Напоминание

Современное образование в специальной школе


Автор: Смирнова Татьяна Борисовна
Должность: учитель географии и информатики
Учебное заведение: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Населённый пункт: город Грязовец
Наименование материала: Системно – деятельностный подход в преподавании географии
Тема: Современное образование в специальной школе
Раздел: среднее образование





Назад





СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ

ГЕОГРАФИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Смирнова Татьяна Борисовна, г. Грязовец, бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху», учитель географии и информатики Современное общество, темпы развития науки, информационных технологий ставят перед учителями задачу о необходимости перестраивать процесс обучения в учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями, сосредотачивая внимание не на сообщение «готовых» знаний и формирование умений, навыков по образцу, данному учителем, а на развитие детей, на обучение их учиться, пополнять знания. Настоящее время - период активных поисков такой организации образовательного процесса, который позволил бы наиболее успешно решать проблемы обновления образования, обеспечивающей повышение качества образования, в т. ч. и географической подготовки обучающихся. Теория и практика обучения детей с нарушением слуха на современном этапе предполагает существенные изменения в самой структуре учебной деятельности, направленные на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию при наличии специальных условий обучения, например: проектировать и конструировать развивающую образовательную среду, развивать умение ориентироваться в различных источниках информации, отработать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, организовать разнообразную творческую, общественно значимую деятельность, которая способствует доступному освоению полного среднего образования в объеме, предусмотренном для нормально развивающихся школьников, но эти дети наряду с общими имеют и особые образовательные потребности в сфере их развития, формирования жизненной компетенции, способности к социальной адаптации, поэтому задача учебно- воспитательного процесса - создание специальной среды, включающей коррекционно- педагогическую, образовательно - воспитательную и социально – адаптационную работу, способствующую глухим и слабослышащим детям более эффективно развивать свой слух и речь, чтобы сформировать у обучающихся определенный минимум знаний в той или иной области науки и научить использовать накопленные знания в жизни, сделать так, чтобы обучающиеся стали компетентными в определенной области знаний. Для детей с нарушением слуха это сложная задача. Такой предмет естественного цикла, как география, является сложным для глухого ребенка, т.к. он в большей степени устный. У детей с нарушением слуховых функций установка на запоминание текста доминирует над стремлением его понять. И для того, чтобы обучающиеся могли лучше освоить понятия, стремлюсь на своих уроках как можно шире использовать технологии, позволяющие сделать урок интересным, увлекательным и информационно насыщенным, а учебный материал более доступным. Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс в условиях специального обучения, представляет собой: 1. Взаимодействие. 2. Решение коммуникативных (проблемных) задач. Системно – деятельностный подход в преподавании географии слабослышащих обучающихся в условиях специальной образовательной среды отражен в структуре методической системы.
Структура методической системы обучения

Цель обучения:
формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры
Принципы:
-учет индивидуальных особенностей обучающихся; - учет интересов обучающихся; - учение через обучения мысли и действию; - познание и знание – следствие преодоления трудностей; - свободная творческая работа и сотрудничество
Данная структура позволяет построить образовательный процесс, направленный не на получение в конечном итоге "суммы знаний, умений и навыков", которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Для того чтобы знания обучающихся, имеющих ограничения по слуху были результатом их собственных поисков, стараюсь организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность. Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность обучающимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет мне добиться высокого качества географического образования и подготовить обучающихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности. Я в своей работе использую задания, способствующие развитию универсальных умений, которые обучающиеся с нарушенным слухом смогут применить, когда это понадобится.
Задания, для организации практических и самостоятельных работ (словарь).
Приведите с целью формирования понятия «миграция», выявления основных причин иммиграции и эмиграции. 1. Выделить и назвать районы Российской Федерации, для которых характерен: а) приток населения из других районов; б) отток населения в другие районы. 2. Выписать в рабочую тетрадь основные причины, которые, на ваш взгляд, влияют: а) на перемещение населения внутри территории Российской Федерации; б) на выезд населения из России в другие страны (какие); в) на въезд населения в Россию из других стран (каких). 3. Заполнить таблицу «Миграция населения России». 4. Определить понятия: • иммиграция; • эмиграция.
Задания для организации работы с контурной картой (словарь).
Для формирования знаний о различиях в расселении населения по территории Российской Федерации: 1. На контурную карту Российской Федерации нанести все города с населением более 1 млн. чел. Укажите рядом с пунсоном городов федерального значения количество проживающего в них населения. 2. Выделите на контурной карте районы с преимущественным проживанием (более 80%) городского населения и районы, где городское население составляет менее 50%.
Методы:
Продуктивный: Исследовательски й Творческий Проектный Репродуктивный.
Деятельностный

аспект:
1.Взаимодействие 2.Решение коммуникативных (проблемных) задач 3. Вербальная 4. Невербальная
Средства

обучения:
Пособия Методические рекомендации Презентации Тестовые задания ЦОРы
3. На контурной карте Российской Федерации обозначьте города, в которых вам удалось побывать. Составьте рассказ об одном из этих городов. 4. На контурной карте Челябинской области обозначьте местонахождение наиболее крупных городов и сельских населенных пунктов. Обозначьте свой п. Огнеупорный и Чесменский район. Сравните жизнь горожанина и селянина. Выделите преимущества и недостатки жизни в городе и на селе.
Самостоятельная работа с текстом (словарь, фразы по РСВ).
При изучении нового материала даю обучающимся для самостоятельной работы задания следующего содержания: 1) прочитать текст учебника (объем учебного материала для учащихся 5-7-х классов — не более двух страниц, 8- 10-х — не более трех страниц); 2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи; 3) придумать 3 вопроса разного уровня сложности к учебной статье; 4) дать краткий ответ на свои вопросы; 5) записать вопросы на карточку; 6) обменяться карточками с партнером; 7) ответить на вопросы партнера (письменно); 8) оценить работу партнера.
Использование таблиц на уроках географии.
Работая много лет в школе и выбирая разные приемы и методы, при объяснении нового и закреплении старого материала я в итоге отдала предпочтение методу заполнения таблиц. Таблицы являются результатом работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами и являются важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении. Приведу образец таблицы. Характеристика природной зоны (Евразия)
Природная зона

Климат

Почвы

Растительный

мир

Животный мир

Составление опорных конспектов.
Познакомившись с методикой Шаталова, я стала широко внедрять в свою деятельность конспекты различных видов (опорные, графические, тестовые) Они помогают слабослышащим обучающимся выбрать главное, обобщить материал, детям с плохой памятью воспроизвести изученное и т. д. Для развития речи можно использовать заполненный конспект. Используя текст, ребята составляют рассказ по конспекту или заполняют по источникам информации, даются только ключевые слова, а обучающиеся дополняют, выбирают главное, работают над понятиями. По любой теме можно составить конспект. Например, по разделу «Внутренние воды» 8 класс, тема «Реки». По данному конспекту можно составить рассказ, дополнив объяснениями, используя накопленный (активный) словарь, фразы, если есть время на уроке.


Использование новых технических средств обучения – важный фактор в реализации

деятельностного подхода.
Использование новых технических средств обучения дает мне колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития обучающихся. Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют использовать их во всех учебных курсах, реализовать деятельностный практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения - картографические. Большую роль в преподавании географии я предаю
проектной-исследовательской

деятельности,
которая предполагает совместную деятельность обучающихся, воспитателя, учителя и библиотекаря, осуществляется более тесный контакт между обучающимися и окружающим миром. Для достижения положительного результата я использую два пути реализации исследовательской деятельности. Первый путь - это выделение целых уроков, содержанием которых является обучение обучающихся исследовательским приемам. Второй путь - это включение в учебный процесс таких приемов исследовательской деятельности, которые вытекают
из логики учебного процесса и являются его составной частью, образуя необходимое единство содержания и деятельности. Используемые в учебных исследованиях задания чаще всего имеют проблемный характер. Я использую следующие виды проектов: 1. Исследовательские При выполнении данного проекта деятельность обучающихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением. 2. Прикладные (практико-ориентированные) Проекты этого типа отличает четко обозначенный результат деятельности его участников. 3. Ролевые (ролево-игровые) Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:  краткосрочные (2-6 часов);  среднесрочные (12-15 часов);  долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т. д. Я использую разные по времени проекты, но больше нравятся серьѐзные долгосрочные. Критериями оценки является достижение цели проекта и метапредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение. Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. На одном уроке написать проект очень сложно и невозможно по времени. Поэтому проекты выполняются учащимся под моим руководством и во внеурочное время. При выполнении проекта я использую следующую структуру работы над проектом:
подготовка обучающихся к работе над проектом-выбор

проблемы-сбор информации (исследование проблемы)-социологические опросы разных групп,

встречи с компетентными специалистами-анализ материалов СМИ-разработка

собственного варианта решения проблемы-план действий-

обращение к заинтересованным

лицам, организациям, социальная переписка-

собственное участие-составление портфолио-

презентация-рефлексия.
Групповые проекты пишут обучающиеся после выполнения исследований на местности. Экскурсии, походы, туристические слеты дают богатый исследовательский материал для написания проектов по изучению почв, вод, растительности, климата Таким образом, использование системно-деятельностного подхода при обучении детей с нарушением слуховой функции позволяет: -любому ребенку с нарушенным слухом найти свое место в школьной образовательной системе и осваивать тот вариант стандарта образования, который обеспечивает реализацию его специальных образовательных потребностей. Ребенок с нарушенным слухом может овладевать образованием в общеобразовательных школах по месту жительства, в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ по слуху, в учреждениях комбинированного вида. Важно учитывать готовность ребенка с нарушениями слуха к той или иной форме получения образования; -достигнуть качественного обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки, повысить мотивацию обучающихся к урокам, овладеть новой информационной культурой, улучшить качества речи, расширить их кругозор, развивать мышление и память, улучшить слуховое восприятие, а также способствует общему развитию детей с нарушением слуха, что является одним из условий их социализации и подготовки к жизни в современном обществе. Библиографический список: 1. Петровский Г.Н. Современные образовательные технологии. М.,2000 2. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методикаиспользования). Красноярск, КрГУ, 2003 3. Сурдопедагогика. Под ред. Речицкой Е.Г., М.,2005 4. Шафрин Ю.А. Информационные технологии, М.,2000


В раздел образования