Использование ИКТ с целью эффективной организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Автор: Дикова Вера Геннадьевна Должность: преподаватель спецдисциплин Учебное заведение: ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж" Населённый пункт: г. Чапаевск Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ с целью эффективной организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Раздел: среднее профессиональное
самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой частью
и важнейшей формой обучения в процессе подготовки специалистов среднего
профессионального
образования.
Цель
самостоятельной
работы
–
формирование
у
студентов
знаний,
умений,
общих
и
профессиональных
компетенций, направленных на самостоятельное, творческое решение задач,
возникающих в практической деятельности будущего специалиста. Ввиду того,
что
самостоятельная
работа
студентов
–
одновременно
цель
и
средство
получения образования, актуальность поиска методов и путей эффективного
управления этим процессом чрезвычайно высока.
Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
требует комплексного подхода. Самостоятельная работа студентов-заочников
теснейшим
образом
связана
с
их
самообразованием,
самообучением
и
осознанием потребностей в овладении учебными дисциплинами осваиваемой
ими предметной области.
Технология
отбора
содержания
СРС
разрабатывается
на
основе
требований ФГОС к качеству подготовки специалистов с учетом имеющихся и
доступных
студентам
источников
самообразования
(учебники
и
учебные
пособия на бумажных и электронных носителях, ресурсы Интернет), а также
профессиональных потребностей и интересов студентов-заочников. Из этого
следует,
что
огранизационно-методическое
обеспечение
СРС
должно
быть
гибким, вариативным, предоставлять студентам возможность выбора модулей в
дидактической структуре базовых дисциплин.
Одним из эффективных направлений в решении проблемы рациональной
организации самостоятельной работы студентов - заочников ССУЗов является
разработка
преподавателями
колледжа
методических
указаний
по
учебным
дисциплинам.
В
качестве
примера
приведем
лабораторный
практикум
по MS Excel,
разработанный
автором
статьи.
Цель
данных
методических
указаний
–
1
формирование
у
студентов
заочной
формы
обучения
специальности
«Менеджмент» навыков самостоятельной работы по овладению современными
знаниями и методами обработки информации для решения профессиональных
задач средствами табличного процессора MS Excel.
Лабораторный практикум выполняется студентами в течение семестра по
индивидуальному заданию и состоит из шести лабораторных работ: обработка
таблиц; фильтрация данных; сортировка данных; подведение промежуточных
итогов; консолидация данных (несвязанная); консолидация данных (связанная).
Все работы выполняются в одной книге (файл с расширением .xls) на
разных листах. Результаты каждой работы оцениваются преподавателем.
В
конце семестра студент представляет отчет о выполнении лабораторных работ,
оформленный
в
текстовом
процессоре
MS
Word,
в
соответствии
с
требованиями.
Методические
указания
содержат
подробные
пошаговые
инструкции по выполнению необходимых операций в приложениях MS Word и
MS Excel:
Таблица 1 Инструкция по созданию титульного листа
5. Создание титульного листа
Титульный лист отчета оформляется как раздел с распределением абзацев по
высоте листа.
1.
В макете отчета отформатировать текст титульного листа.
2._____________Для
удобства
работы
включить
режим
отображения
непечатаемых
знаков,
нажав
кнопку
«Непечатаемые
знаки»
на
панели
инструментов
«Стандартная».
3.
В конце строчек, которые должны быть одним абзацем, удалить знак
«Абзац» («¶») и поставить знак «Разрыв строки» («
») одновременным нажатием
клавиш «Shift» и «Enter». Знак «¶» оставляется в конце всего абзаца.
Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чапаевский губернский колледж» ¶ (16пт, ж)
2
Отчет о лабораторном практикуме
по табличному процессору MS Excel ¶(18пт,ж)
Выполнила студентка 105 группы
Иванова И.И.
Проверил
Оценка дата¶
Чапаевск, 2014 (14, обычный)
Для
наглядности
восприятия
учебного
материала
инструкции
сопровождаются экранными формами (рис.1):
Рисунок 1 Экранная форма Мастера диаграмм
Приложения
содержат
варианты
заданий
и
образцы
пошагового
выполнения всех лабораторных работ.
Помимо
методических
указаний,
для
организации
СРС
студентов
заочного
отделения
используются
электронные
образовательные
ресурсы,
разработанные как преподавателями общепрофессиональных и специальных
дисциплин,
так
и
студентами
специальности
Программирование
в
компьютерных
системах
в
рамках
дипломного
проектирования.
Это
электронные учебники, пособия, справочники, презентации (рис.2).
3
Рисунок 2 Фрагмент содержания электронного учебника
Использование
перечисленных
программных
продуктов
позволяет
реализовать межпредметные связи, повысить продуктивность самостоятельной
работы студентов, обеспечить их работу в индивидуальном режиме.
4