Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Автор: Тимофеева Наталья Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21" г. Энгельса Населённый пункт: Саратовская область Наименование материала: статья Тема: Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности Раздел: среднее образование
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из
важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной
деятельности.
Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой отсутствия
учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно -
человеку не может нравиться все и сразу. Однако, необходимость решения этой
проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является
решающим фактором эффективности учебного процесса.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но
подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не
хочет учиться”, "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Поэтому перед
школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка
положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения
эффективности учебного процесса.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость:
«можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да,
можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без
пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не
произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний?
Какие педагогические средства можно использовать для формирования у
учащихся мотивации к получению знаний?
Данному вопросу уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной
педагогике.
В зависимости от источника возбуждения различают внешнюю и
внутреннюю мотивацию. Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если
мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют
внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно
связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». Считается, что
внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она
возникает, когда дети тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия,
потому что данный предмет или действие вызывают у них искренний интерес.
Ученики стараются хорошо усвоить учебный материал. В этом случае ребенку
не требуются внешние побуждения: родительские напоминания и уговоры,
учительские убеждения.
Обучение предметам с загадки, с проблемы. Чтобы у учащегося развивалось
творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и
любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через
преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир
творчества.
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству
знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной
стороны, и, снижение интереса к учебе, на уроках, с другой, предопределяет
использование учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности:
1
) Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как
их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая
деятельность должна быть направлена не только на повышение
компетентности подростков в предметной области определённых учебных
дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта,
имеющего значимость для других.
2) Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть
организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои
потребности в общении со значимыми, референтными группами
одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,
подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают
навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе.
3) Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В
этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые
способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или
иному виду деятельности.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как
общие, так и специфические черты.
Общие черты учебно-исследовательской и проектной деятельности:
практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и
проектной деятельности;
структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая
включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого
исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует
решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ или исследования; оформление результатов
работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
представление результатов;
компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность,
собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности
следует считать не столько предметные результаты, сколько
интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их
компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере,
формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать,
уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы,
которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности)
исследовательской деятельности.
Специфические черты учебно-исследовательской и проектной
деятельности:
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская
деятельность
Проект направлен на получение
конкретного запланированного
результата — продукта,
обладающего определёнными
свойствами и необходимого для
конкретного использования.
В ходе исследования
организуется поиск в какой-то
области, формулируются
отдельные характеристики
итогов работ. Отрицательный
результат есть тоже результат.
Реализацию проектных работ
предваряет представление о
будущем проекте,
планирование процесса
создания продукта и
реализации этого плана.
Результат проекта должен быть
точно соотнесён со всеми
характеристиками,
сформулированными в его
замысле.
Логика построения
исследовательской
деятельности включает
формулировку проблемы
исследования, выдвижение
гипотезы (для решения этой
проблемы) и последующую
экспериментальную или
модельную проверку
выдвинутых предположений.
В решении задач развития универсальных учебных действий большое
значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности
на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта,
межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается
совместное планирование деятельности учителем и обучающимися.
Существенно, что необходимые для решения задачи или создания
продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими
обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора
знаний он становится действительным организатором совместной работы с
обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе
овладения знаниями.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная
разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и
способов достижения реального практического результата; это самостоятельное
развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках, но
уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Цели и задачи проектного метода обучения:
Стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять
эти знания для решения конкретных проблем вне школы.
Особенности
проектного
метода:
наличие проблемы;
наличие ясной, реальной цели;
создание образа проектного продукта;
Планирование работы:
изучение литературы;
анализ информации;
формирование собственной точки зрения на проблему;
создание проектного продукта;
отчёт о ходе работы;
самопрезентация;
Виды проектов:
1.
По способу выполнения:
информационный;
ролевой;
практико-ориентированный;
творческий;
исследовательский
2.
По длительности:
мини-проект;
краткосрочный;
недельный;
годичный
Информационный проект
Цель:
Цель:
сбор информации с целью её анализа, обобщения и представления
сбор информации с целью её анализа, обобщения и представления
аудитории («История русских имён и прозвищ», « СМС как новый речевой
аудитории («История русских имён и прозвищ», « СМС как новый речевой
жанр»).
жанр»).
Ролевой проект
Ролевой проект
Цель:
Цель:
изучение языковой или литературной реалии через ролевое погружение в
изучение языковой или литературной реалии через ролевое погружение в
исторический или литературный персонаж («Анализ басен И. А. Крылова»,
исторический или литературный персонаж («Анализ басен И. А. Крылова»,
«Анализ событий в повести «Капитанская дочка» глазами Е. И. Пугачёва»).
«Анализ событий в повести «Капитанская дочка» глазами Е. И. Пугачёва»).
Практико-ориентированный проект
Практико-ориентированный проект
Цель:
Цель:
социальное исследование учащимися языковых реалий («Причины
социальное исследование учащимися языковых реалий («Причины
появления неологизмов в русском языке», «Стал ли музейным экспонатом язык
появления неологизмов в русском языке», «Стал ли музейным экспонатом язык
классической литературы?»).
классической литературы?»).
Творческий проект
Творческий проект
Цель:
Цель:
свободное и нетрадиционное оформление результатов исследования
свободное и нетрадиционное оформление результатов исследования
(статья, видеофильм, альбом, каталог, объёмно-модульный продукт).
(статья, видеофильм, альбом, каталог, объёмно-модульный продукт).
Исследовательский проект
Исследовательский проект
Цель:
Цель:
научное исследование с выдвижением гипотез и использованием методов
научное исследование с выдвижением гипотез и использованием методов
современной науки («Диалектизмы Нижегородской области», «Аббревиация в
современной науки («Диалектизмы Нижегородской области», «Аббревиация в
современном русском языке»).
современном русском языке»).
Учебный проект для учителя – это средство развития, обучения и
воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать навыки проектирования, а
именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию
деятельности, самоанализу, поиску нужной информации, исследованию,
освоению и использованию технологии изготовления продукта проектирования,
презентации хода своей деятельности.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности
обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности
будущей деятельности;
• планирование исследовательских работ и выбор необходимого
инструментария;
• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ;
• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного
продукта;
• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных
лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет
многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных
занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные
формы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных
занятиях могут быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок
изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—
защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на
открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение
эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование,
достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных
занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности,
продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции
предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том
числе и исследовательского характера;
• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета,
дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской
деятельности обучающихся;
• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной
деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями,
коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,
организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр,
публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки
и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с
УНИО других школ;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах
предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках
данных мероприятий.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет
обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности
обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является
системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного
процесса в основной школе. Ещё одной особенностью учебно-
исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью
обучающихся. Как было указано выше, одним из видов учебных проектов
является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной
деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.
Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя
проектную деятельность. Учащемуся не может быть предложена в качестве
проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений,
притом, что эти знания и умения ему негде приобрести. Иными словами, для
работы над проектом автор должен иметь определенный исходный уровень
готовности. И, конечно, не может быть работа над проектом очень знакомая,
многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и
соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Чтобы проектная деятельность мотивировала ученика на активную работу, она
должна порождать проблему. Наличие проблемы вызывает стремление ее
преодолеть.
К тому же, средний школьный возраст - самый благоприятный для
творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные
ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие.
Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и
суждение, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Повышение мотивации происходит из-за наличия в проектной деятельности
ключевого признака - самостоятельного выбора, а стремление
самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной
деятельности.
Преимущества учебно-исследовательской и проектной деятельности:
детские «почему?», являющиеся источником любого исследования -
мощный стимул к изучению науки;
вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность способствует
развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является
основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации;
исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные
ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета
(дети осознают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях:
ученик выбирает интересующий его вопрос из предметной области и с
увлечением ищет ответ на него).
Проблемы, возникающие в ходе проектной деятельности:
1.
Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема
перегрузки учащихся.
2.
Дети, как правило, начинают работу с желанием, энтузиазмом, но,
сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно
найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования),
могут бросить работу над проектом.
3.
Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере.
4.
Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора,
диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям
самый минимум.
Варианты решения проблем:
1.
Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на
учащихся; проекты проводить не часто.
2.
Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3.
Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением
работы.
4.
Предоставить учащимся возможность работать максимально
самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
Надо отметить, что проектная деятельность не может стать
альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из
методов обучения, существующий уже давно, прижился на ниве российского
образования.
«Плюсы» метода проектов:
Одна из причин внимания к методу – проблема повышения
мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети
рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или
иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в
различного рода телекоммуникационных представлениях и
развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было
интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к
информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая
учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые
реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный
человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере.
Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам
обучения, отвечающим современной жизни.
В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают
знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать
эти знания.
Метод проектов развивает умения: обмениваться новыми
идеями, работать в команде, быть лидером, выполнять разные
роли и обязанности, сопереживать и признавать различные
мнения. Помогает детям почувствовать себя успешными, что в
конечном итоге приводит к повышению мотивации к изучению
предметов математического цикла и, следовательно,
эффективности учебного процесса в целом.
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся,
развитие их творческих способностей - невозможно решить без
формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ
достижения дидактической цели через пошаговую разработку темы, которая
имеет реальный итог. Практика работы над проектно – исследовательской
деятельностью показала, что в них нет неуспевающих детей. Успех, интерес,
радость, возможность проявить себя, в независимости от успеваемости –
результат данного вида обучения. Получение навыков общения со
сверстниками, взрослыми: умение договариваться, распределять работу,
оценивать свой вклад в общий результат – идет целенаправленная подготовка
к будущей взрослой жизни. Умение решать творческие задачи:
самостоятельно составлять план действий, находить оригинальные пути
решения поставленной задачи, создавать схемы, сочинения – становление
будущего активного члена общества. Огромная возможность работы с
родителями: метод проектов способствует налаживанию контакта между
детьми и родителями, установлению дружеских взаимоотношений между
школой и семьей.
Список использованной литературы:
1)
Алексеев Н.Г . О целях обучения школьников исследовательской
деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических
материалов. - М., 2000. – С. 5.
2) Алексеев А.Г. , Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция
развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал
«Исследовательская работа школьников» №1, 2002. - С.24-34.
3) Гуленко Н. Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе// Образование
в современной школе. - 2004.
4)
Карпенко К.А. , Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт
организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал
«Исследовательская работа школьников». - №1, 2002г. - С.130-134.
5) Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как
технология развивающего образования (из опыта работы Вятской
гуманитарной гимназии г. Кирова)// Труды Научно-методического семинара
«Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1, С.124-135 .
6)
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе
проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская
деятельность учащихся в современном образовательном пространстве:
Сборник статей /Под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных
технологий, 2006.
7)
Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник
статей), - М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
8)
Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании.//
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.
-М.: Народное образование, 2001. - С.33-37.
9)
Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности:
Публицистические статьи и заметки /Под ред. А.С. Обухова. - М.: Журнал
«Исследовательская работа школьников», 2006 г.
10) Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских
работ школьников: Сборник анкет с комментариями. - М.: Журнал
«Исследовательская работа школьников», 2006.
11) Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь
вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской
деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48.
12) Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская
деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников,
№4, 2003. – С.18-23.
13) Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учеб. Пос. для студентов пед. Вузов/ Е.С. Полат, М.Ю.
Бухаркина, М.В. Моисеева и др., под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
14)
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.
15) Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение
дошкольников. – СПБ., 2004.
16)
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. – М., 2004.
17) Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка//
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном
пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. - М.:
НИИ школьных технологий, 2006. - С.60-66.
18) Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября,
2010.
19) Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности
школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование
различных моделей учета индивидуальных достижений . - М.: Центр "Школьная
книга", 2006.
20) Сча стная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества //
Исследовательская работа школьников №1/2001.
21)
Цатуров В.Н. Социокультурные исследования школьников как фактор
становления культуры мира личности исследователя// Труды Научно-
методического семинара «Наука в школе». - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.163-
168.