Напоминание

Развитие ребенка раннего возраста


Автор: Чапля Иванна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию№2"
Населённый пункт: С-Петербург
Наименование материала: статья "Значение игровой деятельности для социально-психологического развития ребенка раннего возраста
Тема: Развитие ребенка раннего возраста
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Значение игровой деятельности для социально-психологического

развития ребенка раннего возраста».

Слова " игра ", " играть " в русском языке чрезвычайно многозначны.

Слово " игра " употребляется в значении развлечения, в переносном

значении. Так у древних греков слово " игра " означало собою действия,

свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется

"придаваться ребячеству"…У евреев слово " игра " соответствовало понятию

о шутке и смехе. В последствии на всех европейских языках словом "игра"

стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны не

претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье

и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все,

начиная от детской игры в солдатики - до трагического воспроизведения

героев на сцене театра.

Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх

взрослого человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е.

совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Игра это деятельность, она является выражением определенного

отношения личности к окружающей действительности.

Игра человека – порождение деятельности, посредством которой

человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой

игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре

впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на

мир. В этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Цели, задачи, теоретические основы игровой деятельности.

Цель игровой деятельности дошкольников – формирование культурной,

творческой, социально-активной личности.

Задачи:

1.

развитие связной диалогической речи;

2.

развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с

другом;

3.

расширение и активизация словарного запаса;

4.

закрепление навыков ведения диалога;

5.

способствовать

творческому

и

социальному

самовыражению

дошкольников.

развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в

коллективе.

Весь дошкольный возраст считается классическим возрастом игровой

деятельности. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую

форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил

название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в

которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых

людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях

воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В такой деятельности наиболее интенсивно формируются все

психические качества и особенности личности ребенка.

Соподчинение мотивов, впервые возникает и наиболее ярко

проявляется в игровой деятельности. Выполняя игровую роль, ребенок

подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

Так какое же влияние оказывает игра на социально-психологическое

развитие ребенка?

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех

психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре

начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и

память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше

запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель –

сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение –

раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игровая деятельность оказывает большое влияние на умственное

развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает

оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель

становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия

сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном

плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к

мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя

различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает

видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей,

мыслительной способности человека, позволяющей представить другой

взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.

Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы

используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли

отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном

пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к

творческому воображению.

Общение ребенка со сверстниками разворачивается главным образом в

процессе совместной игровой деятельности. Играя вместе, дети начинают

учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку

зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает

огромное влияние на развитие общения детей в этот период

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые

потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды

деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с

игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из

кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту

результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное

значение, независимое от игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная

деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется

непосредственно из игры. Ребенок начинает учиться, играя. К учению он

относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами.

Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.

Огромное значение игровой деятельности для развития всех

психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать,

что именно эта деятельность является ведущей.

Виды игр в младшем дошкольном возрасте.

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала

заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени

самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две

большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством

воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое

содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь

игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.

Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные,

дидактические.

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет

свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей

в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска

путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных

литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей,

от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на

режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным

материалом.

Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не

выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле

сюжетно-ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить

режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования,

характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых

игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это

преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет

воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех

участников.

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры

малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям

(игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые

используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных

вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-

печатные и словесные игры.

1.

Игры с предметами. В играх с предметами используются

игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся

сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со

свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В

играх решаются задачи на сравнение, классификацию,

установление последовательности в решении задач.

2.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они

разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Различны и развивающие задачи, которые решаются при их

использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх

дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять

знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные

ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно

решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя

характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства

и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам,

находят алгоритмы в суждениях.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и

всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное

значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание

считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте

ведущей.

Список использованной литературы.

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.-

Форум,2009

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-

Питер,2009

3. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста. М. Просвещение 1991



В раздел образования