Напоминание

Развитие устной речи


Автор: Иванова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида п. Присковый
Населённый пункт: Забайкальский край, Нерчинский район, п. Приисковый
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Развитие устной речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
1. Формирования родового понятия “Насекомые”; 2. Развивать лексическую подсистему речевого умения: - расширять объём словаря по данной теме, развивать умение точного, согласно значению, использования слов; - формировать систему обобщающих слов-понятий; - определять значение незнакомых слов при помощи словаря. 3) развивать грамматическую подсистему речевого умения: В области словоизменения: - устанавливать грамматические связи между словами; - дифференцировать существительные именительного падежа единственного и множественного числа; - образовывать предложно-падежные конструкции; - согласование прилагательных с существительными; - согласование сказуемых с существительными. В области словообразования: - образовывать существительные с помощью суффикса
– ище
,
ища
со значением увеличительности; - образовывать существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; - образовывать и дифференцированно употреблять в речи приставочные глаголы; - формировать синтаксическую структуру предложений.
2. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
- ориентироваться в пространственных отношениях объектов в их взаимном расположении.
3. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
- развивать умение дифференцировать цвета; - развивать умение целостного восприятия предмета; - формирование представлений о форме и величине объектов; - совершенствовать умения слухового восприятия речевых звуков
4. РАЗВИТИЕ ВПФ
- развитие памяти, воображения.
5. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- развивать статическую координацию движений (навыки удержания пальцевой позы; - развивать подвижность пальцев.
6. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

- экологическое воспитание, формирование чувства доброжелательности, сопереживания по отношению к насекомым.
Оборудование, действующие лица:
- изображения (фотографии) насекомых на стене, резиновые фигурки насекомых, лупа, волчок, письма-вопросы, игры: “Разрезная картинка”, “Вкладыши”, “Найди отличие”, письмо-сюрприз (раскраски)
Ход занятия

1.

Организационный момент

Воспитатель:
Ребята, сегодня чудесный весенний день! Мы так рады приходу весны, что хочется петь. Давайте споём нашу весеннюю распевку.
Упражнение “Весной”
(по методу В. Емельяновой и М. Лазаревой) Наступила весна (дети поют восходящий звукоряд на слог “ля”), Солнце светит ярко (дети поднимают руки вверх) И сосулькам жарко (дети произносят “кап”, ударяя пальцами по ладони другой руки), Ручейки бегут, песенки поют (дети показывают рукой “волну”) Появились жуки (дети продолжительно тянут звук [ж], положив ладонь на грудь), Мухи (дети произносят звук [н], положив ладонь на темя), Комары (дети произносят звук [з], положив руку на шею спереди), Пчёлы (произносят звук [в], приложив ладони к щекам), Даже дедушка-медведь начал громко песни петь (дети поют слог “ра”).
2.

Основная часть

Логопедический блок

Воспитатель:
Скажите мне, ребята ,а где живёт медведь? (в лесу). А вы хотите оказаться в весеннем лесу? Путешествие мы начинаем и в лес попадаем! Отправляемся в поход, Много нас открытий ждёт. Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. По тропинке мы пойдём, Куда мы с вами попадём?
Воспитатель:
Ребята, что я вижу? На тропинке чьи-то следы-следочки. Чьи они? Кто-то по тропинке
что сделал?
(побежал), к пеньку
что сделал?
(подбежал), вокруг пенька
что

сделал?
(обежал), от пенька
что сделал?
(отбежал). Этот незнакомец – жук-олень. Ребята, а почему он так называется? (сходство с оленьими рогами)
Жук-олень оленя встретил И рогами как пихнёт! А олень и не заметил, Как он шёл, так и идёт. “Вот невежа, вот нахал!” - Вслед оленю жук сказал И. Наумова
Воспитатель:
Куда нас привёл жук-олень? Мы на полянке, где не одно насекомое, а много (насекомых), не один жук, а много (жуков), не одна бабочка, а много (бабочек). -А это всё кто? (насекомые) Объявление темы
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим о насекомых, узнаем о них много нового и интересного. - Кого я вижу? В правом верхнем углу – муха.
Что она делает?
– муха летит. - Кого видит Егор? (развёрнутые ответы) - Кому обрадовался Миша? - О ком думает Виталий? - Кем любуется Катя? - Кем восхищается Ира? Обобщение -А это всё кто? (это насекомые) Мы восхищаемся бабочкой, потому что она
какая?
(нежная, воздушная, красивая). Мимическая гимнастика – восхищение. Улыбнулись кузнечику, он
какой?
(сильный, ловкий) – улыбка, радость. Удивились шмелю, он
какой?
(шумный, мохнатый) – удивление. Немного испугались таракана, он
какой?
(неприятный, усатый) – испуг. Минутка отдыха
Воспитатель
:Волшебство я начинаю. В насекомых вас я превращаю. (дети выполняют движения в соответствии с взятыми на себя образами. По сигналу “ Стой!” они отвечают на вопрос “Кто ты?”) – Конкретизация Обобщение Кто вы все? (насекомые) О ком мы сегодня говорим? (о насекомых) Почему я говорю:
Кто это?
(потому что это живые существа). Как мы должны относиться к живым, беззащитным существам? (не обижать, беречь).

Воспитатель:
Мы идём дальше. Проходим на полянку, видим много насекомых. Давайте расскажем стихотворения о них. Стихотворения детей
Кузнечик
Где он? Найди. (проговаривание: кузнечик на травинке)
Бабочка
( бабочка на пеньке)
Муравей
( муравей под пеньком)
Стрекоза
( стрекоза за пеньком
Жук
( жук около пенька) Дети берут в руки насекомых.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим насекомых и назовём части тела (голова, брюшко, лапки, крылья, усики) Под лупой голова становится головищей, лапы – лапищами, глаза - глазищами, усы – усищами. -А на самом деле насекомые маленькие и беззащитные. Давайте их назовём ласково с любовью (муравьишка, пчёлка, паучок, комарик, стрекозка) Этюд-релаксация, с элементами пальчиковой гимнастики
Воспитатель:
Волшебство я начинаю и в пчёл вас превращаю (дети летают, как пчёлки). Где же дом у пчёл? Пальчиковая гимнастика “Пчёлки” - Пчёлки полетели на луг, где много весенних цветов (у детей в руках цветы). Пчёлки вдыхают аромат цветов (нос – вдох, рот – выдох) Пчёлкам нужен покой, отдых (дети с закрытыми глазами слушают рассказ дефектолога) Дефектолог готовится к игре “ Что? Где? Когда?” Путешествие мы завершаем и в группу попадаем.
Воспитатель:
Мы с вами посмотрели на насекомых, а теперь поиграем в игру “Что? Где? Когда?” С нами игроки (дети называют свои имена, садятся за стол) Тема игры: “ Шестиногие малыши”. Нам помогут наши гости. Крутится волчок. Гости зачитывают задания. 1. Ты всё видишь, стрекоза, Большие у тебя глаза! Твой стрекочущий полёт, Будто в небе вертолёт, А при экстренной посадке Выставляешь смело лапки,
Собери стрекозу – смело ты вступай в игру!

(игра “РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА” - инструкция дефектолога повторно) 2. Повстречала я жука, Но грустны его глаза: “ На крыле дыра и вот - Не могу пойти в полёт.
Поскорей нужна заплатка,
Помогите мне ребятки!” (игра “Вкладыши” - инструкция дефектолога повторно) 3. Две красивые картинки, Как на озере кувшинки, Как ладошки, как снежинки, Удивительно похожи, точно капельки в дожде,
Но отличия в них есть,

Покажи ты мне их здесь!
(игра “Найди отличия” - инструкция дефектолога повторно)
4. Заключение

Воспитатель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие и игра? Обобщение О ком мы говорили на занятии? ( о насекомых) Сюрпризный момент Письмо из леса с раскрасками (рисунки насекомых) Конкретизация Дети называют, кто изображён на их рисунках


В раздел образования