Авторы: Добрынина Вера Дмитриевна, Постникова Мария Валентиновна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №89 "Парус"
Населённый пункт: город Якутск, РС(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через
сюжетно-ролевые игры»
Постникова Мария Валентиновна,
Добрынина Вера Дмитриевна,
воспитатели МБДОУ Д/с №89 «Парус»
В
возрасте
3
-4
лет
ребенок
постепенно
выходит
за
пределами
семейного
круга.
Его
общение
становится
внеситуативным.
Взрослый
становится
для
ребенка
не
только
членом
семьи,
но
и
носителем
определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую
же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это
противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим
видом деятельности в дошкольном возрасте, и занимает значительное место в
жизни
детей
и
является
важным
фактором
психического
развития
и
становления самосознания. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего
развития ребенка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном
возрасте.
Это
связанно
с
тем,
что
в
ней
зарождаются
новые,
более
прогрессивные
виды
деятельности
и
формирование
умения
действовать
коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой
стороны,
её
содержание
питают
продуктивные
виды
деятельности
и
постепенно расширяющиеся жизненный опыт детей.
По
мнению
психологов
и
педагогов,
наибольшим
развивающим
эффектом
обладает
сюжетно-ролевая
игра.
Главное
назначение
игры
–
социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения
в обществе, определенными умениями и социальными навыками.
Цель
работы:
показать
роль
сюжетно
-
ролевой
игры
как
важное
средство
воспитания и развития младших дошкольников.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме
формирования
игровой деятельности у детей дошкольников;
Выявить особенности проведения сюжетно-ролевых игр в младшем
дошкольном возрасте
Методы исследования:
анализ научной и методической литературы над проблемой;
наблюдения за процессом развития ребенка.
Сюжетно-ролевая игра является формой активного творческого отражения
ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в
этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много
настоящего:
действия
играющих,
их
чувства,
переживания.
Подражание
взрослым
в
игре
связано
с
работой
воображения.
Ребенок
не
копирует
действительность,
он
комбинирует
разные
впечатления
жизни
с
личным
опытом. Но это не просто копирование того, что видит ребенок. Дошкольник
вносит игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и
вымысел. В дошкольной педагогике игра рассматривается как деятельность,
оказывающая развивающее воздействие на дошкольника, способствующая
формированию первоначальных навыков.
Известнейший
в
нашей
стране
педагог
А.С.
Макаренко
так
характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни
ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,
служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов
(Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, Л.С Выготский) показали, что обще-
ственная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях служит основ-
ным содержанием сюжетно-ролевых игр детей.
Так Н.М. Аксарина на основании своего исследования пришла к
выводу, что для появления игры необходимы три условия:
1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;
2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий;
3) частое общение ребенка с взрослыми.
В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит
ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют моральные
качества. Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что
нужно
развивать
инициативу,
самостоятельность
детей,
сохранять
их
непосредственность, радость игры. Педагог влияет на игровой замысел и его
развитие, обобщая содержание жизни детей, расширяет их представление о
труде
и
быте
взрослых,
о
взаимоотношениях
людей
и
тем
самым
конкретизируем содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не
прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие
тех источников, из которых дети черпают ее содержание.
В группе оборудовали игровую среду. Все атрибуты к играм находятся в
доступном для детей месте. Ребенок может свободно использовать их в игре.
Красивые куклы, мебель, разные посуды быстро привлекли малышей, и они
начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать. Важно
было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных
действий.
Сюжеты
игр
развиваются
как
через
самостоятельные,
так
и
через
дидактические игры. Содержание каждой из них дает конкретные примеры
положительного отношения друг к другу, а также к игрушкам и предметам. У
ребят появится новые знания, опыт, который они успешно применят. Такие
игры как: «Уложи
куклу спать», «День рождения Кати», «К нам в гости
пришли» способствуют развитию речи.
Свою работу мы начали с того, что определили сюжетно-ролевые игры
для
наших
детей.
Выбрали
следующие
совместные
игры:
«Семья»,
«Больница», «Парикмахерская», «Водители и пассажиры», «Строители». Для
того, чтобы дети имели четкие представления о профессиях мы проводили
экскурсии, беседы с детьми, вносили картины из серии «В больнице», «В
парикмахерской» и другие.
Игру с детьми в «Больницу» мы начали таким образом. Сказать детям: «Я
буду врачом. Приходите ко мне лечить своих детей». Заранее в определенном
месте
приготовить
уголок
для
больницы.
Вношу
атрибуты
такие
как:
градусник, вата, витамины, фонендоскоп. Роль врача для первого раза беру на
себя, в дальнейшем дети берут эту роль на себя.
Доктор: Здравствуйте, как вас зовут?
Пациент: Здравствуйте, моя дочка заболела
Доктор: Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже! Хорошо. Дыши.
Дети внимательно наблюдают, слушают за моими действиями, как врача.
Доктор: Ваша дочка простудилась, я выпишу вам лекарства. Она скоро
поправится. До свидания
Пациент: До свидания
Совместные игры доставляют детям большое удовольствие, именно здесь
появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. Дети
стремятся
играть
вместе
со
сверстниками,
активно
включаются
в
игры.
Накопленный опыт помогал малышам активней участвовать в игре.
Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение
определенных
действий
с
игрушками.
В
процессе
игры
дети
используют
разнообразные
предметные
способы
воспроизведение
действительности:
хорошо
владеют
действиями
с
сюжетно-образными
игрушками,
начинают
свободно использовать предметы-заместители.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального
мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и
индивидуальных
особенностей,
от
правильного
методического
руководства
взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных
игр.
В
чем
же
проявляется
мастерство
воспитателя
в
организации
самостоятельной деятельности детей?
направить каждого ребенка на полезную и интересную игру,
не подавлять его активности и инициативы
учитывать общие тенденции психического развития детей
знать
психологию
ребенка,
его
возрастные
и
индивидуальные
особенности
знать организацию и проведение всевозможных игр
чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, чтобы им
было удобно играть, не мешая друг другу
Хорошо зная характеры, интересы детей, воспитатель должен увлечь их
совместными
действиями
с
игрушкой.
С
возрастом
у
ребенка
появляется
стремление подражать и игровым действиям сверстника и желание выполнять ту
же роль. В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты,
чуткости, отзывчивости, формируются навыки жизни в коллективе. Объединение
детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению
содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно
узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом.
Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к
взрослым. В результате игры становятся многообразнее.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно
направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений
окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства
воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни,
полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему
сюжета.
От
умелого
усложнения
способов
и
средств
решения
игровых
задач
зависит формирование самой игры.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его
реализации. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное
время к выполнению роли, как актеры. Поэтому игра – всегда импровизация, а
следовательно – деятельность развивающая. Создавая игровой образ, ребенок не
только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные
качества.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам
мамы
и
бабушки,
работе
воспитателя,
врача,
шофера.
Следовательно,
в
играх
воспитывается уважение к труду, утверждается стремление самим принимать в нем
участие. Жизнь в детском саду дает богатый материал для игровой деятельности,
особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является
важным средством воспитания.
Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников.
В
любом
возрасте
сюжетно-ролевая
игра
для
ребенка
–
основной
вид
деятельности, форма организации жизни.
Путь развития игры – это совместная игра воспитателя с детьми, создание
игровой
среды,
побуждающей
к
самостоятельному
игровому
творчеству
в
свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами-заместителями и
воспитании доброго отношения детей друг к другу.