Автор: Матушкина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Оленёнок
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Принципы и способы здоровьесбережения воспитанников в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Принципы и способы здоровьесбережения воспитанников
в условиях ДОУ
Принимая во внимание печальный факт ухудшения состояния здоровья
дошкольников, педагогам просто жизненно необходимо понимание
актуальности реализации здоровьесберегающих технологий. Ведь на
пребывание детей в учреждениях образования приходится время наиболее
интенсивной работы, связанной с напряжением большинства органов и систем
организма. Поэтому одна из важнейших и обязательных задач каждого
воспитателя и специалиста – так организовать процесс, чтобы он был щадящим
для здоровья ребенка в целом.
У кого есть здоровье - у того есть надежда,
У кого есть надежда - у того есть все!
(Восточная мудрость)
Что такое здоровье? Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
считают, что здоровье – это состояние полного физического, психического и
социального
благополучия,
а
не
просто
отсутствие
болезней
или
каких-то
физических дефектов.
Как вы думаете, что является главным показателем
здоровья? Продолжительность жизни человека! Ведь там, где нет здоровья, не
может быть и долголетия. Интересно, что в эпоху античного мира предельный
возраст жизни был равен 36 годам, в средние века – 40 годам, в середине ХIХ
века – 48 лет. В конце ХХ века продолжительность жизни в России составила 71
год
у
женщин
и
57
лет
у
мужчин.
В
нашей
стране
самая
низкая
продолжительность жизни в Европе. К тому же, по статистике, мужчины в
Росси живут на 14 лет меньше женщин. Такой ситуации нет ни в одной стране
мира. Самая высокая продолжительность жизни сегодня в Японии и Исландии –
80
лет,
самая
низкая
в
Чаде
(Африка)
–
39
лет.
Как
же
обстоит
дело
с
состоянием здоровья подрастающего поколения в нашей стране на сегодняшний
момент?
К
сожалению,
за
последние
годы
отмечается
ухудшение
состояния
здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской
академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14%
детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%.
По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое
место занимают болезни костно-мышечной системы. Увеличилось количество
детей
с
несоответствием
уровня
физического
развития
биологическому
возрасту, растет число функциональных отклонений. Негативные тенденции в
здоровье
детей
возникают
из-за
совокупности
причинно-следственных
факторов:
1.
ухудшение экологии;
2.
наследственность;
3.
ухудшения
материального
положения
семей,
материальной
базы
образовательных учреждений;
4.
неполноценное питание;
5.
господство учебно-дисциплинарной модели в повседневной жизни
ребенка, дефицит двигательной активности;
6.
низкий уровень знаний основ охраны и укрепления здоровья;
7.
недостаточность сформированности механизма внедрения
здоровьесберегающих
технологий
и
принципов
здорового
образа
жизни в практику образовательных учреждений.
Принимая во внимание печальный факт ухудшения состояния здоровья
дошкольников,
педагогам
просто
жизненно
необходимо
понимание
актуальности
реализации
здоровьесберегающих
технологий.
Ведь
на
пребывание
детей
в
учреждениях
образования
приходится
время
наиболее
интенсивной работы, связанной с напряжением большинства органов и систем
организма.
Поэтому
одна
из
важнейших
и
обязательных
задач
каждого
воспитателя и специалиста – так организовать процесс, чтобы он был щадящим
для здоровья ребенка в целом.
В этой связи справедлива и глубока высказанная выдающимся советским
педагогом В. А. Сухомлинским мысль, что «…забота о здоровье подрастающего
поколения – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение,
умственное
развитие,
прочность
знаний,
вера
в
свои
силы».
Конечно,
педагогам
не
под
силу
справиться со всеми факторами ухудшения здоровья детей, но что касается
модели организации образовательного процесса и сформированности знаний
основ укрепления здоровья – на сегодняшний день это приемлемо и более того
– обязательно. Поэтому в каждый вид деятельности, независимо от формы
организации
необходимо
включать
элементы
здоровьесбережения,
учитывая
индивидуальные и возрастные особенности детей.
Что же такое здоровьесберегающие технологии? Это системный подход к
обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести
у щ е р б
зд о р о в ь ю
в о с п и т а н н и ко в .
С л ед уе т
от м е т и т ь ,
ч то
в с е
здоровьесберегающие
технологии,
применяемые
в
учебно-воспитательном
процессе,
можно
разделить
на
три
основные
группы:
технологии,
2
обеспечивающие
гигиенически
оптимальные
условия
образовательного
процесса;
технологии
оптимальной
организации
учебного
процесса
и
физической
активности
дошкольников;
разнообразные
психолого-
педагогические технологии, используемые на занятиях и в свободной от задач
образования деятельности педагогами и воспитателями.
Что касается обеспечения гигиенически оптимальных условий, то это всем
известные правила санитарии и гигиены, организация сквозных проветриваний
(в
отсутствие
детей),
поддерживаемая
температура
воздуха
в
группах
в
пределах 20 – 25 градусов, соответствие режима дня гигиеническим нормам
длительности сна, бодрствования детей различного возраста групп, достаточное
пребывание
детей
на
свежем
воздухе.
Количество
и
продолжительность
организуемых занятий не должно превышать установленных норм по каждой
возрастной группе. Между занятиями необходимы обязательные перерывы, в
течение
которых
дети
будут
иметь
возможность
попить
воды,
посетить
туалетную комнату. В промежутках между занятиями можно использовать и
релаксационные методики, направленные на снятие напряжения, обеспечение
психологической
разгрузки;
дыхательные
упражнения
(они
улучшают
ритм
функционирования
систем
организма,
развивают
самоконтроль
и
произвольность);
психогимнастику,
элементы
самомассажа.
Приведем
примеры упражнений на регуляцию дыхания, способствующего мышечному
расслаблению, насыщению кислородом мозговых центров:
«Дыхательная гимнастика»
1.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох.
Вдох левой ноздрей, правая - закрыта, выдох правой (при этом
закрывается левая). На выдохе постукать по ноздрям 5 раз. (8 – 10
вдохов и выдохов).
2.
На выдохе энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б».
3.
Несколько раз зевнуть и потянуться.
Упражнение
«Шарик».
Используя
воображение,
предложить
ребенку
представить
образ
желтого
теплого
шарика,
расположенного
в
животе,
надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания.
Задание: на выдохе пропеть отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з
переходит в с, о – у, ш-щ, и т.п.)
Упражнение
«Насос».
Исходное
положение:
ноги
слегка
расставлены,
руки опущены. Следить за осанкой, звуки произносить только при приседании:
1.
Подняться на носки (одновременно) и посмотреть на них.
3
2.
Медленно присесть (спина прямая).
3.
Колени в стороны, руки опустить вперед и произнести «ш-ш» - (2-5
раз)
4.
И.п.
Детскому
возрасту
присуща
потребность
в
двигательной
активности.
Ограниченное
движение
негативно
сказывается
на
нервной,
эндокринной
системах, приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и
кровообращения, что ослабляет организм в целом и ведет к более частым
заболеваниям. Поэтому двигательный режим дошкольника должен являться
обязательной составной частью общего распорядка дня. Чтобы удовлетворить
потребность в движении в ходе учебного процесса следует вводить гимнастику.
Если гимнастика используется до начала занятий, то это обеспечит быстрое
включение детей в активную работу. Цель таких мероприятий – активизировать
процессы
обмена,
стимулировать
дыхательную
функцию,
повысить
работоспособность и организовать воспитанников. Выполняемые упражнения
перед началом занятий не должны требовать сложной координации и силовой
нагрузки. В данном виде работы хорошо использовать упражнения с участием
мышц плечевого пояса (подъем и вращательные движения мышц рук и головы),
спины, живота (наклоны в четырех направлениях), ног (приседания, прыжки).
В ходе занятий необходимо обязательное использование физкультминуток
или физкультпауз. Они обеспечивают активный отдых, переключают внимание
с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные
явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют
повышению
внимания
и
активности
детей
на
следующем
этапе
занятия.
Каждому педагогу необходимо четко уяснить, что ни в коем случае дети не
должны в течение всего времени занятия находиться в одной позе (сидя за
партой или столом). Физкультминутки необходимо включать в ход каждого
занятия
по
любой
тематике.
Имеется
великое
разнообразие
вариантов
физкультурных пауз. Например:
Тик-так, тик-так, Наклоны туловищем вправо-влево.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт.
А внутри сидит кукушка, Присесть на корточки.
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время, Подняться
Снова спрячется за дверью. Присесть.
4
А часы идут, идут, Шагать на месте.
Иногда вдруг отстают, Шаг замедлить.
А бывает, что спешат Бег на месте.
Словно убежать хотят.
Вот и кончилась игра
Нам за парты сесть пора.
С
целью
переключения
с
одного
вида
деятельности
на
другой
и
обеспечения
активного
отдыха,
необходимо
использование
подвижных
игр.
Организовывать
такие
игры
можно
между
занятиями,
особенно,
если
появляется
так
называемое
«окно»,
в
свободное
от
занятий
время,
для
организации
досуга
на
свежем
воздухе
во
время
прогулок.
Игры,
удовлетворяющие потребность детей в движении, тренируют функции дыхания,
сердечнососудистой
системы,
функции
обмена
веществ
и
просто
являются
прекрасным
средством
укрепления
организма
ребенка.
Помимо
всего
перечисленного,
подвижные
игры
имеют
и
развивающие
цели,
они
способствуют
формированию
ловкости,
координации,
умению
действовать
согласовано. Например:
«Змейка».
Описание: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую
образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону и держась за руки.
Водящий
бежит
по
причудливой
траектории,
делая
резкие
повороты
и
закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие
дети
из
игры
выбывают.
Выигрывают
те,
кто
дольше
всех
продержится
в
«змейке». Взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи,
который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших
правила игроков.
Также это такие известные игры, как «Горелки»,
«Казаки-разбойники»,
«Пятнашки», «Классики», «Салки» и многие другие.
5
В
любой
удобный
отрезок
времени
в
течение
пребывания
ребенка
в
дошкольном
учреждении
полезно
организовывать
пальчиковые
игры
и
упражнения. Как утверждают специалисты в области шиацу, пальцы наших рук
тесно
связаны
с
внутренними
органами,
и
особенно
с
головным
мозгом.
Известно, например, что у людей, страдающих различными заболеваниями
сердца,
часто
бывают
слабые
мизинцы.
Поэтому
тренировка
мизинца
положительно
сказывается
на
деятельности
сердца.
Что
касается
других
пальцев, то укрепление безымянного нормализует функцию печени, среднего –
благотворно действует на кишечник. А воздействие на большой палец улучшает
функциональные процессы, протекающие в головном мозге, укрепляет волю.
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется
речедвигательный анализатор. Наибольшее воздействие импульсации от мышц
рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте,
пока
идет
формирование
моторной
области.
Поэтому
работа
по
развитию
мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте (в том числе при помощи
пальчиковых упражнений) имеет особое значение. Целесообразно и наиболее
эффективно
использовать
данный
метод
в
начале
или
конце
выполнения
ребенком письменных заданий.
Можно предложить следующие приемы:
1.
Растирание
или
массаж
каждого
пальчика
по
направлению
от
основания пальца к его концу.
2.
Сжать
пальцы
в
кулак
и
вращать
кисть
в
разных
направлениях.
Сначала
поочередно
каждой
рукой.
Затем
–
двумя
руками
одновременно.
3.
Сгибание
и
разгибание
пальцев.
Пальцы
разомкнуть
как
можно
шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой
рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: «Мы писали, мы
писали, наши пальчики устали».
4.
Положить
руки
ладонями
вверх.
Ребенок
поднимает
по
одному
пальцы
сначала
на
одной
руке,
потом
на
другой.
Упражнение
повторяется в обратном порядке.
5.
Быстро
касаться
кончиками
пальцев
большого
пальца.
В
одну
сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного
пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
Можно
использовать
пальчиковые
игры
и
в
забавных
стихотворных
вариантах. Данных методик великое множество.
Укрепления требуют не только мышцы рук, но и глаз. Их ослабление
является одной из главных причин плохого зрения у детей. Тренировка зрения
6
необходима
для
снятия
зрительного
утомления,
особенно
после
работы
на
близких расстояниях. Существует много простых и не требующих больших
усилий упражнений для глаз:
Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20
сек. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 сек.
Движения глазными яблоками. Сначала следует выполнять эти движения
влево и вправо до придела, но без чрезмерного напряжения и очень медленно.
Затем движение вверх-вниз, также медленно. Голову при этом не наклонять.
Выполнять
упражнение
по
4-5
раз
в
каждую
сторону.
Закрыть
глаза
и
расслабить мышцы на 30-40 сек.
Далеко
–
близко.
Дети
смотрят
в
окно.
Ведущий
называет
вначале
удаленный
предмет,
а
через
2-3
сек.
предмет,
расположенный
близко.
Упражнение повторяется 6-8 раз.
Повысить
сопротивляемость
организма
к
простудным
заболеваниям
и
одновременно
активизировать
мозговые
функции
(улучшить
внимание,
восприятие
и
речь)
поможет
массажная
гимнастика.
Большой
эффект
дает
массаж околоушной области, ушных раковин и упражнения с ними:
1.
Средние
пальцы
устанавливаем
перед
ушной
раковиной,
указательные
–
за
ушной
раковиной
(пальцы
–
«вилкой»).
Растирающие движения выполняются вертикально.
2.
Растирание ушной раковины сверху вниз большим и указательным
пальцами.
3.
Оттянуть мочки ушей вниз – 4 раза;
4.
Сделать 4 хлопка ушной раковины (свернуть ухо «пельменем»).
5.
Мягко завернуть верхний край ушной раковины 3 раза.
При построении методики обучения и воспитания на здоровьесберегающих
технологиях
необходимо
учитывать
и
психическое
самочувствие
ребенка.
Поэтому педагогам следует уделять должное внимание созданию обстановки
психологического комфорта в группах, овладевать тактикой сотрудничества,
пониманием
и
принятием
личности
ребенка,
использовать
методики
на
развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, способности
эффективно
взаимодействовать
в
общении.
Обычно
в
стремлении
успешно
подготовить
ребенка
к
обучению
в
школе
больший
акцент
делается
на
7
интеллектуальную готовность, в то время как комфортное психологическое
ощущение
не
просто
является
системообразующим,
а
определяющим
успешность дальнейшего обучения. Общеизвестно, что человек, находящийся в
гармонии с самим собой и с миром способен лучше воспринимать и усваивать
информацию. В этой связи важно переломить тенденцию руководствоваться
определением здоровья, имея в виду лишь его физическую составляющую. На
самом
деле
это
многогранное
понятие,
включающее
как
физическую
составляющую,
так
и
социально-психологический
и
духовно-нравственный
аспект.
Доброжелательная
обстановка
на
занятиях,
спокойная
беседа,
позитивная
реакция
воспитателя
на
желание
ребенка
выразить
свою
точку
зрения,
тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение
к
самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не
весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию
способностей каждого ребенка и сохранению им здоровья.
Огромное
влияние
на
здоровье
ребенка,
по
результатам
исследований,
имеет и цветовое решение интерьера групп. Поэтому при выборе цветового
оформления необходимо учитывать, что: красный, оранжевый, желтый цвета
вызывают
психологическое
ощущение
тепла,
стимулируют
деятельность
вегетативной нервной системы, оказывают возбуждающее действие. Их цвета
рекомендуется использовать в игровой зоне. Холодные цвета – синий, зеленый,
голубой
производят
успокаивающий
эффект,
облегчают
напряжение
глаз,
способствуют сосредоточению внимания. Поэтому их лучше использовать в
зоне,
отведенной
для
занятий.
Для
спален
целесообразно
применять
разбеленные и приглушенные тона теплых оттенков.
Готовность
к
здоровому
образу
жизни
не
возникает
сама
собой,
а
формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой
родился и воспитывается ребенок. Поэтому большое внимание следует уделить
работе
с
родителями
воспитанников.
Это
могут
быть
выступления
с
сообщениями на родительских собраниях о величайшей и незаменимой роли
семьи в пропаганде здорового образа жизни, где еще и еще раз говорить о
пользе совместного активного отдыха и спортивной деятельности: посещение
тренажерного зала, спортклубов, бассейна, спортивные занятия на стадионе
всей семьей, лыжные семейные прогулки, о пользе
совместной трудовой
деятельности: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего
дома, выполнение работ на приусадебном участке.
Работа, проводимая с родителями воспитанников в данном аспекте, может
включать и проведение общегрупповых или общесадовских конкурсов: «Мама,
8
папа, я – спортивная семья», «Самая здоровая группа», «В здоровом теле –
здоровый дух» и т.п. Полезно и показательно будет совместное с родителями и
детьми изготовление стенгазет, фотоальбомов на темы: «Как я провел лето»,
«Наш
зимний
отдых»,
где
семья
сможет
продемонстрировать
интересные
моменты совместного активного отдыха, поделиться впечатлениями.
Подойдут и невербальные способы общения – изготовление санбюлетеней и
папок-передвижек с оздоровительной тематикой: «Закаливающие процедуры»,
«Оздоровительный массаж», «Питание ребенка-дошкольника», «Профилактика
нарушения осанки», «Лекарственные растения и их свойства» и прочее.
Литература:
1.
Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т.
7. №2. С.21 – 28
2.
Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших
школьников. СПб.: Речь, 2007.
3.
Оздоровление
детей
в
условиях
детского
сада./Под
ред.
Л.В.
Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4.
Психолого-педагогическая поддержка муниципального образования:
Мат-лы городской научно-практической конф. февраль 2008г. /Отв.
ред.
Л.А.
Фионова;
Управление
народного
образования,
Учебно-
метадический м информационный центр. – Мичуринск-наукоград
РФ, 2008.
5.
Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. – М.: Народное образование, 1998
6.
Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических
технологий
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
/А.М.
Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
9
7.
Сиротюк
А.Л.
Упражнения
для
психомоторного
развития
дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
8.
Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. -
Мн.: НИО, 2001.
9.
Узорова
О.В.
Нефедва
Е.А.
Физкультурные
минутки.-
М.:
ООО
«Издательство
Астрель»:
ООО
«Издательство
АСТ»:
ЗАО
НПП
«Ермак», 2005.
10. Узорова О.В. Нефедва Е.А. Пальчиковая гимнастика.- М.: АСТ:
Астрель, 2005.
10