Напоминание

"Актуальность проблемы формирования инициативы и самостоятельности у детей ДОУ"


Автор: Кузнецова Зоя Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №165
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальность проблемы формирования инициативы и самостоятельности у детей ДОУ"
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность проблемы формирования инициативы и

самостоятельности у детей ДОУ.

Актуальность исследования. Проблема формирования инициативности

и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Период - от рождения

до

5

лет

является

сензитивным

для

развития

самостоятельности.

Важно

ребенка

в

этот

период

поддерживать,

в

противном

случае,

считал

Эрик

Эриксон, если до 5 лет родители, воспитатели перехватывают инициативу у

детей,

не

стимулируют

его

активность,

то

в

будущем

человек

теряет

возможность

стать

предприимчивым,

самостоятельным

в

суждениях,

творчестве,

а

будет

пассивным

исполнителем.

Возникают

сложности

в

самообслуживании.

С

каждым

годом

число

несамостоятельных

дошколь-

ников неуклонно растет.

В

«Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования»

(от

17.10.2013

г.,

1155)

обозначены

основополагающие качества, которые необходимо формировать у детей в

условиях

дошкольных

образовательных

учреждений.

В

ряду

важнейших

личностных качеств, которыми должен владеть ребенок, особое внимание

уделено самостоятельности и ответственности . Естественно предположить,

что эти качества совершенствуются в процессе взросления дошкольников, а

их

успешность

будет

достигаться

действием

многочисленных

факторов

окружающей среды, с одной стороны, и сформированностью потребности

детей в самостоятельности - с другой, рычагом развития самостоятельности в

разнообразных

видах

деятельности

может

стать

наличие

у

человека

познавательной

с амо стоя тельно сти.

Именно

п о з н а в а т е л ь н а я

самостоятельность, по нашему мнению, выступает существенным фактором

в

целостном

развитии

личности.

Одним

из

целевых

ориентиров

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

на

этапе

завершения дошкольного образования является самостоятельность.

Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего

дошкольного возраста, в условиях оптимального воспитания и обучения, дети

могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных

видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко и др.), в труде (Р.С. Буре, М.В.

Крулехт

и

др.),

в

познании

(А.М.

Матюшкин,

З.А.

Михайлова,

Н.Н.

Поддъяков и др.), в обучении (Л.В. Артемова, Е.Е. Кравцова и др.).

В

современных

условиях,

обусловленных

новыми

тенденциями

в

реформировании

и

модернизации

образования,

появлением

новых

образовательных областей, апробированием инновационных педагогических

технологий,

в

качестве

приоритетной

выдвигается

задача

подготовки

подрастающего

поколения,

способного

к

проявлению

познавательной

активности

и

познавательной

самостоятельности.

Спо собно сть

самостоятельно

приобретать

и

обновлять

знания

позволяет

ребенку

адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Значимость

инициативности

в

развитии

личности

дошкольника

подчёркивается

в

анализе

основных

программ

дошкольного

образования,

которые

выделяют

данное

личное

качество,

включают

его

в

число

тех

качеств,

которые

должны

быть

сформированы

у

дошкольника.

В

новых

условиях

социально-экономических

преобразований

в

стране,

когда

приоритетным и необходимым фактором развития становится непрерывное

образование, возрастает значение самостоятельности как качества личности.

Результаты теоретического исследования показали, что вопросы развития

самостоятельности в современной науке не нашли должного освещения.

Совершенно

особое

место

занимает

проблема

формирования

самостоятельности у дошкольников. Наличие данного качества выступает

определяющим в успешности выполнения ребенком разнообразных видов

деятельности.

Нами

исследована

проблема

эффективности

выполнения

дошкольниками трудовых операций, изучалась зависимость эффективности

деятельности от сформированности у детей самостоятельности.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и

инициативы детей. В основе индивидуализации - приобретение сознанием

ребенка личного опыта, проявление себя в качестве субъекта деятельности.

Доказано, что человек может проявить свой личностный потенциал только в

качестве

субъекта

деятельности.

Субъект

определяется

как

«сознательно

действующее

лицо».

Основоположник

субъектного

подхода

в

психологии

Смирнов

В.И.

связывал

личное

развитие

человека

с

его

субъектностью,

определяя ее как «самостоятельную активность, самодвижение, осознанную

саморегуляцию».

Как

подчеркивал

Л.С.

Выготский,

личность

развивается

в

деятельности. Но не всякая деятельность развивает. Определяющее значение

имеет

то,

как

осуществляется

деятельность,

сохранена

ли

ребенком

в

деятельности

позиция

субъекта

.

С

ледоват

е

льно

,

под

д

е

р

жка

индивидуализации

и

инициативы

-

важная

задача

воспитания

детей

дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях

активно проявляет стремление к самостоятельности.

Интерес к проблематике формирования и развития инициативности

сегодня

вполне

закономерен.

Прежде

всего,

это

связано

с

социально-

педагогической

сферой,

в

которой

все

чаще

поднимаются

вопросы

успешности

индивида,

проявляющего

инициативу

в

социально

значимых

событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества

(Т. С. Борисова, М. С. Говоров, Т. Ф. Игнатенко, С. А. Петухов, И. Э. Плотник

и др.). Также к вопросам развития инициативности обращаются психологи,

педагоги,

изучая

возможности

среды,

соответствующего

сопровождения

ребенка, подростка со стороны взрослого (воспитателя, учителя, родителя).

Не

случайно

в

Федеральном

законе

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

к

направлениям

деятельности

педагога

отнесена

и

необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу,

творческие способности».

Инициатива от (лат. - начинать) рассматривается как положительное

качество

личности,

проявляющееся

как

внутреннее

побуждение

и

способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять

решение при возникновении личных и общественных проблем . Другими

словами, инициативную личность, соответственно, можно рассматривать как

социально-активную,

способную

брать

на

себя

руководящую

роль,

ответственность

и

самостоятельно

добиваться

поставленной

цели.

Инициативность можно рассматривать на межпредметном уровне, так как к

этому

явлению

и

понятию

обращаются

ученые

из

различных

научных

областей - философии, социологии, психологии, педагогики и др.

Так,

философ-материалист

Д.

Локк

еще

XVII

в.

главный

мотив

инициативы

видел

в

личной

заинтересованности

человека.

Разработка

философских основ понятия «инициатива» в современных исследованиях

осуществлялась

чаще

в

работах

авторов,

изучавших

сущность

и

закономерности творческой деятельности, ее диалектику (О. Я. Андрос, Д. Б.

Богоявленская,

М.

С.

Каган,

Ю.

Н.

Кулюткин,

Н.

В.

Кухарев,

Я.

А.

Пономарев).

В психологии к инициативности обращались Б. М. Кедров, К. Левин, К.

К. Платонов, И. Э. Плотник, С. Л. Рубинштейн, А. И. Щербакова и др.,

рассматривая инициативу как волевое качество личности, как мотивацию к

деятельности,

как

выход

за

пределы

заданных

условий,

как

стремление

искать

новые

пути

для

более

успешного

решения

стоящих

задач.

В

исследованиях

отечественных

ученых

указывается,

что

инициативность

необходимо рассматривать как качество личности, постоянно развивающееся

и

зависящее

от

внутренних

условий

и

внешних

обстоятельств

усвоения

человеком

жизненного

опыта.

В

исследованиях

Б.

М.

Теплова

инициативность

связывается

с

умением

быстро

находить

нестандартные

решения

поставленных

задач.

В

работах

Д.

Б.

Богоявленской

и

И.

А.

Петуховой

инициатива

рассматривалась

как

продолжение

мыслительной

деятельности за пределами требуемого и т.д.

В

педагогике

инициативность

трактуется

как

черта

личности,

характеризующаяся

способностью

и

склонностью

к

активным

и

самостоятельным действиям.Эта позиция поддерживается рядом психологов,

которые

инициативность

рассматривают

и

как

мотивационную

(Д.

Б.

Богоявленская, М. С. Говоров, И. Э. Плотник и др.), и как поведенческую

составляющие личности (А. И. Высоцкий, Л. С. Рубинштейн, А. И. Щербаков

и др.). Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования

дает

возможность

для

выделения

основных

характеристик

понятия

«инициативность»:

устойчивость,

помогающая

противостоять

негативным

влияниям;

активность,

проявляющаяся

в

мотивах

и

волевых

качествах;

направленность

на

конкретные

достижения

в

разнообразных

видах

деятельности; самостоятельность и даже продуктивность в деятельности.

В

итоге

инициативность

можно

рассматривать

как

интегративное

качество

личности,

характеризующееся

мотивационной

готовностью

к

выполнению

той

или

иной

деятельности,

определенными

знаниями

(представлениями)

о

ходе

выполнения

ее,

соответствующими

как

репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным

отношением к цели и результату деятельности.

При

этом

традиционно

считалось,

что

развитие

инициативности

необходимо

начинать

в

подростковом

возрасте,

«когда

складываются

способности к свободному мышлению и самостоятельным действиям».

Однако

в

новых

Федеральных

государственных

образовательных

стандартах

подчеркивается

значимость

развития

инициативности

уже

в

дошкольном детстве. Так, в целевых ориентирах дошкольного образования в

качестве

результатов

указывается

на

то,

что

ребёнок

должен

проявлять

«инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,

общении,

конструировании

и

др.

Способен

выбирать

себе

род

занятий,

участников

совместной

деятельности,

обнаруживает

способность

к

воплощению разнообразных замыслов».

Инициативность

можно

рассматривать

как

интегративное

качество

личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению

той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о

ходе

выполнения

ее,

соответствующими

как

репродуктивными,

так

и

продуктивными

умениями,

а

также

осознанным

отношением

к

цели

и

результату деятельности. Соответственно, инициативную личность можно

рассматривать как социально-активную, способную ставить осознанно цель

деятельности,

брать

на

себя

руководящую

роль,

ответственность

и

самостоятельно добиваться поставленной цели.

В

вопросах

развития

инициативности

наибольшие

затруднения

у

педагогов

вызывает

организация

обучения

практическим

действиям

и

умению

пользоваться

простейшими

орудиями

труда.

Как

отмечают

большинство

исследователей

развития

детских

видов

деятельности,

овладение практическими действиями и правильное использование орудий

труда позволяет ребенку перейти на уровень самостоятельного исполнения

деятельности и проявлять уверенность в своих действиях и инициативность

на разных ее этапах.

В

публикациях

по

теории

деятельности

А.Н.

Леонтьева

выделены

основные

этапы

деятельности:

ориентировочный,

организационный,

исполнительный,

контрольно-оценочный

.

С

учетом

возрастных

особенностей и условий исполнения детская трудовая деятельность имеет

специфические отличия, что отражается в характеристиках ее структурных

компонентов и их названиях.

В.И.

Даль

под

«самостоятельностью»

понимает

действие,

которое

человек

осуществляет

сам,

без

подсказки

и

помощи

окружающих;

способность рассчитывать только на свои силы; независимость от мнений

окружающих,

свободу

выражения

своих

чувств,

творчество;

умение

распоряжаться

собой,

своим

временем

и

своей

жизнью

вообще;

умение

ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать

их

самому;

ответственное,

инициативное

поведение,

независимое

от

посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными

силами.

В

«Словаре

русского

языка»

С.И.

Ожегова

дается

несколько

определений термина «самостоятельный»: 1) «существующий отдельно от

других,

независимый»;

2)

«решительный,

обладающий

собственной

инициативой»; 3) «выполняющий действие без помощи».

Самостоятельность может быть представлена как процесс, то есть как

движение

от

возникновения

познавательного

интереса

к

познавательной

мотивации, далее - к познавательной активности и затем - познавательной

самостоятельности.

Выполняя

эти

действия,

ребенок

получает

эффективный

познавательный

результат,

который

выступает

в

виде

новых

знаний

и

способов деятельности. Этот результат в акте самостоятельного познания

должен быть достигнут его собственными усилиями.

Инициативность

тесно

взаимосвязана

с

такими

качествами

как

любознательность,

пытливость

ума,

изобретательность,

индивидуальные

возможности детей и нуждается в создании условий для поддержки свободы

их поведения и самостоятельности. При этом авторами программы «Истоки»

свобода и самостоятельность рассматриваются не как вседозволенность, а как

раскованность, открытость и неразрывно связаны с культурой поведения

ребёнка.

Как

указывает

Л.С.

Выготский,

инициативность

развивается

постепенно

и

формируется

она

в

деятельности

и

проявляется

также

в

деятельности.

Инициативность

выступает

как

важнейший

показатель

развития

детского

интеллекта

и

рассматривается

большинством

исследователей

как

непременное

условие

совершенствования

всей

познавательной деятельности ребёнка, особенно творческой.

Качества, характеризующие инициативную личность:

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний.

Важной особенностью любознательности является то, что она может быть

условием успешной активной умственной деятельности и в то же время

снижает

утомление,

повышая

работоспособность

ребенка.

При

наличии

любознательности

знания

быстрее

переходят

в

область

активного

их

использования, становятся внутренним достоянием личности.

Таким образом, самостоятельность характеризуется осознанием цели

деятельности,

умением

планировать

свои

действия,

обосновывать

их,

выбирать способы деятельности, конструировать новые способы, отбирать

знания, необходимые для выполнения задания, осуществлять самоконтроль.



В раздел образования