Напоминание

Портфолио дошкольника как результат исследовательской деятельности в реализации преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальным общим образованием


Автор: Хмелева Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад комбинированного вида "Огонек" МБОУ "Змеиногорская СОШ №3" Змеиногорского района Алтайского края
Населённый пункт: Алтайский край, город Змеиногорск
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио дошкольника как результат исследовательской деятельности в реализации преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальным общим образованием
Раздел: дошкольное образование





Назад




Портфолио

дошкольника

как

результат

исследовательской

деятельности

в

реализации

преемственности

между

дошкольной

образовательной

организацией

и

начальным

общим образованием.

Совокупность

обязательных

требований

к

дошкольному

образованию

определяет федеральный государственный стандарт, который разработан на

основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской

федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых

заложен

принцип

поддержки

разнообразия

детства,

личностно

развивающего взаимодействия взрослых, педагогических работников и детей,

реализацию

программы

в

формах

специфических

для

детей

данной

возрастной

группы,

прежде

всего

в

игровой

и

познавательно-

исследовательской деятельности, творческой деятельности.

Принципы

дошкольного

образования

различны

и

включают

в

себя

поддержку инициативы в различных видах деятельности, сотрудничества

образовательной

организации

с

семьей,

формирования

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребенка

в

различных

видах

деятельности . Стандарт направлен на обеспечение преемственности целей,

задач

и

содержания

образования

реализуемых

в

рамках

образовательных

программ

обеспечивающих

преемственность

основных

образовательных

программ дошкольного и начального общего образования . Требования к

результатам освоения основной образовательной программы включают в себя

целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребенок

проявляет

любознательность,

задает

вопросы

взрослым

и

сверстникам,

интересуется

причинно-следственными

связями,

пытается

самостоятельно

придумывать

объяснения

явлениям

природы,

склонен

наблюдать,

экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и

социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской

литературы, обладает элементарными представлениями из области живой

природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию

собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах

деятельности.

Целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и

начального школьного образования.

Задача педагога организовать образовательно-воспитательный процесс так,

чтобы

он

соответствовал

требования

ФГОС

посредством

реализации

основной образовательной программой, составленную на основе примерной

образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Н.

Вераксы. Цель которой создание благоприятных условий для полноценного

проживания

ребенком

дошкольного

детства,

подготовка

к

жизни

в

современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности,

нацелена на дальнейшее образование дошкольников в последующей жизни.

Эти цели реализуются в различных видах детской деятельности, одной из

которых

является

познавательно

–исследовательская

деятельность.

В

процессе реализации образовательной программы перед педагогами стоит

задача в обеспечении преемственности

между дошкольным и начальным

школьным образованием и установление успешного взаимодействия с семьей

воспитанников.

Всю

большую

актуальность

в

установлении

партнерских

взаимоотношениях

между

детским

садом

семьей

и

школой

приобретает

форма

совместной

деятельности

как

проектно-исследоватеольская

деятельность.Так как Переход из детского сада в школу – ответственный и

сложный момент в жизни не только детей, но и родителей.

Мой опыт заключается в создании портфолио дошкольника как результата

исследовательской

деятельности

в

реализации

преемственности

между

дошкольной

образовательной

организацией

и

начальным

общим

образованием.

Продуктом инновационной деятельности стало портфолио дошкольника. Для

начала я определила, что:

Портфолио»

в образовании направлено на взаимодействие всех участников

процесса,

позволяет

проследить

индивидуальный

прогресс

ребенка

.

Портфолио дошкольника это, прежде всего копилка личных достижений

ребенка

в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных

эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это

своеобразный маршрут развития ребенка.

Организовала родитьское собрание. На котором учитель начальных классов

познакомил родителей со значимостью портфолио дошкольника

и провел

мастер класс по его оформлению.

Портфолио совместно с родителями мы начинаем создавать соблюдая ряд

условий:

1.Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение Портфолио

сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер.

Создатель Портфолио должен быть заинтересован в его создании

2. Мы определили совместно с родителями, что создаем портфолио для сбора

достижений, которые отражают результаты экспериментальной деятельности

и спортивных достижений.

3.Портфолио должно быть накопительное, когда информация собирается за

определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка

за

определенный

отрезок

времени.

В

нашем

случае

от 2 до 7 лет, т.к.

познавательно исследовательская деятельность начинается во второй группе

раннего развития.

4 Портфолио

должно

быть

тематическое.

Составляется

исходя

из

темы

наблюдения, эксперимента. Например, «Мой любимый помидорчик», «Мои

любимые насекомые»

5. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально

для каждого случая.

5 .

Уд о б с т в о

х р а н е н и я .

В е с ь собранный

материал

необходимо

систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5.

Обязательное

условие

это

сотрудничество

педагогов,

родителей

и

обязательно учитываем мнение детей

6.

Систематичность

в

сборе

информации. Портфолио

подразумевает

постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее

определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза

в месяц, 1 раза в квартал и т. д.

Мы определили основные функции портфолио:

-диагностическая функция – фиксирует динамику развития ребенка

-целеполагающая функция – поддерживает учебные цели

-мотивационная функция– поощряет достигнутые ребенком результаты

-содержательная функция – раскрывает спектр выполняемых работ

-социообразующая

функция

формирует

и

развивает

детско-взрослый

коллектив совместной деятельности

-развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к

году.

Для

успешной

экспериментальной,

познавательно-исследовательской

деятельности необходимо создавать благоприятные условия. Решаем мы эту

проблему в тесном сотрудничестве с родителями. Совместно с родителями в

зависимости

от

возрастных

задач

мы

создаем

условия

для

развития

познавательно исследовательской, экспериментальной деятельности в группе

и

на

участке

детского

сада.

Пополняем

оборудование

в

уголке

экспериментирования:

образцы

для

исследования,

лупы,

пипетки,

дидактическое оборудование для проведения экспериментов по творческой

разработке «Физика для малышей».

На участке совместно с родителями

оборудовала центр «Метеостанция» для определения силы и направление

ветра, количества выпавших осадков, солнечные часы.

Экспериментирование носит систематический, последовательный характер. В

младших группах мы создавали условия для развития любознательности,

стимулировали использование исследовательских действий. Включали детей

в

совместные

с

взрослыми

практические

познавательные

действия.

Результатом

стали

проекты

«Как

мы

выращиваем

огурчик»,

«Ягода

смородина».

В средней группе мы формировали умение получать сведения о новом

объекте в процессе его практического исследования. Учили выполнять ряд

последовательных

действий,

в

соответствии

с

задачей

и

предлагали

выполнять

алгоритм

действий.

Мотивом

для

о су щ е с т вл е н и я

экспериментальной

деятельности

стало

посещение

семьей

океанариума.

Совместно

с

семьей

изучили

необходимое

оборудование,

условия

для

домашнего аквариума. Ребенок вел наблюдение за аквариумными рыбками. В

результате

семья

изготовила

многофункциональное

дидактическое

оборудование

по

теме

«Аквариум»,

проект

был

представлен

на

краевой

конкурс исследовательских работ.

В

старшей

группе

в

процессе

экспериментальной

деятельности

мы

закрепляли

умение

использовать

обобщенные

способы

обследования

объектов,

побуждали

устанавливать

функциональные

связи

и

отношения

между системами объектов и явлений. Способствовали самостоятельному

использованию

действий

экспериментального

характера.

Формировали

умение

самостоятельно

выстраивать

алгоритм

собственной

деятельности.

Дети

самостоятельно

выращивали

укроп,

определяли

полезные

свойства

молока

и

совместно

с

родителями

готовили

молочные

продукты.

Очень

интересен проект по выращиванию цветов из семян: петуньи, бархатцев,

циннии. Семья изготовила дидактическое пособие «Условия необходимые

для

выращивания

растений»,

использование

которого

помогает

детям

устанавливать причинно-следсвенные связи между природными явлениями.

Расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного

света на жизнь растений. Экспериментальную деятельность носит сезонный

характер. Особое место занял проект по выращиванию флорариумов зимой.

Семьи дошкольников приняли самое активное участие. Совместно с детьми

изучали темы и виды флорариумов. Представили выставку на семинаре по

экспериментальной деятельности дошкольников «Парк юрского периода»,

«Удивительная

орхидея».

Именно

в

осуществлении

таких

проектах

прослеживалась очень важное условие, участие детей с ОВЗ, у которых

отмечается

повышенная

утомляемость.

Они

совместно

с

родителями

оформили «Травянчики», «Огород на окошке». В подготовительной к школе

группе

мы

создавали

условия

самостоятельного

установления

связи

отношений между системами объектов и явлений с применением различных

средств.

Совершенствовали

характер

экспериментальной

деятельности,

умение

определять

способ

получения

необходимой

информации

в

соответствии

с

условиями

и

целями

деятельности.

Развивали

умение

самостоятельно ставить цель, определять проблему, намечать и проводить

опыты совместно с другими детьми. В этом возрасте обязательным условием

для

успешной

экспериментальной

деятельности

является

установление

делового

сотрудничества

с

партнерами.

Мы

использовали

оборудование

школы

для

ознакомления

со

свойствами

магнита,

массой

предметов,

электронный микроскоп для рассматривания защитных волосков на листьях

герани, строении листа хлорофитума. Совместно с детской библиотекой мы

осуществили

проект

«Алтайские

писатели

детям».

Проекты

носят

традиционно

сезонный

характер.

Летом

Мы

наблюдали

за

свойством

солнечного луча, этот проект стал победителем краевого конкурса «Юный

исследователь Алтая», зимой мы определяли экспериментальным путем виды

размножения

комнатных

растений,

условия

для

благоприятного

роста

хлорофитума хохлатого и герани душистой. Помогали осуществлять проект

ученики начальной школы, оказывали консультативную помощь, проводили

контрольные измерения. Данный проект представлен на краевой конкурс «Я

исследователь».

Преемственность

со

школой

мы

нашли

в

использовании

программ

по

дополнительному образованию «Физика для малышей». Экспериментальная

деятельность осуществляется

совместно с учителем начальных классов с

помощью предоставленного школой оборудования . Результаты мы заносим

в специальные тетради, которые очень интересны родителям. Родители часто

посещают такие занятия.

Таким образом проводимая экспериментальная деятельность, оформление

детского

портфолио

способствует

успешной

адаптации

ребенка

к

школе,

формированию положительной учебной мотивации, установлению делового

сотрудничества и активного участия родителей в образовательном процессе.

Дети

поступившие

в

первый

класс,

активно

занимающиеся

проектно

исследовательской деятельностью успешны в обучении, легко прошли период

адаптации

и

продолжают

вести

совместно

с

учителем

и

родителями

проектную

деятельность

в

разных

областях:

гуманитарной,

физическими

явлениями, естественно научной и продолжают пополнять порфолио.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники