"Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности"
Автор: Усова Светлана Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ №8 "Солнышко" Населённый пункт: Новосибирская область, город Барабинск Наименование материала: Статья Тема: "Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности" Раздел: дошкольное образование
познавательно-исследовательской деятельности»
Дети
по
природе
своей
исследователи.
Неутолимая
жажда
новых
в п еч атл е н и й ,
л ю б о з н ат е л ь н о с т ь ,
п о с т о я н н о е
с т р е м л е н и е
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения
о
мире
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования
и
требованиями к
результатам
освоения
основой
образовательной
программы,
представленных
в
виде
целевых
ориентиров
на
этапе
завершения
уровня
дошкольного
образования: одним из ориентиров является любознательность.
Как
известно,
дети-дошкольники
по
своей
натуре
«почемучки».
Они
постоянно задают вопросы, как? почему? зачем?, пытаются самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Анализируя все детские как? зачем? почему? перед нами встал вопрос:
как
максимально
использовать
пытливость
детского
ума
и
подтолкнуть
ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную
любознательность?
Как
способствовать
развитию
творческого
начала
дошкольника?
На эти вопросы мы постоянно искали ответы и пришли к выводу, что
одним из методов познавательно-исследовательской деятельности является
детское экспериментирование.
Дети очень любят экспериментировать. Это
объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как
никакой
другой
метод,
удовлетворяет
возрастным
особенностям.
В
дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три
года - практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том,
что
оно
даёт
детям
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость
совершать
операции
анализа
и
синтеза,
сравнения
и
классификации, обобщения.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше
новой
информации
получает
ребёнок.
Тем
быстрее
и
полноценнее
он
развивается.
Содержание
экспериментальной
деятельности реализуем
через
следующие блоки педагогического процесса
1.
Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые
эксперименты).
2.
Совместная
деятельность
с
детьми (наблюдения,
элементарно-
бытовой труд, художественное творчество).
3.
Самостоятельная деятельность детей (работа в мини-лаборатории).
4.
Совместная
работа
с
родителями (участие
в
различных
исследовательских проектах).
Одним
из
условий
решения
задач
по
опытно-экспериментальной
деятельности
в
детском
саду
является
организация
развивающей
среды.
Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых
минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как
развивающему
средству,
является
обеспечение
развития
активной
самостоятельной детской деятельности.
В нашей группе оборудован уголок
экспериментирования,
который
постоянно
пополняется
материалом
и
оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных
опытов.
В уголке
имеется необходимое оборудование для проведения опытов и
исследовательской деятельности; приборы-помощники; природный материал:
бросовый материал; разные виды бумаги и ткани; медицинские материалы.
При
оборудовании
уголка
экспериментирования
учитывали
следующие
требования:
безопасность
для
жизни
и
здоровья
детей;
достаточность;
доступность расположения. Опытно-экспериментальную работу строим по
трем
взаимосвязанным
направлениям:
живая
природа
(характерные
особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к
окружающей среде и др); неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет,
теплота и др.); человек (функционирование организма, рукотворный мир:
материал и их свойства, преобразование предметов).
Работа в детской лаборатории началась с экскурсии, во время которой дети
знакомились с ее хозяином Фиксиком Ноликом, с оборудованием и правилами
поведения.
Нолик
показывал
забавные
опыты.
Кроме
Нолика
к
детям
в
лабораторию
«заходят»
Почемучка,
Капелька
и
другие
известные
детям
персонажи. После проведения экспериментов у детей возникло множество
вопросов, в основе которых лежал познавательный мотив. Их интересовало:
как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему очищенный картофель без
воды
чернеет
и
многое
другое.
Мы
не
всегда
торопились
с
ответом,
а
способствовали тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Дети задавали
вопросы Нолику, а он либо присылал им в группу книгу или подсказку, либо
предлагал
спросить
у
папы
и
мамы,
а
затем
рассказать
всем
детям,
но
некоторые детские вопросы становились темами очередных встреч с ними в
уголке экспериментирования.
В
своей
работе
мы
используем
только
элементарные
опыты
и
эксперименты. Их элементарность заключается:
в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
в
процессе
этих
опытов
не
происходит
научных
открытий,
а
формируются элементарные понятия и умозаключения.
они практически безопасны.
в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование
(одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).
Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с
объектами живой и неживой природы. Следует отметить, что при проведении
опытов с объектами живой природы мы придерживаемся главного правила:
«Не
навреди».
Вся
работа
с
детьми
направлена
на
развитие
желания
проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и
экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами,
анализировать.
Во время экспериментов ребята становятся настоящими исследователями.
Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать
мягкой
и
плодородной,
исследуют
воздух,
экспериментируют
с
водой,
проводят эксперименты, связанные с растениями. Мы прививаем малышам
любовь к ним, учим правильно ухаживать, видеть красоту и неповторимость
каждого цветка.
Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы
проходит в несколько этапов:
Беседа
Наблюдения
опыты
Наша
работа
с
детьми
строится
с
учётом
закономерностей
детского
экспериментирования.
В
ходе
проведения
исследований
с
воздухом
дети
получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве,
внутри
человека,
в
окружающих
предметах;
рассматривают
вопрос
о
необходимости воздуха для всего живого.
На начальном этапе проблема
ставится
мной,
а
дети
предлагают
различные
возможные
решения
этой
проблемы, выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения,
исходя из данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами
проверки: верна ли гипотеза?
При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу,
наблюдают и описывают крупинки: они круглые, жёлтые, есть прозрачные,
как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем
устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети
приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому
песок рыхлый, рассыпчатый. Детям также очень нравятся эксперименты, на
которых
они
знакомятся
с
магнитом
и
его
свойствами.
Так,
в
ходе
экспериментирования
«Этот
удивительный
магнит»
дети
определяют
материалы,
взаимодействующие
с
магнитами,
знакомятся
со
свойствами
магнита
‒
прохождение
магнитных
сил
через
различные
материалы
и
вещества; выявляют такую особенность при взаимодействии двух магнитов,
как
притяжение
и
отталкивание,
способность
металлических
предметов
намагничиваться. При изучении человека дети с интересом рассматривают
кожу
в
лупу,
изучают
пальцевые
рисунки,
проверяют
кожную
чувствительность.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно
решить
без
плодотворного
контакта
с
семьей
и
полного
взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в
тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Работа с родителями
проходит в разных формах. В традиционных «Днях открытых дверей» даем
родителям
возможность
«погружения»
в
жизнь
нашего
дошкольного
учреждения,
непо средственного
участия
в
играх,
з а н я т и я х ,
исследовательской
деятельности.
Также
для
родителей
проводятся
консультации об исследовательской деятельности, были разработаны советы
родителям «Как помочь маленькому исследователю».
После занятий по
экспериментированию
дети
с
удовольствием
рассказывают
о
своих
открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся
ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Экспериментальная
деятельность
даёт
детям
возможность
тесного
общения,
проявления
самостоятельности,
самоорганизации,
свободу
действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как
со взрослыми, так и со сверстниками.
Анализируя
всё
вышесказанное
можно
сделать
вывод,
о
том,
что
специально
организованная
исследовательская
деятельность
позволяет
нашим
воспитанникам
самим
добывать
информацию
об
изучаемых
объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально
эффективным
и
более
полно
удовлетворяющим
е сте ственную
любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно
возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее
применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов
положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для
своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а
посему
только
собственный
опыт
поможет
ребёнку
приобрести
необходимые
знания
о
жизни.
А
нам,
взрослым,
необходимо
создать
условия
для
экспериментальной
деятельности
и
поддерживать
интерес
ребёнка к исследованиям и открытиям!
В заключение опыт работы нашего детского сада хочется процитировать
слова известного психолога П.П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает.
Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».