Напоминание

развитие связной речи


Автор: Кандрашкина Юлия Ильгизаровнва
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 " Огонёк"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: развитие связной речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Знакомиться, дружить, признаваться в любви, убеждать, извиняться, болеть за любимую команду, утешать, размышлять и многое другое мы можем делать благодаря тому, что когда-то научились говорить и связно выражать свои мысли. Мало что сравниться по важности с этим навыком.
Как мы учимся говорить
Умение говорить не дано нам природой, его надо прививать и взращивать. До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их редко. После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребенка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, а к концу третьего года – до 1200-1500 слов. Первые простейшие предложения малыш начинает составлять уже к середине второго года, они, как правило, состоят из двух слов: «исе мако» (еще молоко), «мама бобо» (маме больно). Трех-, четырехсловные предложения появляются к двум годам. На четвертом-пятом году жизни речевая активность ребенка увеличивается. Особенно на пятом, когда начинается возраст «почемучек». Дети употребляют слова в разнообразных формах и сочетаниях, выражают мысли сложными предложениями. В 6-7 лет речь ребенка развита уже хорошо. Запас слов доходит до 4-5 тысяч. В этом возрасте большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью. Одна из самых важных задач обучения таких деток – развитие связной речи.
На что надо обратить внимание
Если у вашего ребенка-дошкольника есть следующие затруднения, то надо, не мешкая, обратиться к педагогу. У детей могут быть такие проблемы, как: - речь односложная, состоящая лишь из простых предложений; - неспособность грамматически правильно построить предложение; - недостаточный словарный запас; - неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и развёрнутый ответ; - трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.
Что делать
Конечно, переживать стоит, но знайте, что почти все исправимо. В этом возрасте педагог, работая с детками, ставит перед собой такие задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи (умение общаться со взрослыми и сверстниками); - развивать монологическую форму речи (рассказывать от своего лица, где был и что делал); - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; - составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися событиями; - развивать умение составлять свои рассказы, основанные на личном опыте. При систематической работе над развитием связной речи у вашего ребенка значительно увеличится запас слов, он начнет активно рассказывать вам о том, что увидел и услышал, станет пересказывать сказки и др.
Вместе с родителями
Конечно, лучший результат показывают дети, с которыми занимаются не только педагоги, но и родители. Мы предлагаем для мам и пап памятки по обучению связной речи, дидактические и лексико-грамматическими игры, а также разнообразные консультации. Например, «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления
детей с книгой», «Использование загадок как средство формирования выразительности речи» и др. Приглашаем родителей на открытые занятия и предлагаем им общие уроки, где они вместе со своими детками выполняют различные задания. Проводим для дошкольников конкурс чтецов и организуем постановки сказочных пьес.
В помощь мамам и папам
Чтобы занятия с педагогами дали свои результаты как можно быстрее, занимайтесь с детками и дома. Вот несколько упражнений, которые вы с легкостью можете применять на практике.
1.Подбор определений и эпитетов.
Собака. Какие бывают собаки? Большие, маленькие, лохматые, веселые, умные, охотничьи, пожарные.
Узнавание предмета по эпитетам.
Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? Береза.
2.Подбор действий к предмету.
Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает.
Подбор предмета к действиям.
На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? Солнце.
Подбор к действию объектов.
Кто и что плавает? Летает? Рыба, самолет, бабочка, листья.
3.Подбор обстоятельств.
Учиться можно как? Хорошо, лениво, прилежно.
4.Подбор синонимов
: большой, огромный, громадный.
5. Нахождение пропущенных слов
. Пришёл почтальон, он принес (…). Дворник взял метлу, он будет (…). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (…).
6.Распространение и дополнение предложений
. Дети идут. (Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?)
7.Составные части целого
. Дерево – ствол, ветки, сучья.
8.Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами)
. Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать его более активным.
В заключении
Хорошо развитая связная речь у ребенка 5-6 лет характеризуется не только развернутостью и связностью, но и произвольностью. Дошкольник строит свое высказывание самостоятельно, без наводящих и уточняющих вопросов (как это происходит в диалоге). Он должен сам выбирать слова для выражения содержания, намечать последовательность частей рассказа, описывать предметы, явления, события. Занимаясь с малышом, у которого пока еще не получается легко и грамотно излагать свои мысли, не забывайте хвалить его за каждый, даже самый маленький, успех. Не заставляйте, не обижайте, не сравнивайте его с другими детьми. Почаще целуйте, обнимайте и говорите своему малышу, что у него все получится. Работая вместе, мы добьемся обязательно успеха. Юлия Кандрашкина, воспитатель детского сада №8 «Огонек»


В раздел образования