Напоминание

"Принципы и способы здоровьесбережения воспитанников в условиях ДОУ"


Автор: Матушкина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Оленёнок
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Принципы и способы здоровьесбережения воспитанников в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Принципы и способы здоровьесбережения воспитанников

в условиях ДОУ

Принимая во внимание печальный факт ухудшения состояния здоровья

дошкольников, педагогам просто жизненно необходимо понимание

актуальности реализации здоровьесберегающих технологий. Ведь на

пребывание детей в учреждениях образования приходится время наиболее

интенсивной работы, связанной с напряжением большинства органов и систем

организма. Поэтому одна из важнейших и обязательных задач каждого

воспитателя и специалиста – так организовать процесс, чтобы он был щадящим

для здоровья ребенка в целом.

У кого есть здоровье - у того есть надежда,

У кого есть надежда - у того есть все!

(Восточная мудрость)

Что такое здоровье? Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

считают, что здоровье – это состояние полного физического, психического и

социального

благополучия,

а

не

просто

отсутствие

болезней

или

каких-то

физических дефектов.

Как вы думаете, что является главным показателем

здоровья? Продолжительность жизни человека! Ведь там, где нет здоровья, не

может быть и долголетия. Интересно, что в эпоху античного мира предельный

возраст жизни был равен 36 годам, в средние века – 40 годам, в середине ХIХ

века – 48 лет. В конце ХХ века продолжительность жизни в России составила 71

год

у

женщин

и

57

лет

у

мужчин.

В

нашей

стране

самая

низкая

продолжительность жизни в Европе. К тому же, по статистике, мужчины в

Росси живут на 14 лет меньше женщин. Такой ситуации нет ни в одной стране

мира. Самая высокая продолжительность жизни сегодня в Японии и Исландии –

80

лет,

самая

низкая

в

Чаде

(Африка)

39

лет.

Как

же

обстоит

дело

с

состоянием здоровья подрастающего поколения в нашей стране на сегодняшний

момент?

К

сожалению,

за

последние

годы

отмечается

ухудшение

состояния

здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны

здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской

академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14%

детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%.

По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое

место занимают болезни костно-мышечной системы. Увеличилось количество

детей

с

несоответствием

уровня

физического

развития

биологическому

возрасту, растет число функциональных отклонений. Негативные тенденции в

здоровье

детей

возникают

из-за

совокупности

причинно-следственных

факторов:

1.

ухудшение экологии;

2.

наследственность;

3.

ухудшения

материального

положения

семей,

материальной

базы

образовательных учреждений;

4.

неполноценное питание;

5.

господство учебно-дисциплинарной модели в повседневной жизни

ребенка, дефицит двигательной активности;

6.

низкий уровень знаний основ охраны и укрепления здоровья;

7.

недостаточность сформированности механизма внедрения

здоровьесберегающих

технологий

и

принципов

здорового

образа

жизни в практику образовательных учреждений.

Принимая во внимание печальный факт ухудшения состояния здоровья

дошкольников,

педагогам

просто

жизненно

необходимо

понимание

актуальности

реализации

здоровьесберегающих

технологий.

Ведь

на

пребывание

детей

в

учреждениях

образования

приходится

время

наиболее

интенсивной работы, связанной с напряжением большинства органов и систем

организма.

Поэтому

одна

из

важнейших

и

обязательных

задач

каждого

воспитателя и специалиста – так организовать процесс, чтобы он был щадящим

для здоровья ребенка в целом.

В этой связи справедлива и глубока высказанная выдающимся советским

педагогом В. А. Сухомлинским мысль, что «…забота о здоровье подрастающего

поколения – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей

зависит

их

духовная

жизнь,

мировоззрение,

умственное

развитие,

прочность

знаний,

вера

в

свои

силы».

Конечно,

педагогам

не

под

силу

справиться со всеми факторами ухудшения здоровья детей, но что касается

модели организации образовательного процесса и сформированности знаний

основ укрепления здоровья – на сегодняшний день это приемлемо и более того

– обязательно. Поэтому в каждый вид деятельности, независимо от формы

организации

необходимо

включать

элементы

здоровьесбережения,

учитывая

индивидуальные и возрастные особенности детей.

Что же такое здоровьесберегающие технологии? Это системный подход к

обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести

у щ е р б

зд о р о в ь ю

в о с п и т а н н и ко в .

С л ед уе т

от м е т и т ь ,

ч то

в с е

здоровьесберегающие

технологии,

применяемые

в

учебно-воспитательном

процессе,

можно

разделить

на

три

основные

группы:

технологии,

2

обеспечивающие

гигиенически

оптимальные

условия

образовательного

процесса;

технологии

оптимальной

организации

учебного

процесса

и

физической

активности

дошкольников;

разнообразные

психолого-

педагогические технологии, используемые на занятиях и в свободной от задач

образования деятельности педагогами и воспитателями.

Что касается обеспечения гигиенически оптимальных условий, то это всем

известные правила санитарии и гигиены, организация сквозных проветриваний

отсутствие

детей),

поддерживаемая

температура

воздуха

в

группах

в

пределах 20 – 25 градусов, соответствие режима дня гигиеническим нормам

длительности сна, бодрствования детей различного возраста групп, достаточное

пребывание

детей

на

свежем

воздухе.

Количество

и

продолжительность

организуемых занятий не должно превышать установленных норм по каждой

возрастной группе. Между занятиями необходимы обязательные перерывы, в

течение

которых

дети

будут

иметь

возможность

попить

воды,

посетить

туалетную комнату. В промежутках между занятиями можно использовать и

релаксационные методики, направленные на снятие напряжения, обеспечение

психологической

разгрузки;

дыхательные

упражнения

(они

улучшают

ритм

функционирования

систем

организма,

развивают

самоконтроль

и

произвольность);

психогимнастику,

элементы

самомассажа.

Приведем

примеры упражнений на регуляцию дыхания, способствующего мышечному

расслаблению, насыщению кислородом мозговых центров:

«Дыхательная гимнастика»

1.

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох.

Вдох левой ноздрей, правая - закрыта, выдох правой (при этом

закрывается левая). На выдохе постукать по ноздрям 5 раз. (8 – 10

вдохов и выдохов).

2.

На выдохе энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б».

3.

Несколько раз зевнуть и потянуться.

Упражнение

«Шарик».

Используя

воображение,

предложить

ребенку

представить

образ

желтого

теплого

шарика,

расположенного

в

животе,

надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания.

Задание: на выдохе пропеть отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з

переходит в с, о – у, ш-щ, и т.п.)

Упражнение

«Насос».

Исходное

положение:

ноги

слегка

расставлены,

руки опущены. Следить за осанкой, звуки произносить только при приседании:

1.

Подняться на носки (одновременно) и посмотреть на них.

3

2.

Медленно присесть (спина прямая).

3.

Колени в стороны, руки опустить вперед и произнести «ш-ш» - (2-5

раз)

4.

И.п.

Детскому

возрасту

присуща

потребность

в

двигательной

активности.

Ограниченное

движение

негативно

сказывается

на

нервной,

эндокринной

системах, приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и

кровообращения, что ослабляет организм в целом и ведет к более частым

заболеваниям. Поэтому двигательный режим дошкольника должен являться

обязательной составной частью общего распорядка дня. Чтобы удовлетворить

потребность в движении в ходе учебного процесса следует вводить гимнастику.

Если гимнастика используется до начала занятий, то это обеспечит быстрое

включение детей в активную работу. Цель таких мероприятий – активизировать

процессы

обмена,

стимулировать

дыхательную

функцию,

повысить

работоспособность и организовать воспитанников. Выполняемые упражнения

перед началом занятий не должны требовать сложной координации и силовой

нагрузки. В данном виде работы хорошо использовать упражнения с участием

мышц плечевого пояса (подъем и вращательные движения мышц рук и головы),

спины, живота (наклоны в четырех направлениях), ног (приседания, прыжки).

В ходе занятий необходимо обязательное использование физкультминуток

или физкультпауз. Они обеспечивают активный отдых, переключают внимание

с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные

явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют

повышению

внимания

и

активности

детей

на

следующем

этапе

занятия.

Каждому педагогу необходимо четко уяснить, что ни в коем случае дети не

должны в течение всего времени занятия находиться в одной позе (сидя за

партой или столом). Физкультминутки необходимо включать в ход каждого

занятия

по

любой

тематике.

Имеется

великое

разнообразие

вариантов

физкультурных пауз. Например:

Тик-так, тик-так, Наклоны туловищем вправо-влево.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

А внутри сидит кукушка, Присесть на корточки.

У нее своя избушка.

Прокукует птичка время, Подняться

Снова спрячется за дверью. Присесть.

4

А часы идут, идут, Шагать на месте.

Иногда вдруг отстают, Шаг замедлить.

А бывает, что спешат Бег на месте.

Словно убежать хотят.

Вот и кончилась игра

Нам за парты сесть пора.

С

целью

переключения

с

одного

вида

деятельности

на

другой

и

обеспечения

активного

отдыха,

необходимо

использование

подвижных

игр.

Организовывать

такие

игры

можно

между

занятиями,

особенно,

если

появляется

так

называемое

«окно»,

в

свободное

от

занятий

время,

для

организации

досуга

на

свежем

воздухе

во

время

прогулок.

Игры,

удовлетворяющие потребность детей в движении, тренируют функции дыхания,

сердечнососудистой

системы,

функции

обмена

веществ

и

просто

являются

прекрасным

средством

укрепления

организма

ребенка.

Помимо

всего

перечисленного,

подвижные

игры

имеют

и

развивающие

цели,

они

способствуют

формированию

ловкости,

координации,

умению

действовать

согласовано. Например:

«Змейка».

Описание: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую

образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону и держась за руки.

Водящий

бежит

по

причудливой

траектории,

делая

резкие

повороты

и

закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие

дети

из

игры

выбывают.

Выигрывают

те,

кто

дольше

всех

продержится

в

«змейке». Взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи,

который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших

правила игроков.

Также это такие известные игры, как «Горелки»,

«Казаки-разбойники»,

«Пятнашки», «Классики», «Салки» и многие другие.

5

В

любой

удобный

отрезок

времени

в

течение

пребывания

ребенка

в

дошкольном

учреждении

полезно

организовывать

пальчиковые

игры

и

упражнения. Как утверждают специалисты в области шиацу, пальцы наших рук

тесно

связаны

с

внутренними

органами,

и

особенно

с

головным

мозгом.

Известно, например, что у людей, страдающих различными заболеваниями

сердца,

часто

бывают

слабые

мизинцы.

Поэтому

тренировка

мизинца

положительно

сказывается

на

деятельности

сердца.

Что

касается

других

пальцев, то укрепление безымянного нормализует функцию печени, среднего –

благотворно действует на кишечник. А воздействие на большой палец улучшает

функциональные процессы, протекающие в головном мозге, укрепляет волю.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется

речедвигательный анализатор. Наибольшее воздействие импульсации от мышц

рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте,

пока

идет

формирование

моторной

области.

Поэтому

работа

по

развитию

мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте (в том числе при помощи

пальчиковых упражнений) имеет особое значение. Целесообразно и наиболее

эффективно

использовать

данный

метод

в

начале

или

конце

выполнения

ребенком письменных заданий.

Можно предложить следующие приемы:

1.

Растирание

или

массаж

каждого

пальчика

по

направлению

от

основания пальца к его концу.

2.

Сжать

пальцы

в

кулак

и

вращать

кисть

в

разных

направлениях.

Сначала

поочередно

каждой

рукой.

Затем

двумя

руками

одновременно.

3.

Сгибание

и

разгибание

пальцев.

Пальцы

разомкнуть

как

можно

шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой

рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: «Мы писали, мы

писали, наши пальчики устали».

4.

Положить

руки

ладонями

вверх.

Ребенок

поднимает

по

одному

пальцы

сначала

на

одной

руке,

потом

на

другой.

Упражнение

повторяется в обратном порядке.

5.

Быстро

касаться

кончиками

пальцев

большого

пальца.

В

одну

сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного

пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

Можно

использовать

пальчиковые

игры

и

в

забавных

стихотворных

вариантах. Данных методик великое множество.

Укрепления требуют не только мышцы рук, но и глаз. Их ослабление

является одной из главных причин плохого зрения у детей. Тренировка зрения

6

необходима

для

снятия

зрительного

утомления,

особенно

после

работы

на

близких расстояниях. Существует много простых и не требующих больших

усилий упражнений для глаз:

Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20

сек. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 сек.

Движения глазными яблоками. Сначала следует выполнять эти движения

влево и вправо до придела, но без чрезмерного напряжения и очень медленно.

Затем движение вверх-вниз, также медленно. Голову при этом не наклонять.

Выполнять

упражнение

по

4-5

раз

в

каждую

сторону.

Закрыть

глаза

и

расслабить мышцы на 30-40 сек.

Далеко

близко.

Дети

смотрят

в

окно.

Ведущий

называет

вначале

удаленный

предмет,

а

через

2-3

сек.

предмет,

расположенный

близко.

Упражнение повторяется 6-8 раз.

Повысить

сопротивляемость

организма

к

простудным

заболеваниям

и

одновременно

активизировать

мозговые

функции

(улучшить

внимание,

восприятие

и

речь)

поможет

массажная

гимнастика.

Большой

эффект

дает

массаж околоушной области, ушных раковин и упражнения с ними:

1.

Средние

пальцы

устанавливаем

перед

ушной

раковиной,

указательные

за

ушной

раковиной

(пальцы

«вилкой»).

Растирающие движения выполняются вертикально.

2.

Растирание ушной раковины сверху вниз большим и указательным

пальцами.

3.

Оттянуть мочки ушей вниз – 4 раза;

4.

Сделать 4 хлопка ушной раковины (свернуть ухо «пельменем»).

5.

Мягко завернуть верхний край ушной раковины 3 раза.

При построении методики обучения и воспитания на здоровьесберегающих

технологиях

необходимо

учитывать

и

психическое

самочувствие

ребенка.

Поэтому педагогам следует уделять должное внимание созданию обстановки

психологического комфорта в группах, овладевать тактикой сотрудничества,

пониманием

и

принятием

личности

ребенка,

использовать

методики

на

развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, способности

эффективно

взаимодействовать

в

общении.

Обычно

в

стремлении

успешно

подготовить

ребенка

к

обучению

в

школе

больший

акцент

делается

на

7

интеллектуальную готовность, в то время как комфортное психологическое

ощущение

не

просто

является

системообразующим,

а

определяющим

успешность дальнейшего обучения. Общеизвестно, что человек, находящийся в

гармонии с самим собой и с миром способен лучше воспринимать и усваивать

информацию. В этой связи важно переломить тенденцию руководствоваться

определением здоровья, имея в виду лишь его физическую составляющую. На

самом

деле

это

многогранное

понятие,

включающее

как

физическую

составляющую,

так

и

социально-психологический

и

духовно-нравственный

аспект.

Доброжелательная

обстановка

на

занятиях,

спокойная

беседа,

позитивная

реакция

воспитателя

на

желание

ребенка

выразить

свою

точку

зрения,

тактичное

исправление

допущенных

ошибок,

поощрение

к

самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не

весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию

способностей каждого ребенка и сохранению им здоровья.

Огромное

влияние

на

здоровье

ребенка,

по

результатам

исследований,

имеет и цветовое решение интерьера групп. Поэтому при выборе цветового

оформления необходимо учитывать, что: красный, оранжевый, желтый цвета

вызывают

психологическое

ощущение

тепла,

стимулируют

деятельность

вегетативной нервной системы, оказывают возбуждающее действие. Их цвета

рекомендуется использовать в игровой зоне. Холодные цвета – синий, зеленый,

голубой

производят

успокаивающий

эффект,

облегчают

напряжение

глаз,

способствуют сосредоточению внимания. Поэтому их лучше использовать в

зоне,

отведенной

для

занятий.

Для

спален

целесообразно

применять

разбеленные и приглушенные тона теплых оттенков.

Готовность

к

здоровому

образу

жизни

не

возникает

сама

собой,

а

формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой

родился и воспитывается ребенок. Поэтому большое внимание следует уделить

работе

с

родителями

воспитанников.

Это

могут

быть

выступления

с

сообщениями на родительских собраниях о величайшей и незаменимой роли

семьи в пропаганде здорового образа жизни, где еще и еще раз говорить о

пользе совместного активного отдыха и спортивной деятельности: посещение

тренажерного зала, спортклубов, бассейна, спортивные занятия на стадионе

всей семьей, лыжные семейные прогулки, о пользе

совместной трудовой

деятельности: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего

дома, выполнение работ на приусадебном участке.

Работа, проводимая с родителями воспитанников в данном аспекте, может

включать и проведение общегрупповых или общесадовских конкурсов: «Мама,

8

папа, я – спортивная семья», «Самая здоровая группа», «В здоровом теле –

здоровый дух» и т.п. Полезно и показательно будет совместное с родителями и

детьми изготовление стенгазет, фотоальбомов на темы: «Как я провел лето»,

«Наш

зимний

отдых»,

где

семья

сможет

продемонстрировать

интересные

моменты совместного активного отдыха, поделиться впечатлениями.

Подойдут и невербальные способы общения – изготовление санбюлетеней и

папок-передвижек с оздоровительной тематикой: «Закаливающие процедуры»,

«Оздоровительный массаж», «Питание ребенка-дошкольника», «Профилактика

нарушения осанки», «Лекарственные растения и их свойства» и прочее.

Литература:

1.

Ахутина

Т.В.

Здоровьесберегающие

технологии

обучения:

индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т.

7. №2. С.21 – 28

2.

Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших

школьников. СПб.: Речь, 2007.

3.

Оздоровление

детей

в

условиях

детского

сада./Под

ред.

Л.В.

Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.

Психолого-педагогическая поддержка муниципального образования:

Мат-лы городской научно-практической конф. февраль 2008г. /Отв.

ред.

Л.А.

Фионова;

Управление

народного

образования,

Учебно-

метадический м информационный центр. – Мичуринск-наукоград

РФ, 2008.

5.

Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие. – М.: Народное образование, 1998

6.

Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических

технологий

в

дошкольных

образовательных

учреждениях

/А.М.

Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.

9

7.

Сиротюк

А.Л.

Упражнения

для

психомоторного

развития

дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.

8.

Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. -

Мн.: НИО, 2001.

9.

Узорова

О.В.

Нефедва

Е.А.

Физкультурные

минутки.-

М.:

ООО

«Издательство

Астрель»:

ООО

«Издательство

АСТ»:

ЗАО

НПП

«Ермак», 2005.

10. Узорова О.В. Нефедва Е.А. Пальчиковая гимнастика.- М.: АСТ:

Астрель, 2005.

10



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники