Напоминание

"Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"


Авторы: Добрынина Вера Дмитриевна, Постникова Мария Валентиновна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №89 "Парус"
Населённый пункт: город Якутск, РС(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через

сюжетно-ролевые игры»

Постникова Мария Валентиновна,

Добрынина Вера Дмитриевна,

воспитатели МБДОУ Д/с №89 «Парус»

В

возрасте

3

-4

лет

ребенок

постепенно

выходит

за

пределами

семейного

круга.

Его

общение

становится

внеситуативным.

Взрослый

становится

для

ребенка

не

только

членом

семьи,

но

и

носителем

определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую

же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это

противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим

видом деятельности в дошкольном возрасте, и занимает значительное место в

жизни

детей

и

является

важным

фактором

психического

развития

и

становления самосознания. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего

развития ребенка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном

возрасте.

Это

связанно

с

тем,

что

в

ней

зарождаются

новые,

более

прогрессивные

виды

деятельности

и

формирование

умения

действовать

коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой

стороны,

её

содержание

питают

продуктивные

виды

деятельности

и

постепенно расширяющиеся жизненный опыт детей.

По

мнению

психологов

и

педагогов,

наибольшим

развивающим

эффектом

обладает

сюжетно-ролевая

игра.

Главное

назначение

игры

социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения

в обществе, определенными умениями и социальными навыками.

Цель

работы:

показать

роль

сюжетно

-

ролевой

игры

как

важное

средство

воспитания и развития младших дошкольников.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать научную литературу по проблеме

формирования

игровой деятельности у детей дошкольников;

Выявить особенности проведения сюжетно-ролевых игр в младшем

дошкольном возрасте

Методы исследования:

анализ научной и методической литературы над проблемой;

наблюдения за процессом развития ребенка.

Сюжетно-ролевая игра является формой активного творческого отражения

ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в

этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много

настоящего:

действия

играющих,

их

чувства,

переживания.

Подражание

взрослым

в

игре

связано

с

работой

воображения.

Ребенок

не

копирует

действительность,

он

комбинирует

разные

впечатления

жизни

с

личным

опытом. Но это не просто копирование того, что видит ребенок. Дошкольник

вносит игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и

вымысел. В дошкольной педагогике игра рассматривается как деятельность,

оказывающая развивающее воздействие на дошкольника, способствующая

формированию первоначальных навыков.

Известнейший

в

нашей

стране

педагог

А.С.

Макаренко

так

характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни

ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,

служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому

воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов

(Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, Л.С Выготский) показали, что обще-

ственная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях служит основ-

ным содержанием сюжетно-ролевых игр детей.

Так Н.М. Аксарина на основании своего исследования пришла к

выводу, что для появления игры необходимы три условия:

1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;

2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий;

3) частое общение ребенка с взрослыми.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит

ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют моральные

качества. Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что

нужно

развивать

инициативу,

самостоятельность

детей,

сохранять

их

непосредственность, радость игры. Педагог влияет на игровой замысел и его

развитие, обобщая содержание жизни детей, расширяет их представление о

труде

и

быте

взрослых,

о

взаимоотношениях

людей

и

тем

самым

конкретизируем содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не

прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие

тех источников, из которых дети черпают ее содержание.

В группе оборудовали игровую среду. Все атрибуты к играм находятся в

доступном для детей месте. Ребенок может свободно использовать их в игре.

Красивые куклы, мебель, разные посуды быстро привлекли малышей, и они

начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать. Важно

было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных

действий.

Сюжеты

игр

развиваются

как

через

самостоятельные,

так

и

через

дидактические игры. Содержание каждой из них дает конкретные примеры

положительного отношения друг к другу, а также к игрушкам и предметам. У

ребят появится новые знания, опыт, который они успешно применят. Такие

игры как: «Уложи

куклу спать», «День рождения Кати», «К нам в гости

пришли» способствуют развитию речи.

Свою работу мы начали с того, что определили сюжетно-ролевые игры

для

наших

детей.

Выбрали

следующие

совместные

игры:

«Семья»,

«Больница», «Парикмахерская», «Водители и пассажиры», «Строители». Для

того, чтобы дети имели четкие представления о профессиях мы проводили

экскурсии, беседы с детьми, вносили картины из серии «В больнице», «В

парикмахерской» и другие.

Игру с детьми в «Больницу» мы начали таким образом. Сказать детям: «Я

буду врачом. Приходите ко мне лечить своих детей». Заранее в определенном

месте

приготовить

уголок

для

больницы.

Вношу

атрибуты

такие

как:

градусник, вата, витамины, фонендоскоп. Роль врача для первого раза беру на

себя, в дальнейшем дети берут эту роль на себя.

Доктор: Здравствуйте, как вас зовут?

Пациент: Здравствуйте, моя дочка заболела

Доктор: Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже! Хорошо. Дыши.

Дети внимательно наблюдают, слушают за моими действиями, как врача.

Доктор: Ваша дочка простудилась, я выпишу вам лекарства. Она скоро

поправится. До свидания

Пациент: До свидания

Совместные игры доставляют детям большое удовольствие, именно здесь

появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. Дети

стремятся

играть

вместе

со

сверстниками,

активно

включаются

в

игры.

Накопленный опыт помогал малышам активней участвовать в игре.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение

определенных

действий

с

игрушками.

В

процессе

игры

дети

используют

разнообразные

предметные

способы

воспроизведение

действительности:

хорошо

владеют

действиями

с

сюжетно-образными

игрушками,

начинают

свободно использовать предметы-заместители.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального

мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и

индивидуальных

особенностей,

от

правильного

методического

руководства

взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных

игр.

В

чем

же

проявляется

мастерство

воспитателя

в

организации

самостоятельной деятельности детей?

направить каждого ребенка на полезную и интересную игру,

не подавлять его активности и инициативы

учитывать общие тенденции психического развития детей

знать

психологию

ребенка,

его

возрастные

и

индивидуальные

особенности

знать организацию и проведение всевозможных игр

чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, чтобы им

было удобно играть, не мешая друг другу

Хорошо зная характеры, интересы детей, воспитатель должен увлечь их

совместными

действиями

с

игрушкой.

С

возрастом

у

ребенка

появляется

стремление подражать и игровым действиям сверстника и желание выполнять ту

же роль. В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты,

чуткости, отзывчивости, формируются навыки жизни в коллективе. Объединение

детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению

содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно

узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом.

Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к

взрослым. В результате игры становятся многообразнее.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно

направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений

окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства

воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни,

полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему

сюжета.

От

умелого

усложнения

способов

и

средств

решения

игровых

задач

зависит формирование самой игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его

реализации. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное

время к выполнению роли, как актеры. Поэтому игра – всегда импровизация, а

следовательно – деятельность развивающая. Создавая игровой образ, ребенок не

только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные

качества.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам

мамы

и

бабушки,

работе

воспитателя,

врача,

шофера.

Следовательно,

в

играх

воспитывается уважение к труду, утверждается стремление самим принимать в нем

участие. Жизнь в детском саду дает богатый материал для игровой деятельности,

особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является

важным средством воспитания.

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников.

В

любом

возрасте

сюжетно-ролевая

игра

для

ребенка

основной

вид

деятельности, форма организации жизни.

Путь развития игры – это совместная игра воспитателя с детьми, создание

игровой

среды,

побуждающей

к

самостоятельному

игровому

творчеству

в

свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами-заместителями и

воспитании доброго отношения детей друг к другу.



В раздел образования