Напоминание

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности"


Автор: Лафазан Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

1.

Введение.

В связи с переходом на ФГОС изменяются требования к общему уровню

образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих

требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания

образования.

В современной общеобразовательной школе существует ярко выраженное

противоречие, кроющееся

в

содержании

учебно-воспитательного

процесса:

обязательное

освоение

федерального

государственного

образовательного

стандарта,

ориентирующего

педагогов,

с

одной

стороны,

на

достижение

школьниками обязательных ре зульт атов

обучения

и,

с

другой

н а

свободное творческое развитие личности ребёнка.

Ещё А.С. Макаренко мечтал о создании системы, предметом которой

стало бы воспитание «неразложимого человека»: «Человек не воспитывается по

частям,

он

создается

синтетической

суммой

влияний,

которым

он

подвергается». Это актуально и сегодня: интеграция урочной и внеурочной

деятельности,

накопленного

арсенала

средств

в

рамках

смежных

областей

образования даст возможность решать прямые педагогические задачи в ходе

обобщения

передового

педагогического

опыта,

внедрения

его

в

массовую

практику.

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с ускорением темпов

развития

общества

возрастает

потребность

в

людях,

способных

к

любым

изменениям, нестандартно и качественно решать существующие проблемы, и,

как следствие, появляется необходимость подготовки обучающихся к жизни в

быстро меняющихся условиях. Наиболее явным на сегодняшний день является

требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида

деятельности

на

другой,

быстро

и

успешно

овладевать

новыми

знаниями,

умениями, способами действий.

К

сожалению,

на

сегодняшний

день

педагогическая

наука

не

предоставляет

унифицированную

теоретическую

основу

интеграционных

процессов.

Таким

образом, проблема создания

образовательной

среды

через

интеграцию урочной и внеурочной деятельности, поиск содержания, методов,

стимулирующих развитие компетентностей учащихся, по-прежнему является

открытой проблемой, заслуживающей пристального внимания.

Эффективность

развития

компетентностей учащихся повышается,

если в основу обучения положена интеграция урочных и внеурочных занятий

учащихся.

2.Разъяснение терминов.

Процесс

интеграции (от

лат.

integratio

соединение,

восстановление)

представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и

элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости;

сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого

элемента, входящего в систему.

Интеграция – это не механическое соединение

предметов. Интеграция – это сближение и связи отдельных систем (тем, знаний

учащихся) в единое целое, т.е. синтез - возникновение нового.

Урочными занятиями считаются занятия, существляемые педагогами и

учащимися

в

рамках

отведенного

времени

и

определенного

контингента

школьников.

Эти

занятия

включены

в

школьное,

классное

расписание.

Структурная единица этих занятий – урок по-прежнему считается основной

формой учебно-воспитательной работы в современной школе.

«Внеурочная

деятельность

это

отнюдь

не

механическая

добавка

к

основному

общему

образованию,

призванная

компенсировать

недостатки

работы с отстающими или одаренными детьми. Внеурочная деятельность – это

осуществление

взаимосвязи

и

преемственности

общего

и

дополнительного

образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования».

ФГОС

3. Принципы и уровни интеграции.

Интеграция

урочной

и

внеурочной

деятельности

способствует

более

успешному

формированию

и

развитию универсальных

учебных

действий

обучающихся

в

урочной

и

внеурочной

деятельности,

формирующих

социальный опыт обучающихся.

В основе интеграции лежат следующие принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о

возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка

по

конкретной

программе,

форм

предоставления

результатов

своего

труда,

степени участия в коллективных делах.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная

связь

свободы

с

воспитанием

ответственности

и

умения

соотносить

свою

свободу со свободой других людей.

4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.

5.

Практико-деятельностная

основа

образовательного

процесса.

Создание

условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.

Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на

разных уровнях.

Низкий

уровень

интеграции характеризуется

полным

отсутствием

целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды занятий

функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на

уроке

дополнительный

учебный

материал,

получаемый

школьниками

на

внеурочных

занятиях.

Или,

наоборот,

в

ходе

кружковой

работы

ученики

используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.

Средний

уровень

интеграции характеризуется

целенаправленной,

но

односторонней

связью

внеурочных

занятий

с

урочными,

или,

наоборот,

урочных

занятий

с

внеурочными.

Например,

можно

запланировать

изготовление

наглядных

пособий,

творческих

заданий,

докладов

и

т.п.

со

школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в

урочной работе.

Высокий уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно

спланированы связи между урочными и внеурочными занятиями. Учителю

целесообразно составить первоначально календарно-тематический план уроков

по предмету, а затем, изучив возможности интеграции урока с различными

формами

внеурочных

занятий,

осуществить

параллельное

планирование

таковых в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий.

4. Ожидаемые результаты интеграции урочной и внеурочной деятельности.

повышение качества обучения;

повышение роли индивидуальных достижений в развитии учащихся;

повышение степени удовлетворения социальных потребностей.

Системная работа по интеграции урочной и внеурочной деятельности

создает

условия

для

более

полного

осуществления

практических,

воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.



В раздел образования