Творческий отчет воспитателя социально реабилитационного центра для несовершеннолетних
Автор: Демьянова Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУ СО МО Сергиево Посадский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Творческий отчет воспитателя социально реабилитационного центра для несовершеннолетних Раздел: среднее профессиональное
2015г.
1
В ГКУСО МО «Сергиево-Посадский социально – реабилитационном
центре для несовершеннолетних»
работаю воспитателем 10
лет. Работа
связана с детьми в возрасте от 7 до 18 лет, оставшимися без попечения
родителей, проходящими реабилитацию по причине социально - опасного
положения
в
семье,
трудной
жизненной
ситуации.
Дети,
в
основном,
социально
и
педагогически
запущены,
с
разным
уровнем
физического,
интеллектуального и психического развития. Практически все дети имеют
проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий
уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Состав
группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей
воспитательной
работы
приходится
вносить
изменения,
связанные
с
возрастными
особенностями,
уровнем
индивидуального
развития
воспитанников. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа
реабилитации,
что
помогает
отслеживать
динамику
коррекционно-
развивающего
обучения,
физического
и
психологического
развития,
ресоциализации ребенка.
Основными направлениями моей работы являются:
Социально
-
педагогическая
деятельность
по
адаптации
воспитанников.
Реабилитация
и
ресоциализация
детей
подросткового
возраста,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
2
Охрана и укрепление здоровья воспитанников.
Организация
индивидуального
подхода
в
учебно-воспитательном
процессе, оказание помощи воспитанницам в проблемах, связанных с
учебой, воспитанием.
Привлечение детей и общественности к организации и проведению
социально-педагогических мероприятий, акций.
Индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками по вопросам
разрешения проблемных ситуаций, конфликтов.
При
работе
с
детьми
использую
современные
образовательные
технологии
и
методики
и
целенаправленно
применяю
их
в
практической профессиональной деятельности.
Технологии, используемые в работе:
Здоровьесберегающие
т е х н о л о г и и :
с о х р а н е н и е
з д о р о в ь я
воспитанников, формирование знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни.
Технология
коллективной
творческой
деятельности: объединение
различных
видов
деятельности
в
сочетании
форм,
средств,
способов
действия педагога , старших и младших детей.
Технология
метода
воспитания
в
сотрудничестве: организованное
общение воспитанников в группе, общение с малышами,
наполнением
которого
являет ся
и н т е л л е к т у а л ь н о е содержание.
Деятельность
воспитанников в команде, предусматривающая позитивный социальный
опыт
объединения
идей,
предложений,
мнений;
дни
полезных
дел
(совместная трудовая деятельность).
Игровая
технология: освоение
ребенком
различных
социальных
ролей и норм поведения в процессе игры.
3
Коррекционные
технологии: позволяют ребенку догнать в развитии
сверстников,
если
присутствует
некоторое
отставание
в
подготовке
учащегося.
Информационно-коммуникативные
технологии:
р а з в и т и е
коммуникативных
способностей
воспитанников
подготовка
личности
«информированного общества».
Технология
проектов: стимулировать
интерес
воспитанников
к
определенным
проблемам,
решению
этих
проблем,
умению
практически
применять полученные знания.
Личностно
–ориентированная
технология: развитие
и
саморазвитие
личности воспитанника, исходя из его индивидуальных особенностей
В
своей
работе
с
детьми
использую
словесные,
наглядные
и
практические
методы
и
приёмы
обучения
и
воспитания,
позволяющие
сделать
непосредственно
воспитательную
деятельность
познавательной,
4
у в л е к а т е л ь н о й ,
р а з н о о б р а з н о й
и
и н т е р е с н о й .
В своей педагогической деятельности использую различные формы
работы:
беседы;
прогулки;
совместное
чтение;
игры
и
соревнования;
рисование;
лепка,
раскрашивание,
позитивные
установки,
праздники,
индивидуальные
занятия-беседы;
выполнение
индивидуально
запланированных заданий-поручений воспитанниками; практические занятия
по формированию определенных умений и навыков; диспуты; викторины;
театрализованная деятельность
Свой
профессиональный
уровень
повышаю
через
изучение
опыта
работы коллег центра, посещение методических объединений, семинаров,
педагогических советов, открытых занятий.
Регулярно выступаю на методобъединениях с докладами:
октябрь
2012
г.-
«
Педагогические
условия
реализации
положений
Федеральных
государственных
требований
к
структуре
основной
общеобразовательной программе дошкольного образования»
январь, 2012г.- «Идея воспитательного коллектива А.С.Макаренко»
сентябрь
2013
года
-
региональный
семинар
-
доклад
«
Аспекты
ресоциализации
старших
подростков
в
условиях
приюта»,
презентовала программу « Шефская работа» и показала «Мастер –
Класс»
по
своей
деятельности,
в
котором
привела
пример
5
взаимодействия
воспитанниц
подросткового
возраста
с
маленькими
детьми,
подготовку
типичного
мероприятия
для
малышей.
6
7
сентябрь 2014г. –Педагогический совет - презентация моей дипломной
работы
«
Стимулирование
ресоциализации
детей
подросткового
возраста в условиях приюта»
Над этой темой продолжаю работать и в настоящее время, провожу
экспериментально-исследовательскую работу.
Эта тема интересна коллегам центра.
Разрабатываю
и
провожу
открытые
занятия,
конкурсы,
праздники,
развлечения, составляю индивидуальные программы реабилитации.
Открытые занятия:
8
2012г.- «Путешествие в страну Светофорию».
2013 г. - Праздник для малышей «В гости к Осени».
9
2014г. - « Путешествие в страну « Дорожных знаков»
2014г.- « Малая Олимпиада».
10
2014 г. - Спортивное театрализованное мероприятие « Как ежик искал
друзей»
11
2015г. – « День Семьи»
Разработала и реализовала проекты:
2012г.- « Изготовление развивающего панно для малышей»
12
2013г. – « Акция «Дорогами добра»
13
2012-2015гг. « Театр для всех». Были изготовлены разные виды театра:
баночный театр, конусный, театр на ложках, театр на дисках.
14
Регулярно
выезжаю
со
своими
воспитанницами
с
игровыми
программами в детские учреждения: МБДОУ № 36, Центр поддержки семей
с детьми - инвалидами « Время Надежды».
В мае 2013 г. со своими воспитанниками выезжала с танцевальными
номерами
на
III
Открытый
фестиваль
детских
социальных
учреждений
«Пасхальная радость». Дети приняли участие в конкурсе художественной
самодеятельности, где заняли 3 место.
Разработала и успешно реализую программу « Шефская работа».
Она реализуется по четырем направлениям:
Взаимодействие детей разного возраста в общем движении к здоровому
образу жизни внутри приюта.
Взаимодействие с детьми разного возраста вне приюта.
Взаимодействие с ветеранами Великой Отечественной войны.
Взаимодействие
воспитанников
приюта
с
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья.
15
Цели программы.
Формирование
у
старших
детей
заботливого,
дружелюбного,
справедливого отношения, как к малышам, так и к людям пожилого
возраста
Профилактика девиантного материнства.
Воспитание гуманного отношения детей и подростков к инвалидам и
устранение барьеров для взаимного общения.
Формирование
и
утверждение
позитивного
отношения
к
здоровью,
убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение
навыков
здорового
образа
жизни,
а
также
содействие
тому,
чтобы
выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в
дальнейшей жизни.
Задачи.
Обучение подростков навыкам взаимодействия с младшими детьми и
детьми с ограниченными возможностями здоровья
Развитие организаторских способностей
Изучение с девочками методов и приёмов работы с детьми
Способствование развитию совместной деятельности детей
16
Создание условий для реализации полученных навыков в реальной
работе с маленькими детьми
Формирование социальных окружений, социальных связей со школой,
детским садом и т.д.
Развитие стремления быть полезным окружающим
Воспитание у детей таких моральных качеств как доброта, милосердие,
патриотизм, трудолюбие, честность и т. д.
Развитие инициативы и творчества ребят в процессе коллективных дел
Развитие
индивидуальных
качеств
ребят
через
различные
формы
деятельности
Расширение кругозора
Изучение
литературы
необходимой
для
организации
работы
с
младшими
17
Программа
«Шефская
работа»
приобщает
подростков
к
позитивному
взгляду на проблемы здоровья через проживание с малышами одинаковых
эмоций.
Старшие дети приобретают
знания в данной области, расширяют свой
кругозор через обучение и воспитание
малышей. Благодаря программе у
воспитанников
формируется
позитивное
влияние
на
выбор
собственного
поведения,
осмысление
и
пересмотр
своего
поведения
и
поступков,
разрешение
собственных
проблем;
формируются
организаторские
способности; повышается самооценка. У подростков приобретается
опыт
общения, ведения занятий с теми, кто младше.
18
В свою очередь у малышей обретаются новые друзья, понимающие и
любящие детей, удовлетворяются потребности в любви, заботе и внимании.
А
также
приобретаются
новые
знания
о
здоровье,
развивается
любознательность; воспитывается позитивное отношение к здоровью.
Несовершеннолетний, получивший позитивный опыт коллективных
отношений, опыт
взаимодействия
с
маленькими
детьми
постарается
применить его в будущем по отношению к окружающим людям и к своим
будущим детям.
19
Позитивная
деятельность
в
сплоченной,
доброжелательно
настроенной
группе
поможет
несовершеннолетнему
поднять
свою
самооценку, перенести полученный им опыт
позитивного
общения на
другие сферы жизни воспитанника интернатного учреждения.
Полученная
педагогом
информация
об
особенностях
личности
воспитанника поможет найти наиболее оптимальные пути коррекционно-
воспитательной работы с ним.
При
проведении
занятий
с
подростками
изучаю
разнообразные
методы и приемы работы с младшими детьми. Все занятия проходят в форме
игр, развлекательных моментов, опирающихся на непроизвольное внимание
детей. Свой опыт старшие воспитанники пробуют на занятиях с малышами. А
20
так как дети в младших группах в основном с задержкой развития, с низким
интеллектуальным уровнем, часто проявляющие неадекватное поведение, то
и занятия для них подбираются специальные упражнения.
Систематически со своими воспитанницами организую для малышей
различные
праздники,
досуговые
мероприятия;
показываем
настольные,
кукольные театры, проводим разнообразные игры на улице и в группе.
Наиболее запоминающими были мероприятия: « День Нептуна» (для
младших детей); интерактивная познавательная игра « Времена года»;
праздник « Солнечное утро» (на день летнего солнцестояния); тематическое
занятие для малышей « Путешествие матрёшки»; изготовление новогоднего
коллажа; праздник «День защиты детей» и др.
В
рамках
программы
«
Шефская
работа»
мои
воспитанники
подружились с детьми с ограниченными возможностями из общества СИДИ,
неоднократно приглашали их к себе в гости, в СРЦН; сами посещали Центр
«Время Надежды», проводили совместно с ними различные мероприятия,
игровые программы.
На
протяжении
шести
лет
мы
шефствовали
над
ветераном
ВОВ
Брежневой Т.И. Оказывали ей посильную помощь, ходили в гости. Тамара
Ивановна много рассказывала девочкам о войне, о своей жизни, учила вязать
крючком.
21
Большое
внимание
в
своей
работе
уделяю
охране
и
укреплению
здоровья детей. Дети, поступающие в Центр очень часто бывают лишены
чувства безопасности, они не получали необходимого комфорта и уюта в
домашних условиях. Поэтому своей первоочередной задачей считаю дать эту
безопасность
своим
несовершеннолетним
воспитанникам,
обеспечить
необходимые
условия
для
комфортной
жизнедеятельно сти.
С
воспитанниками
систематически
провожу
занятия
по
пожарной
безопасности,
электробезопасности
и
безопасности
дорожного
движения.
Утренняя зарядка стала обязательной составляющей режима.
В
2013-2014
учебном
году
принимала
участие
в
семинаре
по
формированию основ здорового образа жизни и профилактики ПАВ в рамках
программы
«Созвездие
ЗУС»
под
руководством
заведующей
отделения
психолого – педагогической помощи населению, канд. пед. наук Ушаковой
Т.О. Программу реализовала не только со своими воспитанниками в СРЦН,
но и в школе № 4 с детьми старшего подросткового возраста.
Своим воспитанникам прививаю мысль, что учёба - их главный труд.
Как
правило,
поступающие
в
центр
дети
педагогически
запущены.
Они
имеют
низкую
успеваемость
по
причине
частых
пропусков
уроков,
ненадлежащего
контроля
и
отсутствия
помощи
в
выполнении
домашних
заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и
навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь
воспитанницам
в
приготовлении
домашних
заданий,
систематически
22
провожу
дополнительные
занятия
по
математике.
Результатом
работы
является повышение учебной мотивации, улучшение знаний по предмету.
С
педагогами
школы,
классными
руководителями
поддерживаю
сотрудничество. Обо всех проблемах детей в школе классные руководители
ставят
в
известность
воспитателя.
Ежедневно
проводится
контроль
посещаемости
уроков
детьми,
проверяются
дневники.
Посещаются
родительские собрания в школе.
Регулярно
со
своими
воспитанниками
посещаю
Храм
на
поселке
Реммаш, где дети имеют возможность исповедоваться и причаститься.
В
своей
работе
тесно
сотрудничаю
со
специалистами:
психологом,
логопедом, музыкальным руководителем, и другими.
В
совместной
и
самостоятельной
деятельности
использую
информационно-коммуникативные
технологии.
В
работе
использую
сведения, найденные на педагогических сайтах Интернета.
Основные
задач,
которые
ставлю
перед
собой
в
будущем,
это:
продолжение
самообразования,
посещение
педагогических
семинаров,
методических объединений педагогов, изучение опыта коллег из различных
учреждений,
продолжение
экспериментальной
работы
по
ресоциализации
подростков в условиях социозащитных учреждений, профессиональный рост.
23