Автор: Сиразова Наиля Эскатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №38"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 38» Московского района.
Тема: «Развитие речи воспитанников раннего возраста»
воспитатель Сиразовой Наили Эскатовны
"Развитие речи детей раннего возраста"
Большую роль в развитии ребёнка играет речь. Работа по развитию речи
детей проходит в определённой последовательности. Она включает в себя:
Работу над звуковой культурой речи;
Формирование грамматических навыков;
Расширение словарного запаса слов;
Развитие речевого творчества;
Развитие связной речи.
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных
психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет
период раннего возраста для развития речи детей. Именно в раннем возрасте
язык становится главным средством установления контактов с
окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть
вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых
важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого
она и формируется.
Дети раннего возраста – слушатели, а не читатели, художественное
произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками
выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит
важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как
произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя
эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам,
лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать
наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно
слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим
навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная,
грамматически правильно построенная речь.
Существуют несколько методов развития речи:
Словесный: Чтение произведение;
Вопросы к детям по содержанию произведений;
Пересказ произведения;
Заучивание наизусть;
Выразительное чтение;
Беседа по произведению;
Прослушивание грамзаписи;
Практический: Элементы инсценировки;
Игры-драматизации;
Дидактические игры;
Театрализованные игры;
Использование разных видов театра;
Игровая деятельность.
Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
Элементы инсценировки;
Движение пальцами, руками.
В нашей группе создан книжный уголок, где мы знакомим детей с
художественной литературой и рассматриваем иллюстрации к книгам.
Таким образом, помогая детям овладеть языком, педагог выполняет и задачи
воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка
Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в
моей работе по обучению детей родному языку. Основная цель – научить
ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться
голосовым аппаратом.
И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.
Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как
средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю
внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка,
ввожу обще употребляемые существительные, глаголы, прилагательные,
наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание,
заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.
Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом.
Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в
дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не
останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в
течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и
раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.
В раннем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без
внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают
множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и
терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Я стараюсь
при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю
самостоятельные рассуждения ребенка.
В моей I младшей группе есть дети, которые плохо говорят. На них я
обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно
обогащаю их пассивный запас. Уже с I младшей группе надо учить детей
говорить и быстро и медленно. Для этого произносить звукосочетания и
отдельные слова с различной скоростью.
Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому
я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте
дети, как правило, все свои действия «проговаривают». Ни в коем случае я не
пресекаю это, не ограничиваю детей.
Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей раннего возраста
развивается полноценно?
Дети нашей группы могут выполнять простые словесные поручения,
воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности
(картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не
имевших места в их личном опыте.
У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении
повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы.
Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать
рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.
Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого
развития?
Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе
расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения;
организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально
подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение
художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.).
Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с
помощью специально организованных диалогов разной степени сложности,
составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на
наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты
художественных произведений.
В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать
всесторонне развитого здорового ребенка. И от того, какие педагогические и
гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом
зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и
здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он
будет обладать, когда станет взрослым человеком.