Напоминание

Химические свойства серной кислоты


Автор: Аверьянова Алёна Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: г. Тулун, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Химические свойства серной кислоты
Раздел: среднее образование





Назад





Тема:
Химические свойства серной кислоты.
Цели:
Образовательные: изучить химические свойства серной кислоты путем сравнения с общими свойствами кислот, активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока, совершенствовать умения составлять уравнения реакций ионного обмена расставления степени окисления. Развивающие: развивать логическое мышление, вырабатывать умение сотрудничать и объективно оценивать свою работу и работу других учеников класса. Воспитывающие: воспитание интереса к учению, чувства ответственности за выполненную работу перед коллективом.
Ход урока.

Орган. момент (постановка цели)
(5мин) -В начале урока я хочу вам прочитать отрывок из произведения «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла: «В нескольких шагах от нее сидел на ветке Чеширский кот. – Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти? – А куда ты хочешь попасть? – ответил кот. Мне все равно. – сказала Алиса. - Тогда все равно, куда идти, - заметил кот». Вопрос классу: Что хочет кот этими словами сказать Алисе и зачем я их прочитала вам в самом начале урока? (ответы) Да, надо знать цель своей работы. Сегодня на уроке мы будем наблюдать, делать выводы. Это умение необходимо в жизни каждому человеку. Для нас наблюдать - это не просто замечать, ведь наблюдение – первый этап человеческого познания. Например, ученые, приступая к исследованиям, сначала проводят наблюдения. Поэтому постарайтесь сегодня на уроке хотя бы мысленно, а иногда и вслух начинать ответ со слов «А вот я заметил …». Я предлагаю вам сегодня отправиться в кругосветную регату, но не в простую, а в химическую под названием «Серная кислота», в ходе которой мы вспомним знания прошлых уроков и изучим химические свойства серной кислоты. Тетради ваши превращаются в путевые дневники, в них вы и запишите тему урока. Путешествовать мы будем на 3 яхтах, на каждой яхте - капитан–консультант и места учета для результатов с маршрутом.
Актуализация знаний. (10мин)
Ребята, кажется нас с первых минут неприятности. Чтобы отправиться в путь надо преодолеть : 1) химический лабиринт. Предлагаю одному уч-ся выйти к доске
2) Ребята, я вижу на горизонте пристань «Индивидуальная». а) работа с ромашками с секретом (выбираем по сложности задание). б) (проверяют) консультанты выставляют оценки в карточки. Самопроверка. Продолжим наш путь под другой цифрой. 3) бухта техники безопасности. Через неё можно попасть в империю. Вспомним, какими физическими свойствами характеризуется серная кислота? (ответ) А теперь самостоятельно составьте структурную формулу. Проверьте друг у друга ( баллы в карточку).
Новый материал.
Море взволновалось, ребята, и мы приближаемся к главной гавани 4) исследовательской. Нас встречают с вами жители империи, но как же среди них определить, где кислоты? (ответ) -среди трех выданных веществ определите, где кислота. Прекрасно! Но главная наша цель какова? Что мы ещё не знаем? (по опорным конспектам) 1) самостоятельно общие свойства (кто вперед у доски реакцию записываем полное и сокращенное ионное уравнение). 2) в путевых дневниках у доски:.. 3) специфические свойства (объяснение учителя по опорному конспекту на доске.) (Почему реакция с хлоридом бария называется качественной, характеристикой ?) у доски : … -Вывод: выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в конц. серной кислоте. Как же среди всех жителей м/о обнаружить серную кислоту? -Какой вывод вы должны записать в своих путевых дневниках?
Закрепление. (10мин)
5) испытание. Ребята, наше путешествие подходит к концу и я хочу посмотреть, сможете ли вы применить полученные знания в экстремальной ситуации в нужную минуту. Слушаем сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван–царевич, и было у него три сестры: Марья, Ольга и Анна. Родители их рано ушли из жизни, и Иван воспитывал сестер сам. Пришло время и отдал Иван-царевич своих сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царств. Целый год Иван-царевич без сестер и соскучился по ним. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге он повстречал Елену Прекрасную, и
они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Взял Иван-царевич своих верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень лежит, закрыл дорогу на мост. На камне формулы. Если произнести вслух формулы, то камень повернется и освободит дорогу. !!!Давайте поможем. Не ошибитесь. Камень повернулся и освободил дорогу. Долго ехал Иван-царевич и его воины по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. На избушке реакции. Какая из реакций является качественной на H 2 SO 4 и почему? Пять раз сказал Иван-царевич заветные слова «Избушка-избушка стань к лесу задом, а к нам передом». Избушка повернулась и вышла оттуда Баба Яга. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу. Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе знаний, о том, что добро и ум всегда победят зло: «Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух правильное решение и дверь откроется». Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и воинов, схватил их, бросил в глубокое подземелье и замкнул на крепкие запоры. !!!Нам придется выручать Ивана-царевича. Нужно правильно определить, какую же дверь надо открыть. Дверь подземелья открылась. И встали воины перед воротами Кощеева дворца, на котором написано уравнение. H 2 SO 4 +Ba(NO 3 ) 2 BaSO 4 +HNO 3 (расставить коэф-ты, является ли эта реакция качественной на кислоту и ее соли) Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную. После этого Иван- царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали его сестриц, приехали домой и стали жить жить-поживать и добра наживать. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок! Ну а ваши знания сегодня помогли вам победить зло и мы благополучно прибываем на последнюю. 6) бухта итоговая. Консультанты собирают карточки учета и подводят итог. Д/зад. «3» Составить уравнения реакций, которые практически осуществимы. 1) Hg+H 2 SO 4 2) Pt+ H 2 SO 4 3) р H 2 SO 4 + ВаО 4) р H 2 SO 4 + КОН «4» Осуществить цепочку превращений. Составить полное и сокращенное ионное уравнение. «5» Среди формул в-в выбрать те, с которыми реагирует р H 2 SO 4 . Составить молек., полное и сокращенное ионное уравнение. HCl; Ba; ZnO; Pt; Hg; BaCl2; P2O5
Задание №1 1 г л а в н а я 2 а 3 э л е к т р о н ы 4 п р о т о н
5 г а з ы 6 е 7 н 8 ы 1) Название подгруппы, в которой расположен углерод. 2) 1,2,3 электрона на внешнем энергетическом уровне в атоме имеют… 3) Частицы, движущиеся вокруг ядра атома. 4) Элементарная частица ядра, имеющая заряд +1 и массу 1. 5) кислород О2 ; азот N2 ; водород Н2 – это….. 6) Элементарная электронейтральная частица ядра с массой 1. 7) Свойство атомов одного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов в соединениях… 8) Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре и разное число нейтронов, а следовательно и разную массу. Задание №2 F а) 1S 2 2S 2 2P 5 б) 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 5 Cl Br в) 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 6 3d 10 4S 2 4P 5 t г) 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 6 3d 10 4S 2 4P 6 4d 10 5S 2 5P 5 Задание №3 закончи фразу, заполнив пропуски: Галогены расположены в ………….. группе, в …………. подгруппе.
Задание №4 На внешнем энергетическом уровне в атомах галогенов находится 7 валентных электронов. Поэтому они не металлы. Неметаллические свойства сверху вниз уменьшаются. До устойчивого восьмиэлектронного состояния им недостает по 1 электрону. Обладая высокой электроотрицательностью атомы галогенов энергетично присоединяют недостающий электрон от других атомов в соединениях, выступая в роли …………… и проявляя степень окисления ………………. а) Определи степень окисления в соединениях: H +1 F -1 ; H +1 Cl -1 ; H +1 Br -1 ; H +1 J -1 укажи тип химической связи б) Определи степень окисления в соединениях: Задание №5 Расставь коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса. Определи окислитель и восстановитель. а) на «4» Na+Cl 2 → NaCl б) на «5» H 2 O+F 2 → HF+O 2 Урок №1 Тема «ГАЛОГЕНЫ» (8ч)
1.
Расположение в П.С.Х.Э. 7 группа главная подгруппа
2.
Особенности строения их атомов. -в атоме 7 валентных электронов -неметаллы св-ва: F 2 ; Cl 2 ; Br 2 ; J 2 - высокая электроот-ть F 2 ; Cl 2 ; Br 2 ; J 2 элект-ть ув-ся
ГАЛОГЕНЫ. F 2 ; Cl 2 ; Br 2 ; J 2 ков. неполн. связь Общая характеристика галогенов. Цель: Обеспечить усвоение учащихся знаний о окислительных способностях атомов галогенов на основе знаний положения галогенов в П.С.Х.Э. и строения их атомов. Углубить знания об о/в реакция. Развивающие цели: Развивать познавательные умения, самостоятельность, абстрактное и синтезирующие мышление. Воспитывающие цели: воспитывать положительное отношение к знаниям, чувство товарищества, чувство собственного достоинства. План Формирование новых ЗУН. План положение галогенов в П.С.Х.Э. строение их атомов. окислительная способность галогенов. нахождение в природе. история открытия галогенов. Ход урока. В некотором царстве, в некотором государстве, которое называется П.С.Х.Э.
3.
Свойства - окислители F 2 ; Cl 2 ; Br 2 ; J 2 ок-я спос-ть ув-ся -степень окисления -1 а)HF -1 ; HCl -1 ; HBr -1 ; HJ -1 ков. пол. связь б) NaF -1 ; NaCl -1 ; NaBr -1 ; NaJ -1 ионная связь (галогены - рождающие соли)
4.
Нахождение в природе. Встречается в виде солей.
Жили-были очень активные неметаллы, отличающиеся своим коварным характером. Кто они? В чем их коварство? Какие чудеса они натворить могут? Что это за разбойники? Давайте обратимся к сыщикам, пусть они помогут нам определить коварных грабителей. Методы работы сыщиков: 1.установить преступление (что значит раскрыть преступление) а) определить место его жительства. б) установить личность, установить портрет. в) характер преступника. г) доказать преступление имея доказательства! (вещ.док.). И так кто они эти коварные грабители? Как они называются: (задание №1) определяем решает кроссворд- выделенное ключевое слово (галогены), в переводе на русский означает «рождающие соли» Почему их так назвали? (расследуем и узнаем!) Кто они: Их имена: (задание №2) Где они живут? (в П.С.Х.Э.) По положению галогенов в П.С.Х.Э. установите особенность строения их атомов, а отсюда и их характер, т.е. их свойства. Вывод: Установили, что злыми и коварными грабителями г-ва П.С.Х.Э. являются галогены. Расп.7групп главной подгруппы, имеющие 7вал.е и и являются сильными окислителями. Их ок. способность увеличивается сначало вверх, т.е. самым сильным является F 2 (кинофильм). Зная это давайте подумаем, могут ли они встречаться в природе в свободном виде? (нет) только в виде солей. Например, хлор в виде NaCl- поваренная соль Усолье -Сибирское. (сообщения учащихся) Закрепление - игра в карты. Дома: глава IX §46 о/в на «4» Fe+Cl 2 → Fe Cl 3 Cl 0 +2ē→2 Cl - 1 в-ся, о-ль Fe 0  3ē→ Fe +3 ок-ся, в-ль на «5» 3Cl 2 +6КОН→КClО 3 +5КCl+3Н 2 О Cl 2 0 -1оē→2Cl +5 1 о-ся, в-ль
Cl 2 0 +2ē→2Cl 10 5 в-ся, о-ль 4HCl+MnO 2 →MnCl 2 + Cl 2 +2H 2 O 2Cl - -2ē→ Cl 2 0 1 о-ся, в-ль Mn +4 +2ē→Mn +2 2 1 в-ся, о-ль H 2 O+F 2 →HF+O 2 2O -2 -4ē→O 2 0 ок-ся, в-ль F 2 0 +2ē→2F -1 в-ся, о-ль


В раздел образования