Автор: Исламова Лена Вагизовна
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ "Башкирский лицей №48"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Кукла - оберег для башкир"
Раздел: среднее образование
МБОУ Башкирский лицей № 48 г.Уфа
Исламова Лена Вагизовна, учитель ИЗО
Кукла – оберег для башкир
Основной целью разработки данного проекта является ознакомление и
приобщение детей к достижениям национальной культуры. И важно, чтобы не
просто
восхищались
вещами,
но
и
анализировали
принципы
его
моделирования, развивали вкус, эстетику.
За последние десять – пятнадцать лет не только возрождены многие
народные обряды, но появились новые культурные традиции, которые играют
большую
роль
в
духовно-нравственном
воспитании,
укрепляют
связи
Башкортостана со всем миром. На государственном уровне проводятся такие
народные
праздники
как
«Сабантуй»,
«Шэжэрэ
байрамы»,
т.е.
праздник
родословной, «Дни Салавата Юлаева», «Аксаковские дни», международные
фестивали
башкирской,
русской
и
татарской
песни,
национальных
культур
финно-угорских народов и многие другие. Культура была и остается связующим
звеном
в
общественной
жизни,
источником
единства
и
согласия
народов
Башкортостана.
Культура
является
одним
из
главных
факторов
нравственной
устойчивости
общества,
формирования
духовных
принципов
и
морального
облика общества. Культура – генетическое ядро народа. Именно культура, как
писал
Дмитрий
Лихачев,
«делает
людей,
населяющих
определенное
пространство,
из
простого
населения
народом,
нацией».
Развлекательность
убивает
воспитательную
и
моральную
сторону
культуры,
без
них
она
становится антигуманной.
Молодежь
отчуждается
от
народных
культурных
родников.
Центральное
телевидение,
эстрада,
некоторые
СМИ
центра
пропагандируют разврат и насилие. Интернет становится источником не только
полезной
информации,
но
и
распространителем
пошлости
и
бескультурья.
Становятся
опасным
явлением
уродствующие
юные
души
рекламы.
Идет
массированная
психологическая
атака
на
россиян.
Экраны
телевизоров,
страницы
газет,
Интернет
накрыли
нас,
детей,
и
опережают
семейное
и
школьное воспитание.
Вспомните, раньше ненавязчиво, через сказки, песни, былины бабушки и
дедушки
через
игрушки,
свистульки,
куклы,
сделанные
детьми
собственноручно, через религию воспитывали детей.
Известно,
что
кукла
для
ребенка
—
это
лучший
друг,
которого
он
посвящает в свой внутренний мир, мысли, душу. И важно, чтобы этот друг был
воплощением
реального
человека
с
характерными
национальными
чертами
лица,
с
вполне
реальной
фигурой,
одетой
в
национальную
одежду.
Повседневное общение с подобной куклой сделает ребенка ближе к своему
народу, поможет родителям легко и доступно объяснить детям уникальность и
красоту костюма.
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была
человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека,
ее так и называли: оберег или берегиня. Славянскими куклами-оберегами не
только украшали интерьер или в детстве играли. В башкирском быту, в связи с
запретом ислама на изображение человека, не сформировалась народная кукла-
игрушка, кукла-оберег, как в русской культуре.
Анализируя и осмысливая народное наследие, мы постарались создать
национальный костюм для куклы, чтобы элементы его несли функцию оберега.
Костюм
состоит
из
верхней
одежды
—
еляна,
платья,
нагрудника,
головного убора — кашмау, обуви — ката. Некоторые элементы башкирского
национального
костюма,
в
частности
женского
костюма,
тоже
несли
роль
оберега.
Народный костюм несёт много информации. Цвет головного убора —
ярко
красный,
обладает,
по
представлениям
башкир,
охранной
магической
силой, способной защитить женщину от дурного глаза. Головное украшение —
манлайса,
представляющее
собой
ободок,
украшенный
околоушными
подвесками.
Треугольник,
нашитый
сзади
на
ободок
и
имеющий
название
елкенлек играет роль оберега, на нем четко прорисовываются глаза и рот.
Необходимым
атрибутом
женского
костюмного
комплекса
имели
многочисленные украшения – нагрудники, накосники, серьги, кольца и т.д.,
которые выполняли защитную функцию. С течением времени представления
человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно
утратили
свою
первоначальную
магическую
функцию
и
стали
просто
предметами украшения.
В
костюмах
ярко
отражается
пристрастие
башкирских
женщин
к
шумящим подвескам. Считалось, что звон серебряных монет отгоняет дурные
силы и поэтому женщины обильно украшали одежду, украшения, головные
уборы и даже волосы, монетами разного достоинства.
Обувь зауральских женщин — сарык. Суконные голенища сарык сзади
всегда украшали аппликационным рисунком в виде арки. Богато украшенный
каждый
сантиметр
арки
декоративными
элементами
в
виде
завитков,
выполняли охранную функцию.
Исторически
сложилась
традиция
украшения
платья
аппликационным
узором
в
виде
зигзагообразной
или
волнистой
линии,
символизирующей
извилистую реку. Причины обработки связаны с верой в обереговую силу
декора.
Сознание
древних
воспринимало
опасность
из
вне
как
нечто
мистическое, невидимое глазу, способное проникнуть в душу человека даже
через одежду. В связи с чем разрезы и отверстия на одежде издревле считались
предками наиболее уязвимыми в этом смысле местами.
Одним
из
популярнейших
видов
декоративно-прикладного
искусства
башкирского народа является народный орнамент. С давних времен башкиры
многообразным,
ярким
и
красочным
орнаментом
украшали
упряжь
коней,
хозяйственную утварь, обувь, одежду, жилище. Рисунки орнаментов при этом
создавались, хранились и передавались в семье из поколения в поколение.
Орнамент должен был защитить человека от воздействия злых духов. Одежда
сама по себе считалась надежной защитой человека от внешних вредоносных
воздействий, но злые духи могли проникнуть через отверстия, потому они
нуждались в дополнительной защитной силе. По этим причинам башкиры
украшали
орнаментом
прежде
всего
края,
разрезы,
отверстия:
воротник,
застежки, вырезы, края рукавов и подола. Края, обрамленные красивым узором,
считались недоступными для различных негативных воздействий.
Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой
оберега-амулета
был
треугольник,
реже
ромб.
Обе
эти
фигуры
являются
символическим изображением глаз: треугольник - в профиль, ромб - в фас.
Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от
вредных
внешних
воздействий,
было
распространено
у
многих
народов
Треугольники-амулеты можно встретить в украшении обуви сарык, на женской
одежде.
Кукла,
одетая
в
башкирский
национальный
костюм,
состоящий
из
вышеперечисленных элементов одежды, украшенных орнаментом, содержащим
защитную
силу,
будет,
безусловно,
оберегать
человека
от
всевозможных
опасностей, несущих современным миром. Такой оберег может создать каждый
ребенок и взрослый собственноручно легко и быстро.
Таким
образом,
созданная
нами
кукла
–
оберег
с
башкирским
национальным колоритом соединяет прочной нитью прошлое и настоящее,
значит, живет народная традиция.
Литература:
1.
Хисаметдинов Ф.Г История и культура Башкортостана: Учеб. пос. для учащ. ср.
спец.уч.з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003.-280 ст.
2.
История и культура Башкортостана: Учеб. Пособ.- Уфа: УГНТУ, 2001.- 107ст.
3.
А.В. Колбина Башкирский орнамент в развитии ребенка. г.Уфа: 2007г.