Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность
Автор: Гаврилова Юлия Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ № 45 Населённый пункт: г.Томск Наименование материала: Рекомендации для родителей Тема: Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей
Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность
“И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.”
Л.Н. Толстой
Уважаемые родители!
Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником,
который питает человека с рождения знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку
первые знания и умения, мы привыкли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только
совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в
воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из
важнейших познавательных процессов человека – речи.
Основные задачи речевого развития детей – это:
1.
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
2.
развитие умения выражать свои мысли, чувства, впечатления.
Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые
определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.
Факторы, влияющие на развитие речи детей:
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Paзвитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком взрослых и друзей.
Напоминаю Вам, что ребенок к четырём годам:
Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос,
просьбу, восклицание.
У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.
У ребёнка активно формируется обобщающая функция слов. Через слово он
овладевает основными грамматическими формами речи.
В речи появляются сложные формы предложений.
Ребёнок осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и
сложными предложениями.
Часто неверно произносит или совсем не произносит шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ)
сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускает.
Затрудняется назвать части предмета, части тела.
Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (Высказывания
родителей).
Важнейшим из средств развития речи является вопрос. Скажите пожалуйста, какие
вопросы задают Вам Ваши дети. (Ответы родителей.) А когда ребенок не задает
вопросы это хорошо и плохо? (Ответы родителей.)
Почему дети не задают вопросов (причины)
Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.
Чтобы ребёнок красиво и правильно говорил мы должны сами видеть окружающий нас
мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас
жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами.
Самый идеальный вариант развития речи ребёнка - это развитие через игру.
Игры для развития артикуляции («Сказка про Язычок»)
Игры для развития речевого дыхания («Пызырики», «Ветерок» и др.)
Игры для развития правильного произношения звуков («Повторяй-ка», «Доскажи
словечко», чтение коротких чистоговорок и др.)
Игры, способствующие развитию словаря («Что это?», «Какой, какая, какое?»,
«Цепочка слов», отгадывание загадок).
Игры, формирующие умение общаться («Здравствуй, это я», «Моя любимая
игрушка»).
Игры для развития мелкой моторики.
А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не
лепит. Хорошо ли эго для его развития? (Ответы родителей.)
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что
создает предпосылки к развитию речи в целом и успешному овладению письмом. Наряду
с рисованием и лепкой необходимо играть с ребёнком в пальчиковые игры, которые не
только развивают мелкую моторику пальцев, но также помогают развитию памяти и
правильного произношения звуков.
Одним из факторов, влияющих на развитие речи детей является чтение сказок, рассказов и
стихов. Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения:
своевременность той или иной сказки или стихотворения. Плохо не только слишком рано
знакомить ребенка со сказкой (когда он еще ее не понимает), но и слишком поздно (когда
она ему уже не интересна). Важно соблюдать постепенность в чтении. Какие сказки
доступны в четырехлетнем возрасте для чтения и драматизации (игры в сказку)? Это
«Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», а также «Три поросенка» Сергея
Михалкова, «Заяц-хваста», «Теремок», «Лиса и заяц», «Репка», «Соломенный бычок –
смоляной бочок», «Волк и козлята», «Три медведя», «Лисичка со скакалочкой».
Благодарю Вас за внимание. Мы всегда рады помочь Вам и Вашим детям.