Автор: Борисова Ольга Вячеславовна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: Свердловская область, ГО ЗАТО Свободный
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Современному
обществу
необходимы
люди,
которые
способны
креативно
мыслить, творчески подходить к решению новых задач и без труда находить выход из
сложившейся ситуации в постоянно меняющемся мире. В наше время от нас требуют
много интересного, нового и полезного, а творческие способности надо развивать с
дошкольного возраста.
Каждый человек обладает творческими задатками от природы, поэтому развитие
творческих способностей является одним из главных вопросов современной педагогики.
Знания в нашей жизни постоянно обновляются, становятся неактуальными, растут в
объеме, в связи с этим дошкольники, а в будущем сформированные члены общества
должны
обладать
следующими
качествами:
предприимчивость,
изобретательность,
креативность и т.д.
Основы
развития
личности
и
формирование
творческих
способностей
закладывается в периоде дошкольного детства. Многие педагоги-практики отмечают, что
если ребенок талантлив, то он талантлив во многих сферах.
В
условиях
ФГОС
дошкольного
образования
особую
значимость
приобретает
развитие
творческих
способностей
у
детей
дошкольного
возраста.
Предлагается
включение
в
педагогический
процесс
разнообразных
упражнений
и
игр
на
развитие
творческих способностей дошкольников, максимальное уважение и внимание к продуктам
детского
творчества,
а
так
же
широкое
их
использование
в
жизни
дошкольников,
в
оформлении помещений детского учреждения, что поможет наполнить жизнь детей новым
смыслом, создаст для них обстановку эмоционального благополучия, вызовет чувство
радости и желания «творить».
Перед педагогом стоят определенная цель и задачи, решать которые он призван
целенаправленно
и
систематично
с
учетом
возрастных,
индивидуальных,
психофизических особенностей детей дошкольного возраста.
Изучением
творческих
способностей
занимались
такие
учёные,
как
Л.С.
Выготский, Н.П.Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б.Эльконин.
Выготский Л.С. писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит,
что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он говорил, что
самый
первый,
доступный
и
привлекательный
вид
творческого
труда
–
это
изобразительная деятельность. Творческие способности ребенка развиваются посредством
умелого и тактичного руководства изобразительной деятельностью.
Исследования Сакулиной Н.П. показывают, что обучение не препятствует развитию
творчества, оно только способствует его развитию при наличии определенных условий.
Ветлугина Н.А.: «Детское творчество – это первоначальная ступень в развитии
творческой
деятельности.
Творчество
способно
доставить
удовольствие
своей
непосредственностью,
свежестью
выражения.
В
своем
художественном
творчестве
ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе».
Проблема формирования творческих способностей стремительно обсуждается в
различных странах, включая с половины XX века. В психологии и педагогике созданы
разнообразные концепции (А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Ж. Брюно, И.И. Ильясов, А.Н.
Лук, А.М. Матюшкин, А.
Танненбаум, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).
Проблемой
развития
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
занималась
О.М.
Дьяченко,
которая
предложила
условное,
но
эффективное
деление
способностей на две группы.
К первой группе относятся способности к познанию действительности, которые
позволяют ребенку с помощью схем, моделей, выделить существенные объективные и
аглядные
связи
между
предметами
для
решения
задачи,
т.е.
обобщить
свой
познавательный опыт. Например, дошкольник использует план помещения для того, чтобы
найти
определенный
предмет
в
комнате,
либо
использует
предложенные
детали
(элементов Лего, киндер-сюрпризов, кубиков, и т.д.) для постройки схемы.
Ко
второй
группе
относятся
такие
способности,
которые
позволяют
ребенку
передать отношение к действительности символическими средствами значения ситуации.
Такие
средства
дают
возможность
ребенку
выразить
и
обобщить
эмоционально-
познавательный опыт. К примеру, ребенок в игре часто воспроизводит гнев, радость,
удовольствие, огорчение с помощью символики, заключенной в жесте, мимике, возгласе и
т.д.
Также
дошкольник
передает
свое
отношение
к
изображаемому
событию
или
персонажу посредством живописи (цвет,размер, форма, композиция).
В
настоящее
время
большинство
концепций
ставят
акцент
на
определённые
аспекты развития способностей к творчеству только в школьные годы. Дошкольный же
возраст называется начальной (отправной) точкой проявления одарённости. В психолого-
педагогических
теориях
феноменологические
предпосылки
развития
творческих
способностей в дошкольном периоде недостаточно изучены.
По
мнению
Матюшкина
А.М.,
начало
проявления
творческих
способностей
приходит на период 2-5 лет.
В этот период закладывается фундамент личности, и она
начинает себя проявлять. Первое проявление творческих способностей выражается в
непроизвольной и непреодолимой тяге к разным сферам деятельности. Это значит, что
предпосылки творческих способностей надо искать в этом периоде.
Галигузова
Л.Н.
доказала,
что
уже
в
раннем
возрасте
зарождаются
элементы
творчества и фантазии, которые выражаются в способах освоения действий с предметами.
Д.Б. Эльконин в своей работе рассматривает творческий акт, как возможность построения
предметной
деятельности.
Для
авторов,
в
качестве
критериев
творчества,
выступает
построение ребенком примера действия с предметом, как собственного действия.
Основным видом деятельности, в котором проявляется творчество, является игра.
По
мнению
психологов,
игра
стимулирует
(способствует)
развитие
творческих
способностей детей. В детских играх заложены возможности развития оригинальности
мышления, а так же способности развивать и конкретизировать собственные замыслы.
Важную роль в развитии творческих способностей детей занимает сам процесс
экспериментирования, а не стремление достичь конкретного результата в игре.
Исследования
ученых
(Запорожец
А.В.,
Эльконин
Д.Б.,
Леонтьев
А.Н.
и
др.)
показали, что только дошкольный возраст имеет огромные потенциальные возможности
для развития мышления, воображения и восприятия. В связи с этим, многое из того, что
получают дети в этот период, остается на всю жизнь. Характерные особенности этого
возраста проявляются в повышенной эмоциональности, впечатлительности, специфике
мышления, склонности к подражанию. Дошкольный период является благоприятным для
обучения,
воспитания
и
формирования
различных
способностей
из-за
высокой
пластичности нервной системы. В 6-7 лет дети показывают высокий уровень умственного
развития,
включающий
в
себя
обобщённое
мышление,
расчлененное
восприятие
и
смысловое запоминание. Так же в это время формируется определённый объем знаний и
навыков, происходит интенсивное развитие произвольных форм памяти, воображения,
мышления, при помощи которых, можно побуждать ребёнка рассматривать, слушать,
запоминать
и
воспроизводить,
создавать
и
анализировать
разнообразные
продукты
творчества.
Развитие
познавательной
мотивации
интенсивно
происходит
к
моменту
достижения
старшего
дошкольного
возраста:
снижается
непо средственная
впечатлительность,
но
появляется
большая
активность
в
поиске
новой
информации.
Следовательно,
дошкольный
возраст
является
этапом
интенсивного
психического
развития,
в
период
которого
совершенствуются
психофизиологические
функции
и
возникают сложные личностные новообразования.
По
мнению
Белкиной
В.Н.
старший
дошкольный
возраст
благоприятен
для
развития творческих способностей тем, что в этот период закладывается основа для
творческой деятельности, потому как созданные ребенком рисунки, образы, конструкции и
т.п., отличаются большей оригинальностью, гибкостью и вариативностью. Творческие
работы детей 5-7 лет наиболее ярко проявляют себя в специфических деятельностях:
рисовании,
конструировании,
лепке
и
музицировании.
Старший
дошкольный
возраст
характеризуется
активной
деятельностной
позицией,
любопытством,
способностью
комментирования
процесса
собственной
деятельности,
настойчивостью,
стойкой
мотивацией достижения и т.д.
Как
считает
В.
Н.
Белкина,
старший
дошкольный
возраст
благоприятен
для
развития
способности
к
творчеству,
так
как
именно
в
это
время
закладывается
психологическая
основа
для
творческой
деятельности.
Инициативность
дошкольника
связана с пытливостью ума, любознательностью, изобретательностью.
Ребенок старшего дошкольного возраста способен к перевоплощению. В момент
перевоплощения он как бы изнутри видит жизнь животного, насекомого или предмета.
Старшие
дошкольники
обладают
высокой
критичностью
по
отношению
к
результатам
собственной
деятельности.
В
этот
момент
важно
закрепить
сознание
уверенности у ребенка в том, что он все сумеет. Главное не стремиться к точному
изображению
героя
или
какого-то
предмета
на
бумаге,
а
передать
характерные
особенности, индивидуальность, подчеркнуть важные качества – это цвет, свет, форма и
т.д. Здесь важно воплотить свой замысел и выразить свое собственное отношение к миру.
По мнению Выготского Л.С. дошкольное детство, с психологической точки зрения,
является периодом благоприятного развития творческих способностей, потому как дети в
этом возрасте чрезвычайно любознательны и обладают огромным желанием познавать
окружающий мир. Поэтому педагоги и родители должны способствовать расширению
опыта
детей,
посредством
поощрения
любознательности,
сообщая
детям
знания
и
вовлекая
их
в
разные
виды
деятельности.
Для
будущей
творческой
деятельности
необходимо накопление опыта и знаний. Мышление дошкольников более свободно, так
как не задавленно стереотипами и догмами, оно более свободно, чем мышление более
взрослых детей. И это качество необходимо развивать. Из вышесказанного можно сделать
вывод, что творческий потенциал взрослого человека, во многом будет зависеть от того,
как развивались творческие способности в дошкольном возрасте и насколько они были
использованы.
По
мнению
Казаковой
Р.
Г.,успешное
развитие
и
формирование
творческих
способностей, возможно при создании определенных благоприятных условий:
раннее начало физического и интеллектуального развития детей; так же создание
остановки, опережающей развитие ребенка; ребенок должен самостоятельно принимать
решение
задач,
которые
требуют
максимального
напряжения
сил;
необходимость
предоставления ребенку свободу при выборе деятельности, продолжительности занятий,
чередовании
дел;
умная
и
доброжелательная
помощь
со
стороны
взрослых
(без
подсказок).
Так
же
необходима
комфортная
психологическая
обстановка
и
поощрение
стремления к творчеству со стороны взрослого.
В
педагогике
и
психологии
общепринято
начинать
развитие
творческих
способностей
в
детском
возрасте
на
основе
детских
игр
и
материале
искусства.
Предметные, ролевые и игры по правилам дают ребенку базу для развития воображения,
которая совершенствуется в процессе восприятия мультфильмов и сказок.
По мнению Выготского Л.С., процесс детского творчества развивается на основе
дух аспектов. С одной стороны, нужно развивать творческое воображение, с другой
стороны,
образы,
создаваемые
творчеством,
нуждаются
в
особой
культуре.
Детское
творчество может развиваться правильно только там, где имеется достаточное развитие
двух подходов.
Для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями, создание
благоприятных условий недостаточно. Здесь необходима целенаправленная и комплексная
работа по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста. К сожалению,
традиционная система дошкольного воспитания в нашей стране почти не содержит мер на
последовательное и систематическое развитие творческих способностей. В результате,
способности развиваются стихийно, не достигнув высокого уровня развития. На наш
взгляд, существуют эффективные меры, для исправления существующего положения,
направленные на развитие творческих способностей: ведение в программу дошкольного
воспитания занятий на развитие мышления и воображения; на занятиях по музыке и
рисованию, а так же развитии речи, давать задания творческого характера; предметная
и
сюжетно-ролевая
игра,
должна
быть
под
управлением
взрослых,
с
целью
развития
в
ней
детского
воображения;
необходимо
использование
специальных
игр,
которые развивают творческие способности детей.
Таким
образом,
для
развития
творческого
начала
в
дошкольном
возрасте
необходимы
такие
его
составляющие,
как
способности,
мотивы,
знания
и
умения,
благодаря
которым
появляются
продукты
творчества,
отличающиеся
своей
новизной,
уникальностью и оригинальностью. В ходе изучения данных свойств личности, очевидно,
какова
роль
воображения,
компонентов
умственной
активности,
интуиции,
а
так
же
процесс
действия
потребности
личности,
в
раскрытии
своих
созидательных
возможностей. Исходя из отчетов деятелей науки и искусства, творчество первоначально
рассматривалось, как процесс, где изначально идет работа мысли, после чего приходит
понимание, вдохновение и им подобные состояния.
Говоря об особенностях развития творческих способностей у детей дошкольного
возраста, необходимо выяснить с какого возраста эти способности следует развивать.
Существует гипотеза, что творческие способности необходимо развивать с раннего
детства, так же эта гипотеза находит свое подтверждение в физиологии. В первые годы
жизни мозг ребенка интенсивно растет и дозревает. Этот период самый благоприятный для
начала развития человеческих способностей. Важным моментом в успешном развитии
является наличие стимулов и благоприятных условий.
Развитие
может
достичь
высоты,
если
начало
функционирования
развития
и
созревания идут в одно время, ребенок может стать талантливым и гениальным. Тем не
менее,
возможности
развития
способностей
при
достижении
максимума
в
момент
созревания,
не
останутся
неизменными.
Чем
слабее
функционирование,
тем
быстрее
способности деградируют, наступает необратимый процесс.
Никитин Б.П., назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей
Эффективного Развития Способностей) и отметил, что оно негативно влияет на развитие
творческих
способностей.
Между
моментом
созревания
необходимых
структур
для
формирования и началом развития способностей не должно быть разрыва, который ведет к
угасанию, затруднению и снижению уровня развития творческих способностей.
Необратимость
процесса
угасания
возможностей
зародила
мнение
о
том,
что
творческие
способности
врожденные.
На
самом
деле
по
мнению
Никитина
Б.П.,
в
дошкольном возрасте была упущена возможность развития творческих способностей.
Количество
людей
в
обществе
с
высоким
творческим
потенциалом
мала
и
объяснить это можно тем, что в детстве лишь немногие оказались в благоприятствующих
условиях, способствующих развитию творческих способностей. Дошкольное детство, с
психологической точки зрения, благоприятный период для развития способностей, еще и
потому, что в этот период дети очень любознательны, они с огромным желанием познают
окружающий
мир.
Для
расширения
детского
опыта
необходимо
поощрять
детскую
любознательность, вовлекая в разные виды деятельности.
Накопление
опыта
и
знаний
необходимо
для
гармоничного
развития
будущей
творческой деятельности. Кроме того, необходимо развивать мышление дошкольника,
которое еще не задавлено догмами и стереотипами, нежели мышление более взрослых
детей.
Так
же
дошкольное
детство
является
подходящим
периодом
для
развития
творческого воображения. Из всего выше сказанного мы сделали вывод, что творческий
потенциал
человека
в
первую
очередь
будет
зависеть
от
того,
насколько
были
использованы все возможности для их развития.
На основе анализа работ таких авторов как Л.Кэррол, Б.П. Никитин и Дж. Смит,
были
выделены
условия,
способствующие
формированию
творческих
способностей
дошкольников.
Первое условие – это раннее физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Под
физическим
развитием
понимается
плавание,
гимнастика,
танцы
и
даже
ползание.
Интеллектуальное развитие подразумевает раннее обучение счету и чтению, а так же
знакомство с разными материалами и инструментами.
Второе условие – это создание обстановки опережающей саморазвитие. В этом
случае
необходимо
окружить
средой
и
системой
отношений,
которые
могли
бы
стимулировать развитие творческой деятельности. Например, окружить малыша, который
еще начинает говорить разрезной азбукой, кубиками с буквами и цифрами. Так же и с
математикой (счётные палочки, цифры, таблицы т.п.), конструирование (конструкторы,
мозаика,
инструменты
и
т.п.),
спорт
(разнообразные
спортивные
снаряды).
При
соблюдении этого важного условия, дети многое начинали раньше, чем те, которые были
окружены обстановкой соответствующей возрасту.
Третье условие вытекает из характера творческого процесса и требует предельного
напряжения сил. Это условие достигается легче всего в такой период, когда малыш уже
ползает, но не говорит. В это время интенсивно идет процесс познания мира, но ребенок
еще не умеет пользоваться опытом взрослых, так как объяснить такому маленькому
ребенку
ничего
не
возможно.
Поэтому
в
этот
период
ребенок
обязан
заниматься
творчеством,
решать
много
новых
задач
без
помощи
взрослого
и
конечно
без
подготовительного обучения.
Четвертое
условие
предполагает
предоставление
ребенку
свободы
в
выборе
занятий, их чередовании, в продолжительности одним каким-то делом, а так же выборе
способов деятельности. А так же разнообразие в деятельности не приведет к умственному
переутомлению, а только пойдет на пользу.
Пятое условие – это предоставление взрослым ненавязчивой, доброжелательной и
грамотной помощи. Здесь главное не превратить свободу во вседозволенность и помощь -
в подсказку. Ребенок способен думать и делать самостоятельно.
Шестым
условием
эффективного
развития
творческих
способностей
является
комфортная психологическая атмосфера, а так же наличие свободного времени. Важно
постоянно заинтересовывать ребенка творчеством, а при общении исключить осуждения и
замечания.
Для
воспитания
ребенка
с
высоким
творческим
потенциалом
создание
благоприятных
условий
недостаточно.
По
мнению
западных
психологов,
ребенку
изначально присуще творческое начало и нельзя мешать ему свободно самовыражаться.
Но педагогическая практика доказывает, что не все дети могут открыть дорогу к
созиданию
и
сохранять
творческую
активность
только
благодаря
невмешательству.
Педагогам необходимо подобрать соответствующие методы обучения, чтобы дошкольник,
не теряя своеобразия в творчестве, создавал произведения более высокого уровня. Не
случайно на сегодняшний день стали популярны детские студии, школы искусств и
кружки.
Поэтому развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – это
целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, которые
направленны
на
достижение
конечной
цели.
В
данной
курсовой
работе,
на
основе
изученной литературы, мы попытались выявить основные направления и педагогические
задачи по развитию важнейших компонентов творческих способностей детей дошкольного
возраста, таких как творческое мышление и воображение.
Главная задача в развитии творческого мышления дошкольника – это формирование
диалектичности, системности и ассоциативности мышления. Благодаря развитию именно
этих
качеств,
мышление
становится
оригинальным,
гибким
и
продуктивным.
Ассоциативность мышления -
это способность видеть сходство и связь в совершенно
несопоставимых, на первый взгляд, предметах.
Более
того,
ассоциативные
связи
помогают
быстрому
извлечению
из
памяти
нужной
информации.
Ассоциативность
легко
приобретается
как
в
ролевых,
так
и
в
специальных играх, способствующих развитию этого качества.
Диалектичность мышления – это способность сформулировать противоречия и
найти
способ
его
разрешения.
Так
же
это
способность
видеть
в
разных
системах
противоречия, которые мешают их развитию и умение устранять их, решать проблемы.
Ход
развития
диалектического
мышления
можно
представить
в
следующем
виде.
Образование
диалектического
мышления
предопределено
развитием
образного
предвосхищения и изменения несовместимых проблемных ситуаций. Доказано, что уже в
раннем возрасте могут возникать простейшие противоречивые ситуации. Но только в
старшем
дошкольном
возрасте,
диалектические
изменения
противоречивых
ситуаций,
связанные с постановкой задачи, осуществляются впервые.
На
основе
изученного
материала
можно
выделить
следующие
педагогические
задачи на формирование диалектичности мышления дошкольников:
1.
Развитие умения раскрывать противоречия в предмете или явлении.
2.
Развитие умения четко формулировать выявленных противоречий.
3.
Формирование умения решать противоречия.
И третье качество, которое помогает формировать творческое мышление – это
системность
(систематичность
и
последовательность).
Системность
помогает
людям
управлять самим процессом творчества. Без нее гибкость превращается в скачку идей и
решение до конца не продумывается. В данном случае человек, с большим количеством
идей, не может выбрать одну.
Системность
мышления
развивается
специальными
упражнениями.
Педагогические
задачи
по
развитию
системности
мышления
у
детей
дошкольного
возраста:
1.
Формирование умений распознавать в любом предмете или явлении систему,
развивающуюся во времени.
2.
Развитие
умений
определять
функции
предметов
при
том,
что
любой
предмет многофункционален.
Вторым немаловажным направлением в формировании творческих способностей
детей дошкольного возраста, является развитие воображения. Воображение - это процесс,
творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и
создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Воображение – это
основа всякой творческой деятельности. Все что окружает нас, кроме мира природы, что
создано человеком, является продуктом творческого воображения.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития воображения.
Существует мнение, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. В прошлом
психологи говорили о том, что яркое воображение присуще дошкольнику изначально.
Но в 30-е годы психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка
развивается по мере приобретения им определенного опыта. Он утверждал, что образы
воображения, основываются на впечатлениях и представлениях, полученных из реальной
жизни. Создание воображения основано на элементах, взятых из деятельности человека и
содержащихся в его прежнем опыте. Творческая деятельность воображения зависит от
богатого и разнообразного прежнего опыта человека.
Для
создания
прочной
основы
творческой
деятельности,
важную
роль
играет
расширение
опыта
ребенка.
Деятельность
воображения
будет
значительнее
и
продуктивнее, чем больше ребенок видит, слышит и переживает.
Воображение
начинается
с
накопления
опыта.
А
как
заранее
передать
опыт
ребенку? Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда родители рассказывают ребенку
интересную историю или сказку, а позже жалуются на то, что в одно ухо влетело, а из
другого
вылетело.
Это
происходит
только
потому,
что
у
малыша
отсутствуют
познавательные интересы.
Познавательные интересы начинают очень рано проявляться, примерно с 3-4 лет,
выражается
это
в
форме
детских
вопросов.
И
станет
такое
детское
любопытство
устойчивым познавательным интересом или оно навсегда исчезнет, напрямую зависит от
родителей
и
от
взрослых,
окружающих
ребенка.
Со
стороны
взрослых
необходимо
поощрение любознательности, а так же они должны воспитывать любовь и потребность в
получении знаний.
Развитие
познавательных
интересов
дошкольника
должно
идти
по
двум
направлениям:
1.
Постепенное обогащение и насыщение опыта ребенка новыми знаниями о
различных
областях
окружающей
действительности,
что
вызывает
познавательную
активность ребенка дошкольного возраста.
2.
Постепенное углубление и расширение познавательных интересов.
Для
успешного
развития
познавательных
интересов,
необходимо
знать,
чем
интересуется ребенок, а уж потом оказывать влияние на формирование интересов. Для
возникновения
устойчивых
интересов
недостаточно
простого
ознакомления
с
новой
сферой
деятельности.
У
ребенка
должно
сложиться
положительное
эмоциональное
отношение к новому.
Этому помогает включение ребенка в совместную с взрослым деятельность. В этой
ситуации у него возникает чувство причастности к жизни взрослого, тем самым создает
положительную окраску деятельности ребенка и способствует появлению интереса. Так
же
надо
будить
собственную
творческую
активность
малыша,
тем
самым
=
можно
добиться желаемого результата в усвоении новых знаний и в развитии познавательных
интересов.
Предпосылкой для развития творческого воображения, является накопление опыта
и знаний. Но знания могут быть бесполезными, если с ними неправильно обращаться, то
есть неумение отбирать нужное, что ведет к творческому решению той или иной задачи.
Для
этого
необходимо
умение
использовать
накопленную
информацию
в
своей
деятельности.
Одним
из
главных
свойств
творческого
воображения,
является
способность
направлять свои представления в нужную сторону и подчинять их конкретным целям. Это
значит, необходимо научить ребенка управлять идеями и подчинять их своей цели, иначе
все лучшие намерения и замыслы погибнут, так и не воплотившись.
В младшем дошкольном возрасте все, что создано ребенком, носит неоконченный
или
отрывочный
характер.
Взрослый
в
этой
ситуации
должен
научит
ребенка
реализовывать
замыслы
и
создавать
законченные
произведения.
К
примеру,
можно
использовать ролевую игру, в ходе которой влиять на выполнение малышом всей цепочки
определенных игровых действий. Так же можно завести специальный альбом или папку,
куда можно поместить самые удачные работы сделанные малышом. Эта форма поможет
направлять воображение ребенка на создание оригинальных и законченных продуктов
творчества.
По результатам исследованной литературы, стало известно, что многие психологи и
педагоги,
занимающиеся
изучением
и
анализом
программ
дошкольного
воспитания,
говорят
об
отсутствии
мер,
направленных
на
систематическое
и
последовательное
развитие воображения детей.
В таких условиях воображение развивается стихийно и не достигает среднего
уровня развития.
Из всего сказанного следует, что в детских садах нужно обязательно проводить
работу, которая будет направленна на развитие творческого воображения детей, потому как
мы знаем, что дошкольный возраст является самым благоприятным для развития этого
процесса.
Эта
работа
может
осуществляться
с
помощью
специальных
программ,
направленных на развитие детского творчества.
Мы знаем, что огромное значение в развитии фантазии детей имеет игра, которая
является основным видом деятельности дошкольника. Ребенок именно в игре делает
первые шаги к творческой деятельности. И в данном случае, взрослый должен управлять
развитием игры и обогащать ее творческими элементами. На раннем этапе игры носят
предметный характер и важно научить ребенка разным способам обыгрывания одного и
того же предмета.
В
4-5
лет
появляется
сюжетно-ролевая
игра.
Она
предоставляет
огромные
возможности для развития фантазии и творчества. Взрослые должны знать, в какие игры
играют дети и разнообразен ли их сюжет. Если ребята играют в одну игру изо дня в день,
то воспитатель или родитель должен научить разнообразить сюжет игры. Кроме того
существуют специальные игры для развития воображения и творческих способностей,
разработанные Б.Н.Никитиным, О.М.Дьяченко и Н.Е.Вераксой.
Самым
богатым
источником
развития
фантазии
и
творческого
воображения
ребёнка,
является
сказка.
Для
развития
воображения,
педагог
может
использовать
множество приемов в работе со сказкой. Например, можно сочинять сказки вместе с
ребятами с использованием карт Проппа или придумывание сказок наоборот. Результаты
диагностирования показывают, что необходимо развивать такую творческую способность,
как
надситуативно-преобразовательный
характер
творческих
решений.
Перед
детьми
ставят разные проблемные ситуации, при решении которых, на основе преобразования
исходных средств создать свою альтернативу.
В решении детьми любой проблемы необходимо поощрение со стороны взрослого.
Развитие
данной
способности
напрямую
связано
с
формированием
диалектического
мышления. Поэтому упражнения и игры могут использоваться для развития разбираемой
способности. Детское мировосприятие целостно, поэтому ребенок видит целое раньше
частей. Традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с законом
познания, поэтому дети очень скоро теряют способность целостного мировосприятия.
При
изучении
какого-либо
предмета
или
явления,
педагог
сначала
обращает
внимание детей на какие-то отдельные признаки, только потом учит раскрывать его
целостный образ. В познавательном развитии детей такое форсирование аналитической
тенденции, может привести к снижению творческих способностей.
Из
вышесказанного
вытекает
необходимость
развития
у
детей
дошкольного
возраста системности мышления, которое развивается корректным анализом систем и
специальными
играми.
Нам
бы
хотелось
подчеркнуть,
что
эффективное
развитие
творческих способностей, возможно лишь только при совместных усилиях педагогов и
родителей.
Чаще всего, педагоги жалуются на отсутствие поддержки со стороны родителей. В
данном
случае
разумно
проводить
беседы
с
родителями.
На
которых
можно
было
рассказать, что такое творческие способности, их важность в жизни детей, как развивать
способности
к
творчеству,
какие
условия
необходимо
создавать
для
их
успешного
развития, какие игры и приемы можно использовать в семье для развития творческих
способностей, а так же на таких встречах можно рекомендовать специальную литературу
по этой проблеме.
Таким образом, особенности развития творческих способностей детей дошкольного
возраста
заключаются
в
следующем:
создание
условий
семейного
воспитания
для
развития задатков; раннее развитие детей посредством игры, которая дает первый толчок
для развития способностей; развитие творческого воображения, которое позволяет детям
придумывать и реализовывать планы коллективных, а так же индивидуальных работ;
развитие
качеств
мышления;
приобщение
детей
к
творческой
деятельности,
которая
заставляет
ребенка
думать;
ознакомление
детей
с
окружающим
миром;
воспитание
трудолюбия, усидчивости,
настойчивости,
без
которых
способности
ребенка «гаснут»; при раннем проявлении способностей необходимо давать ребенку более
сложные задания и предъявлять к их результатам более высокие требования, а так же
поддерживать
интересы
ребенка
и
не
допускать
однобокости
в
его
развитии;
использование опережающего метода в обучении через создание предметно-развивающей
среды; взрослый должен проявлять сочувствие к неудачам ребенка и поощрять новые и
необычные идеи, тем самым побуждая к творчеству.
Одним из немаловажных факторов, способствующих формированию и развитию
творческих способностей детей дошкольного возраста, является создание психолого –
педагогических условий. Статистика показывает, если создать соответствующие условия
для
детей,
то
примерно
30%
вырастают
профессионально
ориентированными
и
психологически устойчивыми людьми, способные трудиться и умеющие реализовать свой
творческий потенциал.
Известный
американский
психолог
Дж.
Гилфорд
отметил
несколько
способов
стимуляции творческой активности:
Создание
благоприятной
атмосферы
вокруг
ребенка.
Доброжелательное отношение со стороны воспитателя, отказ от и критики в
адрес ребенка, что способствует непринужденному проявлению дивергентного мышления.
С целью развития любознательности, необходимо обогатить окружающую
среду новыми и разнообразными предметами и стимулами.
Поощрение оригинальных идей высказанных ребенком.
Обеспечение возможностей для практической деятельности.
Использование
вопросов
дивергентного
характера
в
разнообразных областях обучения.
Использование педагогом личного примера творческого подхода в решении
проблем.
Обеспечение детям возможности проявлять инициативу в беседе.
Окружающая среда позволяет актуализации свойств творческого потенциала. И
поэтому необходимы определенные условия для их формирования: отсутствие образца
поведения,
обусловленного
нормами
и
правилами;
наличие
положительного
образца
творческого поведения (на развитие творческой способности влияет общение детей с
взрослыми
людьми,
которые
обладают
развитыми
креативными
способностями);
организация условий для подражания творческому поведению; социальная поддержка
творческого поведения.
По
мнению
большинства
исследователей,
творческие
способности
особенно
эффективно поддаются развитию в сензитивные периоды.
Скаткин
М.Н.
и
Лернер
И.Я.
подчеркнули,
что
человек
способен
реализовать
данную
от
природы
способность
к
творчеству
на
разном
уровне.
И
только
целенаправленное обучение может обеспечить высокую степень развития заложенных
творческих способностей.
При этом обращается внимание на то, что установки и традиции в обучении могут,
как стимулировать, так и подавлять творческие способности. Зависит это от того, с какими
видами заданий дошкольник будет встречаться в процессе занятий.
Крайне
необходимо
для
развития
творческого
потенциала
учитывать
не
один
устоявшийся вариант ответа или алгоритм решения, пусть даже и самый практичный, по
мнению
педагога,
а
целое
множество
нестандартных
решений.
Надо
полагать,
что
решимость детей дошкольного возраста в выражении различных нестандартных идей во
многом зависит от теплой и дружеской атмосферы, которая должна стать непременным
атрибутом образовательного процесса.
Исследования
ученых
говорят,
что
проявление
детской
любознательности
напрямую связано с демократическим типом обучения, которое значительно превосходит
авторитарное. Чем больше преобладает демократический тип общения, тем больше дети
спрашивают преподавателя, их вопросы всегда более содержательны.
Необходимо подчеркнуть, что создание комфортного климата для творчества детей
существенно
меняет
социальный
статус,
как
самого
дошкольника,
так
и
позволяет
изменить «ценностную ориентацию» всех детей в группе, поднять авторитет творческого
мышления, что в свою очередь оказывает влияние на развитие способностей к творчеству
всех детей.
Естественно, что развитие творческого потенциала детей в процессе обучения
обусловлено той или иной образовательной программой.
Необходимо
обратить
внимание,
что
творческая
деятельность
дошкольников будет более продуктивна, если педагог будет придерживаться ряда условий:
содержание образования совершенствуется по многим направлением, включая в учебный
план дополнительных занятий, которые способствуют развитию творческой активности и
познавательных
способностей
детей
дошкольного
возраста;
для
реализации
идеи
образования
используются
вариативные
программы,
учитывающие
познавательные
потребности и возможности детей; организовано
совместное
творчество педагога и
воспитанников
посредством вовлечения
их
в
познавательно-исследовательскую
деятельность.
Творческие
способности
развивает
только
та
деятельность,
которая
вызывает
положительные эмоции. Познавательную потребность можно охарактеризовать чувством
удовлетворения от умственного процесса. Экспериментально доказано, что умственная
работа, выполняемая по потребности, связана с центром положительных эмоций человека.
Анализ
научных
источников,
посвященных
исследованию
проблемы
развития
творческих способностей у детей дошкольного возраста, позволяет сделать вывод, что
творчество
-
это
процесс,
протекающий
благодаря
наличию
у
личности
мотивов,
способностей, знаний и умений, которые способствуют
созданию
продукта
творчества,
отличающегося оригинальностью и уникальностью.
Творческие способности – это сочетание индивидуальных особенностей человека,
определяющих
возможность
благополучного
осуществления
определенного
вида
творческой деятельности и предопределяющих уровень ее эффективности. Способности к
творчеству не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в интересе и
эмоциональном отношении к созиданию, в качестве знаний, степени развития творческого
и логического мышления, воображения, самостоятельной настойчивости в творческом
поиске и гарантирует создание уникального в разных областях.
Творчество ребенка – это особенный вид деятельности, которая направлена на
создание
новых
для
него
ценностей,
важных
в
формировании
личности
ребенка.
Индивидуальные
возможности
детей
раскрываются
только
в
процессе
детского
творчества.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии способностей к
творчеству.
Потенциалом
в
развитии
творческих
способностей
являются
такие
виды
деятельности детей дошкольного возраста как: двигательная деятельность (игра-имитация,
пальчиковая, ритмика и т.д.); игровая
деятельность (сюжетно-ролевые,
театрализованные,
режиссерские
игры);
продуктивная
деятельность
(рисование,
художественный труд, конструирование и т.д.); коммуникативная деятельность (свободное
общение
на
разные
темы,
сочинение
сказок,
«интервью»
и
т.д.);
познавательно-
исследовательская
деятельность (игры-экспериментирования,
р а с с мат р и ва н и е ,
наблюдение, обследование и т.д.); музыкально-художественная деятельность (слушание
музыки
по
возрасту,
игра
на
музыкальных
инструментах,
танцы
и
т.д.);
чтение
художественной литературы.
Психолого-педагогические
условия
должны
обеспечить
педагогическое
сопровождение процесса творческого развития ребенка дошкольного возраста на основе
его интересов и предпочтений в разных видах деятельности, содействовать реализации его
творческого потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320с.
2.
Вайнерман
С.М.
Сенсомоторное
развитие
дошкольников
на
занятиях
по
изобразительному искусству / С.М. Вайнерман. — М., 2001.
3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество / А.А. Грибовская. —
М.: Просвещение, 2004.
4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности / Т.Н.
Доронова. — СПб.:Детство-ПРЕСС, 2002.
5. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. / Т.Н.
Доронова. — М.: Просвещение, 2007.
6. Дубровская А.В. Приглашение к творчеству / А.В. Дубровская. — СПб.: Детство-
Пресс, 2002.
7. Карачунская О.П. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ /
О.П. Карачунская. — М.: Творческий Центр, 2005.
8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – Мозаика-
Синтез,2005
9.
Комарова
Т.
С.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду:
обучение
и
творчество / Т. С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.
10.
Комарова
Т.С.
Обучение
технике
рисования
/
Т.
С.
Комарова.
–
М.:
Педагогическое общество России, 2005
11. Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: Учеб. метод. пособие /
Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
12. Межиева, М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет / М.В.
Межиева. — Ярославль, 2002.
13.Погодина
С.В.
Теория
и
методика
развития
детского
изобразительного
творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина.
— 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 352 с.
14. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский.
— Ярославль: Академия развития, 2002.
15. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г. С.
Швайко – М.: Владос,2006.