Автор: Попова Лидия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Аленушка"
Населённый пункт: с. Петропавловск, Усть Майский район, РС(Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование дидактических игр по ФЭМП в младшей группе"
Раздел: дошкольное образование
Использование дидактических игр по ФЭМП в
младшей группе «Теремок»
МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ?
Конечно же, нет!
Игра и игрушка-обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, «Игра для них-
учёба, игра для них-труд, игра для них-серьезная форма воспитания. Игра
для дошкольников-способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму,
свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения,
животных». У каждого ребенка наблюдается потребность в игре.
Дидактическая игра-одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же
время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует
обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует
ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение
программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания
умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает
у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой
учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение,
стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие
требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет
сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность,
понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство
развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений
об окружающей жизни».
Работая с малышами, я пришла к выводу, что я лучше добьюсь, расширения и закрепления
знаний, если буду в работе больше использовать занимательных упражнений,
различных дидактических игр и пособий.
Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования математических
представлений у детей. Мелкие игрушки использую в игре «Один-много».
При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов»; например: я
говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина;
овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму.
Также использую такие игры: «Наряди ёлку». Дети подбирают игрушки такой же формы,
что и на макушке ёлочки.. Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику рук, дети
запоминают цвета.
Также на ориентировку пространственных отношений «право», «лево» ребята с
удовольствием играют в игру «Найди пару».
Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные
картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры,
геометрические головоломки, магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических
фигур и т. д.
Итак, использование разнообразных игр, игровых упражнений с
применением дидактического наглядного пособия в младшей группе, стимулируют
умственную активность детей, формируют основные математические представления и
понятия: (в будущем) как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры,
пространственные отношения, вооружают детей приемами математического мышления –
сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением, развивают
психические познавательные процессы, а значит, способствуют более успешному развитию
интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.