Автор: Мельникова Наталья Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Ивушка"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедическое обследование речи детей раннего возраста" (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»
Тема выступления:
«Логопедическое обследование речи детей раннего возраста»
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель-логопед
Мельникова Н.И.
Новый Уренгой
2017
Проблема выявления задержки речевого развития (ЗРР) на ранних этапах
онтогенеза давно стала одной из важнейших проблем логопедической работы
и ранняя помощь детям с задержкой речевого развития в настоящее время
является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорожденных являются
физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию
(Волосовец Т.В.) В процессе социализации ребенок постепенно овладевает
речью
как
средством
общения,
усваивая
ее
ф о н о л о г и ч е ские,
морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной
ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют
изменения ситуации общения («кризисы переходного возраста»). Динамика
этого
процесса
во
многом
определяется
гармоническим
развитием
всех
аспектов личности ребенка раннего возраста.
В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно
выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития,
чтобы
избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные
отклонения от нормы.
Логопед при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитии
использует следующие методы обследования:
— анкетирование и беседа родителями;
— изучение медицинской документации;
—
наблюдение
за
поведением
и
деятельностью
ребенка
в
естественных
условиях
(движение,
игра,
еда,
одевание-раздевание
и
т.п.)
и
в
ходе
выполнения специальных заданий;
— собственно логопедическое обследование ребенка:
строение и функционирование органов артикуляции,
состояние произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес),
дифференцированность слухового внимания к неречевым и речевым
сигналам,
сформированность понимания речи, в том числе простых и сложных
речевых инструкций,
объем пассивного и активного словарного запаса.
Необходимо
также
учитывать,
что
адекватность
оценки
уровня
развития
ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется
состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью
его
деятельности,
общим
фоном
настроения
ребенка,
наличием
доброжелательного контакта с исследователем (Е.А. Стребелева).
Последовательность
стадий
овладения
родным
языком
в
онто генезе
определяет
специфические
особенности
его
использования
в
речевом
общении у детей раннего возраста:
—
обязательное
опережающее
развитие
понимания
обращённой
речи
(семантический аспект);
—
первоочередное
усвоение
некоторых
прагматических
аспектов
(диалогическая
последовательность
высказываний,
использование
утвердительных и отрицательных кивков головой, умение поприветствовать
и попрощаться с собеседником, умение смотреть в глаза взрослому во время
разговора;
- использование для выражения коммуникативных намерений значительного
количества разнообразных невербальных средств (крики, протягивание рук,
направленные
взгляды,
улыбки,
лепетание
и
вокализации,
указательные
жесты, подталкивание в нужную сторону);
— корреляция между накоплением словарного запаса и развитием мышления;
— выраженная зависимость уровня речевого развития от других важных
показателей развития ребенка раннего возраста (развитие общей и тонкой
моторики, усвоение социо-культурных навыков и т.п.)
При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание
на:
— умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;
—то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками
(использует обе руки или только одну);
— ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;
— эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения
заданий.
Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок сознательно
произносит любой возглас или использует указательный жест в значении
«Посмотри, как у меня получилось!», это обязательно отмечается в протоколе
обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует
попытаться
активизировать
его
речь,
произнося
любые
эмоционально
окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему
выполнить задание.
Обследование состояния речи детей раннего возраста проводится в
ноябре, после периода адаптации. В процессе обследования заполняются
"карты развития", которые позволяют отслеживать речевое развитие ребенка.
Обследования речи детей раннего возраста
I. Обследование импрессивной стороны речи
1.
Понимание речи на уровне диалога (Как тебя зовут? Кто тебя
привел сюда? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась?
Любишь играть с игрушками? Как можно играть с этими игрушками?).
2.
Понимание инструкций: возьми мяч; дай куклу; положи барабан на
стул; возьми у меня карандаши и положи на стол).
3.
Понимание слов, обозначающих: а) предметы, б) действия, в)
признаки.
4.
Различение
значений
существительных
единственного
и
множественного
числа
(матрешка,
матрешки;
шар,
шары;
машина,
машины).
5.
Понимание
значений
существительных
с
уменьшительно-
ласкательными
суффиксами
(дом,
домик;
сумка,
сумочка;
кровать,
кроватка).
II. Обследование экспрессивной стороны речи
1.
Диалог (возможности речевого общения ребенка): отсутствует речь,
лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)
2.
Изучение
активного
словарного
запаса:
а)
звукоподражания,
б)
существительные, в) глаголы, г) прилагательные.
3.
Обследование грамматического оформления речи: а) использование в
речи
существительных
в
именительном
падеже
множественного
числа
(кубик-кубики, кукла-куклы, стол-столы, пирамида-пирамиды, носок-носки),
существительных
в
винительном
падеже
(со
значением
объекта)
единственного числа (купили машину, куклу, морковку, шапку, чашку); б)
усвоение
глагольных
форм
повелительного
наклонения
второго
лица
единственного
числа
(иди,
возьми,
убери,
принеси),
настоящего
времени
третьего лица единственного числа (идет, сидит, ест, спит, едет, играет,
пьет, везет и др.).
4.
Состояние словообразовательных навыков (использование в речи
существительных
с
суффиксами уменьшительности: мяч-мячик, флаг-
флажок, шапка-шапочка, машина-машинка).
5.
Общее звучание речи (темп, тембр, дыхание и т.п.).
6.
Состояние звуковой, фонетической и слоговой сторон речи.