Напоминание

"Целеполагание на уроках русского языка и литературы при реализации стандарта нового поколения"


Автор: Золотухин Антон Николаевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Нижне-Станская ООШ
Населённый пункт: с. Нижний-Стан, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: "Целеполагание на уроках русского языка и литературы при реализации стандарта нового поколения"
Раздел: полное образование





Назад




Целеполагание на уроках русского языка и литературы при реализации

стандарта нового поколения

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение

учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но

и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих

компетенцию «научить учиться».

Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности

учителя новым содержанием, составляющим три взаимосвязанные этапы урока:

целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

Остановимся на первом этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав

регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у

ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в образовании – это процесс

установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения

на определенных его этапах».

«Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в

новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не

транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс

целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет

ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и

целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация

ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти,

доказать».

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у

учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то

отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и

забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь

процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся,

стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

«Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть: - понятны,

осознаны - реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); -

инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); -

диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной

деятельности)

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов,

мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс

развития навыков целеполагания у учащихся?

Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем

присутствуют следующие этапы:

1.

диагностика целей учеников;

2.

анализ и систематизация полученных данных;

3.

конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и

общей технологической линии педагога.

Рассмотрим эти этапы:

1. Диагностика целей учеников;

Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно

начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное

собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты

могут быть открытые и закрытые.

Можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским,

который выделяет следующие группы: Личностные, предметные, креативные,

когнитивные, оргдеятельностные цели. Данную диагностику можно использовать на

основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою

иерархию целей из предложенного набора.

Список целей:

1.

Изучить материал учебника.

2.

Усвоить основные понятия и законы темы.

3.

Подготовить сообщение по одной из проблем.

4.

Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.

5.

Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.

6.

Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.

7.

Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.

8.

Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.

9.

Проявить и развить свои способности.

10. Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный

план, выполнить его и оценить свои результаты.

11. Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.

12. Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.

13. Научиться решать задачи и проблемы по теме.

14. Свой вариант цели.

2. Анализ и систематизация полученных данных;

Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности

обучающегося: - цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении

(Личностные) -цели № 3,5,8 – креативные наклонности - цели № 2,7,13 – когнитивные

мотивы -цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные) -цели

№ 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные) При анализе составленной учениками

иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и

мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или

корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении

данного предмета, составляет собственную иерархию целей.

3. Конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и

общей технологической линии педагога.

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая

технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы,

отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты

конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется

тематический план и поурочные разработки». Подобную диагностику можно проводить

при изучении каждой темы после перспективного ее изложения. Учащимся можно

предложить создать собственную технологическую карту, в которой указать какую цель

они ставят перед собой при изучении темы, какими способами предполагают достичь эту

цель и, каким может быть конечный результат (продукт) их деятельности. То есть

учащиеся проектируют свою собственную деятельность.

Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой. Ученики, находясь в

пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование

цели. Но если ученика поставить в активную позицию,, то сформулированная затем цель

учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет

торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет

их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания».

Некоторые приемы целеполагания.

1.

Формирование цели при помощи опорных глаголов. 2. Работа над понятием.

3.Ситуация яркого пятна. 4 Подводящий диалог. 5. Создание проблемных ситуаций.

В конце изучения темы проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения

полученных результатов и заявленной цели. Необходимо отметить, что цели не

«рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»

Мы рассмотрели основные аспекты целеполагания. Но ребёнок должен захотеть ставить

цель и двигаться к её решению. Необходимо дать ребенку самому “добыть” знания по теме

урока и пусть у каждого будет свой темп движения, не нужно форсировать события. Пусть

это будет озарением для ребенка! А для этого педагог должен быть, по меньшей мере,

гением…» «Как именно предполагается достичь индивидуального самоопределения

учеников: трудный вопрос!!! Работа должна строиться каждый раз по-новому, не должно

быть каких-то алгоритмов. Все должно происходить мгновенно, живо и ярко.

Большую часть здесь занимает импровизация, надо жить в той учебной ситуации, которая

складывается на уроке, но нельзя забывать и о том, что чаще экспромт – это хорошая

домашняя заготовка, это огромная предварительная работа ума и сердца.»

Выводы: Целеполагание тесно связана с рефлексией. Ведь постановка учеником целей

своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание

способов достижения поставленных целей. Рефлексия помогает ученикам сформулировать

получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои

последующие действия. От правильного и систематического сочетания этапов

целеполагания и рефлексии зависит качество урока



В раздел образования