Напоминание

"Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"


Автор: Петрова Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад ""Солнышко""
Населённый пункт: п. Спирово,Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ.

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать

умение делить слова на части.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение:

- выделять часто встречающийся в словах звук;

- в звуковом анализе слова; в образовании новых слов (фонематический слух);

- в названии слова по определенному фонематическому признаку;

- в умении изменять звуковой состав слова;

- закреплять знания детей о твердых и мягких согласных;

- закреплять умение детей определять наличие и место заданного звука в слове;

Развивающие:

- развивать фонематический слух; коммуникативные способности детей;

- развивать связную речь; внимание, мышление;

- развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг

друга, дополнять тактично ответы товарищей по необходимости;

- воспитывать интерес и любовь к родному языку;

- воспитывать интерес к школе.

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция ОО с учётом ФГОС: познавательное развитие, художественно-

эстетическое развитие.

Оборудование:

Предполагаемый результат:

- имеют представление о мягких и твердых согласных;

- умело применяют свои знания по освоению грамоты;

- активно взаимодействуют со сверстниками;

- выполняют индивидуальные и коллективные задания.

Методические приемы:

- Игровая ситуация;

- Беседа – диалог;

- Физкультминутка; дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;

- Дыхательная гимнастика;

- Деятельность детей;

- Анализ;

- Подведение итогов.

Этапы работы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Вводная часть

Организационный

момент – 1 мин.

Мотивирующее начало –

5-6 мин

правила поведения на

занятиях

- Ребята, посмотрите,

сколько к нам пришло

гостей. Давайте

поздороваемся и улыбнемся.

- Гости у нас оказались не

случайно – ведь очень скоро

вы станете школьниками и

наши гости хотели бы

узнать, чему вы научились

на занятиях по обучению

грамоте.

-Предлагаю вспомнить наши

правила поведения на

занятии:

громко не говорим, если

один говорит –другие

слушают, не перебивают,

если знаешь ответ на вопрос

-подними руку и т.д.

- Ребята, чтобы мы с вами

хорошо говорили, что мы

должны выполнять?

Жил-был во рту веселый

язычок,

С ним познакомлю тебя я

дружок.

Каждое утро язык

просыпался,

Весело всем , широко

улыбался.

(губы в широкой улыбке,

верхние и нижние зубы

видны)

Окна открыв, он

проветривал дом,

(открывать и закрывать рот)

Сладкие трубочки ел за

столом.

(губы тянутся вперед)

Дети стоят в кругу

Приветствуют гостей.

Дети вспоминают:

Проблемная ситуация

Очень любил язычок печь

блины.

(широкий язык лежит на

верхней губе, рот открыт)

Мог он еще стать острее

иглы

(рот открыт, узкий язык

вытянут вперед)

С горки пошел язычок

покататься

( рот открыт, кончик языка

упереть за нижние зубы,

спинка языка приподнята)

Любит наш язычок

развлекаться!

- Ребята, нам в сад сегодня

принесли письмо. Оно

адресовано детям

подготовительной группы,

то есть нам, поэтому мы

смело можем его прочитать.

Читаю письмо:

«Здравствуйте ребята

подготовительной к школе

группы. Пишет Вам

Незнайка.

Я попал в страну «Умников

и умниц». Царица Грамота

вручила мне конверт с

заданиями, которые я не

смог выполнить. Помогите

мне, пожалуйста, выполнить

задания!»

Ну что, ребята, поможем

Незнайке?

Но для того, чтобы

Незнайка все понял, мы

будем говорить громко,

отчетливо, ясно,

произносить и выговаривать

каждое слово. Согласны?

Для этого мы поработаем

Дети отвечают, что

согласны.

Дыхательная гимнастика

над своим дыханием.

Раздаю детям снежинки.

-Ребята, возьмите снежинку

за нитку и поднимите ее на

уровне рта (показываю как).

представьте, что подул

сильный ветер, закружились

снежинки, ветер затих.

(Смотрю, чтобы у всех

детей получилось).

Дети берут снежинки,

дуют на снежинки

2.

Основная часть

Практическая работа –

15-17 мин.

Повторение (мягкий и

твердый согласный звук)

Задание 1. Угадай-ка

(звук «з» и «зь»)

Много звуков есть на свете:

шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи. Мы

их точно знать должны.

Звуки четко произносим,

слушаем внимательно.

Будем четко говорить, будем

мы старательными.

- Ребята, о чем говорится в

стихотворении?

- Давайте вспомним, как

называются звуки, которые

во рту встречают преграды?

- Какие бывают согласные

звуки?

- Какими фишками мы их

обозначаем?

- Молодцы, ребята! Давайте

выполнять задания !

- Ребята, отгадайте загадки и

определите с какого звука

начинается слово: с

твердого или мягкого, и

поднимите

соответствующую фишку.

(на экране картинки с

изображением предметов со

О звуках.

Согласные звуки.

Твердые и мягкие

звуки.

Твердые согласные –

синими фишками;

Мягкие согласные –

зелеными фишками.

Дети отгадывают

загадки и поднимают

синие или зеленые

фишки.

звуком «з» и «зь».

1.Холодной вьюгой

налетела,

Деревья в белое одела,

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

(Зима)

2.Это что за зверь лесной

Встал,

как

столбик,

под

сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

3.Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползет ...(змея).

4.У этой лошадки

Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

На матроску.

(Зебра)

5.Кто не лает, не кусает

А в дом не пускает? ( Замок)

6.Ягода приятная,

Очень ароматная.

Ты под кустик загляни-ка,

Там краснеет…(Земляника)

7. Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет –

Сделает наоборот. (Зонт )

8. Когда мы едим - они

работают,

Когда не едим - они

отдыхают.

Не будем их чистить -

Они заболят. (Зубы )

Задание 2 . «Назови

слова»

Задание 3. «Сколько

слогов?»

(деление слова на части

– слоги )

Физкультминутка

«Веселый снеговик»

Задание 4 (определять

наличие и место звука в

слове)

Задание 5. Выложи букву

с которой начинается

имя Незнайки.

-Ребята, я буду бросать

мячик каждому из вас и

называть звук. Вы будете

ловить мяч, называть слова,

которые начинаются на

заданный звук.

- Ребята, вы уже умеете

делить слова на части

(слоги)

Сейчас вы будете

произносить слова, которые

изображены на карточках и

определять количество

слогов.

- Ребята, определите,

пожалуйста, место звука «р»

в словах: ракета, рак,

карандаш, краб, крот, топор,

тигр, шар, куртка, сыр.

- Ребята, выложите букву, с

которой начинается имя

Незнайки из фасоли.

- Дети, встают в круг,

ловят мяч и называют

слова на заданные

звуки.

Дети стоят вокруг

стола.

Определяют

количество слогов в

слове.

Дети выполняют

движение под музыку.

Дети работают за

столами со схемами и

фишками, определяют

место звука «р» в

словах.

Дети сидят за

столами,

выкладывают букву

Н.

6. Гимнастика для глаз

«Снежинка»

Задание 6. (умение

менять звуковой состав

слова)

Задание 8. «Назови и

раскрась»

- Ребята, а сейчас нам с вами

предстоит выполнить очень

трудное задание: надо

догадаться, что случилось

со словом?

Соль-моль;

кот-рот;

сел-мел;

рок-скок

- Ребята, назовите только те

предметы, названия

которых начинаются со

звука з .

Дети под музыку

выполняют

гимнастику.

Дети слушают и

отвечают.

Если заменить одну

букву на другую

слово меняется.

звук «с» заменили на

«м»

Дети сидят за

столами, выполняют

задания.

Заключительная часть

Выделение основного в

проведенном занятии 2-

3 мин.

Анализ проделанной

работы, подведение

итогов 2-3 мин

Рефлексия

- Ребята, как вы считаете,

мы справились с заданиями?

- Какие задания мы сегодня

выполняли?

- Как вы думаете, ребята,

помогли мы Незнайке

сегодня?

- Спасибо, мне очень

понравилось, как вы сегодня

занимались.

Да.

- Сегодня мы с вами

говорили о мягком и

твердом звуке «з»

- определяли позицию

звука «р» в словах

- повторили понятие

часть слова (слог)

Сюрпризный момент

Дарит детям раскраски с

изображением друзей

Незнайки.



В раздел образования