Экология – предмет необходимый в системе современного образования.
Автор: Лаврухина Юлия Александровна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "Школа №34" Населённый пункт: Республика Татарстан,город Казань Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Экология – предмет необходимый в системе современного образования. Раздел: среднее образование
Экология – предмет необходимый в системе современного образования.
Ю.А.Лаврухина, учитель биологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная
татарско-русская школа №34»
Московского района г. Казани.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что от уровня экологической культуры
зависит вопрос выживания человечества или его ждёт вымирание или деградация с
последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура”
сегодня
возложена
миссия
спасения
человечества,
выработки
механизмов
противодействия вымиранию и гибели.
Сформировать
у
учащихся
бережное
отношение
к
природе
может
учитель,
которого
увлекает
благородная
задача
-
охраны
среды,
который
испытывает
постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира.
Можно
предложить
следующую
модель
экологического
образования:
а) ознакомление учащихся начальных классов с элементарными экологическими
представлениями
на
уровне
эмоционального
восприятия
окружающего
мира;
сейчас
уделяется
большое
внимание
к
экологическому
образованию
детей
дошкольного возраста. При организации этого процесса необходимо учитывать, что
именно этот возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. В
настоящее время заметно возрастает роль семьи в экологическом развитии детей
дошкольного
возраста.
Этим
должны
заниматься
родители
ребенка
в
первую
очередь.
Если
родители
ограничиваются
только
физическим
питанием
и
пренебрегают
духовным,
то
человек
вырастает
бездуховным
ребенком
своих
плотских
желаний.
Воспитание
экологического
чувства
является
важным
среди
остальных чувств человека. Совместная деятельность с детьми — главное условие
экологического развития ребенка в семье. Экологическое просвещение родителей -
один из важных этапов!
б)
глубокая
экологизация
предметов
естественнонаучного
цикла,
прежде
всего
географии
и
биологии.
Термин
"глубокая
экологизация"
является
новым
и
сущностно
значимым
и
знаменует
слияние
предметного
и
экологического
с о д е р ж а н и я
в
е д и н у ю
о б р а з о в а т е л ь н у ю
о б л а с т ь .
в)
включение
экологической
информации
в
предметы
гуманитарного
и
искусствоведческого
циклов
с
целью
формирования
эмоционально-ценностного
о т н о ш е н и я
ш к о л ь н и к а
к
о к р у ж а ю щ е й
с р е д е ;
Еще В.И.Вернадский указывал, что решение крупных проблем, стоящих перед
человечеством,
требует
интеграции
вокруг
них
комплекса
научных
дисциплин.
Соответственно и в средней школе становление и развитие экологической морали
должно
базироваться
на
экологизации
ряда
основных
учебных
дисциплин
и
координации
их
экологического
содержания.
Прежде
всего,
это
относится
к
биологии,
географии,
физике
и
химии.
При
экологизации
учебных
предметов,
следует проводить строгий отбор материала.
г) введение в старшей школе (X класс) курса "Общая экология" на интегрированной
основе
с
учетом
естественнонаучной
и
гуманитарной
подготовки
учащихся
по
химии, географии, биологии и т.д.
Параллельно
с
изучением
теоретических
основ
экологии
важно
включить
школьников в практико-ориентированную деятельность. С этой целью необходима
разработка и реализация регионального и школьного экологического компонента
базисного
учебного
плана.
Это
могут
быть
курсы
"Экология
родного
края"
и
"Экологическое
краеведение".
При
изучении
первого
доминирует
содержание,
характеризующее
особенности
ситуации
субъекта
федерации.
В
региональном
компоненте
сохраняется
реальная
возможность
введения
в
учебный
план
интегрированного
предмета
"Экология",
содержание
которого
целесообразно
строить с учетом местных экологических особенностей. В то же время для данного
компонента
актуальной
задачей
является
обеспечение
преемственности
в
содержании экологического образования, особенно в плане связи теоретических
знаний с практической деятельностью учащихся.
Анализ содержания школьных программ показывает, что сегодня экологическое
образование в них представлено педагогически слабоорганизованным, а элементы
экологических
знаний
включены
преимущественно
в
содержание
предметов
естественнонаучного цикла и носят главным образом информационно-справочный
характер.
У специалистов в области экологического образования пока не сложилось единой
точки зрения, каким ему быть в структуре базисного учебного плана реформируемой
школы.
Существует
мнение,
что
школьную
экологическую
подготовку
может
проводить учитель любой специальности, потому что ее главная составляющая - это
воспитание
позиции
и
формирование
определенной
"экологической"
морали.
Экология не может быть "размазана" по другим школьным предметам (хотя все они
обязаны иметь свои экологические, а точнее, природоохранные аспекты). При такой
системе обучения невозможно сконцентрировать внимание на основных законах
природы.
1.Мамедов
.М.,
Суравечина
И.Т.,
Глазычев
С.Н.
Основы
общей
экологии.
Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. М., 1998;
Народное образование №8-2005г. Ефремов К., Теория и практика экологизации
образования
2.Абраменкова
В.В.
Социальная
психология
детства
в
контексте
развития
отношений ребенка в мире. Вопросы психологии, 2002 г,№1, с.3-16
3.Кудрявцев В.Т., Алиева Т.А. Еще раз о природе детской субкультуры. Дошкольное
воспитание.1997 г., №4,с.64-68
4.Григорьев С.Н. Воспитательный потенциал семьи в экологическом воспитании
младших школьников. Взаимодействие школы и семьи: традиции и инновации.
Сборник научно-методических трудов. – М.:АПК и ППРО, 2008 – с.84