Автор: Лафазан Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"
Раздел: полное образование
Тема: Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
1.
Введение.
В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню
образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих
требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания
образования.
В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное
противоречие, кроющееся
в
содержании
учебно-воспитательного
процесса:
обязательное
освоение
федерального
государственного
образовательного
стандарта,
ориентирующего
педагогов,
с
одной
стороны,
на
достижение
школьниками обязательных ре зульт атов
обучения
и,
с
другой
–
н а
свободное творческое развитие личности ребёнка.
Ещё А.С. Макаренко мечтал о создании системы, предметом которой
стало бы воспитание «неразложимого человека»: «Человек не воспитывается по
частям,
он
создается
синтетической
суммой
влияний,
которым
он
подвергается». Это актуально и сегодня: интеграция урочной и внеурочной
деятельности,
накопленного
арсенала
средств
в
рамках
смежных
областей
образования даст возможность решать прямые педагогические задачи в ходе
обобщения
передового
педагогического
опыта,
внедрения
его
в
массовую
практику.
Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с ускорением темпов
развития
общества
возрастает
потребность
в
людях,
способных
к
любым
изменениям, нестандартно и качественно решать существующие проблемы, и,
как следствие, появляется необходимость подготовки обучающихся к жизни в
быстро меняющихся условиях. Наиболее явным на сегодняшний день является
требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида
деятельности
на
другой,
быстро
и
успешно
овладевать
новыми
знаниями,
умениями, способами действий.
К
сожалению,
на
сегодняшний
день
педагогическая
наука
не
предоставляет
унифицированную
теоретическую
основу
интеграционных
процессов.
Таким
образом, проблема создания
образовательной
среды
через
интеграцию урочной и внеурочной деятельности, поиск содержания, методов,
стимулирующих развитие компетентностей учащихся, по-прежнему является
открытой проблемой, заслуживающей пристального внимания.
Эффективность
развития
компетентностей учащихся повышается,
если в основу обучения положена интеграция урочных и внеурочных занятий
учащихся.
2.Разъяснение терминов.
Процесс
интеграции (от
лат.
integratio
–
соединение,
восстановление)
представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и
элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости;
сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого
элемента, входящего в систему.
Интеграция – это не механическое соединение
предметов. Интеграция – это сближение и связи отдельных систем (тем, знаний
учащихся) в единое целое, т.е. синтез - возникновение нового.
Урочными занятиями считаются занятия, существляемые педагогами и
учащимися
в
рамках
отведенного
времени
и
определенного
контингента
школьников.
Эти
занятия
включены
в
школьное,
классное
расписание.
Структурная единица этих занятий – урок по-прежнему считается основной
формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
«Внеурочная
деятельность
–
это
отнюдь
не
механическая
добавка
к
основному
общему
образованию,
призванная
компенсировать
недостатки
работы с отстающими или одаренными детьми. Внеурочная деятельность – это
осуществление
взаимосвязи
и
преемственности
общего
и
дополнительного
образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования».
ФГОС
3. Принципы и уровни интеграции.
Интеграция
урочной
и
внеурочной
деятельности
способствует
более
успешному
формированию
и
развитию универсальных
учебных
действий
обучающихся
в
урочной
и
внеурочной
деятельности,
формирующих
социальный опыт обучающихся.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о
возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка
по
конкретной
программе,
форм
предоставления
результатов
своего
труда,
степени участия в коллективных делах.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная
связь
свободы
с
воспитанием
ответственности
и
умения
соотносить
свою
свободу со свободой других людей.
4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.
5.
Практико-деятельностная
основа
образовательного
процесса.
Создание
условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.
Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на
разных уровнях.
Низкий
уровень
интеграции характеризуется
полным
отсутствием
целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды занятий
функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на
уроке
дополнительный
учебный
материал,
получаемый
школьниками
на
внеурочных
занятиях.
Или,
наоборот,
в
ходе
кружковой
работы
ученики
используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.
Средний
уровень
интеграции характеризуется
целенаправленной,
но
односторонней
связью
внеурочных
занятий
с
урочными,
или,
наоборот,
урочных
занятий
с
внеурочными.
Например,
можно
запланировать
изготовление
наглядных
пособий,
творческих
заданий,
докладов
и
т.п.
со
школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в
урочной работе.
Высокий уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно
спланированы связи между урочными и внеурочными занятиями. Учителю
целесообразно составить первоначально календарно-тематический план уроков
по предмету, а затем, изучив возможности интеграции урока с различными
формами
внеурочных
занятий,
осуществить
параллельное
планирование
таковых в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий.
4. Ожидаемые результаты интеграции урочной и внеурочной деятельности.
повышение качества обучения;
повышение роли индивидуальных достижений в развитии учащихся;
повышение степени удовлетворения социальных потребностей.
Системная работа по интеграции урочной и внеурочной деятельности
создает
условия
для
более
полного
осуществления
практических,
воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.