Напоминание

Продуктивность сельскохозяйственных животных


Автор: Иноземцева Анна Тихоновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Дмитриевский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Продуктивность сельскохозяйственных животных
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»

Рассмотрено на заседании

предметно-цикловой комиссии

Протокол №________________

от «___»______________2018 г.

Председатель

_______________А.А.Зорикова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

«Продуктивность сельскохозяйственных животных»

по дисциплине

ОП. 01 Биология сельскохозяйственных животных с основами зоотехнии

профессия 36.01.02 Мастер животноводства

Разработала преподаватель

специальных дисциплин

Иноземцева А.Т.

2018г.

Аннотация

Настоящая методическая разработка раскрывает методику проведения урока с

использованием мультимедийных презентаций и имеет целью оказание помощи

преподавателям в организации занятия.

При

работе

над

методической

разработкой

была

использована

учебная

литература и материал Интернет-ресурсов.

В

методической

разработке

излагается

организация

и

методика

проведения

занятия

по

всем

этапам:

изучение

нового

материала,

закрепление

материала,

домашнее

задание

и

подведение

итогов

занятия.

Объяснение

нового

материала

сопровождается презентацией, разработанной в программе PowerPoint. После такого

урока изученный материал остаётся у обучаемых в памяти как яркий образ и

помогает преподавателю стимулировать познавательную активность обучающийсяа.

Презентация

демонстрируется

с

помощью

проектора

на

экран.

Это

позволяет

работать сразу со всей группой обучаемых. При этом презентация служит основной

формой

проведения

урока

(т.к.

несет

значительную

часть

информационной

нагрузки) и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия и

опорного конспекта).

Презентация по данной теме содержит как иллюстративный материал, так и

лекционный. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является

прекрасным

дидактическим

и

мотивационным

средством,

способствующим

лучшему

запоминанию

учебного

материала,

способствует

возрастанию

продуктивности обучения.

Работа

с

презентацией

позволяет

составлять

конспект

урока.

При

этом

обучающиеся

учатся

формулировать

главные

мысли

и

выражать

их

конкретно,

лаконично.

Оформление

презентаций

проце сс

творче ский,

обогащающий

профессиональную палитру педагога. Презентация – это

реализация творческого

проекта преподавателя и совершенствование своих умений, а использование их при

обучении позволит создать информационную обстановку, стимулирующую интерес

и пытливость обучающихся.

Изучение

темы

урока

«Продуктивность

сельскохозяйственных

животных»

является

актуальной,

носит

прикладной

характер

и

имеет

значение

для

формирования

у

обучающихся

профессиональных

компетенций,

расширения

кругозора и развития логического и экономического мышления.

Тип занятия – комбинированный урок, включающий повторение, закрепление

и контроль знаний по материалам прошлых занятий; выступления обучающихся по

изучаемой теме; обсуждение темы урока в форме беседы. Проведение рефлексии -

составление теста по теме урока.

Форма контроля разнообразная: разминка, устный индивидуальный опрос.

Составление

тестовых

заданий

оценивается

самим

обучающимся

согласно

критериям

оценивания

после

проверки

и

проведения

анализа

правильности

и

качества выполнения задания.

После проведения занятия по данной теме обучающийся должен уметь:

определять факторы, от которых зависит молочная продуктивность животных;

находить, анализировать и использовать необходимую информацию;

определять молочную продуктивность сельскохозяйственных животных;

определять мясную продуктивность сельскохозяйственных животных;

определять шерстную продуктивность овец;

определять яичную продуктивность птиц;

объяснять актуальность изучаемой темы.

обучающийся должен знать:

продолжительность лактационного периода у маток различных видов;

понятия убойной массы и убойного выхода;

понятия сухостойного и лактационного периода;

факторы, от которых зависит продуктивность сельскохозяйственных

животных.

Проведение занятия по теме «Продуктивность сельскохозяйственных животных»

позволит освоить общие (ОК) компетенции:

ОК

1.

Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК

2.

Организовывать

собственную

деятельность,

определять

методы

и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

постановки

и

решения

профессиональных

задач,

профессионального

и

личностного развития.

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

для

совершенствования профессиональной деятельности.

План открытого урока

по ОП. 01 Биология сельскохозяйственных животных с основами зоотехнии

Дата________

Время: 90 минут.

Место проведения: учебный кабинет «Организация ветеринарного дела»

Контингент: обучающиеся группы 2.8

Профессия 36.01.02 Мастер животноводства

Преподаватель Иноземцева А.Т.

Тема занятия: Продуктивность сельскохозяйственных животных

Тип занятия – Комбинированный урок

Методика проведения занятия (приёмы обучения)

-

фронтальная

форма

обучения:

словесная

и

наглядная

передача

учебной

информации одновременно всем обучающимся;

- обмен информацией между преподавателем и обучающимися;

- самостоятельная работа.

Цель

урока: формирование

у

обучающихся

умений

определять

показатели

продуктивности,факторы

влияющие

на

продуктивность

сельскохозяйственных

животных.

Задачи урока:

Образовательная:

Дат ь

п о н я т и е ,

р а с к р ы т ь

су т ь

и

зн ач е н и е

п р о д у к т и в н о с т и

сельскохозяйственных животных.

Просмотреть презентацию по теме занятия.

Провести обсуждение факторов продуктивности различных видов животных.

Обозначить важность полноценного кормления животных.

Развивающая:

Развитие учебных умений (работа с таблицей, работа с текстом)

Развивать

профессиональные

умения,

навыки

и

познавательные

возможности при изучении и обсуждении данной темы.

Воспитательная:

Воспитание

личностных

качеств,

обеспечивающих

исполнительность,

организованность, внимательность и самостоятельность.

Воспитание самостоятельности и ответственности.

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия – презентация по теме занятия

Раздаточный материал – макет составления тестовых заданий.

Технические средства обучения –компьютер, мультимедийный проектор, экран,

наглядный материал.

Основные источники – литература, интернет - ресурсы

Дополнительные источники – раздаточный материал

Межпредметные связи: биология, растениеводство

Ход занятия

1.

Оргмомент – приветствие обучающихся и участников занятия

2.

Постановкацели и задач преподавателем и обучающимися

3.

Контроль знаний (устный опрос, тестовое задание)

4.

Методы

контроля:

индивидуальный

опрос,

работа

в

группах,

тестовое

задание

5.

Формирование знаний, умений, навыков:

Методы: ответы

на

вопросы,

беседа,

просмотр

презентации,

составление

заметок и вопросов по теме занятия, обсуждение изучаемой темы, дискуссия,

оценивание

знаний

и

способностей

обучающихся,

творческое

задание,

рефлексия.

Актуализация и мотивация – значение изучаемой дисциплины и темы для

приобретения

нового

мышления,

расширения

кругозора,

повышение

самостоятельности

и

самооценки

обучающихся,

показ

места

и

значения

изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование

практических навыков и умений увязывать теорию с практикой.

6. Закрепление:

Методы: участие в обсуждении темы занятия,составление теста, творческая

работа в группах, рефлексия.

7.

Выводы

по

уроку: подведение

итогов

занятия,

отметить

активность

и

самостоятельность обучающихся при устном опросе, обсуждении темы, оценивание

знаний обучающихся и работы их на занятии.

8 .

Д о м а ш н е е

з а д а н и е : закрепить

знания

по

видам

продуктивно сти

сельскохозяйственных

животных,

показателям

продуктивности

и

методике

их

определения;

подготовиться

к

практической

работе.

Обучающиеся

получают

домашнее

задание

в

виде

подготовки

дома

сообщений

о

пользе

продуктов,

получаемых от животноводства, в виде подготовки тестового задания.

Ход урока

Тема: Продуктивность сельскохозяйственных животных

1.Организационный момент.

- приветствие обучающихся;

- проверка списочного состава группы (староста докладывает об отсутствующих);

- проверка обучающихся на готовность к занятию (на столе должны находиться

учебник, ручка, рабочая тетрадь).

2. Актуализация знаний посредством повторения ранее изученного материала.

Преподаватель:

-

Давайте

вспомним,

каких

животных

мы

относим

к

сельскохозяйственным

животным?

Обучающиеся:

- К сельскохозяйственным животным относятся: КРС, овцы, свиньи, лошади, козы,

куры(птицы)

Преподаватель:

- Правильно! А для чего мы разводим с/х животных, какую продукцию мы от них

получаем

Обучающиеся:

- Мы разводим этих животных для получения мяса, молока, шкур и т.д.

Преподаватель:

-

Итак,

от

с/х

животных

мы

получаем

молоко,

мясо

и

другую

продукцию

и

называется это – продуктивность.

Преподаватель

тема

сегодняшнего

занятия: Продуктивность

с/х

животных.

(слайд1)

3. Постановка целей и задач урока (слайд 2)

Цель урока:

формирование у обучающихся умений характеризовать продуктивность

разных видов сельскохозяйственных животных, определять факторы, влияющие на

продуктивность

сельскохозяйственных

животных,

определять

показатели

продуктивности животных.

Задачи урока:

Образовательная:

Дат ь

п о н я т и е ,

р а с к р ы т ь

су т ь

и

зн ач е н и е

п р о д у к т и в н о с т и

сельскохозяйственных животных.

Просмотреть презентацию по теме занятия.

Провести обсуждение факторов продуктивности различных видов животных.

Обозначить важность полноценного кормления животных.

Развивающая:

Развитие учебных умений (работа с таблицей, работа с текстом)

Развивать

профессиональные

умения,

навыки

и

познавательные

возможности при изучении и обсуждении данной темы.

Воспитательная:

Воспитание

личностных

качеств,

обеспечивающих

исполнительность,

организованность, внимательность и самостоятельность.

Воспитание самостоятельности и ответственности.

4.Первичное усвоение новых знаний(слайд 3)

(слайд 4,5,6,7)

ПРОДУКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ- это количество и

качество продукции, получаемой от одного животного за определенный

период

(сутки, месяц, лактацию, год, в течение жизни). Определяется наследственностью и

зависит

от

видовых,

породных,

возрастных,

индивидуальных

особенностей

животного.

Генетически

обусловленная

продуктивность

может

быть

получена

только

в

благоприятных условиях кормления и содержания. По направлению продуктивности

в

скотоводстве

различают

породы:

молочные,

молочно-мясные

и

мясные;

в

свиноводстве

мясные,

беконные,

мясо-сальные,

сальные;

в

овцеводстве

шёрстные

(тонкорунные,

полутонкорунные),

мясо-шёрстные

,

мясо-сальные,

молочные, смушковые, шубные.

Продуктивность

сельскохозяйственных

животных

зависит

от

вида,

породы,

индивидуальных особенностей животного и в очень большой степени от условий

кормления, ухода, содержания.

Молочная

продуктивность (слайд

8,9,10,11,12,13,14) Образование

молока

очень

сложный

процесс

секреторной

деятельности

молочной

железы

(вымени),

которая

начинает

продуцировать

в

связи

с

беременностью

и

родами.

Строение

вымени, количество получаемого молока и его состав у различных видов животных

различны (табл. 6).

Продуцирование молока называется лактацией, а период, в течение которого

продуцирует молочная железа,— лактационным в отличие от сухостойного, когда

образование молока прекращается. Продолжительность лактационного периода у

разных видов животных: у коров 10 месяцев (305 дней), у кобыл 8—10, у овец 4—8,

у свиней 3—4 месяца.

Табл. 6.Химический состав молока животных разных видов (по Р. Б. Давидову)

Вид

животных

Содержится в молоке (%)

сухих

веществ

в том числе

жира

белка

молочного

сахара

минеральных

веществ

Корова

Кобыла

Овца

12,5

10

17,9

3,8

1

6,7

3,3

2

5,8

4,7

6,7

4,6

0,7

0,3

0,8

Молочная продуктивность маток зависит от наследственных качеств, условий

выращивания,

возраста

и

массы

маток

к

первой

лактации.

Интенсивное

выращивание животных дает более скороспелых и сильных животных, способных

дать высокую молочность в более раннем возрасте и здоровый крупный приплод.

Очень большое значение имеет для будущей молочности биологически полноценное

кормление

с

полным

набором

незаменимых

аминокислот

в

последнюю

треть

беременности маток, когда плод достигает максимального размера и одновременно

идет интенсивное развитие молочной железы.

При нормальном, биологически полноценном кормлении, хорошем уходе и

содержании удой новотельных коров после отела начинает увеличиваться в течение

трех и более месяцев, причем установлено, что за три месяца раздоя от новотельных

коров получают 40—45% удоя за всю лактацию. Эти данные свидетельствуют о не-

обходимости раздоя каждой коровы с новотела. На снижение удоев в ходе лактации

значительное влияние оказывает стельность коров. У таких коров за период с пятого

до 7—8-го месяца лактации емкость вымени уменьшается на 23—28%.

Уровень удоев в течение лактации принято изображать графически в виде

«лактационной

кривой»,

которая

позволяет

наглядно

оценивать

ход

лактации

отдельных коров и отбирать при селекционной работе лучших животных.

Молочную продуктивность коров мясного направления оценивают по массе

подсосного

молодняка

в

7—8-месячном

возрасте,

а

у

свиноматок

по

массе

поросят (гнезда) в месячном возрасте.

У

овец

лактационный

период

продолжается

120—270

дней.

Сред няя

молочность овец разных пород колеблется в пределах 60—145 кг. Наибольшей

молочностью отличаются цигайская порода овец, за лактацию от животного этой

породы

получают

до

275

кг

молока,

от

овец

асканийской

породы

235

кг,

романовской — 225 кг. В Средней Азии, Казахстане, Молдавской ССР, Крыму, на

Кавказе широко применяют дойку овец различных пород: каракульской, цигайской,

балбасской,

тушинской,

мазехской

и

др.

Товарное

молоко

получают

главным

образом от каракульских овец, у которых ягнят убивают в первые дни жизни для

получения

смушек.

Овечье

молоко

используют

в

основном

для

производства

различных сортов сыра.

В коневодстве из молока кобыл приготавливают ценный лечебный напиток —

кумыс. Высокой молочностью отличаются казахская и башкирская породы лошадей,

удои которых за лактацию достигают 1000 кг, не считая молока, используемого

жеребенком за период подсоса.

Обычно доение кобыл и приготовление кумыса производили в зонах табунного

коневодства, в настоящее же время в некоторых районах страны при домах отдыха и

санаториях организованы кумысные фермы для лечения больных.

Мясная продуктивность (слайд 15,16,17)животных зависит от вида, породы,

возраста, -интенсивности выращивания, скороспелости и степени упитанности.

Мясные качества животных оценивают глазомерно по типу телосложения и

упитанности. Упитанность у крупного рогатого скота, лошадей и овец подразделяют

на высшую, среднюю, нижесреднюю и тощую; у свиней па беконную, мясную,

жирную и тощую. Высококачественное мясо получают обычно при интенсивном

выращивании и откормке животных в молодом возрасте. Некастрированные самцы

обладают

высокой

энергией

роста,

большей

живой

массой

и

размерами,

чем

кастрированные самцы и самки, но в мясе последних откладывается больше жира,

чем у некастрированных животных.

О мясной продуктивности животных после убоя судят по убойной массе и

убойному

выходу. Убойная

масса

это

масса

туши

с

жиром,

без

головы,

внутренностей и конечностей до запястья на передних ногах и до скакательного

сустава на задних. Убойный выход — это убойная масса, выраженная в процентах от

живой массы животных. Наибольший убойный выход дают откормленные свиньи—

80—85%; откормленный крупный рогатый скот специализированных мясных пород

— 65—72, молочных пород — 40—52%; овцы скороспелых мясных пород — 55—

60, шерстных пород — 40-50%.

В

коневодстве

высокий

убойный

выход

имеют

лошади

пород

табунного

содержания: казахской, якутской, башкирской, бурятской и некоторых других. При

высшей упитанности он достигает 60%, при средней — 48—52%, нижесредней —

45—48%. На убойную массу птиц влияет способ обработки тушек.Выход остывших

полупотрошеных тушек составляет у цыплят 80%, у потрошеных — 57,2%, у кур

соответственно 79,4 и 60,8%, у индеек — 80,6 и 59,3%, у гусей - 77,8 и 57,4%, у уток

- 80,1 и 58,2%.

Шерстная

и

пушно-меховая(слайд

18,19,

20,21,22,23)продуктивность

овец

зависит от породы животных, возраста, пола, условий кормления и содержания. О

качестве

шерсти

овец

судят

в

зависимости

от

направления

шерстной

продуктивности по внешнему виду шерстного покрова.

Молодые животные дают меньший настриг по сравнению со взрослыми, но

более топкую шерсть. Самую нежную и мягкую шерсть

получают от ягнят, первой стрижки. У баранов шерсть грубее и длиннее, чем у

маток и валухов, но настриг больше. Количество и качество шерсти в значительной

степени зависит от условий кормления и содержания овец.

Пушно-меховую продукцию получают от каракульских овец — смушки (от 3

—5 дневных ягнят), от романовских овец — овчины. Смушки оценивают по размеру

и цвету шкурки и по форме и размеру завитка, а овчины — по теплозащитным

свойствам, прочности, легкости и красоте.

Рабочая производительность (слайд 24,25) у лошадей и других транспортных

животных (волов, мулов, верблюдов, ослов, буйволов) может быть определена по их

внешнему виду: величине животного, крепости его костяка, особенно конечностей,

хорошей

выраженности

суставов

и

сухожилий,

крепости

копыт,

развитию

мускулатуры.

Рабочие

качества

транспортных

животных

характеризуются

силой

тяги,

величиной

работы,

скоростью

движения,

мощностью

и

выносливостью.

Работоспособность животных зависит от состояния их здоровья, упитанности, от

продолжительности, распорядка и режима работы.

Для

более

правильной

оценки

рабочей

производительности

животных

подвергают специальным испытаниям: для тяжеловозных лошадей — перевозка

тяжестей и выполнение каких-либо сельскохозяйственных работ, для верховых —

участие в скачках, для рысистых - в бегах.

Яичная продуктивность (слайд 26,27) зависит от породы, линии или группы,

к которой относится птица. Яйценоскость определяют путем индивидуального учета

в контрольных гнездах и индивидуальных клетках: у кур яичного направления за 39

недель (для ускоренной оценки яйценоскости) и68недель жизни и за год яйцекладки;

у кур мясного направления за 34 недели жизни. Яйценоскость индеек, уток и гусей

определяют за первый цикл первого года яйцекладки. От кур получают в среднем

230—250 яиц в год, а от лучших гибридных несушек — до 270 и более, от индеек —

80—120 яиц, уток — 120—160, от гусей — 40—60 яиц.

Важным признаком яйценоскости в птицеводстве считается средняя масса яиц

каждой несушки, которую определяют для кур яичного направления в последней

декаде

седьмого,

девятого

и

двенадцатого,

а

для

кур

мясного

направления

восьмого и двенадцатого месяцев жизни; для индеек, уток и гусей — на третьем

месяце яйцекладки. Яйца кур весят 55—62 г, индеек — 80—90 г, уток — 90—100 г,

гусей — 110—180 г. В 8—10-месячном возрасте птиц определяют качество яиц.

5.

Первичная проверка понимания(опрос)

Проверка

понимания

нового

материала

по

средствам

беседы.

Подводим

выводы по новой теме (слайд 28)

6.

Контроль усвоения знаний (слайд 29)

Творческое задание

Преподавателем группа делится на три подгруппы

1. Мясная продукция;

2. Молочная продукция;

3. Яичная продукция;

группа получает название и даёт характеристику продукта.

Обучающийся предлагается за 5-10 минут коллективно подготовить ответ по

плану:

Задание

1.Характеристика продукта

2.Реклама продукта

3.Чем полезен продукт

4.Что производят из этого продукта

5.Выгодно ли производить эту продукцию

6. Как определить качество продукта.

7.

Информация о домашнем задании (слайд 30-31)

обучающиеся получают домашнее задание в виде подготовки дома сообщений

о пользе продуктов, получаемых от животноводства , в виде подготовки

тестового задания:

Составитель обучающийся группы 2.8 _____________________

Тест

Тема: продуктивность сельскохозяйственных животных

Условия составления: количество вопросов до 10, все закрытые, с выбором одного

правильного ответа из предложенных 3-х вариантов ответов.

1.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

2.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

3.

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

4.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

5.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

6.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

7.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

8.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

9.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

10.___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

а)

б)

в)

Критерии оценивания:

оценка: количество грамотно составленных вопросов:

«отлично» 9,10

«хорошо» 7,8

«удовлетворительно» 5,6

«неудовлетворительно» менее 5

8.

Рефлексия

обучающиеся получают карточки и продолжают предложение:

Сегодня я узнал… Я научился…

Меня удивило… У меня получилось…

Было трудно… Я смог ….

Я понял, что… Я попробую…

Я теперь могу…. Мне захотелось….

Было интересно…



В раздел образования