Напоминание

Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"


Автор: Абдуллина Олеся Витальевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №50"
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологический тренинг для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагога с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 50»

Улица Олимпийская, д. 7, Миасс Челябинской области, 456320 Тел. (3513) 53-23-28.

ОКПО 42504996, ОГРН 1027400873125, ИНН/КПП 7415031859/741501001

Психологический тренинг

для педагогов ДОУ

"Эффективное взаимодействие

педагога с родителями"

Разработала: педагог-психолог

I квал. Категории, пед. стаж 10 лет

Абдуллина Олеся Витальевна

Миасс, 2016

«Самая главная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент-Экзюпери).

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения

(по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного

расходования

душевных

сил

и

энергии.

Воспитатель

в

детском

саду

находится

в

постоянном

контакте

с

администрацией

ДОУ,

коллегами,

детьми и их родителями.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей имеет место быть.

Все

родители

разные,

это

взрослые

люди,

и

к

каждому

нужно

найти

определенный

подход.

Даже

при

очень

хорошем

воспитателе

и

замечательном

устройстве

детского

сада

множество

причин

порождают

сложные

отношения.

При

этом,

к

счастью,

большинство

родителей

и

воспитателей

понимают,

что

единственно

правильный

и

лучший

выход

состоит в сотрудничестве.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором

профессионального успеха. Высокая техника педагогического общения – не

только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического

мастерства.

В

процессе

взаимодействия

человека

с

человеком

важным

оказывается

все:

что

мы

говорим,

как

мы

говорим,

каким

образом

воспринимаем информацию партнера по общению.

Задачи:

1.

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление

трудностей

педагогов

в

общении

и

взаимодействии

с

родителями,

поиск резервов для более эффективного общения, выделение причин

возможных

или

истинных

коммуникативных

проблем;

выработка

внутренней позиции на построение взаимоотношений с родителями на

основе

сотрудничества,

и

осознание

своей

индивидуальности

в

процессе педагогической деятельности.

2.

Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы

избежать конфликтных ситуаций.

I.

Этап - диагностический

Результаты, полученные в ходе диагностики, поспособствуют осознанию

педагогом своей позиции в общении с родителями.

II.

Этап - практический

На

котором

выполнение

определенных

упражнений

и

заданий,

помогут

педагогам

овладеть

приемами

межличностного

взаимодействия,

осознать

себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.

При формировании групп учитывается профессиональный профиль и

профессиональные интересы участников и в соответствии с этим строится

программа

тренинга.

Также

учитывается

уровень

знаний

участников

в

области

психологии

общения.

Число

участников

тренинга

может

быть

различным — от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 14-20

человек.

Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:

Достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение.

Наличие

стульев

по

числу

участников.

Стулья

должны

быть

без

подлокотников и желательно легкой конфигурации. Это связано с тем,

что в ходе проведения тренинга предполагается работа в подгруппах.

Массивные,

тяжелые

стулья

или

кресла

в

значительной

степени

замедляют

темп

проведения

тренинга

и

делают

невозможным

выполнение некоторых упражнений.

Наличие доски, проектора, ноутбука.

Также

необходимо

обеспечить

всех

участников

раздаточным

материалом.

Диагностический этап (приложения 1-4)

1.

Диагностика:

оценка

уровня

коммуникабельности

педагога

с

родителями

(на

основе

методики

оценки

уровня

общительности

педагога, по В.Ф. Ряховскому).

2.

Диагностика: определение вашего стиля в общении с родителями (на

основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова)

3.

Анкета ―Самооценка качеств, важных для общения‖.

4.

Тест «30 пословиц»

Практический этап

Ход встречи

Приветствие

1.

Упражнение “Рады встрече”

Цель:

создать

условия

для

самораскрытия

личности

участников,

их

сплочению, повышению самооценки.

Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность

узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте

поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом. Встаем в круг.

Каждый из нас делает один шаг к центру круга, приветствует всех, называет

свое имя, а так же 1 положительное качество на первую букву своего имени.

Так

по

цепочке

каждый

из

нас

поприветствует

всех

участников

нашей

группы.

Итог: Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом

при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей

профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении с коллегами

и с родителями, а так же в общении с детьми.

2. Упражнение “Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся”

Разбейтесь на пары, сядьте напротив друг друга на расстоянии вытянутой

руки и закройте глаза. Я буду давать вам задания, а вы ― выполнять их.

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними

руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. Снова

вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся,

сердятся. Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят

помириться.

Ваши

руки

мирятся,

они

просят

прощения,

вы

расстаетесь

друзьями. Давайте обсудим, как проходила эта игра.

Какие чувства возникают в ходе упражнения, что понравилось больше?

Итог: Изо дня в день каждый выполняет какие-то обыденные действия,

манипуляции даже не задумываясь об этом. Но стоит только, например,

закрыть

глаза…и

мир

меняется.

Обыденность

представляется

чем-то

неопознанным. Как здорово уметь видеть новое в старом, хорошее в плохом,

уметь анализировать и черпать нужное для себя.

Мини-лекция: ―Торт общения‖

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если

верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и

понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень

общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и

основную

роль

несут

установки,

которые

определяют

наши

позиции

в

общении, а именно:

Я хороший – ты плохой (позиция сверху)

Я плохой – ты хороший (позиция снизу)

Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Если

смотреть

общение

в

контексте

с

родителями,

пусть

каждый

проанализирует, кто какую позицию чаще всего использует?

Что означают эти позиции?

1 – назидание, превосходство;

2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение;

3 – принятие другого человека, общение на равных.

Из

какой

позиции

лучше

вести

разговор,

где

будет

более

эффективное

общение?

Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу:

– что я чувствую, что чувствует другой?

– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество)?

Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас

несет

конфликтогены,

так

как

не

может

правильно

отреагировать,

амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю,

какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должен уметь

управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой ―Активного

слушания‖.

Мини-лекция: Что такое ―активное слушание?‖

Термин

"активное

слушанье"

долгое

время

был

известен

только

психологам и специалистам, тесно связанным с работой с персоналом.

Однако сегодня умение "активно слушать" требуется любому человеку,

желающему быть успешным в сфере общения.

Подавляющее

большинство

людей,

с

которыми

мы

общаемся,

чувствительно

к

активному

слушанию.

Почему?

Активный

слушатель,

принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику

искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем

самым

позитивный

эмоциональный

фон

беседы.

Тогда

как

пассивный

слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из

того, что вы говорите.

Активное

слушание

-

это

процесс,

который

обладает

несколькими

ключевыми характеристиками.

Во-первых,

важна

собственная

настройка

"слушающего".

Иными

словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит

собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания"

бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

Слушание

активное,

в

отличие

от

пассивного,

отличается

также

физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой

и

информацией

люди

располагаются

лицом

к

собеседнику,

регулярно

смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

Задача

активного

слушания

именно

услышать,

т.е.

максимально

правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в

том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой

информации.

Кроме того, любая беседа - это активный и главное взаимный процесс,

проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в

диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и

реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

Итак, активное слушание — способ ведения беседы в личных или

деловых

отношениях,

когда

слушающий

активно

демонстрирует,

что

он

слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника — означает:

Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам

рассказал;

Сообщать

партнеру

о

его

чувствах

и

переживаниях,

связанных

с

рассказом.

Результаты применения активного слушания:

Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы

рассказывать в обычной ситуации.

Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

Если

партнер

по

общению

чем-то

взволнован

или

рассержен,

то

активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Упражнение « Мой взгляд на мои отношения»

Цель: поможет максимально настроиться на тему семинара, взглянуть на

свои отношения с родителями.

Инструкция: Нарисуйте на листе бумаги себя и родителей своих

воспитанников в виде правильных и неправильных геометрических фигур.

После

завершения

рисунка:

Посмотрите,

пожалуйста,

на

свои

рисунки,

сейчас я буду задавать вам вопросы, вам надо на них ответить, но ответы эти

только для вас, постарайтесь быть максимально искренними, записывать

ответы не надо, но если кто – то хочет, то в ходе упражнения можно делать

пометки, подписывать фигуры, перемещать их стрелками и т.п. Обсуждать

ответы во время упражнения не надо, эта работа только ваша, если кто-то

захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием работы –

это можно будет сделать в конце упражнения.

1.

Посмотрите,

пожалуйста,

на

свой

рисунок.

Как

расположены

у

вас

фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже),

почему?

Что

значит

для

вас

выше или

ниже?

Или,

может

быть, вы

расположены

в

центре,

в

окружении

других

геометрических

фигур,

почему?

2.

На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры?

Почему?

3.

Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-

нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? какой?

4.

Посмотрите,

сколько

места

занимает

на

листе

ваше

изображение

и

сколько – фигуры, изображающие родителей; почему?

5.

Одинаковыми

ли

геометрическими

фигурами

вы

изобразили

себя

и

родителей, почему?

6.

Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли

вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то

какой?

7.

Если

бы

я

попросила

вас

нарисовать

идеальные

взаимоотношения

с

родителями, то, как бы вы изменили свои рисунок, почему? Если бы не

изменили совсем, то почему?

8.

На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы

вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

9.

Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы

отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы

чувствуете

себя

уверенно.

Какие

личностные качества

помогают

вам

добиться успеха?

10.

Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях

с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают

вам улучшить это?

Обсуждение: Вопросы были даны для того, что бы помочь нам осознать и

сформулировать

свои

сильные

стороны

в

общении

с

родителями

и

определить существующие проблемы, которые можно решить. Желающие

поделиться

своими

мыслями,

чувствами

или

содержанием

проделанной

работы могут сделать это сейчас…

Мини – лекция: «Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют

свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в

первые 15 секунд!

Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых

секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить

к

себе

собеседника

нужно

дать

ему

как

минимум

три

психологических

плюса).

Самые универсальные - это

улыбка,

имя собеседника

комплимент.

Для

того

чтобы

люди

хотели

с

нами

общаться,

мы

сами

должны

демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен

это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на

любом, языке.

Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или

сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно

начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию

можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько

настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются,

услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы

дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы

хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье,

родители, его ребенка,

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в

отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит

акцептировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и

только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком,

понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих

взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство

эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово,

мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

Кроме

этих

приемов

существуют

и

другие

приемы

установления

хорошего контакта с собеседником.

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный

взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая

дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому

собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь -

благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не

переступать «границы» личного пространства собеседника.

3.Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в

общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед

собой руки, ноги.

5.Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта

(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд

исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой

же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...»

(Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все

заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас

всех беспокоит, что дети...'. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело -

это воспитание наших с вами детей!»

Мини – лекция «Основы построения беседы с «трудным» родителями

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми

«трудными» родителями.

-

Каких

родителей

можно

назвать

«трудными»? (Участники

высказываются).

«Трудные» родители

•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они

стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в

воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы

заниматься

ребенком!»;

«Вы

же

воспитатели,

педагоги,

это

Ваша

обязанность учить и воспитывать детей!».

•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно

жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем

что делать, помогите нам!».

Что делать?

Первая

фаза

общения

с

такими

родителями:

необходимо

сохранить

эмоциональную

отстраненность

и

поддерживать

в

себе

спокойный

и

охлажденный

нейтралитет,

т.е.

не

позволить

себе

зарядиться

отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо

«продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога

будет высказывать свои претензии, или жаловаться на свою беспомощность.

В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать, молча,

оставаться

спокойной,

уверенной

в

себе,

не

теряя

вежливой

доброжелательности.

А

в

случае

с

«жалующимся»

родителем,

спокойно

киваем

собеседнику

головой,

вставляем

нейтральные

фразы:

«Я

Вас

слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность,

родитель начнѐт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце

концов,

он

успокоится,

в

нем

будет

формироваться

психологическая

готовность к конструктивному разговору с нами.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение

навыка

сохранения

спокойствия

в

напряженной

ситуации Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и

продержаться первые 1 минут.

Инструкция: Закройте

глаза.

Представьте

или

вспомните

ситуацию

неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем.

Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который

Ваш

собеседник

«вливает»,

«закладывает»

свои

обвинительные

слова,

мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара».

Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только

принимаете

их

в

своѐ

внутреннее

пространство,

оставаясь

холодным

и

нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь

2-3

раза

перед

началом

беседы,

и

все

будет

легко

получаться.

Когда

Вы

будете

уверены,

что

сформировали

внутреннее

состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение

вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

•необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

•подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

•показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его

ребенку.

Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии

его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит

готовность к сотрудничеству.

•Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию,

навязывать своѐ мнение родителям (давление приводит к протесту).

•Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

Сообщение негативной информации о ребенке

Педагоги, работающие с детьми, вынуждены время от времени, общаясь с

родителями, передавать им информацию о ребенке носящую негативный

характер.

Чаще

всего

возникают

трудности

с

родителями

детей,

доставляющих

особые

хлопоты

педагогам.

Негативная

информация,

переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом

сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом

это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом.

Родитель,

почувствовав

в

словах

воспитателя

нотки

обвинения,

либо

постарается перейти в

контрнаступление,

защищая

своего

ребенка,

либо

«закроется»

смиренно

соглашаясь

со

всем,

что

скажет

педагог,

но,

не

проявляя, ни какой инициативы.

Рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток

решить проблему,

устроит головомойку своему ребенку, отыгрываясь за

унижения, испытанные во время беседы с педагогом.

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и

свое продолжение: после таких бесед с воспитателем (особенно если они

повторяются часто), отношения родителя и педагога перерастают в затяжной

конфликт. Но и отношения родителя с ребенком только ухудшаются из-за

постоянных

выволочек.

И

отношения

ребенка

с

педагогом

так

же

перерастают в конфликт из-за обиды и даже злобы на воспитателя, который

«ябедничает» родителям и те наказывают ребенка после каждой подобной

беседы с воспитателем.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при

этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям и показать,

что он, педагог, заинтересован, прежде всего, в помощи ребенку, а не в его

обвинении.

В этом поможет общая установка педагога на решение проблемы, на то, что

родитель

это

не

враг,

мешающий

воспитывать

и

учить

ребенка,

а

единомышленник,

знание

общих

приемов

общения

помогут

даже

такую

неприятную

ситуацию,

как

сообщение

негативной

информации,

сделать

началом

продуктивного

сотрудничества.

Необходимо

учитывать,

что

негативную информацию следует сообщать при личной беседе с родителем,

желательно

без

лишних

свидетелей

и

ни

в

коем

случае

не

на

общем

собрании.

Несколько вариантов сообщения негативной информации о ребенке:

1. В разговоре с родителями делать акцент не на обвинении, а на совместном

поиске путей решения проблемы, это поможет сделать общение более

эффективным.

Можно использовать такие выражения, как:

– «давайте подумаем, как можно заинтересовать, переключить в подобной

ситуации, помочь отвлечься или помочь сосредоточиться» и т.п. главное

предложить родителю, совместно заняться решением проблемы, (– давайте

попробуем

так

поступить

или

так),

т.е.

предлагаем

родителям

сотрудничество, помощь. Можно вовлекать родителей в работу, например,

сказать, что мы уже в группе попробовали такой вариант, а вы дома?

2. Можно негативную информацию о ребенке передать в позитивном

ключе,

давая

возможность

родителю

самому

понять

(озвучить)

что

происходит…

– «Ваня сегодня на занятии по окружающему миру в течение 5 минут очень

внимательно слушал…»

Безусловно, родители знают, что занятие протекает значительно дольше и

пяти минут явно недостаточно для усвоения материала. Подобное сообщение

педагога не содержит прямого обвинения (если конечно не сообщать это

иронической интонацией), но такой вариант может помочь в установлении

контакта и достижении понимания, т.к. родитель, скорее всего, сам активно

включится в разговор – (а далее можно использовать первый вариант –

предложение сотрудничества).

3. Так же для рассказа родителям о поведении ребенка можно использовать

«принцип

сэндвича»:

хорошая

информация

о

ребенке

должна

предшествовать плохой, а завершение проходит опять на «хорошей» ноте.

Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в

процессе которой педагог говорить только о поступке, а не о личности

ребенка, не обобщает информацию, не «навешивает ярлыки». А третий этап

включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для

поиска конструктивного решения проблемы, (можно поговорить о сильных

сторонах ребенка используя первый прием).

Упражнении «Как бы это сказать»

Цель: это упражнение даст возможность применить принцип «сэндвича» и

потренироваться

в

сообщении

негативной

информации.

(распределение

ролей:

участники

разбирают

заранее

приготовленные

карточки с обозначениями р-родитель, в-воспитатель).

Инструкция: «Воспитатель» сообщает «родителю» о возникшей проблеме с

ребенком

используя

технику

«сэндвич».

«Родитель»

слушает,

подавая

минимальные вербальные реакции (да, угу, кто?, как это произошло? и т.п. –

нерефлексивное слушание).

Через 3-5 минут «родитель дает обратную связь «педагогу», информируя его

о том, как он себя чувствовал в момент беседы, и что на его взгляд можно

было сказать по-другому.

Затем участники меняются ролями и желательно парами.

Обсуждение упражнения.

Согласно

утверждениям

психолога

Эрика

Берна,

в

каждом

человеке

―живут‖ три ―Я‖.

Позиция ―Я‖ в роли ―родителя‖ – стремление руководить, подчинять, брать

ответственность на себя. Формируется до 5 лет, копируя поведение своих

родителей, которые закладывают установки ―должна‖, ―нельзя‖.

Позиция ―Я‖ в роли ―взрослого‖ – подчеркивание сдержанности, понимания

интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и

партнером

по

общению.

Характерная

особенность

позиции

целесообразность во всем.

Позиция ―Я‖ в роли ―дитя‖ – позиция особой чувствительности, ранимости,

зависимости

и

подчиненности.

Это

наши

сильные

чувства,

которые

сопровождаются установкой ―хочу немедленно!‖

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех

названных позиций, что определяется особенностями характера общения.

Педагогу,

вступающему

в

контакт

с

родителем,

важно

найти правильную позицию.

В

общении

могут

использоваться

все

три

позиции

с

учетом

ситуации

и

того,

что

позиция

―взрослого‖ является

наиболее диалогичной.

Упражнение на изменение ролевой позиции в общении

Цель: способствовать

развитию

умения

использовать

ролевые

позиции

в общении.

Фразы для упражнения: ―Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к

ребенку

были

справедливы‖;

―Если вас

не

затруднит,

мне

хотелось

бы

поговорить о вашем ребенке‖; ―Вам, несомненно, известны успехи вашего

сына в рисовании‖ ―Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время‖

(можно использовать собственные фразы).

Каждая

фраза

произноситься

во

всех

трех

ролевых

позициях.

Если

следующему участнику произнесение кажется неубедительным, он просит

повторить фразу еще и еще раз.

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего

карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности

или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку

фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на

этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу

справа

и зачитывает

фразу

со

своей карточки.

Когда каждый

выполнит

задание,

то

есть

побывает

и

в

качестве

«нападающего»,

и

в

качестве

«жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Методические рекомендации: психолог спрашивает участников, легко ли

им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное

замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания

их не взволновали, потому, что они не воспринимали их как направленные

конкретно

против

себя.

Затем

все

предлагают

различные

варианты

конструктивного

поиска,

который

поможет

и

в

реальных

жизненных

условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по

общению.

Упражнение «Нелепая просьба»

Цель: отработать навыки отказа собеседнику в письменной форме.

Содержание: группа делится на четное число подгрупп по 3-5 человек.

Каждая подгруппа получает задание написать письмо в детский сад от имени

родителей.

Письмо

должно

содержать

самую,

что

ни

на

есть

нелепую

просьбу, касающуюся. Например, родители (авторы письма) могут попросить

заведующую, чтобы она доставляла их ребенку обед из ресторана, так как

ребенку не нравится та пища, которую готовят в детском саду, и т. д.

После

того

как

все

подгруппы

будут

готовы,

психолог

собирает

письма, запечатывает их в конверты, перемешивает и предлагает каждой

подгруппе

выбрать

по

письму.

Далее

участники

«перевоплощаются»

в

представителей администрации детского сада, они получили письмо от ро-

дителей и должны дать на него ответ в виде очень вежливого и тактичного

отказа. Например: «Спасибо Вам за то доверие, которое Вы оказываете

детскому саду» или «Вчера на экстренном педсовете мы рассмотрели Ваше

письмо и обсудили возможные пути решения Вашей проблемы...» Далее

следует отказ.

Затем каждая подгруппа зачитывает свое письмо.

Обсуждение:

психолог

спрашивает

участников

о

том,

получили

ли

они

удовлетворение от написанного ими ответа родителям и почему. Получили

ли они удовлетворение, будучи в роли родителей, от письма, которое им

прислала администрация детского сада, и почему? Возможна ли подобная

форма работы в реальной педагогической практике? Как бы восприняли

родители ответ педагогов? Отдали бы они младшего

ребенка в этот же

детский сад, почему? Будут ли родители доверять педагогическому составу?

Какие еще варианты ответов возможны на каждое из написанных писем?

Упражнение «SORRY, конфликта не будет»

Цель:

отработать

прием,

который

помогает

избежать

конфликта

из-за

пустяка.

Содержание: Перед началом упражнения психолог рассказывает участникам

о том, что многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановится.

Так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до

конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного

и просит извинения, а второй отвечает ему: «ничего страшного». Англичане

поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе

стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и просит

извинения: «Im sorry», он услышит в ответ: «Im sorry». Первое «Im sorry»

означает: «Простите, что я вас задел», второе «Im sorry» - «Простите, что я

встал у вас на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то

умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова

услышит

в

ответ

«SORRY»,

что

означает:

«Извините,

но

конфликта

не

будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не

хочется ругаться с вами».

Выполняя данное упражнение, участникам предстоит действовать в

соответствии с правилами английского этикета. По команде психолога все

начинают свободно перемещаться по комнате, стараясь не задевать друг

друга. По определенному сигналу (например, звук колокольчика), каждый

участник

находит

себе

пару

и

ладонью,

локтем

или

плечом

легонько

дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым

способом:

«SORRY»,

«Извините,

пожалуйста»,

«Простите», «Сожалею

о

случившемся». После этого участники приветливо машут друг другу рукой и

пары меняются.

Обсуждение: Участники рассказывают о своих ощущениях и о том, как и в

каких

жизненных

ситуациях

можно

использовать

данный

прием.

Как

правило,

участники

замечают,

что

можно

не

произносить

вслух

слова:

«Извините,

конфликта

не

будет»,

а

просто

вспомнить

их

и

вовремя

остановится.

Упражнение - фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.

(проводится под релаксационную музыку).

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая

звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы

Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом

любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к

сердцу, потом - к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно

ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда,

испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко

всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто

находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим

домашним, друзьям. Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь

прислушайтесь

к

самим

себе.

Ощущаете

ли

Вы

какие-нибудь

сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда

Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе...

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я

досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.

Раз... Два... Три...

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники:

учеб.пособие /И.В. Вачков. – 2-е изд – М: - 2003.

2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом авт-сост – Т.А.

Данилина. Т.С Лагода, М.Б. Зуйкова – М. – 2003

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.,

1985. – 166 с.

4.

3.Зайцева

Т.В.

"Теория

психологического

тренинга.

Психологический

тренинг как инструментальное действие". СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002 –

256с.

5. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.

6. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться

успеха / Авт.-сост. Р.Р. Кашапов. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.

7. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы,

тренинги,

рекомендации

/

авт.

Сост.

А.В.

Ненашева,

Г.Н.

Осина,

И.Н

Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011.

8. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и

других. — М.: АСТ-ПРЕСС – 2009.

9. Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, – М.: ―ЧеРо‖.

– 2004.- 240с.

10. Лунева О.В. Общение // Знание. Понимание. Умение. – 2005.- №4 – с.157-

159Г

11.

Мириманова

М.С. Конфликтология:

М.:

Издательский

центр

―Академия‖, 2003.-320с.

Приложения к диагностическому этапу:

Приложение №1.

Диагностика: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на

основе

методики

оценки

уровня

общительности

педагога,

по

В.Ф.

Ряховскому).

Инструкция

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте

быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас

ее ожидание из колени?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с

докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его

родителями до последнего момента?

4.

Считаете

ли

Вы,

что

не

следует

лично

беседовать

с

родителями

об

особенностях

воспитания

в

семье,

а

лучше

провести

анкетирование,

письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей

дошкольного

учреждения.

Приложите

ли

Вы

максимум

усилий,

чтобы

избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями

с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с

детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников

постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что

они разговаривают на «разных языках»?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они

забыли выполнить?

11.

Вызывает ли у Вас

досаду просьба кого-либо из

родителей

помочь

разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12.

Услышав

высказывание

явно

ошибочной

точки

зрения

по

вопросу

воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между

педагогами и родителями?

14.

У

Вас

есть

собственные,

сугубо

индивидуальные

критерии

оценки

семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только

детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном

виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится

испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее

всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от

этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно

положиться

в

деле,

которое

требует

коллективных

усилий.

Контакты

с

родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны.

Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей.

Вы

убеждены,

что

большинство

родителей

это

всегда

недовольные,

придирчивые

люди,

ищущие

в

Вашей

работе

только

недостатки,

не

желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить

общение

с

родителями

приводит

к тому,

что

и

они

стремятся

избегать

общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость

новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями

воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом.

Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой.

Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени

обвинить

их,

а

не

собственную

коммуникабельность.

В

Ваших

силах

изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем

интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке

чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить

контакты

с

большинством

родителей

своей

группы,

но

с

«трудными»

родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы

выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не

пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к

ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с

любым

родителем

всегда

можно

найти

«общий

язык».

Вы

охотно

выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете

отстоять

свою

точку

зрения,

не

навязывая

ее

при

этом

другому.

И

индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас

неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты

с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите

многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных

конфликтов.

9—13

очков.

Вы

бываете

весьма

общительны.

Постоянно

стремитесь

вступить

в

беседу

с

родителями,

но

часто

эти

беседы

носят

бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому

не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь

высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей,

в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы

вспыльчивы,

но

отходчивы.

Вам

недостает

терпения

и

отваги

при

столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете

выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому

родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех

спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда

можете

успешно

довести

его

до

конца.

Имеете

собственное

мнение

по

любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой

причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам

следует задуматься над этими фактами.

3

очка

и

менее.

Ваша

общительность носит

болезненный

характер.

Вы

многослойны,

вмешиваетесь

в

дела,

которые

не

имеют

к

Вам

никакого

отношения.

Беретесь

судить

о

проблемах,

в

которых

совершенно

не

компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода

конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете

грубоваты,

фамильярны.

Вас

отличают

необъективность,

обидчивость.

Любую

проблему

Вы

стремитесь

вынести

на

всеобщее

обсуждение.

Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами.

Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить

общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе

терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Приложение №2.

Диагностика: определение вашего стиля в общении с родителями (на основе

опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова)

Инструкция

Вниманию

педагогов

предлагаются

утверждения,

касающиеся

взаимодействия с родителями воспитанников, которые необходимо оценить.

Если педагог полностью согласен с тем или иным утверждением, он ставит 5

баллов напротив утверждения. Если согласен в большей степени, чем не

согласен, — 4 балла. Если согласен и не согласен в равной степени — 3

балла. Если в большей степени не согласен, чем согласен, — 2 балла. И если

полностью не согласен с приведенным утверждением — 1 балл. В конце

баллы необходимо суммировать.

Утверждения

1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффективность

воспитания ребенка.

3. Родителям следует выполнять все рекомендации и пожелания педагога.

4. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не

хотят ничего знать и слушать.

5.

Основная

цель

общения

с

родителями

научить

их

правильно

воспитывать детей.

6. Глубокие знания, умения и навыки ребенка — в большей степени заслуга

педагога.

7. Главное в общении педагога с родителями — показать им значимость

дошкольного учреждения в воспитании ребенка.

8. Общение с родителями прежде всего — это тяжелый и неблагодарный

труд.

9. Конфликты — не лучшая форма общения с родителями, но если иначе

нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

10.

Родителям

постоянно

нужны

рекомендации

воспитателей,

чтобы

не

допустить ошибок в воспитании детей.

11. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном

контроле.

12.

Родителей

отличает

бестактность

и

низкий

уровень

педагогической

культуры.

13. Всегда проще объяснить что-то ребенку, чем родителю.

14.

Следует

поощрять

стремление

родителей

выполнять

рекомендации

воспитателей.

Полученные результаты суммируются.

Примерные нормативы:

48

баллов

и

выше

выраженная

ориентированность

на

авторитарное

общение с родителями.

47—43 балла — умеренная ориентированность на авторитарное общение с

родителями.

42—38

баллов

умеренная

ориентированность

на

личностную

модель

взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже — выраженная ориентированность на личностную модель

взаимодействия с родителями.

Приложение №3

Анкета ―Самооценка качеств, важных для общения‖.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, развитие этих качеств у себя, в своей

личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:

Открытость

Отзывчивость

Доброта

Внимательность к людям

Умение решать конфликты

Тактичность

Вежливость

Готовность к сотрудничеству.

Приложение №4

Тест «30 пословиц»

Инструкция:

Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий так, что

не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а

совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.

Оценка

3

не

должна

использоваться

вовсе.

Оценки

ставятся

напротив

номеров суждений в таблице, приведенной ниже».

После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать

баллы

по

колонкам.

Психолог,

перед

тем

как

зачитает

интерпретацию,

напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в

тесте,

то

лучше

оставаться

при

своем

мнении.

Любой

тест

работает

с

определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты

ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим

участникам.

Бланк теста «30 пословиц»

«черепашка»

«акула»

«медвежонок»

«лиса»

«сова»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Тест «30 пословиц»

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его

делать.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь — не поедешь.

9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты — мне, я — тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь

пользу из истины, которой обладает другой.

21. Кто спорит — ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает — тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет.

24. Кто дарит — друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликт — избежать его.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Обработка:

Сложите

баллы

соответствующие

номерам утверждений,

написанных

в

столбце под названием стиля поведения.

Сравните полученные баллы всех стилей между собой; стиль поведения,

получивший

наибольшее

количество

баллов

является

вашим

стилем

поведения в конфликтной ситуации.

Интерпретация

1-й

тип

«черепашка».

У

людей

такого

типа

большое

желание

спрятаться

от

проблем

под

«панцирь».

Это

представители

позитивного

консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной

ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации

он может изменить вам.

2-й тип «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их

не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный

руководитель

уважает

целенаправленность

«акулы»

надо

лишь

ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может

добиться,

чтобы

«акулы»

не

процветали.

«Акулы»

очень

важны

для

коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести

коллектив из сложной ситуации.

3-й тип «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые

углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы

каждого,

они

вовремя

подадут

чай,

подарят

цветы

вдень

рождения,

посочувствуют,

поддержат

в

трудную

минуту.

Но

при

этом

они

могут

полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них

наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й

тип

«лиса».

Люди

этого

типа

всегда

стремятся

достигнуть

компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся

активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми

«лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не

обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему

их не ценят окружающие.

5-й тип «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого

типа

никогда

не

будут

изворачиваться,

уходить

от

борьбы,

они

могут

пожертвовать

хорошими

отношениями

во

имя

выбранной

цели.

У

них

стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

Приложения к практическому этапу:

Фразы для упражнения на изменение ролевой позиции в общении:

―Когда-нибудь

вы

поймете,

что

мои

требования

к

ребенку

были

справедливы‖;

―Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке‖; ―Вам,

несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании‖

―Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время‖ (можно использовать

собственные фразы).

Материал к упражнению «Достойный ответ»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты

самый главный здесь.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

Ты никогда никому не помогаешь.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

Почему ты на всех смотришь волком?

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

X--------------------------------------------------------------------------------------------------

Ты как не от мира сего.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

У тебя такой страшный взгляд.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

Посмотри, на кого ты похожа!

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

Ты слишком много болтаешь ерунды.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

Что ты вечно на всех кричишь?

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

Ты слишком плохо воспитана

X -----------------------------------------------------------------------------------------------

Памятки «Правила активного слушания»

1.

Доброжелательный

настрой.

Спокойно

реагировать

на

все,

что

говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной

форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых

собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и

откровенность, то оставьте его в покое.

_____________________________________________________________

Памятки «Правила активного слушания»

1.

Доброжелательный

настрой.

Спокойно

реагировать

на

все,

что

говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной

форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых

собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и

откровенность, то оставьте его в покое.

Обратная связь

Имя участника___________

Дата заполнения____________

1.

Были

ли

на

тренинге

значимые

полезные

для

Вас

эпизоды,

упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то

разобраться:

_____________________________________________________________

2. Что Вам не понравилось? Почему?

_____________________________________________________________

3. Ваши мысли после этого тренинга:

_____________________________________________________________

5. Ваши замечания и пожелания (по содержанию, по форме тренинга и

т.п.)

_____________________________________________________________



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники