Напоминание

Проект "Вкусно и полезно"


Авторы: Андриянова Валентина Владимировна, Семенюк Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Ухта Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Вкусно и полезно"
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 компенсирующего вида»

Проект «Вкусно и полезно»

Разработали воспитатели:

Семенюк Н.П.

Андриянова В.В.

Ухта, 2018

Паспорт проекта.

Авторы проекта:

Семенюк

Н.П.

воспитатель.

Педагогический

стаж

составляет

-

26

лет.

Первая

квалификационная категория.

Андриянова В.В. – воспитатель. Педагогический стаж - 26 лет. Первая квалификационная

категория.

По доминирующей деятельности: информационно – практико -ориентированный.

По характеру координации: открытая координация.

По числу участников: коллективный.

По контингенту участников: (дети, родители, сотрудники).

По продолжительности: долгосрочный.

1

Актуальность проекта

Все мы с вами слышали такую фразу «Здоровый образ жизни». Так и есть: сегодня

эта тема интересует практически всех. Особое внимание уделяется правильному питанию,

ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Уже давно

подмечено, что с изменением режима и качества питания меняются даже физиологические

параметры человека!

Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские

годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде,

создаётся основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из

ключевых факторов, определяющих условия роста и развития ребёнка.

Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная, недостаточность

питания способна резко затормозить процессы роста и развития ребёнка и даже привести к

серьёзным заболеваниям.

Вот почему с правилами рационального питания важно знакомить детей с самого

раннего возраста, чтобы осознанно сформировать у них представление о здоровом образе

жизни и полезном питании, а также необходимости заботиться о своём здоровье.

Так как контингент воспитанников нашей группы в большей части составляют дети

с ограниченными возможностями здоровья, то вопрос правильного, полноценного питания

является очень важным для нас. К тому же анкетирование родителей

воспитанников

показало,

что

уровень

их

удовлетворённости

питания

детей

в

ДОУ

снизился,

однако

правильным питанием в детском саду рацион ребёнка не ограничивается. Важную роль в

формировании культуры правильного питания и здорового образа жизни играет семья.

Перед

нами

встал

вопрос:

как

сделать

так,

чтобы

с

одной

стороны

родители

получали больше информации об особенностях организации питания ребёнка в детском

саду и с другой стороны, чтобы родители проявляли более ответственное отношение к

организации правильного, здорового питания детей в семье.

Для решения этого вопроса мы решили разработать проект «Вкусно и полезно», т.к.

практический опыт показывает, что одной из самых эффективных форм образовательно –

просветительской работы является проектная деятельность, осуществляемая педагогами

совместно с родителями и воспитанниками детского сада.

Цель

Формирование ценностей здорового образа жизни и здорового питания у детей и их

родителей,

создание

устойчивой

мотивации

в

сохранении

своего

собственного

здоровья

окружающих.

2

Задачи

- Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни и здоровом питании.

- Формирование у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального и

здорового питания.

- Совершенствование у родителей понимания важности и значения правильного питания

для здоровья ребёнка и их собственного здоровья.

- Развитие познавательной, творческой активности воспитанников и родителей.

- Углублять знания и представления о продуктах питания, их влияния на организм

человека.

- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Ожидаемый результат

Повышение уровня знаний родителей и детей о рациональном питании, потребность

в здоровом питании и образе жизни, умение и желание выбирать полезные продукты,

сформированности

чувства

ответственности

за

своё

здоровье.

Повышение

уровня

удовлетворённости родителей питанием детей в ДОУ.

Риски реализации проекта

аллергическая реакция у детей на продукты питания;

недостаточная мотивация родителей;

отказ родителей от участия в проекте.

Критерии эффективности

полнота реализации запланированных мероприятий за время проекта;

рост мотивации к изучению проблемы здорового питания у всех участников проекта.

Содержание проекта

Таблица № 1

Мероприятия

Содержание работы

Цели, задачи работы

1

2

3

Беседа

«Полезные и вредные

продукты»

Развивать

навыки

з д о р о в о го

питания.

Воспитывать

умение

правильно выбирать продукты для

здорового питания.

3

Беседа

«Чем полезны каши»

С ф о р м и р о в а т ь

у

д е т е й

представление

о

каше

как

об

о бя з ат е л ь н ом

ком п о н е н т е

в

е жед н е в н ом

м е н ю

з а в т р а к а .

Развивать знания детей о здоровом

п р а в и л ь н о м

п и т а н и и ,

п о з н а в а т е л ь н ы й

и н т е р е с

к

окружающему

миру.

Воспитывать

чувство благодарности к поварам.

Беседа

«Правила питания»

Развить

и

обобщать

у

д е т е й

представления о правилах питания.

Учить детей осознанно относиться

к своему питанию.

Дидактическая игра

«Кушайте на

здоровье!»

Формировать у детей представление

о

необходимости

заботы

о

своем

здоровье, о важности правильного

питания

как

составной

части

сохранения и укрепления здоровья.

Закрепить

у

детей

знания

и

п р ед с т а в л е н и и

о

п р о д у к т а х

питания,

их

влиянии

на

организм

ч е л о в е к а .

В о с п и т ы в а т ь

п о з н а в а т е л ь н ы й

и н т е р е с

к

окружающему миру.

Дидактическая игра

«Магазин загадок»

Продолжать

развивать

навыки

здорового

питания.

Обогащать

и

активизировать

словарь

детей.

Р а з в и в а т ь

п о з н а в а т е л ь н у ю

а к т и в н о с т ь .

Р а с ш и р я т ь

п р е д с т а в л е н и я

о

п р о д у к т а х

правильного

питания.

Развивать

игровую

деятельность,

навыки

общения и партнёрства.

Дидактическая игра

«Вежливый магазин»

Развивать

навыки

з д о р о в о го

питания.

Воспитывать

у

детей

умение

различать

признаки

и

качества

предмета,

разв ивать

наблюдательность.

Развивать

у

детей

связную

речь:

ум е н и е

описывать предмет, использовать в

рассказах сравнения.

Дидактическая игра

«Поварята»

Развивать

навыки

з д о р о в о го

питания. Закреплять знания о том,

какие

продукты

входят

в

состав

готовых блюд. Упражнять детей в

к л а с с и ф и к а ц и и ,

с р а в н е н и и ,

обобщении.

Закреплять

знания

о

полезных

продуктах

пит ания.

Р а з в и ват ь

ко м м у н и к а т и в н ы е

способности.

Дидактическая игра

«Меню для сказочных

геров»

Закреплять

у

детей

знания

и

п р е д с т а в л е н и я

о

п о л е з н ы х

4

п р о д у к т а х

п и т а н и я ,

и х

оздоровительном

влиянии

на

органы

и

системы

ч е л о в е ка .

Продолжать

формировать

у

детей

представление

о

необходимости

з а б о т ы

о

с в о ё м

з д о р о в ь е .

Воспитывать

у

детей

желание

оказать помощь.

Дидактическая игра

«Загадки повара

Поварёшкина»

Развивать

у

детей

интерес

и

положительное

отношение

к

здоровому

питанию.

Развивать

словесно – логическое мышление,

воображение, внимание. Упражнять

д е т е й

в

с о г л а с о в а н и и

п р и л а г а т е л ь н ы х

с

существительными.

Обогащать

и

активизировать

словарный

запас.

Закреплять

знания

детей

о

том,

какие

продукты

входят

в

состав

готовых блюд.

Дыхательная гимнастика

«Каша кипит»,

«Горошина»

Формировать

и

развивать

у

детей

диафрагмально-реберный

т ип

дыхания,

используя

элементы

парадоксальной

д ы хат е л ь н о й

гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Пальчиковая гимнастика

«Грибы», «Овощи»,

«Фрукты», «Ягоды»,

«Продукты», «Повар»

Развитие мелкой моторики.

Дегустация блюд.

«Вкусно и полезно»

Познакомить

родителей

с

меню

детского

сада.

Оценить

качество

приготовления блюд.

Анкетирование родителей

«Качество питания в

детском саду»

Улучшение работы по организации

детского питания.

Выставка поделок и

рисунков

«Вкусно и полезно»

Расширять у детей представление о

полезных продуктах.

Сюжетно – ролевая игра.

«Магазин», «Кафе»,

«Аптека»

С о в е р ш е н с т в о в а т ь

у м е н и я

совместно обсуждать замысел игры,

распределять роли, подготавливать

игровое пространство. Закреплять в

игре знания о полезных продуктах.

Экскурсия на пищеблок.

За работой повара

Расширять

представления

детей

о

работе повара.

Двигательные упражнения

«Часики», «Геракл»,

«Чайный сервиз»,

«Достань яблоко»

Развитие общей моторики.

Информация для

родителей.

«Питание ребёнка и его

здоровье»,

«Формирование

культуры трапезы»,

«Как не надо кормить

ребёнка», «Как сделать

Совершенствование

у

родителей

понимания

важности

и

значения

правильного питания для здоровья

р е б ё н ка

и

и х

с о б с т в е н н о г о

здоровья.

5

пищу более

безопасной», «Почему

у ребёнка плохой

аппетит», «Что нам

есть, чтобы цвесть»,

«Где взять

витамины?», «Этикет в

питании»

Чтение художественной

литературы. (сказки,

пословицы, рассказы,

поговорки, стихи,

загадки).

Т.И. Подрезова

«Овощи», «Фрукты»,

«Ягоды». «Продукты

питания».

Т.А.Шорыгина.

«Фрукты», «Ягоды»,

«Грибы».

Е.И. Гуменюк, Н.А.

Слисенко. «Будь

Здоров».

А.Журавлёв.

«Кулебяка», и другие

произведения.

Формирование

представление

у

детей о здоровом образе жизни и

здоровом

питании.

Ра з в и ват ь

интерес

к

художественной

и

познавательной литературе.

Изготовление книги

«Вкусно и полезно»

Отчёт

о

совместной

деятельности

детей, родителей и воспитателей.

Викторина

«Магазин полезных

продуктов»

Формировать

у

детей

в

игровой

форме

о

важности

правильного

питания,

а

также

о

том,

что

здоровое сбалансированное питание

– это полезно, вкусно и весело!»

Экспериментальная

деятельность

«Узнай по вкусу»

Формировать

у

детей

вкусовые

качества продуктов.

Анкета

«Качество питания в детском саду»

В нашем детском саду

проводится анкетирование с целью улучшения работы по

организации детского питания.

Анкета анонимная. Просим вас откровенно ответить на

следующие вопросы:

1.

Удовлетворяет ли Вас в целом питание Вашего ребёнка в детском саду?

2.

Интересуетесь ли Вы информацией о питании (ежедневное меню, консультации и т.д. )?

3.

Как отзывается ребёнок о питании в детском саду?

4.

Какие блюда из меню детского сада с удовольствием ест Ваш ребёнок, что категорически

не любит?

6

5.

Какие блюда Вы бы исключили из меню детского сада?

6.

Что, на Ваш взгляд, необходимо добавить в меню?

7.

Соблюдается ли в питании детей учёт сезонности ( свежие овощи, фрукты, соки и т.д. ).

8.

Знакомо ли Вам понятие «натуральные нормы детского питания»?

9.

Какие навыки культуры питания Вы прививаете ребёнку в семье?

10.

Оцените питание в детском саду по пяти бальной шкале.

Благодарим за откровенные ответы!

Питание ребёнка и его здоровье

Питание ребёнка надо организовывать так, чтобы он с едой получал все вещества,

необходимые

для

восполнения

энергетических

затрат

растущего

организма.

При

этом

необходимо помнить, что чрезмерно обильное и дорогое питание не всегда самое полезное.

Приготовление пищи для ребёнка – дело гораздо более ответственное, чем для взрослых

людей. Для детского питания требуются безукоризненно свежие продукты.

В пищевом

рационе ребёнка должен соблюдаться баланс жиров, белков, углеводов, калорийность блюд.

По норме их соответствие должно быть таким: 1:1:4 (белки : жиры : углеводы).

7

Белки –

основа

живой

клетки,

их

состав

входит

азот.

Белки

являются

главным

строительным материалом развивающего организма ребёнка. Недостаток белка, как и его

избыток, замедляет его рост и развитие.

Ребёнку необходимо получать пищу, состоящую из 65% белков животного происхождения, -

мясо, рыба, молоко, творог, сыр (белки молочных продуктов особенно ценны для ребёнка), -

35% белков растительного происхождения (картофель, капуста, гречневая, рисовая, овсяная

крупы). Белки растительного происхождения хуже усваиваются, чем

белки животные.

Чтобы повысить их усвояемость, детям, необходимо давать не только крупяные и мучные

блюда, но и овощные.

Жиры – один из источников энергии, которые, сгорая в организме, выделяют большое

количество

тепла.

По

калорийности

жиры

в

два

раза

превосходят

белки

и

углеводы.

Недостаток жиров в организме ребёнка не только неблагоприятно сказывается на весе, но и

понижает иммунитет к инфекционным заболеваниям. Но чрезмерное употребление жиров

отрицательно влияет на рост и развитие организма, у ребёнка может наступить ожирение,

ведущее к нарушению обмена веществ.

Для

ребёнка

необходимо:

75%

жиров

животного

происхождения,

молочные

продукты

(сметана, сливки, сливочное масло), а также жиры, входящие в состав яичного желтка, в

нём содержаться важные витамины

А и D; 25% жиров растительного происхождения

(растительное масло, которое, почти не имея витаминов, хорошо усваивается).

Углеводы –

находятся

в

продуктах

в

виде

сахара,

крахмала

или

клетчатки.

Сахар

содержится во фруктах, ягодах, овощах, конфетах, варенье, мёде. Крахмал – в хлебе,

мучных изделиях, крупах, бобовых, картофеле.

В меню в детском саду содержание углеводов обычно выше, чем белков и жиров.

Чтобы ребёнок был здоров и правильно развивался, он должен получать все вещества в

правильном сочетании.

8

Формирование культуры трапезы

На что надо обращать внимание во время еды

1.

Последовательность блюд должна быть постоянной.

2.

Перед ребёнком можно ставить только одно блюдо.

3.

Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.

4.

Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошо пережёвывать.

5.

Рот и руки вытирать бумажной салфеткой.

Чего не следует допускать во время еды

9

1.Громких разговоров.

1.

Понуканий, поторапливаний ребёнка.

2.

Насильного кормления или докармливания.

3.

Осуждения ребёнка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование

столовых приборов.

4.

Неэстетичной сервировки стола, неправильного оформления блюд.

5.

После окончания еды ребёнка нужно полоскать рот.

Пути заражения пищи

Использование заражённых сырых продуктов;

Участие в приготовлении пищи инфицированных (больных) людей;

Неправильное хранение, а также приготовление пищи за несколько часов до её

употребления;

Перекрёстное загрязнение продуктов во время приготовления;

Недостаточная тепловая обработка при приготовлении и подогревании пищи.

Правила здорового питания

Разнообразие блюд.

Предпочтение зерновым продуктам и картофелю.

Больше овощей и фруктов.

Предпочтение низкожировым продуктам.

Замена мяса на рыбу.

Ограниченность животных жиров.

Меньше сладостей.

Меньше поваренной соли.

Контроль за массой тела ребёнка.

Режим питания.

Обваривание, но не обжаривание пищи.

10

Почему у ребёнка плохой аппетит

Плохой аппетит у детей доставляет родителям немало тревог и огорчений. Это и

понятно: отказ от еды считается одним из симптомов заболевания. Однако бывает, что

отсутствием аппетита страдают даже совершенно здоровые дети.

Независимо от того, много поступило пищи в пустой желудок или мало, сразу

выделяется большое количество желудочного сока, который участвует в пищеварении.

Ведь ни один взрослый, чтобы не перебить аппетита, как правило, не ест сладкого

перед едой. Так почему же мы забываем об этом правиле по отношению к детям: в

промежутках между едой даём им конфеты, печенье, чашечку молока. Конечно, потом дети

не хотят обедать!

Эвакуация пищи из желудка зависит не от её количества, а от качества. На этом

основании

разработан

режим

кормления

детей

разных

возрастов.

Но

е

все

родители

11

придерживаются его и кормят ребёнка чаще, чем советует врачи. В результате желудок

всегда переполнен, ребёнок не знает чувства голода и поэтому ест без удовольствия.

Чем питательнее пища, тем в меньшем количестве её надо употреблять. Однако

екоторые матери заставляют детей съедать одну и ту же порцию пищи. Это приводит к тому,

что ребёнок переедает, у него появляется отвращение к определённой еде. Бывает, дело

доходит до рвоты.

Но случается и такое, что дети плохо едят в семьях, где строго выдерживается режим

питания. Это происходит из-за неправильного и неумелого подхода к детям.

Мать предлагает поесть ребёнку определённые блюда, а он начинает вредничать,

капризничать.

Тогда

мама

приходит

в

отчаяние.

Ну

почему

в

детском

садике

он

ест

нормально, а дома е хочет?

В детском саду дети едят в определённые часы разнообразную пищу, садятся за стол

все вместе, и пример других способствует лучшему аппетиту.

Дома же мама за излишне опекает ребёнка. Не нужно спрашивать, чего он хочет или

не хочет надо приучать ребёнка к порядку: пусть садится за стол вместе со всеми и ест то,

что ему дают. Если не хочет – не насилуйте его, пусть пойдёт, погуляет, подумает. Когда он

сам почувствует голод и решит пообедать – съест все до капельки.

Когда ребёнок здоров, много бывает на воздухе и в семье установлен правильный

режим питания, он как правило, ест хорошо и с аппетитом.

«Магазин загадок» (описание игры)

1 вариат: Воспитатель предлагает детям вспомнить и ответить на вопросы:

почему важно употреблять в пищу полезные продукты, в чём их польза, какие

органы и системы человека они укрепляют? Он выставляет перед детьми

карточки - символы «Для чего полезны». С помощью считалки выбирается

ребёнок – водящий. Остальным игрокам раздаются карточки с изображениями

различных

продуктов

(молоко,

лук,

овсянка,

клюква,

грейпфрукт,

грецкий

орех, щука, творог, горох, малина….)

12

Водящий

выбирает

любую

карточку

символ,

показывает

её

игрокам

и

говорит: Покажи мне продукты, которые укрепляют зрение человека».

Те

игроки, у которых карточки соответствуют данному символу (т. е. полезны для

зрения),

поднимают

и

показывают

водящему.

Водящий

оценивает

ответы

игроков. В случае затруднений воспитатель помогает определить правильность

ответа.

2 вариант: Игра состоится по тому же принципу, что и в первом варианте, но

кроме водящего, который показывает карточку – символ, выбирается ещё один

водящий.

Второй

водящий

не

должен

видеть,

какую

карточку

символ

показывает первый водящий (он становится к нему спиной). Ему предлагается

угадать карточку – символ по тем карточкам, которые поднимают остальные

игроки.

«Кушайте на здоровье!» (описание игры)

Перед детьми выкладывается вывеска «Магазин полезных продуктов».

Воспитатель

предлагает

детям

подумать

и

ответить:

почему

важно

употреблять в пищу полезные продукты, в чём их польза, какие органы и

системы человека они укрепляют?

Ответы детей воспитатель сопровождает показом карточек – символов.

Если

дети

не

смогли

назвать

полезные

свойства

некоторых

продуктов,

воспитатель сам дополняет целевой ряд, выставляет и называет карточки –

символы.

«Полезно для мышц» («Делают нас сильными»);

«Полезно для укрепления скелета, костей»;

«Полезно для сердца»;

«Полезно для глаз» (зрения);

«Полезно для зубов»;

«Полезно для роста»;

«Продукты красоты» («Для красоты волос, ногтей, кожи»);

13

«Пища для ума» («Укрепление памяти, внимания и т.д.»).

Воспитатель

отбирает

три

карточки

символа

(например:

«Полезно

для

укрепления

скелета,

костей»;

«Полезно

для

зубов»;

«Полезно

для

глаз

(зрения)») и выставляет их поочерёдно возле каждой продуктовой полки в

магазине (на наборном полотне). Затем он выкладывает перед детьми карточки

с изображениями продуктов питания (морковь, черника, творог, молоко, рис,

яблоко,

сыр,

лук,

зелень,

зелёный

горошек,

тыква).

Дети

рассматривают

карточки называют их и расставляют на полки в соответствии с карточкой -

символом. В случае затруднения воспитатель объясняет полезные свойства

продуктов. В процессе игры воспитатель обращает внимание детей на то, что

некоторые продукты укрепляют сразу несколько органов и систем – например,

творог укрепляет и зубы, и скелет человека.

«Вежливый магазин» (описание игры)

Воспитатель заранее выставляет на наборное полотно – «полки магазина» -

10-15 карточек с изображениями различных продуктов питания (по выбору).

Воспитатель загадывает загадки:

- Разные продукты –

Овощи и фрукты,

Молоко, салат –

Здесь на полках стоят.

Узнаём этот дом мы по блеску витрин,

Догадались, друзья, - мы идём в… (магазин).

Крупы, сыр и огурцы

Продают нам …(продавцы).

Учитель Фёдор Кузьмич

Купил в магазине кулич,

А писатель Максим Иванов

14

Приобрёл килограмм огурцов.

Рады здесь посетителю всякому

И обращаются с ним одинаково.

Будь ты писатель, преподаватель –

В магазине ты …(покупатель).

Воспитатель предлагает детям разделиться попарно на «продавцов» и

«покупателей». «Покупатель» должен рассмотреть и выбрать любой продукт

на полке магазина (на наборном полотне). Затем, не называя продукт, он

должен так описать его (назвать его свойства, качества, то, что из него можно

приготовить, чем он полезен), чтобы «продавец» сразу догадался, о каком

продукте идёт речь.

Пары по очереди выходят к наборному и выполняют игровое задание.

Пример.

Покупатель: «Здравствуйте, я хочу купить продукт белого цвета, он жидкий.

Его

можно

пить

или

варить

на

нём

кашу».

«Продавец:

«Это

молоко?»

«Покупатель: «Да!» Продавец: «Пожалуйста, возьмите».

Далее

пары

«продавец»

-

«покупатель»

меняются

ролями,

и

игра

продолжается.

Во

время

игры

воспитатель

обращает

внимание

детей

на

вежливые манеры общения покупателя и продавца. При необходимости он

напоминает детям вежливые слова и выражения. После игры самым вежливым

«продавцам»

и

«покупателям»

присваиваются

почётные

звания

«Самый

вежливый продавец» и «Самый вежливый покупатель».

«Поварята» (описание игры)

Воспитатель выставляет на наборное полотно плоскостную фигуру повара

Поварёшкина и предлагает детям отгадать загадку.

Дайте повару продукты –

Сахар, ягоды и фрукты, -

И тогда без промедленья

15

Сварит он для нас… (варенье)!

Воспитатель предлагает детям стать помощниками повара Поварёшкина –

поварятами.

Он раздаёт детям карточки с изображениями готовых блюд: «суп», «каша»,

«компот», «ватрушка». Затем воспитатель или ведущий (который выбирается

по считалке) показывает поочерёдно карточки с изображениями продуктов

питания:

«молоко»,

«яблоко»,

«мука»,

«картофель»,

«капуста»,

«творог»,

«сливочное масло», «яйцо», «лук», «груша», «брусника», «огурец», «кефир»,

«морская капуста», «рис». Если один из поварят считает, что этот продукт

необходим для приготовления его блюд, он называет продукт, изображённый,

на карточке, и берёт её себе. После того как нужные карточки будут отобраны,

поварята рассказывают о своих блюдах, раскладывая карточки и называя их.

Например: «Я готовил рисовую кашу. Для её приготовления я взял молоко, рис

и масло», «Я готовил суп (щи). Для его приготовления я взял капусту, морковь,

картофель, лук, зелень».

Дальнейшие варианты блюд продумывает сам воспитатель, используя

карточки с изображением готовых блюд.

«Загадки повара Поварёшкина» (описание игры)

Воспитатель устанавливает на наборном полотне плоскостную фигуру повара

Поварёшкина, объясняет детям, что на этот раз повар приготовил для них

загадки, и предлагает попробовать их разгадать.

1. Игровое задание «Как называется?»

Воспитатель выкладывает перед детьми карточку с изображениями блюда –

«каша», вокруг неё раскладывает карточки с изображениями разных круп:

«греча», «рис», «перловка», «геркулес», «пшено». Затем он предлагает детям

16

ответить, как будут называться каши из этих круп? Примеры ответов: «Каша

из гречи – гречневая» и т.д.

Затем

воспитатель предлагает детям вспомнить, какие ещё крупы кроме

представленных они знают, и просит ответить, как будут называться каши из

этих круп.

Далее

воспитатель

выкладывает

перед

детьми

акрточку

с

изображением

готового блюда – «суп», а вокруг неё – карточки с изображениями разных

продуктов:

«свекла»,

«рыба»,

«

капуста»,

«огурец».

Далее

воспитатель

предлагает детям ответить, как будет называться суп, если в него добавить из

этих продуктов. (Борщ, уха, щи, рассольник).

2. Игровое задание «Какая, Какой?, Какое?»

Воспитатель выкладывает перед детьми карточки с изображениями готовых

блюд: «пирог», «варенье», «сок», «ватрушка», «пюре», предлагает рассмотреть

и назвать их.

Далее воспитатель демонстрирует карточку с изображением черники и

предлагает

детям

ответить,

как

могут

называться

предложенные

готовые

блюда из черники.

Дети отвечают: «Черничный пирог, черничное варенье, черничный сок».

Далее воспитатель демонстрирует карточку с изображением яблока или

груши, и игра продолжается по тем же правилам.

3. Игровое задание «Зашифрованное слово»

Воспитатель

последовательно

выкладывает

перед

детьми

карточки

с

изображениями

фруктов,

овощей

и

орехов:

Он

объясняет,

что

этот

ряд

карточек

зашифрованное

название

название

любимого

торта

повара

Поварёшкина, и предлагает расшифровать слово, выделив начальные буквы в

названиях овощей, фруктов и орехов. («Сказка»).

Далее воспитатель добавляет карточки с изображениями овощей, фруктов и

орехов

и

предлагает

детям

самостоятельно

«зашифровать»

какое-нибудь

слово. Например: коса, сом, зола, кот, сок, плот, гол.

17

4. Игровое задание «За покупками»

Перед

игрой

воспитатель

выставляет

на

наборное

полотно

карточки

с

изображениями

различных

продуктов

питания

и

устанавливает

над

ними

вывеску «Магазин полезных продуктов».

Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Поварята – малыши

Собрались готовить щи.

Принесли бананы, гречи полстакана,

Мармелад добавили, перцем всё заправили!

Сели ждать у котелка,

Когда свариться еда.

Зря так ждали малыши –

Не понравились им щи.

Только зря старались –

Голодными остались.

Воспитатель выясняет у детей, почему щи у поварят не получились, какие

продукты

нужны

для

правильного

приготовления

этого

блюда.

Затем

воспитатель выдаёт детям карточки с изображениями готовых блюд, дети по

очереди «идут в магазин» и «покупают» нужные «продукты» (подходят к

наборному полотну и отбирают необходимые карточки). Затем воспитатель

вместе с детьми обсуждает правильность выбора.

Воспитатель

может

подбирать

карточки

к

игре

исходя

от

уровня

подготовленности детей.

«Меню для сказочных героев» (описание игры)

Воспитатель устанавливает на наборном полотне плоскостную фигурку

повара Поварёшкина и объясняет детям, что на этот раз к повару придут

необычные гости – сказочные герои. Повар Поварёшкин хочет угостить их не

18

только вкусными, но и полезными блюдами. Далее воспитатель предлагает

детям помочь повару составить меню для сказочных героев.

Первой в гости к повару Поварёшкину приходит Дюймовочка: на наборное

полотно

выставляется

её

плоскостное

изображение,

дети

вспоминают

и

называют сказку с участием данной героини.

Воспитатель просит детей подумать, какие продукты питания будут

особенно полезны Дюймовочке, и выкладывает карточки с изображениями

продуктов: морковь, шоколадный батончик, зелень, лук, крупы, чёрный хлеб,

чипсы.

Дети

высказывают

свои

предположения,

предлагают

различные

варианты

продуктов,

выставляя

карточки

с

их

изображениями

напротив

сказочного персонажа. Пример рассуждения: «Дюймовочка - очень маленькая

девочка, чтобы подрасти, ей нужно больше таких продуктов, как морковь,

зелень, лук, крупы, чёрный хлеб, сырые овощи, фрукты».

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть образовавшуюся рядом с

Дюймовочкой группу продуктов (продукты, для роста) и составить меню, то

есть

назвать

блюда,

которые

можно

приготовить,

используя

имеющиеся

продукты. Например: «На завтрак можно приготовить гречневую кашу. На

обед – суп, добавив в него морковь, зелень, лук, и не забыть подать к супу

хлеб. Вечером можно потушить овощи, а из фруктов сварить компот».

Далее

воспитатель

предлагает

детям

показать

Дюймовочке

специальную

зарядку «Достань яблоко», которая поможет ей немного подрасти.

Зарядка «Достань яблоко» (двигательное упражнение)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём в фруктовый сад!

Посмотри, какие

Яблони большие!

Ручкой левой потянись,

За яблочко ухватись.

19

Ручкой правой потянись,

За яблочко ухватись.

Дотянись, давай!

Плоды собирай!

Следующий гость повара Поварёшкина может быть любой персонаж из любой

сказки.

Двигательные упражнения «Геракл»

Жил Геракл давным – давно,

Мы расскажем про него:

Очень быстрый был Геракл –

Прыгать он не уставал,

Очень сильный был Геракл.

Очень ловкий был Геракл –

Далеко копьё метал,

И высокий был Геракл –

Он до неба доставал!

Никогда он не болел,

Потому что кашу ел!

«Часики»

Вышел повар как – то раз

Посмотреть, который час.

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так:

Тик – так.

Влево – тик,

Вправо - так.

20

И мы тоже можем так –

Тик – так, тик – так.

Что же, повар, ты стоишь,

За часами не следишь?

Чайный сервиз»

Вот с заваркой толстый чайник –

Очень важный, как начальник!

Рядом чашки расписные,

Ручки гнутые, крутые.

Вот насмешливые блюдца –

Они кружаться, смеются.

А вот ложечки для чая

Скромно головой качают.

Ну – ка, скатерть, развернись,

Чайный ждёт тебя сюрприз!

Вопросы к викторине «Магазин полезных продуктов»

1. Разложить продукты питания на четыре группы: (крупы, овощи, фрукты,

молочные продукты).

2. Дополнить группы продуктов недостающими продуктами.

3. Что

изменилось?

Например:

«Исчезла

морковь,

и

поменялись

местами

помидоры и капуста».

4. Прорекламировать продукт по схеме.

21

а.

Название

продукта,

принадлежность

к

группе

(фрукты,

овощи,

крупы,

молочные продукты… и т.д.)

б. «Адрес продукта» (где растёт, откуда привозят…)

в. Описание внешних качеств (размер, форма, цвет)

г. Вкусовые качества (сладкое, солёное, кислое, ароматное…)

д.

Как

можно

употреблять

в

пищу

(сырое,

варёное,

какие

блюда

можно

приготовить).

е. Чем полезно человеку (улучшает зрение, полезно для сердца и т.д.).

5. Разложить продукты к соответствующим карточкам – символам. Например:

«Полезно для мышц», « Полезно для укрепления скелета, костей», «Полезно

для сердца», « Полезно для глаз», «Полезно для зубов», «Полезно для роста»,

«Полезно для ума» , «Продукты красоты».

6.

К

карточкам

с

изображениям

готовых

блюд:

«суп»,

«каша»,

компот»,

«ватрушка»; нужно подобрать карточки с изображением продуктов питания:

молоко, яблоко, мука, картофель, капуста, творог, сливочное масло, яйцо, лук,

груша, брусника, огурец, кефир, морская капуста, рис.

7. Загадки.

8. Пословицы и поговорки о продуктах.

10. Стихи.

11. Правила здорового питания.

12. Чего не следует допускать во время еды.

22



В раздел образования