Напоминание

"Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности"


Автор: Усова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №8 "Солнышко"
Населённый пункт: Новосибирская область, город Барабинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Детское экспериментирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема

«Детское

экспериментирование

как

форма

организации

познавательно-исследовательской деятельности»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых в п еч атл е н и й , л ю б о з н ат е л ь н о с т ь , п о с т о я н н о е с т р е м л е н и е экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является
любознательность.
Как известно, дети-дошкольники по своей натуре «почемучки». Они постоянно задают вопросы, как? почему? зачем?, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Анализируя все детские как? зачем? почему? перед нами встал вопрос: как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы мы постоянно искали ответы и пришли к выводу, что одним из методов познавательно-исследовательской деятельности является детское экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Содержание

экспериментальной

деятельности
реализуем через следующие блоки педагогического процесса
1.
Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).
2.
Совместная деятельность с детьми (наблюдения, элементарно- бытовой труд, художественное творчество).
3.
Самостоятельная деятельность детей (работа в мини-лаборатории).
4.
Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В нашей группе оборудован уголок экспериментирования, который постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. В уголке имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности; приборы-помощники; природный материал: бросовый материал; разные виды бумаги и ткани; медицинские материалы. При оборудовании уголка экспериментирования учитывали следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения. Опытно-экспериментальную работу строим по трем взаимосвязанным направлениям: живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др); неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.); человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов). Работа в детской лаборатории началась с экскурсии, во время которой дети знакомились с ее хозяином Фиксиком Ноликом, с оборудованием и правилами поведения. Нолик показывал забавные опыты. Кроме Нолика к детям в лабораторию «заходят» Почемучка, Капелька и другие известные детям персонажи. После проведения экспериментов у детей возникло множество вопросов, в основе которых лежал познавательный мотив. Их интересовало: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему очищенный картофель без
воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопились с ответом, а способствовали тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Дети задавали вопросы Нолику, а он либо присылал им в группу книгу или подсказку, либо предлагал спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы становились темами очередных встреч с ними в уголке экспериментирования. В своей работе мы используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:  в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.  в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.  они практически безопасны.  в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы. Следует отметить, что при проведении опытов с объектами живой природы мы придерживаемся главного правила: «Не навреди». Вся работа с детьми направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать. Во время экспериментов ребята становятся настоящими исследователями. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной, исследуют воздух, экспериментируют с водой, проводят эксперименты, связанные с растениями. Мы прививаем малышам любовь к ним, учим правильно ухаживать, видеть красоту и неповторимость каждого цветка.
Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы

проходит в несколько этапов:
 Беседа  Наблюдения  опыты Наша работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого. На начальном этапе проблема ставится мной, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения,
исходя из данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза? При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки: они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Так, в ходе экспериментирования «Этот удивительный магнит» дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита ‒ прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; выявляют такую особенность при взаимодействии двух магнитов, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться. При изучении человека дети с интересом рассматривают кожу в лупу, изучают пальцевые рисунки, проверяют кожную чувствительность. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Работа с родителями проходит в разных формах. В традиционных «Днях открытых дверей» даем родителям возможность «погружения» в жизнь нашего дошкольного учреждения, непо средственного участия в играх, з а н я т и я х , исследовательской деятельности. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности, были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю». После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Экспериментальная деятельность даёт детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим е сте ственную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! В заключение опыт работы нашего детского сада хочется процитировать слова известного психолога П.П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».


В раздел образования