Автор: Аверьянова Алёна Петровна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7 Населённый пункт: г. Тулун, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Химические свойства серной кислоты Раздел: среднее образование
Тема: Химические свойства серной кислоты.
Цели:
Образовательные:
изучить химические свойства серной кислоты путем
сравнения с общими свойствами кислот, активизировать познавательную
деятельность учащихся на всех этапах урока, совершенствовать умения
составлять уравнения реакций ионного обмена расставления степени
окисления.
Развивающие:
развивать логическое мышление, вырабатывать умение сотрудничать и
объективно оценивать свою работу и работу других учеников класса.
Воспитывающие:
воспитание интереса к учению, чувства ответственности за выполненную
работу перед коллективом.
Ход урока.
Орган. момент (постановка цели) (5мин)
-В начале урока я хочу вам прочитать отрывок из произведения «Алиса в
стране чудес» Льюиса Кэрролла: «В нескольких шагах от нее сидел на ветке
Чеширский кот.
– Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть? – ответил кот.
Мне все равно. – сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда идти, - заметил кот».
Вопрос классу: Что хочет кот этими словами сказать Алисе и зачем я их
прочитала вам в самом начале урока?
(ответы)
Да, надо знать цель своей работы. Сегодня на уроке мы будем наблюдать,
делать выводы. Это умение необходимо в жизни каждому человеку. Для нас
наблюдать - это не просто замечать, ведь наблюдение – первый этап
человеческого познания. Например, ученые, приступая к исследованиям,
сначала проводят наблюдения. Поэтому постарайтесь сегодня на уроке хотя
бы мысленно, а иногда и вслух начинать ответ со слов «А вот я заметил …».
Я предлагаю вам сегодня отправиться в кругосветную регату, но не в
простую, а в химическую под названием «Серная кислота», в ходе которой
мы вспомним знания прошлых уроков и изучим химические свойства серной
кислоты.
Тетради ваши превращаются в путевые дневники, в них вы и запишите тему
урока.
Путешествовать мы будем на 3 яхтах, на каждой яхте - капитан–консультант
и места учета для результатов с маршрутом.
Актуализация знаний. (10мин)
Ребята, кажется нас с первых минут неприятности. Чтобы отправиться в путь
надо преодолеть :
1) химический лабиринт.
Предлагаю одному уч-ся выйти к доске
2) Ребята, я вижу на горизонте пристань «Индивидуальная».
а) работа с ромашками с секретом (выбираем по сложности задание).
б) (проверяют) консультанты выставляют оценки в карточки. Самопроверка.
Продолжим наш путь под другой цифрой.
3) бухта техники безопасности. Через неё можно попасть в империю.
Вспомним, какими физическими свойствами характеризуется серная
кислота?
(ответ)
А теперь самостоятельно составьте структурную формулу. Проверьте друг у
друга ( баллы в карточку).
Новый материал.
Море взволновалось, ребята, и мы приближаемся к главной гавани
4) исследовательской.
Нас встречают с вами жители империи, но как же среди них определить, где
кислоты?
(ответ)
-среди трех выданных веществ определите, где кислота.
Прекрасно! Но главная наша цель какова? Что мы ещё не знаем?
(по опорным конспектам)
1) самостоятельно общие свойства (кто вперед у доски реакцию записываем
полное и сокращенное ионное уравнение).
2) в путевых дневниках
у доски:..
3) специфические свойства (объяснение учителя по опорному конспекту на
доске.)
(Почему реакция с хлоридом бария называется качественной,
характеристикой ?)
у доски : …
-Вывод: выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в
конц. серной кислоте.
Как же среди всех жителей м/о обнаружить серную кислоту?
-Какой вывод вы должны записать в своих путевых дневниках?
Закрепление. (10мин)
5) испытание.
Ребята, наше путешествие подходит к концу и я хочу посмотреть, сможете ли
вы применить полученные знания в экстремальной ситуации в нужную
минуту. Слушаем сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван–царевич, и
было у него три сестры: Марья, Ольга и Анна. Родители их рано ушли из
жизни, и Иван воспитывал сестер сам. Пришло время и отдал Иван-царевич
своих сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царств. Целый
год Иван-царевич без сестер и соскучился по ним. Решил он проведать
сестриц и отправился в путь. По дороге он повстречал Елену Прекрасную, и
они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену
Прекрасную. Взял Иван-царевич своих верных воинов и поехал выручать
свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень лежит, закрыл
дорогу на мост. На камне формулы. Если произнести вслух формулы, то
камень повернется и освободит дорогу.
!!!Давайте поможем. Не ошибитесь.
Камень повернулся и освободил дорогу. Долго ехал Иван-царевич и его
воины по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. На избушке
реакции. Какая из реакций является качественной на H
2
SO
4
и почему? Пять
раз сказал Иван-царевич заветные слова «Избушка-избушка стань к лесу
задом, а к нам передом». Избушка повернулась и вышла оттуда Баба Яга. Она
давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу. Прощаясь
с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе знаний, о том, что добро
и ум всегда победят зло: «Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть
накрепко, произнеси вслух правильное решение и дверь откроется». Черный
ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег
Ивана-царевича и воинов, схватил их, бросил в глубокое подземелье и
замкнул на крепкие запоры.
!!!Нам придется выручать Ивана-царевича. Нужно правильно определить,
какую же дверь надо открыть.
Дверь подземелья открылась. И встали воины перед воротами Кощеева
дворца, на котором написано уравнение.
H
2
SO
4
+Ba(NO
3
)
2
BaSO
4
+HNO
3
(расставить коэф-ты, является ли эта реакция качественной на кислоту и ее
соли)
Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную. После этого Иван-
царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали его сестриц, приехали домой
и стали жить жить-поживать и добра наживать. Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам - урок!
Ну а ваши знания сегодня помогли вам победить зло и мы благополучно
прибываем на последнюю.
6) бухта итоговая.
Консультанты собирают карточки учета и подводят итог.
Д/зад.
«3» Составить уравнения реакций, которые практически осуществимы.
1) Hg+H
2
SO
4
2) Pt+ H
2
SO
4
3) р H
2
SO
4
+ ВаО
4) р H
2
SO
4
+ КОН
«4» Осуществить цепочку превращений. Составить полное и сокращенное
ионное уравнение.
«5» Среди формул в-в выбрать те, с которыми реагирует р H
2
SO
4
. Составить
молек., полное и сокращенное ионное уравнение.
HCl; Ba; ZnO; Pt; Hg; BaCl2; P2O5
Задание №1
1
г
л
а
в
н
а
я
2
а
3
э
л
е
к
т
р
о
н
ы
4
п
р
о
т
о
н
5
г
а
з
ы
6
е
7
н
8
ы
1) Название подгруппы, в которой расположен углерод.
2) 1,2,3 электрона на внешнем энергетическом уровне в атоме имеют…
3) Частицы, движущиеся вокруг ядра атома.
4) Элементарная частица ядра, имеющая заряд +1 и массу 1.
5) кислород О2 ; азот N2 ; водород Н2 – это…..
6) Элементарная электронейтральная частица ядра с массой 1.
7) Свойство атомов одного элемента оттягивать на себя электроны от атомов
других элементов в соединениях…
8) Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие
одинаковое число протонов в ядре и разное число нейтронов, а следовательно
и разную массу.
Задание №2
F а) 1S
2
2S
2
2P
5
б) 1S
2
2S
2
2P
6
3S
2
3P
5
Cl
Br в) 1S
2
2S
2
2P
6
3S
2
3P
6
3d
10
4S
2
4P
5
t г) 1S
2
2S
2
2P
6
3S
2
3P
6
3d
10
4S
2
4P
6
4d
10
5S
2
5P
5
Задание №3
закончи фразу, заполнив пропуски:
Галогены расположены в ………….. группе, в …………. подгруппе.
Задание №4
На внешнем энергетическом уровне в атомах галогенов находится 7
валентных электронов. Поэтому они не металлы. Неметаллические свойства
сверху вниз уменьшаются. До устойчивого восьмиэлектронного состояния
им недостает по 1 электрону. Обладая высокой электроотрицательностью
атомы галогенов энергетично присоединяют недостающий электрон от
других атомов в соединениях, выступая в роли …………… и проявляя
степень окисления ……………….
а) Определи степень окисления в соединениях:
H
+1
F
-1
; H
+1
Cl
-1
; H
+1
Br
-1
; H
+1
J
-1
укажи тип химической связи
б) Определи степень окисления в соединениях:
Задание №5
Расставь коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной
реакции методом электронного баланса. Определи окислитель и
восстановитель.
а) на «4» Na+Cl
2
→ NaCl
б) на «5» H
2
O+F
2
→ HF+O
2
Урок №1 Тема «ГАЛОГЕНЫ» (8ч)
1. Расположение в
П.С.Х.Э.
7 группа
главная подгруппа
2. Особенности строения их атомов.
-в атоме 7 валентных электронов
-неметаллы св-ва: F
2
; Cl
2
;
Br
2
;
J
2
- высокая электроот-ть
F
2
; Cl
2
;
Br
2
;
J
2
элект-ть ув-ся
ГАЛОГЕНЫ.
F
2
; Cl
2
; Br
2
; J
2
ков. неполн. связь
Общая характеристика галогенов.
Цель: Обеспечить усвоение учащихся знаний о окислительных способностях
атомов галогенов на основе знаний положения галогенов в П.С.Х.Э. и
строения их атомов. Углубить знания об о/в реакция.
Развивающие цели: Развивать познавательные умения, самостоятельность,
абстрактное и синтезирующие мышление.
Воспитывающие цели: воспитывать положительное отношение к знаниям,
чувство товарищества, чувство собственного достоинства.
План
Формирование новых ЗУН.
План
положение галогенов в П.С.Х.Э.
строение их атомов.
окислительная способность галогенов.
нахождение в природе.
история открытия галогенов.
Ход урока.
В некотором царстве, в некотором государстве, которое называется П.С.Х.Э.
3. Свойства
- окислители
F
2
; Cl
2
; Br
2
; J
2
ок-я спос-ть ув-ся
-степень окисления -1
а)HF
-1
; HCl
-1
; HBr
-1
; HJ
-1
ков. пол. связь
б) NaF
-1
; NaCl
-1
; NaBr
-1
; NaJ
-1
ионная связь
(галогены - рождающие соли)
4. Нахождение в природе.
Встречается в виде солей.
Жили-были очень активные неметаллы, отличающиеся своим коварным
характером. Кто они? В чем их коварство? Какие чудеса они натворить
могут? Что это за разбойники? Давайте обратимся к сыщикам, пусть они
помогут нам определить коварных грабителей.
Методы работы сыщиков:
1.установить преступление (что значит раскрыть преступление)
а) определить место его жительства.
б) установить личность, установить портрет.
в) характер преступника.
г) доказать преступление имея доказательства! (вещ.док.).
И так кто они эти коварные грабители? Как они называются: (задание №1)
определяем
решает кроссворд- выделенное ключевое слово (галогены),
в переводе на русский означает «рождающие соли»
Почему их так назвали? (расследуем и узнаем!)
Кто они: Их имена: (задание №2)
Где они живут? (в П.С.Х.Э.)
По положению галогенов в П.С.Х.Э. установите особенность строения их
атомов, а отсюда и их характер, т.е. их свойства.
Вывод: Установили, что злыми и коварными грабителями г-ва П.С.Х.Э.
являются галогены. Расп.7групп главной подгруппы, имеющие 7вал.е и и
являются сильными окислителями. Их ок. способность увеличивается
сначало вверх, т.е. самым сильным является F
2
(кинофильм).
Зная это давайте подумаем, могут ли они встречаться в природе в свободном
виде?
(нет)
только в виде солей. Например, хлор в виде NaCl- поваренная соль Усолье
-Сибирское.
(сообщения учащихся)
Закрепление - игра в карты.
Дома: глава IX §46
о/в
на «4» Fe+Cl
2
→ Fe Cl
3
Cl
0
+2ē→2 Cl
-
1
в-ся, о-ль
Fe
0
3ē→ Fe
+3
ок-ся, в-ль
на «5»
3Cl
2
+6КОН→КClО
3
+5КCl+3Н
2
О
Cl
2
0
-1оē→2Cl
+5
1 о-ся, в-ль
Cl
2
0
+2ē→2Cl
10
5 в-ся, о-ль
4HCl+MnO
2
→MnCl
2
+ Cl
2
+2H
2
O
2Cl
-
-2ē→ Cl
2
0
1 о-ся, в-ль
Mn
+4
+2ē→Mn
+2
2
1 в-ся, о-ль
H
2
O+F
2
→HF+O
2
2O
-2
-4ē→O
2
0
ок-ся, в-ль
F
2
0
+2ē→2F
-1
в-ся, о-ль