"Нестандартные уроки, как форма или средство обучения (нетрадиционное обучение)"
Автор: Запивахина Оксана Геннадьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Нестандартные уроки, как форма или средство обучения (нетрадиционное обучение)" Раздел: среднее образование
Тема «Нестандартные уроки, как форма или средство обучения
(нетрадиционное обучение)»
Введение
I Глава. Основные характеристики нетрадиционного обучения
1.1 классификация типов нетрадиционных уроков
1.2 отличительные черты нетрадиционного и нестандартного обучения
1.3 современный подход к нетрадиционному и нестандартному обучению
Выводы по I Главе
II Глава
2.1
2.2 нетрадиционные (нестандартные) уроки по математике и биологии
2.3 значение нестандартного (нетрадиционного) урока в управлении учебного
процесса
Выводы по II главе
Заключение
Библиография
Приложения
1.1 Классификация типов нестандартных уроков
ЖАНРОВЫЙ урок - это форма учебной деятельности учащихся на основе
организации
действий
из
области искусства: режиссура урока; сценарий
урока;
партитура
урока;
бенефис
на
уроке
и
т.п.
Идея
содержания
педагогической
деятельности
заключатся
в
том,
чтобы
активизировать
процесс
учения
учащихся
необычными
творческими
способами
самовыражения.
Цель
данного
урока
-
раскрыть
способности
каждого
ребенка на уроке. Чтобы каждый ребенок почувствовал особенность своего
положения в учебной деятельности среди детей. Особенность собственного
положения может проявляться в необычных действиях: в выражении эмоций
и
чувств;
в
театральной
игре;
распределении
ролей;
в
находчивости
необычных ситуаций; в умении решать поставленные проблемы: умении
держать внимание окружающих и т.д. Каждый участник учебного процесса -
это актер, который находит свое место, свою роль в проведении учебной
деятельности. Как актер ученик переживает свои победы и поражения, но
самое
главное
в
данной
ситуации
это
то,
что
данные
переживания
принимаются и поддерживаются всеми окружающими. По своей сущности
ребенок
(актер)
не
одинок
в
данном
учебном
процессе.
Он
не
обделен
вниманием со стороны учителя или одноклассников, а наоборот находится в
центре внимания и еще является участником учебного процесса, на которого
возлагают надежды, ответственность и ждут от него чего-то необычного. У
детей появляется возможность показать следующие качества: решительность,
самостоятельность,
умение
брать
ответственность
на
себя,
находчивость,
мобильность,
адекватность
действий,
не
бояться
публичного
мнения,
и
наоборот,
получить
публичную
оценку
своим
действиям,
научиться
контролировать
свои
поступки,
выбирать
способы
решения
проблем,
помогать другим участникам учебного процесса и т.д. А главное - дети учатся
переживать
необычное
состояние
учебного
процесса,
приобретают
опыт
регулирования и коррекции собственной деятельности. Методы обучения и
воспитания из области искусства помогают увидеть и сформировать у детей
свое
отношение
к
культуре,
а
также
овладеть
системой
культурных
отношений, которые необходимы в жизнедеятельности.
УРОК
ГРУППОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ
или
организация
групповой
деятельности. Это количественные модели, которые по своему характеру
организации
обучения
зависимы
от
количества
детей
в
классе,
группе,
подгруппе,
потоке.
Организация
групповой
учебной
деятельности
может
быть
самой
разнообразной.
Например,
организация
коллективно
-
мыслительной
деятельности
учащихся;
работа
в
микрогуппах;
классный
конвейер; зачет в парах или для двоих; работа по вариантам и т.д. Цель
групповой технологии - активизация учебного процесса учащихся на основе
организации коллективной деятельности, т.е. обучение умению деятельности
в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой дея-
тельности непроизвольно включается в совместную работу и находится перед
фактом выбора: либо действуешь как все, либо сам определяешь себе место,
роль
и
функцию
деятельности
в
коллективе.
Для
детей
подросткового
возраста подобная картина самоопределения в деятельности играет огромное
значение, в связи с тем, что идет процесс собственного утверждения среди
сверстников.
Идет
обмен
информацией,
способами
действия,
взаимной
поддержки и отрицания, умением распределять какие-либо операции, а также
формируется эмоциональный фон отношений. Педагогический опыт многих
учителей
показывает
что,
групповая
работа
особенно
эффективна,
если
организован учителем процесс распределения учебных заданий и продуман
процесс обсуждения их в коллективе. Именно процесс обсуждения учебных
заданий,
проблем,
научных
фактов
в
ученическом
коллективе
воспринимается
так,
как
будто
бы
взрослые
советуются
с
их
мнением,
спрашивают их отношение к происходящему и прислушиваются к их оценке.
Подобная ситуация групповой деятельности действительно помогает детям
чувствовать себя более уверенно и целенаправленно осуществлять процесс
познания.
Наиболее
эффективны
уроки
групповой
технологии
на
основе
методов
диалога,
собеседования,
обмена
мнениями,
совместной
деятельности.
УРОК - ТРЕНИНГ - форма организации учебной деятельности учащихся в
основе процесса отрабатывания каких-то действий и закрепления учебного
материала. Цель технологии обучения направлена на такую деятельность,
которая
помогла
бы
ребенку
в
приобретении
определенных
умений
при
помощи неоднократного повторения одних и тех же заданий или действий.
Это
специфическая
тренировочная
деятельность
может
быть
как
индивидуальной,
так
и
групповой
работой
в
классе.
На
таком
уроке
затрачивается много сил и энергии для того, чтобы монотонно выполнять
однообразную работу. Поэтому опытные учителя всегда вносят элементы
педагогического
творчества,
выраженного
в
каком-либо
разнообразии:
дидактического
материала,
подборе
необычных
заданий,
организации
соревнований, организации репетиторства, организации взаимного контроля.
Уроки – тренинги по своему характеру содержания проблемы могут быть
педагогическими,
дидактическими,
методическими,
социальными,
психологическими, философскими, экономическими, управленческими и т.п.
Методика
проведения
тренировки
весьма
разнообразна
и
зависит
от
специфики
проблемы
одного
учащегося
или
всей
группы
школьников.
Принципы ведения уроков - тренингов подбираются или разрабатываются
учителем в зависимости от характера проблемы, социально - педагогических
условий ведения, а также целей и задач закрепления учебного материала.
Индивидуальные уроки - тренинги отличаются от групповых тем, что имеют
разный характер проблем, а значит, методика ведения отражает специфику
личности
учащегося.
На
уроках
-
треингах
групповой
технологии
рассматривается
проблема,
характерная
для
всех
участников
учебно-
воспитательного процесса. Формируется или определяется учебная модель
деятельности. Ставятся специфические цели и подбираются умения - чему
учить или какие умения закреплять. Обязательно разрабатываются критерии
действий учащихся как образец или эталон умений учащихся. Здесь не-
обходимо
заметить,
что на уроках - тренингах обязательно должны быть
образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного
упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные
образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной
навык и умение. Показать детям выполненные задания и эталон умений для
того, чтобы они сами сравнили, что они умеют, а что нет. Учитель помогает
детям отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, а значит
выявлять ошибки в учебных действиях. Можно осуществить повторение
данной процедуры. И еще, необходимо обязательно проводить измерение и
оценку
деятельности,
без
которых
невозможно
определить
результат
достижения.
На
уроках
-
тренингах
максимально мспожь^уэтсх методы
психокоррекции личностной и групповой деятельности как неотъемлемая
часть учебно - воспитательного процесса.
Урок-экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными
странами
и
народами,
знакомство
с
русской
национальной
культурой
становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка.
Ученик
должен
уметь
провести
экскурсию
по
городу,
рассказать
иностранным
гостям
о
самобытности
русской
культуры
и
т.д.
принцип
диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о
родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной
страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого
языка.
Учителя,
сознавая
стимулирующую
силу
страноведческой
и
культурологической
мотивации,
стремятся
развивать
у
учащихся
познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока. [18,
19]
Урок-путешествие
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока
являются
остановки
по
пути
следования.
Экскурсоводом
(инструктором)
может быть учитель или заранее подготовленный ученик.
Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют
положение
изучаемого
ландшафта.
Затем
учащиеся
выбирают
транспорт,
снаряжение, одежду - все, что необходимо для путешествия.
Урок построен в виде практических исследований, работы с изобра-
зительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы,
«встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки учитель
планирует заранее. Например, во время кругосветного путешествия по теме
«Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте
и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии
и т.д.
Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки,
заполняют
маршрутный
лист
(в
виде
контурной
карты).
По
окончании
путешествия ребята составляют отчет об «увиденных» объектах природы.
Урок - сказка
Такой
тип
нетрадиционного
урока
проводится
в
1-2
классах
при
обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето и осень», «Зима»,
«Весна».
Урок
строится
по
сказкам
В.Бианки,
М.Пришвина,
Н.Сладкова,
по
русским народным сказкам, или учитель сочиняет новую сказку.
Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои
(Зимушка-зима, Старик-годовик, Ученый-эколог, любой зверек или птица) и
отрицательные (злой холодный ветер, Баба Яга, браконьер). В сказке должна
быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация (например, в зимнем
лесу слышится голос кукушки), загадка, появление героя сказки в необычном
костюме.
Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба
добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки,
преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для
себя отвечают учителю на вопросы по прошедшему материалу, узнают новый
дополнительный
материал
по
теме
урока. Заканчивается
урок-сказка
развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается
всеобщей радостью, удовлетворением, учитель называет лучших знатоков
природы, ставит отметки, вручает призы.
Урок - КВН
Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока
являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок
капитанов, физкультминутки.
Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока)
и капитана команды. Приглашается жюри (родители, куратор).
Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий,
проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными,
игровыми.
Урок - викторина
Данный тип урока похож на урок - КВН, разница состоит только в том,
что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок -викторина и
урок - КВН проводятся с целью повторения учебного материала.
Урок - игра
Названный тип урока может быть проведен в форме игр "Что? Где?
Когда?",
"Поле
чудес",
"Крестики
-
нолики"
и
других,
учебной
задачей
данных уроков является обобщение и систематизация знаний учащихся.
Первые две игры проводятся по аналогии с одноименными телепере-
дачами. Остановимся подробнее на третьей игре.
Этапами урока - игры "Крестики - нолики" являются конкурсы, которые
записаны на доске в виде игрового поля.
Конкурсы
могут
быть
сокращены
или
изменены
в
зависимости
от
возраста учащихся и от темы.
Класс делится на две команды: "Крестики" и "Нолики". Выбирается или
приглашается
жюри.
Первыми
ходят
согласно
жеребьевке,
например,
«Крестики" и выбирают любой конкурс. Учитель называет задание или во-
прос по этому конкурсу. Обе команды выполняют задание, жюри оценивает,
клетка игрового поля закрывается "+" или "О" в зависимости от того, кто
победил. Следующий ход делает победившая команда.
Физминутка проводится в середине урока, когда командам необходим
отдых после напряженной работы, и она никак не оценивается.
После
выполнения
учащимися
всех
заданий
урока-игры,
жюри
под-
считывает количество "крестиков" и "ноликов", называет победившую ко-
манду, если на игровом поле больше "крестиков", то побеждает команда
"Крестики" и наоборот. Победившая команда получает "пятерки" за урок или
призы.
Урок - лекция
Проводится
в
классах
средней
школы,
при
условии
высокого
интеллектуального развития школьников.
Материал
лекции
должен
быть
интересным,
сопровождаться
показом
наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и
школьников. Лекция проводится в течение 30 минут, в остальное время урока
можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала
или провести этап закрепления и систематизации знаний.
Коллективный урок
Используется при изучении несложного нового материала
Класс делится на несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп
выбираются наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа
выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по
карточкам, перфокартам; устные - по ребусам, кроссвордам, учебникам).
Учитель в это время работает с группой сильных школьников, объясняет
им новую тему, закрепляет материал, дает инструкции, выполняет схемы,
рисунки, таблицы. Подготовленные "учителя" подсаживаются по одному к
другим группам и объясняют новую тему своим одноклассникам. Учащиеся
сразу
проводят
в
своих
группах
закрепление
материала,
выполняют
в
тетрадях
рисунки
и
схемы.
В
конце
урока
учитель
проверяет
знания
школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа "учителей" и
их "учеников".
Коллективная форма обучения является довольно сложной для учащихся
начальных
классов.
К
подобному
уроку
детей
необходимо
готовить
постепенно,
вводя
элементы
групповой
работы
и
на
других
предметах.
Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при
объяснении нового материала группе сильных школьников.
1.2. Отличительные черты нестандартного и нетрадиционного обучения
Каковы
же
специфика
и
отличительные
особенности
нетрадиционных
уроков? Почему новый тип урока с конца 80-х годов прочно вошел в методи-
ческий арсенал учителей и до сих пор с успехом используется не только в
школе,
но
и
в
системе
начального
и
среднего
профессионального
образования?
Нетрадиционный урок по многим параметрам не похож на традиционный
урок. Одной из отличительных особенностей нового типа урока является
гибкость
его
структурного
построения.
Структура
интегрированного:
(межпредметного,
интегративного)
урока,
урока-соревнования,
урока-аук-
циона, урока-общественного смотра знаний, как и других нетрадиционных
уроков, не повторяют структуру друг друга, а тем более структуру традици-
онного урока. Ведь именно стандартизированную, застывшую, превращен-
ную в канон четырехкомпонентную структуру традиционного урока иссле-
дователи и учителя считают самым серьезным недостатком данного типа
урока, сковывающим инициативу учителя, не дающим ему возможность ис-
пользовать разнообразные формы и методы обучения. Отход от жесткого
построения урока раскрепощает учителя, дает ему возможность разнообра-
зить методику и технику проведения урока, позволяет в зависимости от ди-
дактической цели, специфики учебного предмета, содержания образования,
уровня обученности, потребностей и интересов учащихся строить урок.
Далее, для традиционного урока характерна заданность функционально-
ролевых позиций учителя и учащихся. В этой системе обучения активно
действующим субъектом является учитель. Его основная функция заключа-
ется в разработке и реализации проекта урока. Исходя из такой социальной и
педагогической функции, учитель ставит цели урока, обеспечивает их по-
нимание и принятие учащимися, организует их познавательную деятель-
ность, контролирует ее, в необходимых случаях вносит коррективы, делает
анализ и дает оценку ходу и результатам учебной работы. Учащиеся же при
таком построении урока выступают как объект планируемого и реализуемого
учителем проекта, обучающих его воздействий.
Важной особенностью нетрадиционных уроков является то, что они в
большей мере, чем традиционный урок, предполагают использование груп-
повых форм работы. Уроки типа деловой или ролевой игры, уроки-сорев-
нования и др. требуют разбивки учащихся на небольшие группы по несколько
человек, каждая из которых выполняет определенное задание, требующее от
участников
группы
непосредственного
взаимодействия
и
согласованной
деятельности.
Психолого-педагогическими исследованиями (Х.И. Лийметс, В.В. Руб-
цов,
Г.А.
Цукерман)
доказана
высокая
эффективность
коллективной
(групповой)
учебно-познавательной
деятельности
учащихся.
Совместная
деятельность
способствует
формированию
положительной
мотивации
учения, развитию чувства долга и ответственности. Именно групповая форма
работы предоставляет наибольшие возможности для сотрудничества между
учащимися на основе оказания помощи и взаимоподдержки. Коллективная
деятельность вызывает положительные эмоции, дает возможность каждому
ученику работать на высоком уровне активности, чтобы оправдать ожидания
остальных
членов
группы.
В
коллективной
деятельности
обучение
с
осуществляется через общение, происходит взаимообогащение учащихся за
счет обмена информацией и ценностями, взаимопонимание, формируются
коммуникативные способности.
Для иллюстрации этого признака нетрадиционных уроков сошлемся на
конкретный пример (примеры преднамеренно взяты из публикаций конца 80-
х - начала 90-х годов). Вот как проводит урок (деловая игра) с
использованием групповой работы учитель физики 6-ой Ивановской средней
школы Н.Л. Смирнова. Она имитирует работу специального
конструкторского бюро. Класс делится на группы, каждая из которых
получает «свое» задание. Первая группа - «мозговой центр» - разрабатывает
проект, выдвигает гипотезу; вторая - группа помощи - выдает необходимые
сведения, пользуясь справочниками и паспортными данными приборов, на
основе которых действует предлагаемая конструкция; третья группа -
историки - готовит исторический обзор по теме; четвертая - монтажники -
собирает и проверяет, как действует конструкция; пятая группа- техники
безопасности; шестая - экономисты - обосновывает экономическую
целесообразность paзрабатываемого проекта; седьмая - группа управления и
контроля.
Для всех нетрадиционных уроков характерно преобладание диалоговой
формы общения между учителем и учащимися. Диалог является важным
средством формирования критического мышления. Эта форма общения
побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения, приучает их уважительно
относиться к позиции других участников диалога. Диалог задевает
эмоциональную сферу ученика, он негодует, когда его убеждают в неправоте,
в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда прав.
Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают окрашены
особым эмоциональным оттенком.
Одной из важных особенностей, усиливающих обучающие и воспитывающие
возможности
нетрадиционных
уроков,
в
частности,
такой
их
разноновидности как межпредметного (интегрированного, интегративного)
урока,
получившего
в
конце
80-х
-
начале
90-х
годов
широкое
распространение как в массовой школе, так и в системе профтехобразования
(а
в
наши
дни
в
начальном
и
среднем
профессиональном
образовании),
который B.C. Безрукова рассматривает как «шаг вперед на пути создания
нового
типа
урока»
[6],
является
то,
что
они
в
максимальной
степени
способствуют
реализации
межпредметных
связей
разных
уровней:
внутрипредметных, внутрикурсо-вых и межкурсовых. Следует заметить, что
традиционная предметная система обучения, при которой учебные предметы
плохо связаны между собой, не позволяет в полной мере реализовать принцип
межпредметных
связей,
преследующий
цели
формирования
у
учащихся
целостного
представления
об
изучаемых
фактах,
явлениях
и
процессах.
Недостатки
в
реализации
данного
принципа
в
школьной
практике
дали
основания А.Я. Данилюк для категорического вывода: «Задача реализации
м е ж п р ед м е т н ы х
с вя з е й
в
п р а кт и ч е с ком
п л а н е
о к а з ы в а е т с я
трудновыполнимой» [11, с. 70]
На примере двух интегрированных, межпредметных уроков покажем,
какими большими возможностями обладает новый тип урока в формировании
целостного
представления
об
изучаемой
проблеме,
причинной
взаи-
моевязанности и взаимозависимости социальных и природных процессов и
явлений. Урок на тему «Первая русская революция 1905—1907 гг.», 44-й
школе г.
Ульяновска
проводят
три
учителя:
учитель
истории,
который
рассказывает о причинах, ходе и результатах революции; учитель музыки
говорит о музыкальных произведениях, в которых нашла отражение тема
революции
(рассказ
сопровождает
музыкой);
учитель
живописи
демонст-
рирует репродукции, посвященные тем драматическим событиям в отече-
ственной истории.
1.3.
Современный
подход
к
нетрадиционному
и
нестандартному
обучению
Почему
же
нестандартные
уроки
получили
такое
распространение
в
современной школе?
Творческий учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока.
Такие поиски направлены на решение цепи обучающее - воспитывающих
заданий, прежде всего на повышение воспитывающей роли урока, развитие
творческого потенциала личности.
Актуальной
стала
проблема
развития
в
учениках
познавательных
интересов,
воспитание
потребности
в
знаниях
и
самообразования,
формирование
в
умении
работать
с
источниками
научной
информации,
отбирать
необходимую
для
своего
общего
развития
и
будущей
профессиональной деятельности.
Проблемным
стал
вопрос
оптимального
отбора
содержательного
материала
к
урокам,
поскольку
и
до
сих
пор
не
хватает
совершенных
учебников.
Ещё
одной
весомой
стала
проблема
активизации
познавательной
деятельности
на
уроках
с
использованием
активных
методов
обучения,
исполнение учениками разных видов самостоятельных работ ,творческих и
исследовательских заданий.
В
настоящее
время
перед
современной
педагогической
наукой
стоит
проблема, как повысить интерес школьников к урокам
Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно
применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь
у
нашей
молодежи
сегодня
сильно
развито
чувство
самосознания
и
собственного достоинства, она о многом имеет представление , поэтому
занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных
указаниях и бездоказательных утверждениях вызывают лишь раздражение и
скуку
-
они
неприемлемы.
Это
побудило
преподавателей
искать
новые
методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету,
воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения,
опирающиеся
на
взросшую
самостоятельность
учащихся
и,
наконец,
значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя,
поскольку известно, что постоянство- враг интереса.
Подготовка и проведение нетрадиционных уроков меняет установившиеся
функции учителя и учащихся. Нетрадиционный урок предполагает активное
участие учащихся уже на этапе проектирования урока, т.е. на этапе, который
всегда считается «учительским». Учитель вместе с учащимися разрабатывает
сценарий урока, определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на
нем,
распределяет
поручения
между
учениками.
На
этапе
реализации
проекта, т.е. непосредственно на уроке, степень участия учащихся еще в
большей мере возрастает. Новый тип урока дает наибольшие возможности
для развития активности и самостоятельности учащихся на различных этапах
учебного
процесса,
превращения
их
в
активных
субъектов
учебно-
познавательной деятельности. Нетрадиционные уроки позволяют превратить
учащихся
в
добровольных
и
заинтере сованных
с о р ат н и ко в ,
единомышленников
учителя,
равноправных
участников
педагогического
процесса.
Позиция активного субъекта, занимаемая учеником в учебном процессе
(нетрадиционные уроки создают максимально благоприятные условия для
этого), требует некоторого уточнения, поскольку среди учителей, отчасти и
среди ученых-педагогов существует не совсем четкое представление подан-
ному вопросу. Они рассуждают примерно так: ученик до недавнего времени
(в
рамках
знаниевой
парадигмы,
доминировавшей
в
отечественном
об-
разовании) был объектом обучающих воздействий учителя, теперь в целях
повышения продуктивности учебной деятельности необходимо поставить его
в позицию активного субъекта собственного учения, заменив, таким образом,
субъектно-объектный
тип
отношений
на
субъектно-субъектный.
Мысль,
безусловно,
верная.
Но
она
требует
некоторого
уточнения.
Требование
превратить ученика в субъекта учебной деятельности не надо понимать в том
смысле, что он всегда должен быть только субъектом обучения. Позиция
активного субъекта вовсе не отрицает необходимости в некоторых случаях
постановки ученика в позицию объекта обучающих воздействий учителя.
«Отношения
между
педагогом
и
воспитанником
не
могут
быть
только
субъектно-субъектными.
Человек,
которого
мы
обучаем
и
воспитываем,
выступает
в
одном
определенном
отношении
как
объект,
в
другом
он
-
субъект. Например, с позиции дидактики он - объект преподавания и субъект
учения, собственной познавательной деятельности», - отмечает В.В. Кра-
евский [7, с. 12-13].
В
этом
же
ключе
данную
проблему
рассматривает
немецкий
исследователь
Л.
Клинберг:
«Позиция
ученика
в
процессе
обучения
характеризуется
одновременно
позициями
(накладывающимися
одна
на
другую) субъекта и объекта. Ученик всегда является одновременно объектом
и субъектом педагогического процесса» [8, с. 65].
О
субъектно-объектной
позиции
ученика
в
учебно-воспитательном
процессе писала еще Н.К. Крупская: «Каждый ученик должен являться в
одно и то же время и учеником, и учителем» [9, с. 113].
А что, собственно, означает быть субъектом обучения? Субъектная
позиция ученика в учебном процессе означает его способность осуществ-
лять проектирование и самоуправление своей учебной деятельности, уме-
ние ставить перед собой цели, найти адекватные методы и способы их
достижения, мобилизовать внутренние резервы, соизмерять заявленные
цели
с
собственными
возможностями.
Быть
учеником
как
субъектом
учебной деятельности предполагает (подразумевает) его способность к
самомотивации, выработке собственных решений, собственной позиции и
собственной
точки
зрения
на
происходящее,
формирование
индивидуального стиля учебной деятельности. Быть субъектом - значит
занимать
активную,
инициативную
позицию
в
учебном
процессе.
Субъектная позиция (как высокий уровень личностного развития ученика)
свидетельствует о его способности к самоопределению, самопознанию,
саморегуляции и построению учебной и жизненной стратегии развития.
Субъектно-субъектный тип взаимодействия основных действующих лиц
обучения,
при
котором
активно
действующими
субъектами
являются
и
учитель, и ученик, вовсе не следует рассматривать как оппозицию, а тем
бодее альтернативу субъектно-объектному типу, доминировавшему в отече-
ственном образовании до недавнего времени, Даже будучи субъектом про-
цесса усвоения знаний, ученик продолжает оставаться в то же самое время
Объектом процесса обучения, поскольку этот процесс проектируется, пла-
нируется и осуществляется учителем, под его руководством. В этом заклю-
чается социальная и педагогическая функция учителя. Завершая эту часть
изложения, отметим, что превращение ученика в активного субъекта учеб-
ного процесса, как отмечает М.В, Кларин, служит доминирующей тенден-
цией в образовательных системах разных стран [10, с. 10].
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его
сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко - развитому
интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает
сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки
подрастающего
поколения,
при
которой
среднюю
школу
оканчивали
бы
образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук,
общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно,
творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого
-
найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу
по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.
Коллективу
учителей
школ
необходимо
реализовать
концепцию,
которая
предполагает
необходимость
обеспечения
учащихся
прочными
знаниями
материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного
развития и формирования личности каждого обучаемого –
с учетом его
индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой
степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нетрадиционные
формы
урока
реализуются,
как
правило,
после
изучения
какой-либо
темы
или
несколько
тем,
выполняя
функции
обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной
обстановке.
Подобная
смена
привычной
обстановки
целесообразна,
поскольку
она
создает
атмосферу
праздника
при
подведении
итогов
проделанной
работы,
снимает
психический
барьер,
возникающий
в
традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные
формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии
всех
учеников
группы/класса,
а
также
реализуются
с
непременным
использованием
средств:
слуховой
и
зрительной
наглядности.
На
таких
уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического
и
психологического
характера,
которые
можно
суммировать
следующим
образом:
осуществляется
контроль
знаний,
навыков
и
умений
учащихся
по
определенной теме;
обеспечивается
деловая,
рабочая
атмосфера,
серьезное
отношение
учащихся к уроку;
предусматривается минимальное участи уроке учителя.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные
формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–спектакль,
урок–праздник, видео урок, урок-экскурсия, урок–интервью и другие формы
занятий. [12, 17, 18]
Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок – органичное
сочетание
образования,
развития
и
воспитания.
Нетрадиционные
уроки
нравятся
детям,
т.к.
они
творческие
и
необычные,
а
самое
главное
–
эффективные.
Но
не
следует
слишком
часто
проводить
нетрадиционные
уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.
Нетрадиционное обучение широко применяется в настоящее время для
повышения качества образования в различных учебных заведениях, и, как
показывает
практика,
использование
комплексности
и
системности
в
построении
содержания
обучения
и
организации
учебно-воспитательного
процесса на нетрадиционной основе имеет ряд преимуществ:
-нетрадиционное содержание является информационно более емким, чем
дифференцированное, и направлено, в первую очередь, на формирование
способности мыслить системно, категориями.
-нетрадиционные понятия позволяют выработать у обучаемых высокий
тип
ориентировки,
т.е.
формирование
ориентировочной
основы
действий
высокого уровня обобщения;
-нетрадиционное
содержание
обладает
большими
возможностями
для
формирования
альтернативного
мышления
обучаемых,
позволяющего
свободно
оценивать
факты
и
события,
находить
новые
нетрадиционные
способы решения;
-учебный процесс, построенный на интегративной основе, способствует
развитию симультанного мышления, т.е. способности видеть нечто общее за
внешне
разнокачественными
процессами
(чем
взаимно
удаленнее
содержание, тем шире ориентировочная основа действий);
- нетрадиционное обучение направлено на становление диалектического
мышления
обучаемых,
т.к.
позволяет
использовать
проблемные
ситуации
различных уровней и степени трудности;
-при
интеграции
образно-эмоционального
и
логического
компонентов
учебного процесса достигается целостное восприятие мира, привлечение в
обучение различных механизмов познавательной деятельности;
-
нетрадиционное обучения разнохарактерного содержания способствует
реализации ценностного подхода в обучении, повышает уровень личностной
и профессиональной мотивации обучаемых.
Исходя из этого целесообразно считать, что именно нетрадиционное
обучение может выступать формой организации содержания образования на
основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия
субъектом
окружающей
действительности,
формирования
единого
мировоззрения.
Опыт научно-педагогической работы показывает, что нетрадиционное
обучение содержания образования способствует интенсификации процесса
обучения, уплотнению содержания учебного материала, установлению связей
и зависимостей содержания обучения от методов учебной деятельности, что
значительно развивает познавательный интерес.
Таким образом, нетрадиционное образование - это сочетание и объединение
элементов содержания образования, качественное изменение которых
выражено в форме единства и целостности нового уровня образовательной
системы.