Напоминание

"Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС"


Автор: Строжкова Ольга Кирилловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: Свердловская область,Артемовский район,поселок Буланаш
Наименование материала: статья
Тема: "Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Речевое развитие дошкольников в соответствии

с требованиями ФГОС»

подготовила старший воспитатель: О.К.Строжкова 2018 год

Речевое развитие – главный показатель умственного развития ребёнка. Развитие речи и

речевое

общение

дошкольников

в

детском

саду осуществляется

во

всех

видах

деятельности,

в

разных

формах,

как

на

специальных

речевых

занятиях,

так и

в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с

другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для

нас одной из главных потребностей и функций человека.

Именно через общение с

другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить

о

начале

развития

личности

ребенка

дошкольного

возраста

без

оценки

его

речевого

развития

невозможно.

В

психическом

развитии

ребенка

речь

имеет

исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом,

так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития

речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Рекомендации к проведению образовательной деятельности

по речевому развитию.

Прежде всего, важно определить его задачи, содержание, методы и приемы обучения.

Следует

также

продумать

структуру

и

ход

занятия,

подготовить

соответствующий

наглядный и литературный материал.

Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития

детей.

Обучение должно иметь развивающий характер.

Большое значение имеет интерес детей к занятию, который поддерживают и развивают

путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала

Эмоциональный

настрой

обеспечивается

также

доверительными

отношениями

между

воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части – вводную,

основную и заключительную.

В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия,

создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

В

основной

части

решаются

главные

задачи,

используются

различные

обучающие

приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная

часть

должна

быть

краткой

и

эмоциональной.

Ее

цель-

закрепить

и

обобщить

знания,

полученные

при

проведении

занятия.

Здесь

используются

художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и

др.

Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно

нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или,

наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

2. Правильная организация занятия.

Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям,

предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту,

расположение

демонстрационного

и

раздаточного

наглядного

материала;

эстетичность

помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать

образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию

доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на

близком расстоянии от воспитателя.

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение

материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

При планировании занятия определяются приемы работы с детьми.

Они могут быть разными по степени сложности:

- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации,

диафильмы и кинофильмы);

-

словесные

приемы

-

образцы

речи

воспитателя,

художественные

тексты,

вопросы-

задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры,

игра-драматизация.

Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит

решать с детьми.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В группе раннего возраста 2-3 года дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят

к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным

раздражителем,

способным

привлечь

внимание

детей,

является

речь

педагога.

Очень

важно

помнить

о

развитии

речи

на

других

занятиях

и

следить

за

тем,

чтобы

дети

постоянно слышали образец правильной русской речи.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов

обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной

задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на

картину, послушать сказку). Занятие носит подгрупповой и индивидуальный характер.

Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы

воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

Во группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) группе продолжается работа по

обогащению

словаря,

совершенствованию

грамматической

правильности

речи,

воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению

рассказыванию.

1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного

словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки

ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы

дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их

в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.

2. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и

упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

Образовательная деятельность должна проходить непринужденно, живо.

Воспитателю

не

следует

при

объяснении

употреблять

грамматическую

терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при

повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи

включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

Для

занятия

по

развитию

речи

лучше

брать

всего

одну

задачу,

это

позволит

сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки,

концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании

3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры

речи.

Прежде

всего

ребенок

должен

овладеть

звуковым

строем

языка,

правильным

звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской

фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых)

усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение

слов.

Планируя образовательную деятельность по развитию речи, воспитатель должен

строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы

работы

обусловлены

как

закономерностями

осваиваемого

языка,

так

и

возрастными

психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.

Так в работе с детьми младших групп применим метод имитации, или отраженной

речи. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания -

сочинения)

хотя

и

имеют

место

в

работе

с

малышами,

но

используются

в

качестве

сопутствующих.

Методом

имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на

первоначальном

этапе

выработки

у

детей

новых,

более

сложных

речевых

умений

и

навыков. Так, знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько

предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся

рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам,

они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах,

украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского

сада.

Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-

образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось,

что было потом, чем закончился рассказ?), он предлагает придумать свои рассказы. Дети,

составляя

рассказ

по

образцу,

с

трудом

преодолевают

тягу

к

прямому

копированию

содержания.

Воспитатель

должен

это

учитывать,

подводить

их

мысль

к

«своему»

содержанию.

Метод

разговора-

беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей,

побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в

младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их

модели (игрушки), на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.

Метод

пересказа

широко используется в работе с детьми начиная с пятого года

жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к

выделению

ими

соответствующей

цели,

то

«старшие»

дети

ухе

владеют

умением

принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все

компоненты

языка

(лексика,

грамматика,

интонации).

Дети

практически

осваивают

связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной

литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных

произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям

данной возрастной группы.

Метод

сочинения также

предполагает

использование

разных

приемов

обучения

детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.

При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут

быть разными по степени сложности:

- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации,

презентации, диафильмы)

-

словесные

приемы

-

образцы

речи

воспитателя,

художественные

тексты,

вопросы-

задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры,

игра- драматизация.

Выбор

приемов

работы

обусловлен

как

содержанием

речевой

задачи,

которую

предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика) , так и уровнем развития

речевых навыков к моменту проведения данного занятия.

Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки,

песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по

тематике

должен

соответствовать

содержанию

занятия,

его

образовательной

цели,

дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом

анализе

или

произнесении

звуков

либо

в

морфологическом

анализе

слова

с

целью

определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным,

образным

и

доступным

для

понимания

детьми

данной

возрастной

группы

(объем,

сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).

Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень

выполнения детьми речевых задач.

Рекомендации для воспитателей по речевые развития детей 2 – 4 лет.

1.

Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы

и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести,

сделать и т.п.).

2.

Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос

не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша

воспроизвести вслед за вами слово, фразу.

3.

У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей,

повторите

занятие,

но

вначале

проанализируйте

причины

неудачи

(завышены

требования; неудачно разместили детей и т.п.).

4.

Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.

5.

Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.

6.

Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.

7.

Старайтесь

вносить

в

жизнь

детей

что

то

новое,

неожиданное,

радовать

их

сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

1.

Развивать произносительную сторону речи:

подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;

вырабатывать

четкое

произношение

слов,

предложений,

спокойный

темп

и

размеренный ритм речи.

2.

Развивать и совершенствовать словарь:

знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;

учить

понимать

обобщенное

значение

слов

и

пользоваться

простейшими

обобщениями в самостоятельной речи.

3.

Развивать грамматические навыки устной речи:

упражнять

в

правильном

употреблении

предлогов,

выражающих

различные

пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);

упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по

принципу

«один

много»)

и

образовании

род.

Падежа

множественного

числа

существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;

учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению

глагола «хотеть»;

обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных

членов; подлежащих, определений, сказуемых.

4.

Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:

создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи

(игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);

учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации

(приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);

демонстрировать детям культуру ведения диалога;

готовить к обучению связной монологической речи;

посредством

игровых

упражнений

и

разных

форм

пересказа

учить

составлять

характеристики

предметов

и

объектов

(для

описания);

восстанавливать

последовательность событий в повествовании.

5.

Не забывать развивать мелкую моторику рук.

6.

Создавать условия, способствующие активизации речи:

рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к

рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;

создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

Консультация

Тема: «Развитие связной речи»

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество

речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня

развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски,

написание изложений, сочинений и т.д. И наконец-то, без умения четко формулировать

свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение,

саморазвитие личности.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного

содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически

правильно и образно.

Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении

рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных

произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного

творческого высказывания.

Напомню: Существует - рассказывание по картине; Рассказывание по игрушке;

Рассказывание из опыта; Творческие рассказы ( придумывание продолжения, завершения

рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану.

Многолетние исследования показали, дети с нарушением речи ( но и нередко и с

нормой) при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах,

которые облегчают и направляют процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов – является наглядность по поводу которой происходит

речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование

плана высказывания. ( На значимость которого указывал известный психолог Л.С.

Выгодский)

Виды рассказывания ( с учетом этих двух факторов) можно расположить в порядке

постепенного убывания наглядности, и «свертыванию» смоделированного плана.

Выделяют:

- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

- составление рассказа по одной сюжетной картинке;

Представленная система создавалась , апробировалась и уточнялась автором этой

методики заслуженным логопедом России в течение 30 лет. Особенности её в том, что,

последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную

речь даже у тех детей , которые изначально не владеют развернутыми смысловыми

высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором

непоследовательных фраз. Пособие Т.А. Ткаченко «Формирование связной речи у

дошкольника 4-6 лет» рекомендовано Министерством образования Р.Ф.

Этими видами рассказывания предлагают ограничить работу над связной речью на 1-ом

этапе. В дальнейшем используем

-описание предметов, рассказывание детей из опыта, творческие рассказы (придумывание

продолжения, завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану.

Пересказ- является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет

собой связное воспроизведение прослушанного текста. Следует напомнить , что пересказ

это не механическое воспроизведение текста . Он обязательно включает в себя некий

творческий элемент. Пересказывая ребенок может пользоваться готовой формой и излагать

готовое содержание но, осмысливая текст , он передает его свободно. Важно правильно

подобрать тексты для пересказа - можно использовать рассказы Ушинского, Толстого,

отрывки Бианки, адаптированные сказки.

Я подготовила небольшую подборку текстов см. Приложение №1.

Педагоги должны хорошо знать какую структуру имеет занятие по пересказу:

- вводная часть

- первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе

- беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку

произведения.(беседа должна проходить живо, чтобы не ослабить эмоционального

впечатления от прослушанного текста. Главным методическим приемом в беседе

выступают вопросы педагога;

- вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ;( в этом случае

произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности)

-пересказ несколькими детьми ( можно перед заслушиванием очередного пересказа дать

установку –быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить

пересказ и т.д.)

- оценка работы детей.(Педагог должен отметить положительные моменты и недостатки,

но необходимо поощрять старания ребенка. Отмечаем также с каким вниманием дети

слушали пересказ своего товарища;

На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например,

короткий текст ребенок может изложить от начало до конца. Более длинное произведение

можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и

заканчивают. Здесь дети могут получить первоначальный опыт пересказа в лицах- от

первого лица- от лица героя.

Таким образом, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на

речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной

речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески

начинают строить свои собственные рассказы- на темы из личного опыта, на

предложенный сюжет. Поэтому следует чаще использовать влияние пересказа на

формирование связной речи детей.

Литература

1. Гербова Г.Г. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,2015.

2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники