Напоминание

"Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"


Автор: Буданцева Алла Сергеевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Огонёк"
Населённый пункт: р.п. Линёво Искитимский район НСО
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование инновационных технологий в

коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это

требования

профессиональной

квалификации

педагога

ХХI

века!

В

деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё

большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных

успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания

благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу

сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на

границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды

используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее

эффективные,

инновационные

для

неё

технологии,

помогающие

оптимизировать работу учителя-логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике:

это

лишь

дополнение

к

общепринятым,

проверенным

временем

технологиям

(технология

диагностики,

технология

звукопостановки,

технология

формирования

речевого

дыхания

при

различных

нарушениях произносительной стороны речи и другие);

новые

и

обладающие

повышенной

эффективностью

методы

и

инструменты,

приёмы,

являющиеся

конечным

результатом

интеллектуальной деятельности педагога,

новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

новые

стимулы,

которые

служат

для

создания

благоприятного

эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и

активизации нарушенных психических функций.

С введением ФГОС в дошкольное образование уделяется особое

внимание

развитию

личностного

потенциала

и

способностей

каждого

ребёнка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей

к

познанию

мира

и

творчеству.

Развитие

данных

способностей,

в

современном веке

невозможно

без

использования

инновационных

технологий.

Эти

инновации

принадлежат

к

числу

эффективных

средств коррекционно-развивающей

работы и

помогают

д о с т и г н у т ь

максимально

успешных

результатов в

преодолении

речевой

патологии у

детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи

инновационные

методы

оптимизируют

процесс

коррекции

речи

детей

и

способствуют оздоровлению всего организма.

Следовательно,

поиски

новых

приемов

и методик

в логопедической

практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Инновационные образовательные технологии соответствуют

приоритетным

направлениям

науки,

которые

определяются

Государством.

Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной

педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных

знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности

ребёнка, обусловлено стремление внедрять в свою педагогическую деятельность

инновации.

Одной из задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является

подготовка

детей

к

школе.

Важным

показателем

готовности

ребенка

к

успешному

обучению

служит

правильная,

хорошо

развитая

речь.

Любое

нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и

поведении ребенка.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества

детей

с

речевыми

нарушениями.

В

дошкольные

учреждение

поступают

безречевые дети 4-5-летнего возраста с практически полным отсутствием

звуков, нарушением фонации, серьёзными нарушениями слоговой структуры

слова.

Дети

с

речевыми

нарушениями

часто

бывают

с

неустойчивой

психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние,

пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические

занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому использование

инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-

логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей

работы

с

дошкольниками,

имеющими

нарушения

речи.

Эти

методы

принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогают достичь

максимально

возможных

успехов

в

преодолении

не

только

речевых

трудностей, но и общего оздоровления детей.

Инновационные технологии на логопедических занятиях основываются

на базе основных дидактических принципов:

1.

Системный подход к коррекции речевых нарушений (исправление всех

структурных компонентов языка).

2.

Принцип последовательности обучения (от простого варианта — к

сложному).

3.

Принцип индивидуального подхода в обучении (учёт индивидуальных

образовательных потребностей и возможностей детей).

Инновационные технологии, используемые мною в логопедической практике:

Информационно-коммуникативные

(сотрудничество

логопеда

с

родителями: консультативное направление, пропагандистское направление,

д и а г н о с т и ч е с ко е

н а п р а в л е н и е ,

о бу ч а ю щ е е

н а п р а в л е н и е ) .

Цель - повышение интереса детей и родителей к изучаемому материалу и

качеству

коррекционной

работы.

Данная

технология

позволяет

разумно

сочетать

традиционные

и

современные

средства

и

методы

обучения.

Здоровьесберегающие:

пальчиковая

гимнастика;

двигательная гимнастика;

артикуляционная

гимнастика;

дыхательная гимнастика.

Цель - способствовать развитию мышц артикуляционного аппарата, развивать

координацию

движений,

вырабатывать

правильное

д ы х а н и е .

Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за

счёт её применения.

Телесноориентированные

техники

биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата

с движениями

кисти

руки;

упражнения

для

релаксации

способствуют

расслаблению,

самонаблюдению.

Цель

-

способствовать

развитию

и

совершенствованию

произвольных

движений (одеваться, ходить, играть, говорить), контролю своих телесных

проявлений на

развитие

характера

р

е

б

е

н

к

а

,

р

е

ч

и

.

Данная технология учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими

чувствами,

переживаниями,эмоциями.

Логопедический массаж:

классический

ручной;

точечный;

аппаратный.

Цель - укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляция

мышечных ощущений. Данная технология направлена на коррекцию речевых

нарушений, нормализацию мышечного

тонуса.

Мнемотехника

(на

каждое

слово

или

маленькое

словосочетание

придумывается

картинка

(изображение),

весь

текст

зарисовывается

схематично, глядя схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую

информацию).

Цель

-

способствовать

увеличению

объема

памяти,

путем

образования

дополнительных а

с

с

о

ц

и

а

ц

и

й

.

Данная

технология

помогает

в

развитии

связной

речи,

ассоциативного

мышления,

зрительной

и

слуховой

памяти,

зрительного

и

слухового

внимания,

воображения,

ускорения

процесса

автоматизации

и

дифференциации поставленных

звуков.

СУ-ДЖОК

терапия:

массаж

ладонных

поверхностей

каменными,

металлическими

или

стеклянными

разноцветными

шариками;

прищепочный

массаж;

массаж

орехами,

каштанами;

массаж

шестигранными

карандашами;

массаж

чётками;

массаж

зондами,

зондозаменителями;

Цель

-

активизировать

мыслительную

деятельность,

стимулировать

речевую область в коре головного мозга, нормализация мышечный тонус.

Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает

положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую

моторику

па льцев,

тем

с амым

спо собствуя

развитию

р е ч и .

Игровая

технология:

1.физминутки;

2

.

р

а

з

м

и

н

к

и

.

Цель - способствовать успешной социализации, формированию социально-

активной

личности,

с

а

м

о

р

е

а

л

и

з

а

ц

и

и

.

Данная технология стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает

интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда

становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с

детьми,

имеющими

нарушения

речи.

Эти

методы

принадлежат

к

числу

эффективных

средств

коррекции

и

помогают

достижению

максимально

возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного

возраста.

На

фоне

комплексной

логопедической

помощи

инновационные

методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи

д е т е й

и

с п о с о б с т в у ю т

о з д о р о в л е н и ю

в с е г о

о р г а н и з м а .



В раздел образования