Автор: Вислых Юлия Александровна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 комбинированного вида Пушкинского района Санкт - Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Пушкин Наименование материала: Статья Тема: Кризис 7 лет. Советы родителям Раздел: дошкольное образование
Кризис 7 лет. Советы родителям.
Наступление «кризиса 6-7 лет» служит одним из признаков психологической
готовности
ребенка
к
школьному
обучению,
поэтому
вопрос
стоит
не
в
том,
чтобы
избежать кризиса, а чтобы умело использовать его в воспитательных целях.
На седьмом году жизни в организме ребенка происходят изменения,
наблюдается бурный рост тела, внутренних органов, перестройка всех систем и функций.
Поэтому
у
детей
нарушается
психическое
равновесие,
неустойчивость
настроения,
аффективные вспышки, капризы. В это время родителям необходимо знать, что даже
спокойные дети иногда капризничают и упрямятся.
Как же родитель должен реагировать на то? Как только ребенок начинает
капризничать,
надо
обнять
его,
уверить
в
своей
любви,
постараться
отвлечь,
предложить ему приятное занятие, игру . Если не удалось это сделать, оставьте ребенка
в покое, не обращайте на него внимания, пока он не успокоится сам.
Иногда взрослые жалуются: «Совсем от рук отбился, не слушается, я его и так,
стараюсь уговорить, чтобы шел играть, а он свое: «Надоело! Мне не интересно играть.
Давай я буду помогать ремонтировать тебе велосипед». Такое поведение 6-7-летнего
ребенка свидетельствует о том, что у него появились новые интересы, потребности, а
взрослые с этим не считаются, говорят, что он еще «не дорос».
Дети нуждаются в том, чтобы родители осознали: они растут, хотят быть
самостоятельнее, а непонимание этого вызывает у ребенка протест, негодование.
С 6 лет у детей интенсивно развиваются такие качества, как трудолюбие и
инициативность.
И м полезно давать специальные поручения , включать в домашние дела, выполняя
которые, они бы видели результат своего труда и чувствовали бы его важность для всей
семьи
(например,
поливать
цветы,
кормить
кошку,
мыть
посуду,
подметать
пол,
пылесосить и др.). Детям, хочется делать что-то полезное, серьезное, где они чувствуют,
что умеют или могут этому научиться, чтобы гордиться своими успехами и умениями.
К 6-7 годам у ребенка появляется осознание своего места в системе общественных
отношений («Я – мальчик, сын, ученик» и др.). Когда ребенок открывает для себя значение
новой
для
себя
социальной
позиции,
меняется
его
самосознание,
идет
переоценка
ценностей.
Ребенок
понимает
важность
всего,
что
имеет
отношение
к
учебной
деятельности. Родителям важно поддержать это и относиться к нему как к будущему
школьнику,
быть
белее
серьезным
и
ответственным.
У
ребенка
также
изменяется
отношение к самому себе, к своему месту в мире взрослых. У него появляется стремление
занять позицию школьника: «Хочу в школу», «Хочу учиться», что является показателем
мотивационной готовности к обучению.
Советы родителям
Если ребенок спорит по любому поводу, сопротивляется, упрямится, ищет новое
занятие
(этим
он
стремится
выразить
свою
самостоятельность,
независимость,
потребность быть взрослее), ему надо помочь: прежде всего, показать свое уважение к
ребенку – быть спокойным, разумным, терпеливым . Следует дать ему дело, занятие,
где он может доказать свою самостоятельность. Когда он успокоится, сказать, в чем вы
согласны с ним, а в чем он не прав. Желательно похвалить его успехи в полезных делах.
Быть
доброжелательнее ,
найти
время
пообщаться
с
ребенком,
заняться
полезными
общими делами. Это особенно важно, когда у ребенка появляется вертлявость, клоунада –
значит, ему не хватает признания взрослых, он требует к себе внимания, переживает.
Перед сном желательно проводить спокойные беседы о том, что случилось с ним за день,
хвалить его за добрые дела и поступки.
Помогать детям в организации игр и занятий , найти время поучаствовать в них.
Поощрять активность ребенка в интеллектуальных занятиях.
Предлагать детям больше заданий на развитие воображения, фантазии, творческой
инициативы : игры «в театр», придумывание сказки с продолжением, творческие задания
–
вылепить
из
пластилина
«чудо-юдо»,
нарисовать
зимний
лес,
вырезать
из
бумаги
волшебное животное и др. Такие задания стимулируют развитие у ребенка важнейшей
предпосылки к учебной деятельности.
Поддерживать разговор с ребенком о школе, говорить о ней только хорошее : для чего
дети учатся, чему в школе учат. Сформировать у ребенка представление о том, что учеба –
это серьезный труд, поэтому надо быть внимательным, старательным учеником.
Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело . Включать их в
домашние дела и полезные занятия. Полезно выполнение заданий с самоконтролем.
Для
этого
следует
завести
для
ребенка
календарь,
где
бы
он
отмечал
цветными
фломастерами выполнение поручений и добрых дел.
Поощрять
учебные
успехи :
радоваться
вместе
с
ним,
выражать
это
в
словах, например: «Молодец! Я знал(а), что у тебя получится!
Используемая литература:
1.Выготский Л.С. Кризис семи лет - Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.