Напоминание

Развитие речи детей раннего возраста


Автор: Сиразова Наиля Эскатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №38"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад № 38» Московского района.

Тема: «Развитие речи воспитанников раннего возраста»

воспитатель Сиразовой Наили Эскатовны

"Развитие речи детей раннего возраста"

Большую роль в развитии ребёнка играет речь. Работа по развитию речи

детей проходит в определённой последовательности. Она включает в себя:

Работу над звуковой культурой речи;

Формирование грамматических навыков;

Расширение словарного запаса слов;

Развитие речевого творчества;

Развитие связной речи.

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных

психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет

период раннего возраста для развития речи детей. Именно в раннем возрасте

язык становится главным средством установления контактов с

окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть

вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых

важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого

она и формируется.

Дети раннего возраста – слушатели, а не читатели, художественное

произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками

выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит

важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как

произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя

эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам,

лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать

наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно

слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим

навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная,

грамматически правильно построенная речь.

Существуют несколько методов развития речи:

Словесный: Чтение произведение;

Вопросы к детям по содержанию произведений;

Пересказ произведения;

Заучивание наизусть;

Выразительное чтение;

Беседа по произведению;

Прослушивание грамзаписи;

Практический: Элементы инсценировки;

Игры-драматизации;

Дидактические игры;

Театрализованные игры;

Использование разных видов театра;

Игровая деятельность.

Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек;

Элементы инсценировки;

Движение пальцами, руками.

В нашей группе создан книжный уголок, где мы знакомим детей с

художественной литературой и рассматриваем иллюстрации к книгам.

Таким образом, помогая детям овладеть языком, педагог выполняет и задачи

воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в

моей работе по обучению детей родному языку. Основная цель – научить

ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться

голосовым аппаратом.

И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.

Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как

средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю

внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка,

ввожу обще употребляемые существительные, глаголы, прилагательные,

наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание,

заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.

Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом.

Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в

дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не

останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в

течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и

раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.

В раннем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без

внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают

множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и

терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Я стараюсь

при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю

самостоятельные рассуждения ребенка.

В моей I младшей группе есть дети, которые плохо говорят. На них я

обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно

обогащаю их пассивный запас. Уже с I младшей группе надо учить детей

говорить и быстро и медленно. Для этого произносить звукосочетания и

отдельные слова с различной скоростью.

Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому

я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте

дети, как правило, все свои действия «проговаривают». Ни в коем случае я не

пресекаю это, не ограничиваю детей.

Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей раннего возраста

развивается полноценно?

Дети нашей группы могут выполнять простые словесные поручения,

воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности

(картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не

имевших места в их личном опыте.

У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении

повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы.

Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать

рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого

развития?

Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе

расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения;

организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально

подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение

художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.).

Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с

помощью специально организованных диалогов разной степени сложности,

составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на

наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты

художественных произведений.

В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать

всесторонне развитого здорового ребенка. И от того, какие педагогические и

гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом

зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и

здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он

будет обладать, когда станет взрослым человеком.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники