Подготовка разнородных поверхностей
под оштукатуривания» соответствует основной профессиональной
программе по ФГОС для НПО по МДК 01.01 «Технология штукатурных
работ», по профессии 19727: « Штукатур».
Формы и методы занятий, представленные в методразработке, способствуют
формированию технического мышления учащихся, формирования знаний
учащихся о подготовке разнородных поверхностей под оштукатуривания.
Методика урока построена с применением инструкционно-технологической
карты, которая повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и
запоминанию учебного материала, способствует расширению и укреплению
связи теории и практики, дает ясное представление о подготовке
разнородных поверхностей под оштукатуривания.
Инструкционно –технологическая карта представляет изучаемый трудовой
процесс в методически обработанном виде. Поэтому документацию
письменного инструктирования следует рассматривать и использовать не
только как учебную документацию для учащихся, но и методическую
документацию для преподавателя специальных дисциплин и мастера
производственного обучения.
Тема урока: «Подготовка разнородных поверхностей под оштукатуривания»
Цель урока: Ознакомить учащихся с разнородными поверхностями и их
подготовкой под оштукатуривания.
Задачи:
Обучающая:
1.
Закрепить знания, полученные на предыдущем уроке по теме
«Инструменты и инвентарь для выполнения штукатурных работ».
2.
Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся.
Развивающая:
1.
Формировать и развить умения анализировать, сравнивать, делать
выводы.
2.
Развивать наглядно-образную память и мышление.
3.
Научить учащихся правильному и рациональному использованию
электроинструмента и ручного инструмента, необходимых для
подготовки поверхности.
Воспитательная:
1.
Формировать нравственные, поведенческие качества, ответственное
отношение к труду, трудолюбие.
2.
Формировать у учащихся стремление к постоянному развитию
профессиональных качеств и способностей.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы: Словесный-беседа, наглядный, практический.
Межпредметные связи: учебная практика, материаловедение, охрана труда.
Ход урока.
1. Организационный момент (5 мин.)
2. Проверка присутствующих на уроке, наличие конспектов, готовности к
уроку.
3.Вступительное слово преподавателя. Объявление темы урока.
4. Повторение (5 мин).
Учитель: Урок начнем с повторения пройденного материала. Перечислите и
охарактеризуйте контрольно – измерительные инструменты при выполнение
штукатурных работ.
Уч-ся: Отвес предназначен для провешивания поверхности и проверки ее
вертикальности.
Правило- уровень предназначено для контроля неровностей на поверхности.
Гидроуровень - предназначен для провешивания горизонтальных
поверхностей.
Угольник - предназначен для прямых углов.
Рулетка служит для измерения протяжённых линейных объектов и разметки
помещений.
Учитель: Правильно. Назовите и охарактеризуйте инструменты для
подготовки поверхности.
Уч-ся: Троянка, зубило - ударный инструмент предназначен для выборки
швов каменной кладке.
Перфоратор и молоток – кирочка предназначены для нанесения насечек на
поверхности.
Угловая электрошлифовальная машинка предназначена для очистки
поверхностей от неровностей, наплывов, выступов.
Стальная щетка предназначена для очистки различных поверхностей.
Кисть – макловица предназначена для грунтования поверхностей.
Объяснение нового материала (30 мин)
Учитель: Сегодня тема нашего урока «Подготовка разнородных
поверхностей под оштукатуривания».
Одним из важнейших факторов, определяющих качество штукатурки,
является прочное сцепление ее с поверхностью, на которую она нанесена.
При недостаточном сцеплении штукатурка отслаивается от поверхности, а
затем отпадает. Чтобы обеспечить хорошее сцепление раствора с
поверхностью, ее подготовляют, т. е. придают ей шероховатость, очищают от
пыли и других загрязнений.
До подготовки поверхностей проверяют вертикальность и горизонтальность
конструкций, а также прочность их установки. Если в процессе проверки
выяснится, что отклонения превышают нормы, приведенные в СНиП III-21-
73, дефекты устраняют.
Учитель: Обратите внимания на инструкционно-технологическую карту на
тему: «Подготовка разнородных поверхностей под оштукатуривания».
Наимено-
вание
операций
Технология
выполнения работы
Эскизы
Инструменты
приспособления
материалы
1.Органи-
зация
рабочего
места
Перед началом работы
осмотреть рабочее
место и проверить
правильность
размещения
материалов, проверить
исправность
инструмента,
инвентаря,
приспособлений.
Инструмент должен
быть исправным и
использоваться по
назначению.
Расположить в зоне
работы.
Штукатур должен
быть в специальном
комбинезоне.
Стены следует
проверить на
Подмости
Уровень
вертикальность и
наличие впадин при
помощи контрольно-
измерительных
инструментов
2.Подго-
товка
кирпич-
ных
поверх-
ностей
под
оштукату-
ривание.
Если швы кладки
наполнены раствором,
требуется выбрать его
(на 10- 15мм). С
помощью зубила,
которого направляют
вдоль шва под углом к
поверхности, а
молотком наносят
удары (можно
использовать
перфоратор для
выборки швов) .
Если в процессе
проверки выяснится,
что выявленные
отклонения
превышают нормы,
приведенные дефекты
устраняют.
- отклонения по
вертикали более 10 мм
устраняют
выравнивающим
слоем раствора без
последующей затирки,
предварительно
смочив поверхность;
- выпуклости более 10
мм срубают
штукатурным
молотком или
перфоратором.
- вогнутости более 10
мм замазывают
раствором,
а) удаление
наплывов
кладочной смеси;
б) зачиска
металлической
щетки;
в) смачивание
поверхности.
Зубило
Молоток
предварительно
смочив поверхность.
На гладкие
поверхности для
лучшего сцепления
штукатурки с
основанием
выполняют насечку с
использованием
ручного и
электрического
инструмента (молоток,
зубило или
перфоратор).
Кирпичные стены
(стены с пустыми
швами, шероховатые),
зачищают
металлическими
щетками, но после
этого их необходимо
полить водой (тем
самым освобождаем
стену от пыли).
Для очистки
поверхностей от
неровностей,
наплывов, выступов
используют угловую
электрошлифовальну
ю машину. Для
выполнения этой
Очистка
поверхности
металлической
щеткой.
Шлифовка
поверхности
Перфоратор
Металлическая
щетка
Угловая
электрошлифоваль
ная машинка
работы можно
использовать и
электродрель, вставив
в патрон вместо
сверла диск со
стальными щетками.
Выполняют обработку
поверхности
специальным грунтом,
«Бетоноконтакт» .
При подготовке
поверхности под
толстые слои
штукатурки на нее
набивают
металлическую сетку
с ячейками не более
40x40 мм или гвозди,
которые затем
оплетают проволокой.
Крепление сетки
Грунтовка
«Бетоноконтакт»
Металлическая
сетка
3.Подго-
товка
камневидн
ых
поверхнос
Стены из бутового
камня подготавливают
следующим образом.
Швы кладки, если они
Выборка швов и
насечка
поверхности
Зубило
тей под
оштукатур
ивание
заполнены раствором
заподлицо, выбирают
на глубину не менее
15 мм (молоток,
зубило) , а
поверхности кладки
очищают стальными
щетками.
Для насечки и
выборки швов служат
электрические
инструменты
(перфоратор)
Для очистки
поверхностей от
неровностей,
наплывов, выступов
применяют
электрошлифовальну
ю машинку. Успешно
выполняют эту работу
и затирочной
машинкой, к которой
вместо терки
прикрепляют
стальную щетку.
К работе с
электрифицированны
м инструментом
допускаются рабочие,
прошедшие
соответствующий
инструктаж.
Если в процессе
кладки в швы
вставлены куски
проволоки, делают
проволочное плетение,
чтобы лучше связать
штукатурный раствор
с основанием. Вместо
проволоки можно
прикреплять сетку с
Шлифовка
поверхности
Крепление сетки
Молоток
Перфоратор
Угловая
электрошлифоваль
ная машинка
5Металлическая
сетка
отверстиями любого
сечения.
4.Подго-
товка
бетонных
поверхнос
тей под
оштукату-
ривание
Для насечки бетонной
поверхности лучше
использовать
электрический
инструмент(перфора-
тор)
Выполняют обработку
поверхности
специальным грунтом,
«Бетоноконтакт» .
В ряде случаев
поверхность
обтягивают
металлической сеткой.
Металлическая сетка
на бетонной
поверхности
закрепляется
дюбелями в
шахматном порядке.
Подготовку завершают
смачиванием
Насечка бетонной
поверхности
Перфоратор
8.Грунтовка
«Бетоноконтакт»
2.Металлическая
сетка
поверхности водой.
5.Подго-
товка
шлако-
бетонных
поверхнос
тей под
оштукату-
ривание.
Шлакобетонные
поверхности плохо
сцепляются со
штукатуркой, поэтому
при изготовлении
шлакобетонных
изделий на их
поверхности делают
борозды. При
оштукатури-
вании в них попадает
раствор, который
прочно удерживает
штукатурный слой.
Если на поверхности
не сделаны борозды,
поверхность
прочищают стальной
щеткой, насекают
перфоратором или
зубилом и по
насеченным и
очищенным
поверхностям
просверливают
отверстия - гнезда
глубиной до 20 мм,
диаметром 10-12 мм.
Гнезда располагают на
расстоянии 50-70 мм
друг от друга в
шахматном порядке. В
этих отверстиях
удерживается раствор,
и штукатурка хорошо
сцепляется с
поверхностью.
Насечка
поверхности
Перфоратор
Зубило
Молоток
6.Подго-
товка
гипсобето
нных плит
под
оштукату-
ривание.
Гипсобетонные плиты
прочищают
стальными щетками.
Прогрунтовать
поверхность
грунтовкой
глубокого
проникновения
или
грунтовкой
«Бетоноконтакт»-
для
лучшего
сцепления
с
основой.
Металлическая
щетка
Грунтовкой
глубокого
проникновения
7.Подго-
товка
деревян-
ных
поверхнос
тей
под
облицовку
П р и
п о д г о т о в к е
деревянных
п о ве р х н о с т е й
п од
облицовку,
м е ж д у
деревом и облицовкой
создают
воздушную
прослойку,
которая
предохраняет
облицовку от влияния
н а
н е ё
о б ъ ё м н ы х
изменений дерева.
Для создания
воздушной прослойки
на деревянные
поверхности набивают
вертикальные бруски
сечением 20x30 или
25x40 мм,
расположенные на
расстоянии примерно
40 см друг от друга.
Затем поверхность и
бруски покрывают
антисептирующим
составом,
предохраняющим
дерево от гниения. На
брусках закрепляют
гидроизоляционную
Бруски
Антисептик
Гвозди
Молоток
мембрану по кото-
рому к брускам
гвоздями крепят
металлическую сетку
с ячейками размером
10... 15 мм. Сетку
натягивают туго,
чтобы при
дальнейшем
обмазывании ее
раствором она не
провисала.
Гидроизоляция
Металлическая
сетка
Закрепление пройдённого материала ( 5 мин).
Учитель: Мы изучили тему: « Подготовка разнородных поверхностей под
оштукатуривания». А сейчас закрепим тему.
Учитель: Назовите последовательность выполняемых операций
при подготовке кирпичной поверхности под оштукатуривание.
Уч-ся:
-швы кладки наполнены раствором, то выбивают зубилом и молотком на
глубину не менее 10 мм, прочищают металлическими щетками;
- выявляют и устраняют отклонения;
- для очистки поверхностей от неровностей, наплывов, выступов используют
угловую электрошлифовальную машину.
- оставшуюся пыль удаляют со стены щетками;
- перед оштукатуриванием хорошо смачивают поверхность.
Учитель: Правильно. Назовите последовательность выполняемых операций
при подготовке бетонной поверхности под оштукатуривание
Уч-ся: Подготовку бетонных поверхностей проводят в следующей
последовательности:
- очищают поверхность от пыли, грязи и потеков раствора металлическими
щетками;
-
придают поверхности шероховатость (перфоратор):
- закрепляют металлическую сетку на поверхности: металлическая сетка на
бетонной поверхности закрепляется дюбелями в шахматном порядке;
- грунтуют поверхность « Бетоноконтактом».
Учитель: Правильно. Назовите последовательность выполняемых операций
при подготовке гипсобетонных плит под оштукатуривание.
Уч-ся: Гипсобетонные плиты очищают от пыли стальными щетками;
грунтуют поверхность грунтовкой глубокого проникновения или грунтовкой
«Бетоноконтакт».
Учитель: Правильно. Назовите последовательность выполняемых операций
при подготовке деревянных поверхностей под облицовку.
Уч-ся:
Между деревом и облицовкой создают воздушную прослойку;
для создания воздушной прослойки на деревянные поверхности набивают
вертикальные бруски сечением 20x30 или 25x40 мм, расположенные на
расстоянии примерно 40 см друг от друга. Затем поверхность и бруски
покрывают антисептирующим составом, предохраняющим дерево от
гниения. На брусках закрепляют гидроизоляционную мембрану по которому
к брускам гвоздями крепят металлическую сетку.
Учитель: Молодцы, ребята.
Итоги по уроку.
Задание на дом - 3 мин.
Анализ устных ответов.
Объявить обучающимся оценки за урок выставить их в журнал.
Литература
1.Черноус Технология штукатурных работ издательство: Академия Серия:
Начальное профессиональное образование 2012 г. 240 с.
2. Г. Г. Черноус Штукатурные работы издательство: Академия Серия:
Начальное профессиональное образование 2009 г. 224 с.
3. Л. Н. Мороз, П. А. Лапшин Штукатур. Мастер отделочных строительных
работ издательство: Феникс Серия: Начальное профессиональное
образование 2012 г. 256 с.
4. Завражин Н.Н. Штукатурные работы высокой сложности: уч. пос. для
НПО. - М.: Академия, 2010.
5. Ивлиев А.А., Кальгин А.А. Отделочные строительные работы: учебник. -
М.: ПрофОбрИздат, 2006