Автор: Федотова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Вологодонск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическая игра "Опыты"
Раздел: дошкольное образование
Проект по экспериментированию
в средней группе
«Маленькие исследователи»
МБДОУ
«Детский сад № 6 комбинированного вида.
Участники проекта:
1.
Дети
и
родители группы «Рябинка»
2.
Воспитатели: Царёва Д.В.,
Синевич М.К.
Вид проекта – исследовательский
Срок реализации – долгосрочный:
с октября по февраль 2016 года.
Актуальность
В среднем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к
исследовательской деятельности, задают огромное количество вопросов. Дети
экспериментируют с различными предметами и веществами, которые находятся у
них в доступе. При небольшой помощи взрослого могут научиться формулировать
гипотезы до эксперимента и выводы после него.
Экспериментальная деятельность способствует
развитию любознательности и поисковой активности у
ребенка, расширяет его представления об окружающем
мире, может способствовать обогащению словарного
запаса ребенка и развитию его связной речи.
К сожалению, зачастую стремление детей экспериментировать
не находит одобрения у взрослых, а зачастую наталкивается на
их сопротивление. Из-за этого деятельность детей по
экспериментированию носит стихийных характер, а то и вовсе
прекращается.
Цель проекта – развитие
познавательной активности ребенка
через экспериментальную
деятельность
Задачи проекта:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды,
воздуха, песка, бумаги и других материалов.
Учить делать элементарные опыты, при небольшой
помощи воспитателя формулировать гипотезы и
выводы.
Развивать поисковую деятельность
детей, связную речь детей,
обогащать словарь; развивать
мелкую моторику.
Воспитывать познавательный
интерес детей, бережное отношение
к используемым материалам.
Ожидаемые результаты:
Дети познакомятся с некоторыми свойствами воды,
воздуха, песка, бумаги и других материалов.
Дети научатся делать элементарные опыты, при
небольшой помощи воспитателя формулировать
гипотезы и выводы.
У детей будет развиваться поисковая деятельность,
повысится уровень владения связной речью,
пополнится словарный запас.
Дети станут более любознательными, станут бережнее
относится к используемым материалам.
Этапы реализации проекта:
Первый этап:
Изучение психолого-педагогической
литературы по теме детского
экспериментирования.
Консультации для родителей «Как развивать
любознательность ребенка?», «Как отвечать на
детские вопросы?»
Подготовка стендовой информации по теме:
Создание
картотеки
экспериментов
для детей
среднего
возраста
Пополнение центра экспериментирования в группе
(правила работы в центре экспериментирования,
тематический альбом, эстетическое оформление и пр.)
Второй этап:
Проведение открытых занятий по изучению
свойств песка и воды;
Открытое занятие
«В лаборатории Лосяша. Вода»
Программное содержание:
Образовательная область – познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области – речевое развитие,
физическое развитие.
Цель – познакомить детей со свойствами воды через экспериментальную
деятельность
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, может
быть в твердом состоянии, растворяет сахар).
Учить делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя
формулировать гипотезы и выводы.
Развивать поисковую деятельность детей, связную речь детей, обогащать
словарь; развивать мелкую моторику.
Воспитывать познавательный интерес детей.
Открытое занятие «В лаборатории Лосяша. Вода»
Открытое занятие
«В лаборатории Лосяша 2 .
Песок»
Открытое занятие
«В лаборатории Лосяша 2 . Песок»
Программное содержание:
Образовательная область – познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области – речевое развитие, физическое
развитие.
Цель – познакомить детей со свойствами песка через экспериментальную
деятельность
Задачи:
Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть),
показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - песчинок, через
исследовательскую деятельность.
Закрепить и уточнить знания детей на основании элементарных опытов о
свойствах песка.
Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать
причинно-следственные связи.
Расширять словарный запас детей.
Познакомить со способом нанесения рисунка на песок.
Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство
эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Создание условий для работы детей в центре
экспериментирования;
Знакомство педагогов и детей с возможностями
интерактивного стола;
Создание условий для развития у детей
экспериментальной деятельности в уголке
природы.
Проведение мастер-класса для родителей по
организации опытно-экспериментальной работы в
домашних условиях;
Использование отдельных экспериментов в ходе занятий в
рамках пяти образовательных областей и режимных моментов;
Наблюдение: «Как снег становится водой»
Формы работы: беседа, эксперимент.
Цель: познакомить детей со свойством снега: в
тепле снег тает и превращается в воду.
Ход наблюдения:
Воспитатель вместе с детьми набирает снег в широкую
белую посуду, приносит его в группу; после дневного сна
они смотрят – снега нет. Что произошло? Куда он делся?
Вместо снега появилась вода. Воспитатель поясняет,
что снег в тепле тает и становится водой. Вместе
рассматривают воду, она грязная, в ней есть мусор.
Это наблюдение повторяется несколько раз – детям
интересно видеть превращение снега в воду.
При повторных наблюдениях воспитатель
спрашивает детей: «Как вы думаете, что будет со снегом?
Что мы увидим, когда проснемся?».
Наблюдение: «Как снег становится водой»
Опыт «Цветок, распустившийся на воде»
Формы работы: беседа, эксперимент.
Цель: познакомить детей со свойством воды: вода может
впитываться в волокна бумаги.
Ход наблюдения:
Из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным
линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой.
- Что произойдет с цветком? (ответы детей)
Результат: цветок постепенно раскроется.
- Почему? (ответы детей)
Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между
волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней
распрямляются и цветок распускается.
Вывод: значит вода может подниматься вверх.
Опыт с водой «Распускающийся цветочек»
.
Опыты: «Лава в стакане»,
«Извержение вулкана»
Формы работы: беседа, эксперимент.
Цель: познакомить детей с явлением природы извергающегося вулкана.
Опыт № 1: Бурлящая лава в стакане.
Оборудование: Стакан, сок вишневый, масло подсолнечное, таблетка аспирина.
Ход работы:
В стакан наливается вишневый сок (до половины), сверху доливается подсолнечное
масло (приблизительно такое же количество как и сока). В содержимое опускается
шипучая таблетка аспирина. Получается эффект бурлящей лавы.
Опыт № 2:Извержение вулкана.
Оборудование: Заранее изготовленный макет вулкана из пластилина, сода,
подкрашенный уксус.
Ход работы:
Насыпаем в вулкан соду и гасим ее уксусом. Наблюдаем за извержением вулкана и
вытекающей из него «лавой».
Опыт «Лава в стакане»
Опыт «Извержение вулкана»
Занятие «Изучаем свойства бумаги»
Тема - Виды и свойства бумаги
Цель - познакомить обучающихся с видами и
свойствами бумаги в процессе ее складывания,
деформирования и т.д.
Задачи:
- выяснить какие свойства имеет бумага;
- развивать исследовательские умения и навыки
обучающихся;
- научить выполнять различные формы из одного размера
и вида бумаги ;
Материалы и оборудование
Для педагога - образец поделки, схема выполнения.
Альбом «Виды и свойства бумаги».
Для обучающихся – бумага (офисная-цветная),
карандаши.
«Изучаем свойства бумаги»
Просмотр материала по теме:
«Изучаем свойства бумаги»
Просмотр материала по теме:
«Изучаем свойства бумаги»
Просмотр материала по теме:
«Изучаем свойства бумаги»
Просмотр материала по теме:
«Изучаем свойства бумаги»
образец поделки:
Ход работы:
Ход работы:
Результаты:
Результаты:
Занятие «Из чего состоят деревья?»
Цель - познакомить обучающихся с видами
различного шпона (тонко нарезанные пластины того
или иного дерева) в процессе его изучения,
рассматривания и т.д.
Задачи:
- выяснить каких цветов бывает ствол дерева внутри,
какой рисунок проявляется на срезе того или иного
дерева;
- развивать исследовательские умения и навыки
обучающихся;
Материалы и оборудование:
Образцы шпона различных деревьев.
Занятие «Из чего состоят деревья?»
Просмотр материала по теме:
Занятие «Из чего состоят деревья?»
Просмотр материала по теме:
Занятие «Из чего состоят деревья?»
Просмотр материала по теме:
Занятие «Из чего состоят деревья?»
Просмотр материала по теме:
Изготовление искусственного снега.
Изготовление искусственного снега.
Изготовление искусственного снега.
Изготовление искусственного снега.
Изготовление искусственного снега.
Создание совместно
с родителями
стенгазеты
«Маленькие
исследователи».
Третий этап :
Оформление книги
«В лаборатории
Лосяша»
с кратким описанием
каждого опыта и
иллюстративным
материалом.