Автор: Селиванова Раиса Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №21
Населённый пункт: Воронежская область, г.Борисоглебск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Формирование самостоятельности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для родителей
« Формирование самостоятельности
ребенка».
Подготовила:
воспитатель- Селиванова
Раиса Валерьевна
Борисоглебск – 2018 г.
Может ли быть ребенок самостоятельным? Часто, по разным причинам – из-
за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся
сделать все за него сами. А действительно ли мы помогаем ребенку?
Самостоятельность – это ценное качество, которое необходимо человеку в
жизни, и воспитывать его нужно с самого раннего детства. Дети часто
стараются выполнять различные действия самостоятельно, и нам важно
поддерживать их в этом.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню
подготовленности детей к школьному обучению. Являясь первой ступенью в
системе образования, детский сад выполняет важную функцию подготовки
детей к школе. Успешность дальнейшего обучения ребенка в школе зависит
от того, насколько качественно дошкольник будет подготовлен. Среди
многих качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют
самостоятельность ребенка, т.к. она способствует развитию его личности в
целом.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной
из самых актуальных. Основной стороной характера человека являются
волевые качества, и их воспитанию необходимо уделять серьезное
внимание. В коллективе сверстников, и в деятельности дошкольника в
первую очередь должны формироваться такие волевые черты как
самостоятельность, настойчивость, уверенность в своих силах, выдержка.
Самостоятельность способствует развитию личности в целом. Отличительной
особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
является организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы
действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети могут и
умеют направлять инициативу на то , чтобы лучше и быстрее выполнять
порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями
старших.
Ребенка, который еще плохо владеет нужными навыками, необходимо чаще
упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить,
что неудача временная, и если постараться, то все получится.
Безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами
должны будут находить выход из создавшейся положения, проявлять
самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует
вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчиненном
положении, объединять для работы с теми , кто умеет не только трудиться,
но и быть хорошим организатором.
Для того, чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по
собственной инициативе находить применение своим силам, необходимо на
первых порах давать им конкретные поручения, например: стереть пыль со
шкафа, полить и вымыть комнатные растения, сервировать стол. Такие
задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их
самостоятельно. В дальнейшем детей необходимо побуждать, самим
подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется внимательность,
наблюдательность, сообразительность.
Очень важно, учить дошкольников в процессе труда общаться дружелюбно,
спокойно, вежливо. Дети должны уметь контролировать свое поведение,
оценивать поступки. Взрослым же, в свою очередь, следует помнить, что
злоупотреблять нравоучительными беседами на этические темы не следует ,
т.к. это вызывает у детей негативное отношение к взрослому.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды
работ:
-протирать мебель;
-накрывать на стол, убирать посуду после еды, мыть ложки;
-подметать пол веником;
-приносить воду в небольших ведерках;
-содержать в порядке свои игрушки;
-помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареные овощи,
собирать ягоды;
-проявлять заботу о младших сестре, брате (помогать одеваться гулять,
играть);