Напоминание

"Весёлая логоритмика"


Автор: Роскостова Наталья Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Цветик - семицветик"
Населённый пункт: п.Баркакит, Нерюнгринский район,РС (Якутия)
Наименование материала: Проект
Тема: "Весёлая логоритмика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Весёлая логоритмика»

Название проекта: «Весёлая логоритмика»

Авторы проекта:

Гергела Лариса Робертовна – учитель-логопед

Роскостова Наталья Георгиевна - музыкальный руководитель

Тема: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий и лого-

сказок на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с

речевыми нарушениями»

Тематическое поле: Логоритмические упражнения, логоритмические занятия,

логосказки.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой.

По содержанию:, психолого - педагогический.

По числу участников проекта: группа (10 детей – с тяжёлыми нарушениями речи)

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ

Проблема: Развитие связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Актуальность проблемы:

«Возможно, самое лучшее, самое радостное,

Что есть в жизни – это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребёнка можно этому научить»

А.Буренина

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поиска наиболее

эффективных и интересных форм коррекции речи и движения.

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом

развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания

уделяется

детям

со

стороны

родителей.

Живое

общение

с

ребенком

заменяется

просмотром телепередач, компьютерными играми.

Также имеет значение увеличение

частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой

системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в

словообразовании

и

словоизменении.

Фонетическое

оформление

речи

отстаёт

от

возрастной

нормы.

Отмечаются

стойкие

ошибки

в

нарушение

слоговой

структуры,

недостаточное

развитие

фонематического

восприятия

и

слуха.

Нарушаются

логико-

временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для

овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой

начальной школы.

Опыт

работы

показывает,

что

наряду

с

традиционными

методами

работы

в

исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая

ритмика, то есть - логоритмика, которая основана на синтезе слова, движения и музыки.

Логоритмика

является

наиболее

эмоциональным

звеном

логопедической

деятельности,

сочетающим

исправление

нарушений

речи

с

развитием

сенсорных

и

двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у

детей

дошкольного

возраста

происходят

значимые

изменения

в

звукопроизношении,

словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Занятия

логоритмикой

-

составная

часть

коррекционного

воздействия

на

дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и

имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики,

психологические проблемы.

Логопедическая ритмика

представлена широким спектром специальных игр и

упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие

коммуникативных

навыков,

а

также

формирование

положительной

познавательной

мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические,

музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи у дошкольников.

Цель: Развития связной речи и обогащения словаря старших дошкольников с

нарушениями речи через проведение логоритмических занятий и постановки логосказок.

Задачи:

1.

Коррекционные:

- преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции,

а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств

(динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса,

двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы

(общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

2. Образовательные:

- формирование двигательных навыков и умений;

- знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с

некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп»

«регистр»)

3.

Воспитательные:

- воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного

ритма движений;

- воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к

своим движениям и речи.

Гипотеза проекта:

Использование в работе учителя - логопеда логоритмических упражнений,

проводение логоритмических занятий и совместно с музыкальным руководителем

подготовка музыкальных логосказок позволит:

- выработать правильное речевое дыхание у детей,

- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и ар-тикуляционную

моторику детей;

- повысить речевую активность детей;

- развить связную речь у старших дошкольников;

- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение детей.

Участники проекта:

Музыкальный руководитель;

Учитель – логопед;

Воспитатели группы - воспитатели, специалисты ДОУ;

Родители воспитанников;

Дети

Предполагаемый результат:

повышен темп развития речи в целом за счёт включения детей с недоразвитием

речи в творческую театрализованную деятельность;

сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе, речевое

раскрепощение ребёнка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

повышена общая культура ребёнка и раскрыт творческий потенциал личности.

Присутствует:

- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в словарных рядах,

дифференцировать парные согласные звуки;

-способность ориентироваться в пространстве и двигаться в разном направлении;

- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и

кистей;

- расширение словарного запаса по лексическим темам;

- умение выполнять движения ритмично и согласовывать их со словами.

Методы проекта:

• изучение психолого-педагогической методической литературы по проблеме

исследования.

• Изучение коррекционно-развивающих методик по преодолению ре-чевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста.

• Изучение опыта работы по проблеме исследования учителей-логопедов.

• Педагогическое наблюдение.

• Диагностика речевых нарушений.

• Информационная беседа по проблеме исследования с родителями воспитанников, с

воспитателями.

Содержание и формы работы:

- художественное слово;

- пальчиковая гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- речевые игры;

- подвижные игры;

- музыкальная ритмика;

-пение;

- релаксация;

- массаж биологически активных зон;

- логопедические сказки.

Реализация проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в три этапа:

1.Накопления знаний (предварительный) с 01.09.2016г. – 01.11.2016г. (2 месяца);

2.Творческий (практический) 02.11.2016г. – 01.04.2017г. (5 месяцев);

3. Итоговый (обобщающий) 02.04.2017г. – 31.05.2017г. (1 месяц).

Этапы реализации проекта:

1 этап - Предварительный.

Сроки реализации: 01.09.2016г. – 01.11.2016г.

Задачи:

- Создать комплексную музыкально – педагогическую систему, включающую развитие

связной речи детей через логоритмические упражнения, музыкальные логоритмические

игры, логосказки.

Мероприятия:

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала,

изготовление пособий.

Составление перспективного плана работы по связной речи через логоритмические

упражнения, музыкальные логоритмические игры, логосказки.

Познакомить с планом работы воспитателей данной группы.

Разработать совместно учителя логопеда с музыкальным руководителем конспекты

музыкальных сказок с элементами логоритмики, конспекты совместных

интегрированных занятий.

Составить план мероприятий с родителями воспитанников по данной проблеме.

Выявление начального диагностического уровня развития у дошкольников.

2 этап - Практический.

Сроки реализации: 02.11.2016г. – 01.04.2017г.

Задачи:

1.Вырабатывать правильное речевое дыхание;

2.Улучшать фонематический слух с помощью фонопедических упражнений, попевок на

развитие слуха;

3. Развивать общую и артикуляционную моторику;

4. Развивать мелкую моторику рук, ритмический слух;

5. Вырабатывать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки при включении

логоритмических упражнения в структуру занятий.

3 этап – Обобщающий.

Срок реализации: 02.04.2017г. – 31.05.2017г

Задачи:

1.Обобщить результаты деятельности по теме проекта.

2.Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта.

3.Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена

опытом с дошкольниками учреждениями города.

План мероприятий по реализации проекта.

Этапы/задачи

С детьми

Со

специалистами

С родителями

Сроки

1 этап

Предварительн

ый

Создать

комплексную

музыкально-

педагогическую

систему,

включающую

развитие связной

речи детей через

через

Диагностирование

дошкольников.

Подобрать игры,

упражнения,

логопедические

распевки для

дошкольников.

Познакомить

воспитателей

данной группы с

планом работы на

год по работе над

проектом.

Подготовить

консультации для

родителей по теме

проекта.

01.09.16 - 01.11.16

логоритмические

упражнения,

занятия,

логосказки.

2 этап

Практический

Логоритмические

упражнения:

-коммуникативная

игра «Здравствуйте»

- массаж спины

«Дождик»Е.Поплян

овой

- Ритмическое

упражнение «Лужи»

Нищевой

- фонопедическое

упражнение «Перед

дождём» М. Ю.

КартушинойПопевк

и:

- «Лиса» (видео)

- «Матрёшки»

- «Кап – кап – кап»

М.Ю. Картушиной

Логоритмичечские

упражнения:

- ритмическое

упражнение

«Дождик» (сайт)

- Озвучивание

стихотворения Д.

Галимовой, муз. И.

Конвенан «Ёжик»

- хороводная игра с

движениями

«Здравствуй, осень»

М.Ю. Картушиной

Выступление на

педагогическом

совете (знакомство

с проектом) Показ

логосказки с

педагогами

«Волшебный

сундучок Осени»

Рекомендация по

теме осень

«Речевые игры для

детей»

Консультация

«Музыкотерапия в

детском саду и

дома»

22.09.2016 год.

01.11.16 - 01.11.16

Речедвигательная

игра «Листья»

М.Ю. Картушиной

- упражнение на

расслабление

«Солнце и тучка» Н.

Нищевой

- коммуникативная

игра «Туча» М.Ю.

Картушиной

- дыхательное

упражнение

«Листочки» (видео)

Интегрированное

занятие на тему

«Русские

посиделки»

(с использовани-

ем логоритми-

ческих упраж-

нений)

Интегрированное

занятие логопеда и

Совместный

праздник

«Русские

посиделки»

(с использовани-

ем логоритми-

ческих упраж-

нений, песен,

танцев)

27.11.2016 год.

19.11.2016 год

«Птицы»

музыкального

руководителя,

воспитателя на

тему «Птицы»

(развитие речи,

ручной труд,

музыка)

- ритмическая игра

«Воздушные шары»

(речевое

упражнение с

мячами)

- массаж «Снегири»

- ритмическая игра

Музыкально –

ритмическая

речевая игра

«Лепим снеговика»

Ритмическая игра

со словами

«Ледяные фигуры»

М.Ю. Картушиной

Музыкально –

ритмическая игра

«Следы лисы»

Рекомендации по

теме зима

«Речевые игры для

детей»

Интегрированное

занятие «День

рождение

Снеговика»

(воспитатель,

логопед,

музыкальный

руководитель)

Консультация

«Речь и музыка»

Декабрь 2016 год.

18.12.2016 год

«Молоточки» (с

музыкальными

инструментами)

- дыхательное

упражнение

«Танцующая

снежинка»

- ритмическое

упражнение на звук

«Ч» «Грачи» Л.А.

Воробьёва

Международный

обмен опытом

«Проектная

деятельность»

Консультация

«Массажные игры

для детей»

Консультация

«Музыкальная

аптека»

18.02.2017 год.

Развлечение «Эх,

масленица!» (с

элементами

логоритмики)

Развлечение «Эх,

масленица»

(фольклор)

(воспитатель,

музыкальный

руководитель,

логопед)

Совместный

праздник с

родителями «Эх,

масленица»

12.03.2017 год.

Показ логосказки

«Теремок» для

детей младшего

возраста

Танец со словами

«Отличное

настроение»

Диагностирование

Логосказка

«Теремок»

(воспитатель,

музыкальный

руководитель,

логопед)

Изготовление

родителями

атрибутов и

костюмов к

сказке.

9.04.2017 год.

Апрель.

детей.

3 этап

Обобщающий

- ритмическое

упражнение

«Дождик»

Чистоговорка

«Паук» М.Ю.

Картушиной

Двигательное

упражнение

«Муравей» М.Ю.

Картушиной

Фонопедическое

упражнение

«Полюбуйся –

весна» М.Ю.

Картушиной

Игровой массаж

тела «У жирафа

пятна» О.

Железновой

Итоговое

интегрированное

занятие (музыка,

развитие речи,

рисование)

«Забавные

приключения в

весеннем лесу»

Выступление на

педагогическом

совете «Отчёт о

проделанной

работе по проекту»

Отчёт перед

родителями за

круглым столом о

проделанной

работе.

Май 2017 год.

Литература:

1.

Власова Т. М. Фонетическая ритмика М., Учебная литература 1997 г.

2.

Замятина Т. А. Логоритмические занятия для младших дошкольников. Логопед, 2008, № 4,

стр. 27.

3.

Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., ТЦ Сфера, 2007

г.

4.

Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2007

г.

5.

Шаховская С. Н. и Волкова Л. С. Логопедия. М., Владос, 1999 г.

6.

Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и

родителей. М., Линка-пресс, 2006г.

7.

Веракса

Н.

Е.,

Комарова

Т.

С.

Основная

общеобразовательная

программа

дошкольного

образования. От рождения до школы. М., Мозаика-синтез 2010 г.



В раздел образования