Автор: Иванова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида п. Присковый Населённый пункт: Забайкальский край, Нерчинский район, п. Приисковый Наименование материала: конспект занятия Тема: Развитие устной речи Раздел: дошкольное образование
. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
1.
Формирования родового понятия “Насекомые”;
2.
Развивать лексическую подсистему речевого умения:
- расширять объём словаря по данной теме, развивать умение точного, согласно значению,
использования слов;
- формировать систему обобщающих слов-понятий;
- определять значение незнакомых слов при помощи словаря.
3) развивать грамматическую подсистему речевого умения:
В области словоизменения:
- устанавливать грамматические связи между словами;
- дифференцировать существительные именительного падежа единственного и множественного
числа;
- образовывать предложно-падежные конструкции;
- согласование прилагательных с существительными;
- согласование сказуемых с существительными.
В области словообразования:
- образовывать существительные с помощью суффикса – ище , ища со значением
увеличительности;
- образовывать существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- образовывать и дифференцированно употреблять в речи приставочные глаголы;
- формировать синтаксическую структуру предложений.
2. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
- ориентироваться в пространственных отношениях объектов в их взаимном расположении.
3. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
- развивать умение дифференцировать цвета;
- развивать умение целостного восприятия предмета;
- формирование представлений о форме и величине объектов;
- совершенствовать умения слухового восприятия речевых звуков
4. РАЗВИТИЕ ВПФ
- развитие памяти, воображения.
5. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- развивать статическую координацию движений (навыки удержания пальцевой позы;
- развивать подвижность пальцев.
6. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ
- экологическое воспитание, формирование чувства доброжелательности, сопереживания по
отношению к насекомым.
Оборудование, действующие лица:
- изображения (фотографии) насекомых на стене, резиновые фигурки насекомых, лупа, волчок,
письма-вопросы, игры: “Разрезная картинка”, “Вкладыши”, “Найди отличие”, письмо-сюрприз
(раскраски)
Ход занятия
1.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня чудесный весенний день! Мы так рады приходу весны, что хочется
петь. Давайте споём нашу весеннюю распевку.
Упражнение “Весной”
(по методу В. Емельяновой и М. Лазаревой)
Наступила весна (дети поют восходящий звукоряд на слог “ля”),
Солнце светит ярко (дети поднимают руки вверх)
И сосулькам жарко (дети произносят “кап”, ударяя пальцами по ладони другой руки),
Ручейки бегут, песенки поют (дети показывают рукой “волну”)
Появились жуки (дети продолжительно тянут звук [ж], положив ладонь на грудь),
Мухи (дети произносят звук [н], положив ладонь на темя),
Комары (дети произносят звук [з], положив руку на шею спереди),
Пчёлы (произносят звук [в], приложив ладони к щекам),
Даже дедушка-медведь начал громко песни петь (дети поют слог “ра”).
2.
Основная часть
Логопедический блок
Воспитатель: Скажите мне, ребята ,а где живёт медведь? (в лесу). А вы хотите оказаться в
весеннем лесу? Путешествие мы начинаем и в лес попадаем!
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
По тропинке мы пойдём,
Куда мы с вами попадём?
Воспитатель: Ребята, что я вижу? На тропинке чьи-то следы-следочки. Чьи они? Кто-то по
тропинке что сделал? (побежал), к пеньку что сделал? (подбежал), вокруг пенька что
сделал? (обежал), от пенька что сделал? (отбежал). Этот незнакомец – жук-олень. Ребята, а
почему он так называется? (сходство с оленьими рогами)
Жук-олень оленя встретил
И рогами как пихнёт!
А олень и не заметил,
Как он шёл, так и идёт.
“Вот невежа, вот нахал!” -
Вслед оленю жук сказал
И. Наумова
Воспитатель: Куда нас привёл жук-олень? Мы на полянке, где не одно насекомое, а много
(насекомых), не один жук, а много (жуков), не одна бабочка, а много (бабочек).
-А это всё кто? (насекомые)
Объявление темы
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о насекомых, узнаем о них много нового и интересного.
- Кого я вижу? В правом верхнем углу – муха. Что она делает? – муха летит.
- Кого видит Егор? (развёрнутые ответы)
- Кому обрадовался Миша?
- О ком думает Виталий?
- Кем любуется Катя?
- Кем восхищается Ира?
Обобщение
-А это всё кто? (это насекомые)
Мы восхищаемся бабочкой, потому что она какая? (нежная, воздушная, красивая). Мимическая
гимнастика – восхищение.
Улыбнулись кузнечику, он какой? (сильный, ловкий) – улыбка, радость.
Удивились шмелю, он какой? (шумный, мохнатый) – удивление.
Немного испугались таракана, он какой? (неприятный, усатый) – испуг.
Минутка отдыха
Воспитатель :Волшебство я начинаю. В насекомых вас я превращаю.
(дети выполняют движения в соответствии с взятыми на себя образами. По сигналу “ Стой!” они
отвечают на вопрос “Кто ты?”) – Конкретизация
Обобщение
Кто вы все? (насекомые) О ком мы сегодня говорим? (о насекомых)
Почему я говорю: Кто это? (потому что это живые существа). Как мы должны относиться к живым,
беззащитным существам? (не обижать, беречь).
Воспитатель: Мы идём дальше. Проходим на полянку, видим много насекомых. Давайте
расскажем стихотворения о них.
Стихотворения детей
Кузнечик Где он? Найди. (проговаривание: кузнечик на травинке)
Бабочка ( бабочка на пеньке)
Муравей ( муравей под пеньком)
Стрекоза ( стрекоза за пеньком
Жук ( жук около пенька)
Дети берут в руки насекомых.
Воспитатель: Давайте рассмотрим насекомых и назовём части тела (голова, брюшко, лапки,
крылья, усики)
Под лупой голова становится головищей, лапы – лапищами, глаза - глазищами, усы – усищами.
-А на самом деле насекомые маленькие и беззащитные. Давайте их назовём ласково с любовью
(муравьишка, пчёлка, паучок, комарик, стрекозка)
Этюд-релаксация, с элементами пальчиковой гимнастики
Воспитатель: Волшебство я начинаю и в пчёл вас превращаю (дети летают, как пчёлки). Где же дом
у пчёл?
Пальчиковая гимнастика “Пчёлки”
- Пчёлки полетели на луг, где много весенних цветов (у детей в руках цветы). Пчёлки вдыхают
аромат цветов (нос – вдох, рот – выдох)
Пчёлкам нужен покой, отдых (дети с закрытыми глазами слушают рассказ дефектолога)
Дефектолог готовится к игре “ Что? Где? Когда?”
Путешествие мы завершаем и в группу попадаем.
Воспитатель: Мы с вами посмотрели на насекомых, а теперь поиграем в игру “Что? Где? Когда?” С
нами игроки (дети называют свои имена, садятся за стол) Тема игры: “ Шестиногие малыши”. Нам
помогут наши гости.
Крутится волчок.
Гости зачитывают задания.
1. Ты всё видишь, стрекоза,
Большие у тебя глаза!
Твой стрекочущий полёт,
Будто в небе вертолёт,
А при экстренной посадке
Выставляешь смело лапки,
Собери стрекозу – смело ты вступай в игру!
(игра “РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА” - инструкция дефектолога повторно)
2. Повстречала я жука,
Но грустны его глаза:
“ На крыле дыра и вот -
Не могу пойти в полёт.
Поскорей нужна заплатка,
Помогите мне ребятки!”
(игра “Вкладыши” - инструкция дефектолога повторно)
3. Две красивые картинки,
Как на озере кувшинки,
Как ладошки, как снежинки,
Удивительно похожи, точно капельки в дожде,
Но отличия в них есть,
Покажи ты мне их здесь!
(игра “Найди отличия” - инструкция дефектолога повторно)
4. Заключение
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие и игра?
Обобщение
О ком мы говорили на занятии? ( о насекомых)
Сюрпризный момент
Письмо из леса с раскрасками (рисунки насекомых)
Конкретизация
Дети называют, кто изображён на их рисунках