Напоминание

"Адаптация детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Кузьмина Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ"СОШ"Свердловский ЦО"
Населённый пункт: пгт Имени Свердлова,Всеволожский район,Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОУ «СОШ»Свердловский Центр Образования»

Отделение N4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

«Адаптация детей младшего

дошкольного возраста»

Воспитатель

первой категории

Кузьмина Ольга Сергеевна

В последние годы увеличивается количество родителей, которые обращаются

в детские учреждения с просьбой принять их малыша в группу сверстников.

Молодые мамы стремятся как можно раньше выйти на работу. А также они

хотят, чтобы с ребенком занимались профессиональные педагоги. По мнению

специалистов, для детей раннего возраста полезно общение с одногодками.

Многолетние

исследования

показывают:

положительное

влияние

на

течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя

социализация ребенка.

Эта проблема очень актуальна для нашего педагогического коллектива, т.

к. ежегодно в образовательное учреждение поступают малыши в возрасте от

2 до 4лет.

В настоящее время

назрела настоятельная потребность в повышение

информированности о современных проблемах психического и физического

здоровья детей.

Изменившиеся

социальные

условия

в

обществе,

нарастание

в

нем

материальных проблем и этических противоречий не может не повлиять на

ситуацию

в

дошкольном

образовании.

Все

чаще

и

чаще

воспитатели

вынуждены работать в чрезвычайно сложных педагогических условиях.

Родители,

часто

просто

игнорируя

интересы

собственных

детей,

приводят их в детские учреждения неподготовленными: не умеющими есть и

одеваться

самостоятельно,

не

контролирующими

свои

естественные

потребности,

не

соблюдающими

элементарные

нормы

поведения

в

коллективе.

Коллектив нашего учреждения делает все возможное для того, чтобы

жизнь

наших

самых

маленьких

воспитанников

с

первых

шагов

была

счастливой, а дом, где мы встречаем их – радостным, светлым и теплым.

Адаптация

(от

лат.

«приспособляю»)

это

сложный

процесс

приспособления

организма,

который

происходит

на

разных

уровнях

физиологическом, социальном, психологическом.

Педагогический

коллектив

группы

раннего

возраста

поставил

перед

собой

цель

выработать

единую

педагогическую

позицию,

от

которой

зависят

перспективы

нахождения

каждого

ребенка

в

детском

саду,

профилактика его возможных заболеваний и трудностей в развитии.

Для того чтобы адаптация прошла более успешно, пришли к тому, что

необходимо

создать

условия

для

согласованности

действий

родителей

и

воспитателей

по

сближению

подходов

к

индивидуальным

особенностям

ребенка в семье и детском саду. И зная динамику адаптации, провести работу

в следующем направлении:

1.

Диагностика возможного уровня адаптации детей.

2.

Исследование и диагностика социальных навыков детей.

3.

Выявление особенностей семейного воспитания.

4.

Прогноз вероятной степени адаптации детей.

5.

Комплексный подход к решению проблемы адаптации детей в группе

младшего возраста.

Когда

ребенок

отделяется

от

семьи

и

идет

в

детский

сад,

жизнь

и

взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для

того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам.

Обычно время приспособления условно разделяют на три периода:

- острый;

- подострый;

- компенсационный.

Самые

серьезные

трудности

ожидают

семью

в

острый

период.

Это

моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто

неожиданная

эмоциональная

реакция

как

ребенка,

так

и

его

родителей.

Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш

может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или

подавленным, много и безутешно плачущим.

Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того чему он

научился:

он

хуже

говорит,

становится

менее

самостоятельным,

чаще

оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые

простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция

на поведение ребенка только ухудшает ситуацию. Они часто не могут помочь

своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи. Поскольку не знают,

как

лучше

поступить

в

новой

ситуации.

Требуется

время,

чтобы

найти

нужное

решение.

Родителям

приходится

перестраивать

привычный

образ

жизни, перестраиваться под режим детского сада.

Для

всех

семей

острый

период

адаптации

индивидуален.

Он

может

иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят

о четырех вариантах адаптации:

-легкая адаптация - около месяца требуется семье, чтобы приспособиться

к новым условиям,

-адаптация средней тяжести – требуется три месяца,

-очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос –

стоит

ли

ребенку

оставаться

в

детском

саду,

возможно,

что

он

«несадовский» ребенок.

После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он

возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый

период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей –

период компенсации.

Темп

развития

малыша

ускоряется.

Он

радует

взрослых

своими

достижениями.

В

первую

очередь,

это

возросшая

самостоятельность,

развитие речи, коммуникабельность. Ему нравится ходить в сад.

Диагностика возможного уровня адаптации ребенка проводится в

ДОУ через:

- определение уровня социального развития ребенка,

- определение особенностей семейного воспитания.

Задачи первой встречи с семьей:

- провести предварительную диагностику ребенка;

- выявить особенности семейного воспитания;

- дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с

помещением ребенка в детский сад;

- прояснить намерения и возможности родителей в организации первого

месяца пребывания ребенка в детском саду;

-

дать

индивидуальные

рекомендации

по

подготовке

ребенка

к

посещению детского сада.

Исследование развития социальных навыков ребенка, таких как:

- уверенность в себе;

- самостоятельность, инициативность;

- способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым;

- эмоциональная чувствительность;

- усвоение простейших норм и правил поведения.

Особенности семейного воспитания:

- дают ли родители ребенку в первые минуты осмотреться или сразу

пытаются

вовлечь

его

во

что-либо,

например,

привлекая

внимание

к

игрушкам или деталям интерьера,

- заботятся ли родители о самочувствии ребенка во время пребывания в

группе,

- доверяют ли родители ребенку,

- сильно ли опекают,

- жестко ли контролируют,

- поддерживают детскую инициативу или подавляют,

- откровенны ли родители,

- легко ли вступают в контакт,

- насколько готовы к сотрудничеству.

Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование.

Беседа с родителями опирается на вопросы:

- о причинах помещения ребенка в детский сад,

- на исследование родительских ожиданий, связанных с этим,

- на осознание того, насколько высока вероятность реализации этих

ожиданий и от кого это зависит,

- от кого зависит благополучие ребенка в детском саду,

- чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой,

- в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном

этапе вхождения в новую среду,

- ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к

детскому саду и, в соответствии с этим, различных вариантов введения детей

в группу,

- советы родителям по подготовке их ребенка к детскому саду.

Проведение диагностики развития социальных навыков ребенка.

1

этап

обеспечение

эмоциональной

безопасности

ребенка,

установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития социальных навыков.

Установление доверительных отношений.

Знакомясь

с

родителями

и

ребенком

дать

возможность

осмотреться,

освоиться

в

новом

для

себя

пространстве.

Ненавязчиво

наблюдать,

если

малыш

внимательно

рассматривает

интерьер,

игрушки,

взрослых,

если,

устанавливая зрительный контакт, обращается с вопросом к взрослому, тогда

можно переходить ко 2 этапу диагностики. Чаще всего такие дети легко

привыкают к детскому саду.

Если ребенок жмется к родителям, не желает общаться с взрослым, не

торопиться,

дать

малышу

еще

пару

минут.

Заняться

какой-нибудь

привлекательной

для

малыша

деятельностью.

Для

того

чтобы

ребенок

почувствовал

себя

спокойнее,

направлять

его

внимание

на

телесные

ощущения

(потрогать).

Включение

телесных

ощущений

снижает

тревогу

ребенка и позволяет установить контакт.

Сначала это контакт через совместно переживаемые телесные ощущения

(я чувствую то же, что и ты), а затем и через непосредственные телесные

прикосновения,

когда

мы

касаемся

ручки

ребенка,

а

он

касается

нашей

ладони. Если ребенок прикоснулся к взрослому, если нам удалось установить

и удержать с ним зрительный контакт, можно считать, что первый этап

установления

отношений

пройден.

Если

не

удается

самостоятельно

установить

отношения

с

ребенком,

надо

попытаться

сделать

это

через

родителей.

У

детей,

отношения

с

которыми

удается

установить

только

через

родителей, высока вероятность тяжелой адаптации.

Исследования развития социальных навыков ребенка.

Уверенность.

- как ребенок входит в группу, он заходит сам или его подталкивают в

спину, либо тянут за собой родители?

- как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение?

- проявляет ли активность?

-стремится ли исследовать окружающий мир?

Самостоятельность.

- способен ли ребенок занять себя?

- сумеет ли в данных обстоятельствах развернуть игровые действия?

- уровень развития активной речи ребенка.

- частота обращения за поддержкой к родным.

Сотрудничество.

- придерживается ли ребенок общих правил норм?

- как реагирует на введение ограничений, на замечания и поощрения, на

изменение тона речи собеседника?

- проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая

внимания взрослого к чему-либо?

- обращается ли за помощью к взрослому?

- внешний вид малыша, эмоциональная выразительность или скупость

эмоций.

По

результатам

беседы

с

родителями

и

результатам

наблюдения

за

поведением ребенка складывается прогноз возможностей адаптации его и

основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от

семейного к общественному воспитанию.

Прогноз вероятной степени адаптации ребенка.

1.

Легкая адаптация.

Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде

чем остановить свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому

взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей

инициатив,

умеет

обратиться

с

вопросом

к

другому

человеку,

может

попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использовать в игре предметы –

заместители, например, понарошку кормит куклу, способен длительное время

удерживать

внимание

на

одной

игрушке,

его

речь

хорошо

развита,

настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются.

Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно

реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение.

Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не

опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его

настроение,

поддерживают

малыша

в

случае

необходимости.

Родители

уверены в себе, с доверием относятся специалисту, проявляют инициативу и

самостоятельность.

2. Адаптация средней тяжести.

Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями

взрослого. Напряженность постепенно спадает, ребенок может вступать в

контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь

может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше

ее.

На

замечания

и

поощрения

реагирует

адекватно,

может

нарушить

установленные правила и нормы поведения.

Родители

часто

не

доверяют

ребенку,

пытаются

дисциплинировать

малыша, делая ему замечания: не бери, не разбрасывай, веди себя хорошо.

Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком, со специалистом они

могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и

рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою

точку зрения.

3.

Тяжелая адаптация.

Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш

переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может

развернуть

игровых

действий,

выглядит

встревоженным,

замкнутым.

О

развитии

речи

можно

узнать

только

со

слов

родителей.

Замечания

или

похвала

оставляют

ребенка

безучастным,

либо

он

пугается

и

бежит

за

поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо

опекают его во всем.

4.

Очень тяжелая адаптация.

С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта.

Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет

освоиться

в

детском

саду.

Часто

родители

авторитарны,

вступают

в

конкуренцию со специалистом, демонстрируют свою компетентность во всех

вопросах.

Срок адаптационного периода в детском саду необходим всем, даже

абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению детям, чтобы не

подвергать их физическое здоровье серьезным испытаниям, а психику –

стрессу.

Перед педагогами группы раннего возраста была поставлена цель:

Разработать комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Для достижения поставленной цели были намечены задачи:

1.Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

2.Создать условия для успешного взаимодействия семьи и дошкольного

учреждения.

3. Формирование эмоционального контакта и доверия детей на основе

совместных игр и самостоятельных упражнений.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:

- в игровой зоне поместили игрушки, сухой бассейн с горкой, мягкие

модули, которые можно использовать как для конструирования, так и для

мебели – все строится здесь по мере надобности;

- в зеленой зоне – различные комнатные растения, огород, аквариум и

принадлежности для работы с природным материалом;

-

дидактические

пособия:

рамки-вкладыши,

пирамидки,

кубики,

матрешки расположились на полках, которые доступны детям.

- имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть

или отдохнуть;

- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой,

такие

игры

имеют

большие

развивающие

возможности,

но

в

период

адаптации успокаивающее и расслабляющее действие.

Работа

с

родителями.

Организуя

прием

вновь

поступающих

детей,

придерживаемся следующей системы:

- регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком

является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть

ритмичным,

согласованным

с

родителями.

Желательно,

чтобы

начало

посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки.

- заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет

раздеваться, где сидеть за столом, где спать.

- за 2-3 недели до поступления детей провести собрание с родителями,

познакомить их с трудностями адаптации, дать советы как их избежать.

- пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики,

игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня,

объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье

(режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в

связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад.

- до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время

для

посещения

вместе

с

ребенком

группы,

участка

детского

сада,

посоветовать

в

первые

дни

приводить

ребенка

накормленным

во

время,

соответствующее концу завтрака;

- обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в

детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно

папа или бабушка (дедушка);

-

помочь

родителям

спланировать

свой

распорядок,

так

как

время

пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно,

реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день

пребывания в группе;

- вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению

детского сада ;

- с помощью анкетирования обсудить, как можно облегчить привыкание

ребенка к новой обстановке;

-

обеспечивать

ребенку

одну

из

основных

его

потребностей

потребность в постоянстве окружения. Максимально приблизить условия

окружения к домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать

любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.)

Сохранять в период привыкания привычные для ребенка приемы ухода,

даже если они противоречат установкам педагога: покачать его на руках

перед сном, дать пустышку, если он к этому привык.

Нельзя насильно заставлять делать что-то по-другому;

-

объяснить,

что

капризы,

упрямство,

ухудшение

сна

и

аппетита

временные

реакции,

которые

можно

преодолеть

особым

вниманием

и

чуткостью,

но

не

заласкиванием,

помощью

во

всем,

чего

он

просит,

компенсацией возможного недосыпания и недоедания, обеспечением покоя,

во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные

привычки

ребенка,

в

том

числе

и

вредные,

и

ни

в

коем

случае

не

перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не

выказывая

неудовольствия

от

неадекватного

поведения,

отсутствия

самостоятельности и прочего;

-

вести

адаптационные

листы,

которые

помогут

отследить

течение

адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса

(Приложение 5);

-

по

поступлению

новичка

в

ясли

мы

должны

строго

следовать

установке:

теперь

все

проблемы

ребенка

наши

проблемы,

и

не

перекладывать вину на родителей, если они не сумели соответствующим

образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе.

Правильная

организация

игровой

деятельности

в

адаптационный

период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-

взрослый»,

«ребенок-ребенок»

и

обязательно

включающей

игры

и

упражнения.

Мы

стараемся

сформировать

у

ребенка

положительную

установку,

желание идти в детский сад. Прилагаем все усилия и умения для создания

атмосферы тепла, уюта и благожелательности в группе, чтобы дети могли

найти для себя занятия по душе.

Для смягчения адаптационного периода также используем различные

формы

воспитательно-образовательной

работы.

Наши

малыши

полноправные участники всех мероприятий детского сада. Они участвуют и в

различных конкурсах вместе с родителями, и в праздниках.

При

отслеживании

течения

адаптации

каждого

ребенка

и

вовремя

принятых

мер

по

облегчению

этого

процесса,

скорректированных

воспитательных воздействий, удалось достичь определенных результатов.

Результаты наблюдений, взятые за 4 года

(за основу взята группа из 20

человек)

Прогноз по

адаптации

Число детей

Течение

адаптации

Число детей

2013

2014

2015

2016

Готовы к

поступлению

6

9

Легкая адаптация

12

15

Условно готовы

13

8

Адаптация средней

тяжести

7

4

Не готовы

1

3

Тяжелая адаптация

1

1

- легкая адаптация

- средняя адаптация

- тяжелая адаптация

Все

изложенное

выше

позволяет

сделать

вывод

о

педагогической

эффективности охарактеризованного выше комплексного подхода к решению

проблемы

адаптации,

по

переходу

от

семейного

к

общественному

воспитанию.

Работая над данным направлением, педагогический коллектив нашего

ДОУ

пришёл

к

выводу,

что

четкая

профессионально

слаженная

работа

педагогов,

медиков,

участие

родителей

и

благополучный

микроклимат

в

детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста

к детскому саду.

Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду.

1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети,

почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.

Например, детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы

приводят

своих

детей.

Я

хочу,

чтобы

ты

познакомился

и

подружился

с

другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей: там

маленькие столики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания,

маленькие

шкафчики,

много

интересных

игрушек.

Ты

все

это

сможешь

посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют,

играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу,

чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу.

Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе,

что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в

этот сад своих детей, но берут туда не всех – тебе повезло, я скоро начну

водить

тебя

туда.

Но

нам

нужно

подготовиться

к

этому,

купить

все

необходимые вещи, выучить правила детского сада, имена воспитателей.

2. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку как ему

повезло – скоро он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в

присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком,

ведь его приняли в детский сад.

3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в

какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ

и

чем

чаще

вы

будете

его

повторять,

тем

спокойнее

и

увереннее

будет

чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша,

запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать

свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после

обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли

ребенок запомнил последовательность событий. Когда ребенок видит, что

ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя

увереннее.

4. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может

обратиться за помощью, как он это сделает.

Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я

хочу пить» и тебе нальют воды. Если ты захочешь в туалет, скажи об этом».

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому

требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и

иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу:

«воспитатель

не

сможет

одеть

сразу

всех

детей,

тебе

придется

немного

подождать».

5. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по

именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои

услуги другим детям.

6.

Разработайте

вместе

с

ребенком

несложную

систему

прощальных

знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

7.

Помните,

что

на

привыкание

ребенка

к

детскому

саду

может

потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.

Лучше

если

на

этот

период

у

семьи

будет

возможность

подстроиться

к

особенностям адаптации своего малыша.

8. Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад

необходим

именно

сейчас.

Ребенок

отлично

чувствует,

когда

родители

сомневаются

в

целесообразности

садовского

воспитания.

Любые

ваши

колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с

родителями. Легче и быстрее привыкают те дети, у родителей которых нет

альтернативы детскому саду.

9. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и

взрослых

сможет

построить

отношения.

Помогите

ребенку

в

этом.

Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в

присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о

Лене, Саше, Маше. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и

поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши

отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще

будет привыкнуть вашему ребенку.

10.

Совершенных

людей

нет.

Будьте

снисходительны

и

терпимы

к

другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо.

Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

11. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес

детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь

вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения.

Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без

меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а

потом

привыкаешь

и

становится

интересно.

Ты

молодец,

ты

смелый,

я

горжусь тобой. У тебя все получится!»

13. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду,

проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации,

о которых вы забыли.

14. Если вам нужна помощь, специалисты детского сада ждут вас!

Игры в адаптационный период с детьми младшего

дошкольного возраста..

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального

контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти

на

помощь

человека

(как

мама)

и

интересного

партнера

в

игре.

Эмоциональное

общение

возникает

на

основе

совместных

действий,

сопровождаемых

улыбкой

интонацией,

проявлением

заботы

к

каждому

малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не

чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает

взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места

проведения и т.д.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его

к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок

подходит,

воспитатель

его

обнимает:

«Ах,

какой

ко

мне

хороший

Коля

пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они

вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует

получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько

пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на

лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь

и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка

выдувать пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод

Ход

игры.

Воспитатель

держит

ребенка

за

руки

и

ходит

по

кругу,

приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Покружимся

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и

кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться,

прижимая к себе игрушку.

Затем

взрослый

читает

стишок

и

действует

в

соответствии

с

его

содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку

(например,

медведя)

так,

чтобы

она

немного

была

видна.

Говоря:

«Где

мишка?»,

ищет

его

вместе

с

ребенком.

Когда

малыш

найдет

игрушку,

взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой

прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет

его,

он

перебегает

и

прячется

в

другом

месте.

В

конце

игры

взрослый

предлагает спрятаться ребенку.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а

вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду

впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться,

приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении,

затем

в

другом,

потом

замедляет

ход,

останавливается

и

говорит:

«Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит,

что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от

куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла,

обнимает: «Вот мои ребятки».

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит

при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает

взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка

«ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

В

особом

внимании

и

индивидуальном

подходе

нуждаются

робкие,

застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их

душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами.

Затем

плотно

сжимает

кулаки

таким

образом,

чтобы

большие

пальцы

оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и

просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец

в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Игра с кистями рук.

Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить

их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя».

Складывает пальцы

каждой руки колечком и прикладывает к глазам,

изображая

бинокль.

Рисует

пальцем

«кисточкой»

кружки

на

щеках,

проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

Стучит

кулаком

о

кулак,

хлопает

в

ладоши.

Чередуя

такие

действия,

воспитатель

создает

определенную

последовательность

звуков,

например:

стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

Приведенные

ниже

игры

не

только

ободрят

робкого

и

развеселят

плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и

помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.

Покатаемся на лошадке.

Материал.

Лошадка-качалка

(если

лошадки

нет,

можно

посадить

ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «

Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».

Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала

быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает

ребенка.)

Малыш

повторяет

фразу

вместе

с

воспитателем,

затем

самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н»

протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

Подуй на шарик, подуй на вертушку.

Материал. Воздушный шарик, вертушка.

Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а

перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть

на

воздушный

шарик,

чтобы

он

высоко

взлетал,

и

предлагает

ребенку

повторить

действие.

Затем

взрослый

дует

на

вертушку,

чтобы

она

завертелась, ребенок повторяет.

Забава с увеличительным стеклом.

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает,

как

смотреть

на

нее

через

лупу.

Предлагает

ребенку

посмотреть

сквозь

увеличительное стекло на пальцы

и ногти – это обычно зачаровывает

малыша.

Прогуливаясь

по

участку,

можно

исследовать

цветок

или

кору

дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д.

Вместе с мишкой.

Материал. Игрушечный медвежонок.

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком,

например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить

из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой

другие манипуляции.

Игра с куклой.

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку),

попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

Соберем игрушки.

Ход

игры.

Пригласите

ребенка

помочь

вам

собрать

разбросанные

игрушки,

в

которые

он

играл.

Сядьте

рядом

с

малышом,

дайте

в

руки

игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку

и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете

игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки

собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в

общении

со

сверстниками.

Они

могут

с

интересом

наблюдать

друг

за

другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно

равнодушными

к

состоянию

и

настроению

другого

ребенка.

Взрослый

должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются

именно в адаптационный период.

Передай колокольчик.

Материал. Колокольчик.

Ход

игры.

Дети

сидят

на

стульях

полукругом.

В

центре

стоит

воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит:

«Тот

кого

я

позову,

будет

звонить

в

колокольчик.

Таня,

иди,

возьми

колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик

и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

Зайка.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по

кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет

песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка»

встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Позови.

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с

ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть –

покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты

хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры

Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и

игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует

создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам

каталки, машинки, мячи.

Мяч в кругу.

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч

друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками,

чтобы он катился в нужном направлении.

Все дальше и выше.

Материал. Яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии,

бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш

ловит мяч.

Бегом к дереву.

Ход игры. В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке –

привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к

дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в

другое,

отмеченное

лентой

место,

всякий

раз

объясняя,

что

собирается

делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к

дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

Мы топаем ногами.

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от

друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми

произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать

то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через

некоторое

время

воспитатель

говорит:

«Стой».

Вс е

останавливаются.

Мяч.

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель,

положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой.

Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним

играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Главной

фигурой

и

центром

внимания

для

двухлетних

детей

всегда

остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его

деятельностью.

Если

малыши

не

расположены

в

данный

момент

к

подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные

игры.



В раздел образования