Напоминание

"Играем с блоками Дьенеша"


Автор: Громова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад 3
Населённый пункт: г. Калязин Тверская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Играем с блоками Дьенеша"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Играем с блоками Дьенеша.

Использование логических блоков Дьенеша в играх с детьми помогает формировать

представления детей не только по математике но и элементарные представления по

информатике: алгоритмы, кодирование информации; позволяет совершать логические

операции. Игры способствуют ускорению процесса развития логических структур

мышления и математических представлений.

Основное умение, необходимое для решения логических задач умение выявлять в

объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти

одно одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному двум или трем

свойствам. Сначала предлагаются детям простые упражнения и игры. Например:

«Найди все фигуры красного цвета» (по цвету).

«Найди все большие фигуры» (по размеру).

«Найди все фигуры круглой (треугольной, квадратной) формы» (по форме)

Затем упражнения и игры усложняются.

«Найди все фигуры красные круглые фигуры(блоки)».

«Найди синие большие блоки и т.д.»

«Найди такие же фигуры как эта (по цвету и размеру)».

Найди фигуру такую же как эта по цвету и форме.

Найди фигуру такую же как эта по форме и размеру.

Найди фигуру такую же как эта по цвету, форме и размеру.

Также дидактические упражнения могут использоваться с игровым сюжетом.

«Разложи печенье» (детям предлагается разложить блоки по цвету, или по размеру, или по

форме).

«Спечем торт» (детям предлагается выбрать фигуры круглой формы желтого цвета» (по

форме и по цвету).

«Соберем бусы» (предлагается выбрать фигуры круглой формы).

«Раздай игрушки куклам».

«Раздай мишкам сладкое печенье», «Угощение для медвежат», «Угощение для кукол».

«Разложи фигуры» (Предлагается две коробки. Дети должны разложить фигуры по цвету,

или по форме, или по размеру. Например: в одну коробку красные фигуры, в другую-

синие, или в одну коробку- большие фигуры, в другую -все маленькие, или в одну

коробку-фигуры треугольной формы, в другую- круглой, в одну- квадратной, в другую-

прямоугольной)

Затем, желательно использовать игры и упражнения, где ребенок называет свойство

фигуры (одно, два, три). Например:

1.Фигура красного цвета, фигура треугольной формы, фигура квадратной формы, фигура

прямоугольной формы, фигура круглой формы.

2.Фигура треугольной формы красного цвета, фигура круглой формы желтого цвета,

фигура квадратной формы синего цвета.

3. Фигура большая квадратная красная, фигура маленькая круглая синяя и т.д.

«Разложи фигуры» (предлагается две коробки или корзинки. Дети должны разложить

фигуры по двум свойствам. Например: в одной коробке должны оказаться красные, или

синие, или желтые фигуры треугольной, или квадратной, или круглой, или прямоугольной

формы).

«Раздели фигуры» (для игры понадобятся игрушки: мишка, заяц. Детям предлагается

разделить фигуры таким образом, чтобы у мишки были синие фигуры. Необходимо

ответить на вопросы:

Какие фигуры у мишки? (синие)

Какие фигуры у зайца? (не синие)

Затем предлагается разделить фигуры так, чтобы у мишки были все синие фигуры, а у

зайца- фигуры круглой формы.

Какие фигуры у мишки? (синие, не круглые)

Какие фигуры у зайца? (не синие, круглые)

Затем, упражнения усложняются. Добавляется еще один герой. например: кукла.

Предлагается разделить фигуры так, чтобы у зайца были все красные фигуры, у мишки

фигуры квадратной формы, а у куклы- все большие фигуры).Предлагается ответить на

вопросы:

Какие фигуры у зайца? (у зайца фигуры красные, маленькие, не квадратные)

Какие фигуры у мишки? (у мишки- квадратные, маленькие, не красные)

Какие фигуры у куклы? (у куклы-большие, не квадратные, не красные)

Позднее предлагаются новые игры и упражнения с блоками где их свойства изображены

на карточках.

В играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами

свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей

знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На

карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11

карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Карточки с

символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и

логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр. Цвет на карточке

изображен пятном данного цвета, форма- контурами фигур (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник), величина -силуэтом домика (большой, маленький).

Предлагаются такие игры как «Кто быстрее соберет блоки?», «Поручения» (Маша

собирает все круглые блоки), «Поможем Буратино собрать блоки», «Поможем Незнайке

выбрать блоки по карточкам».

Затем, вводятся карточки с отрицанием свойств. Например: не красный (перечеркнут

красный цвет), не синий, не желтый, не квадратный, не круглый, не прямоугольный, не

треугольный, не толстый, не тонкий и т.д.

Можно использовать эти же игры «Поможем Незнайке выбрать блоки» (по карточкам).

«Поможем Буратино разложить блоки» (предлагаются карточки с отрицанием свойств).

«Выберем блоки для строительства», «Строители».

Наконец самые сложные задачи на разбиение по двум свойствам. Например, игры с

обручами. Здесь дети сначала знакомятся с понятиями «внутри обруча», «вне обруча»

Проводятся дидактические упражнения «Положи красные большие фигуры в обруч», где

дети выясняют какие фигуры находятся внутри обруча, какие вне его. (внутри красные

большие блоки, вне обруча-все не красные, все маленькие).

«Положи синие маленькие фигуры в обруч», «Положи желтые толстые фигуры в обруч»,

«Положи треугольные тонкие фигуры», «Положи квадратные тонкие синие фигуры в

обруч».

Усложняем упражнение «Положи в обруч синие маленькие толстые блоки» (дети

выясняют, что внутри круга синие маленькие толстые треугольные блоки, а вне круга-

большие тонкие не синие не треугольные).

«Разложи фигуры в обручи» (предлагается в перекрещивающиеся обручи, необходимо

разложить блоки таким образом: красные-в красный обруч, в зеленый обруч- все

треугольные фигуры. Возникает вопрос куда положить фигуры красные треугольные? Мы

их кладем в общую для обоих обручей часть.

Или «Разложи фигуры в обручи» (В один обруч нужно положить все красные фигуры, а в

другой-все круглые. Куда же нужно поместить красные круглые фигуры? Они относятся и

к красным, и к круглым. Значит, мы их помещаем в общую часть двух кругов).

Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький

красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную

рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для

пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми

придумать много сценариев различных игр. Пусть, например, мы решили поиграть в

«Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе

клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у

него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет

выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный

прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они

(по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории... Не

обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в

определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с

детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки

(4 свойства).

«Магазин»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.

Цель игры: развивать умения выявлять и абстрагировать свойства; формировать умение

рассуждать, аргументировать свой выбор.

Описание игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор товара. У

каждого ребенка логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только

одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя

бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум

свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

«Украсим елку игрушками» (по карточкам дети отбирают фигуры (игрушки).

«Украсим елку бусами».

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Цель: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему»,

закреплять навыки порядкового счета.

Описание игры: надо украсить елку бусами. На елке должно быть 3 ряда бус. В каждом

ряду три «бусинки». У каждого ребенка карточки с символами (не красный, не синий, не

квадратный, не прямоугольный). Значит, первый ряд «бусинок»- из желтых кругов, затем

рассматриваем карточки с символами, обозначающими свойства блоков- «бусинок» для

второго ряда (желтый, не круглый, не треугольный, не прямоугольный), значит мы

выбираем желтые квадраты, вновь рассматриваем карточки с символами (не красный, не

синий, треугольный). Третий ряд «бусинок» -это желтые треугольники. Аналогично

развешиваем остальные бусы.

Игра «Строители»

Материал: схема- алгоритм, блоки Дьенеша.

Описание игры: Детям предлагается выбрать необходимый строительный материал;

построить город. Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по

алгоритму). Как выбрать строительный материал»? Давайте вместе сделаем это, пользуясь

алгоритмом.

Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный

блок. Слово «начало» подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме). В

ромбе вопрос: «красный наш блок?» - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос:

«круглый наш блок?» - Нет и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть

использован при строительстве. Возьмем красный большой тонкий треугольный блок. На

вопрос «красный?» Отвечаем «да» и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на

синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос «красный?» Отвечаем

«нет» и двигаемся вправо. На вопрос «круглый?» Отвечаем «нет» и затем двигаемся

вправо, доходим до конца, значит этот блок необходим для строительства. нужен для

строительства. Таким образом весь наш строительный материал будет, т. е. не красным и

некруглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству.

Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала.

Несложно в схеме-алгоритме поменять свойства фигур и задания, и по новой схеме

отбирать фигуры (можно для строительства, можно для украшения группы, или для

угощения какого-либо героя).



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники