Напоминание

Организация, формы и методы проведения, система контроля внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Обществознание"


Автор: Потапова Виктория Николаевна
Должность: преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБП ОУ КК "Краснодарский колледж элестронного приборостроения"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Организация, формы и методы проведения, система контроля внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Обществознание"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснодарский колледж электронного приборостроения» Краснодарского края
Методическое пособие

Организация, формы и методы проведения, система контроля

внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине

«Обществознание»
составлено преподавателем ГБОУ СПО «ККЭП» В.Н. Потаповой Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол № 10 от 17 июня 2015 г. Председатель цикловой комиссии ОГСЭД В.Н.Потапова 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
1. Пояснительная записка 2. Тематическое планирование 3. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы 4. Система контроля и оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов 5. Перечень литературы
1. Пояснительная записка

По дисциплине «Обществознание» из 117 часов, отведенных на ее изучение, на внеаудиторную самостоятельную работу студентов дается 40 часов. Основными видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются: - для овладения знаниями: чтение текста ( учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста, выписки из текста; ознакомление с нормативными материалами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета и др; - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом(учебника, первоисточника, дополнительной литературы); для систематизации учебного материала; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста(аннотирование, рецензирование, реферирование, контент- анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тематических кроссвордов; тестирование и др. -формирование умений: подготовка к деловым играм; составление и представление презентаций; Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине «Обществознание» планируется исходя из дифференцированного подхода к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который вклю чат цель з адания, его содержа ние, сроки в ы п ол н е н и я , ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Преподаватель предупреждает студентов о типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины или дополнительных консультаций во внеурочное время. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с предоставлением изделия или продукта творческой деятельности студента освоения студента Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются – -уровень освоения студентом учебного материала; -умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; -сформированность общеучебных умений; -обоснованность и четкость изложения ответа; -оформление материала и соответствие требованиям; В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

2. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование разделов и тем

Количество часов

для отделений

ЭВТ,АСУ, РАС

Количество часов

для отделения

ЭПК
Тема 1. Человек как творец и творение культуры 4 4 Тема 2. Духовная жизнь общества 4 4 Тема 3. Общество как сложная динамическая система 4 4 Тема 4. Экономика 4 - Тема 5. Социальная сфера общества 4 4 Тема 6. Политика 4 4 Тема 7. Человек в системе общественных отношений 5 5 Тема 8. Правовое регулирование общественных отношений 4 - Написание рефератов по темам дисциплины 7 5 Всего часов 40 30
3. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы


Содержание

Задание

Форма контроля

Тема 1
1.Человеческие потребности и интересы и их классификация Составить план- конспект, используя учебники по обществознанию, материалы Интернет Семинар 1. Каким образом различаются потребности человека, как они соотносятся с его возможностями и способностями 2. В чем состоит процесс возвышения потребностей? Покажите соотношение между удовлетворением потребностей и свободой выбора человека 3. Что такое интересы человека и какими они бывают? 2.Ненаучное познание Самостоятельная работа с текстом учебника «Человек и общество» под ред. Л.Н. Боголюбова §10 Ответить письменно на вопросы: 1. Что такое миф, как возникли они? Какие знания дает миф для современного человека? 2. Что такое сказки, героический эпос? 3. Чем отличается жизненная практика от других форм познания? Какую роль играет жизненный опыт для человека? 4. Какие формы народной мудрости вы знаете? В чем их различия? 5.Что такое паранаука? Почему она имеет право на существование? 6.Перечислите характерные особенности паранауки. 7.Что можно познать средствами искусства? 3.Философские взгляды на проблему истины Составление плана и тезисов ответа Сообщения студентов 1. Сущность понятия «истина». Объясните изречение: «Платон мне друг, но истина дороже» 2. Характеристика позиции философов разных
направлений. 3. Какова роль практики в процессе познания? 4. Виды истин и их характеристика
Тема 2
1. Развитие науки и искусства на Кубани Использование материалов Интернета и местных СМИ, литературы Доклады 1. История кубанских театров 2. Музеи Краснодара или Кубани 3. Ученые Кубани (на примере одного или нескольких) 4. Писатели и поэты Кубани 5. Фольклорное творчество 6. Культура Кубани- многонациональная культура 2.Составление презентаций по теме Использование материалов Интернета, литературы 1. Понятие культуры 2. Мораль и право 3. Искусство 4. Религия 5. Наука
Тема 3
1.Определение основных путей развития общества Самостоятельная работа с учебником «Человек и общество» под ред.Л.Н. Боголюбова §22-23 самоотчет 2. Определение направлений развития общества Использование материалов Интернета и литературы для составления плана- конспекта Зачет 1. Формационная теория К.Маркса 2. Цивилизация и культура 3. Классификация цивилизаций и их характеристика 3. Экологические проблемы на Кубани Использование материалов Интернета и местных СМИ, литературы Семинар 1. Экологическая обстановка на Кубани. 2. Краснодар и его экология. 3. Загрязнение водной среды. 4. Вырубка леса на Кубани 5. Состояние кубанской почвы
Тема 4
1.Товар и деньги Ответы на контрольные вопросы 1. Что такое товар? 2. Какие виды товаров бывают?
3. В чем сущность товарного производства? 4. Что такое деньги? 5. История денежного обращения 6. Каковы функции денег? 7. Какова роль денег в экономике? 2.Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство Подготовка сообщений 1. Рынок, виды и функции рынков 2. Цена, функции, система цен, ценообразование 3. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство 3.Составление презентаций по теме Использование материалов Интернета, литературы 1. Экономические издержки и прибыль 2. Основные принципы менеджмента 3. Основы маркетинга 4. Банковская система 5. Рынок труда. 6. Роль государства в экономике 7. Государственный бюджет. 8. Экономика Кубани: проблемы рынка, банки и кредитная политика. 9. Мировая экономика
Тема 5
1.Социальная стратификация Составление конспекта ответа Зачет 1. Что такое «социальная стратификация общества», каковы критерии выделения социальной страты? 2. Что такое социальная мобильность , дайте характеристику ее видам? 3. Кто такие маргиналы и люмпены, в чем их различие и особенности?
4. В чем заключается социальная поляризация общества и чем она опасна? 5. Молодежь как особая социальная группа 6 .Профиль стратификации на Кубани. Прожиточный минимум в Краснодарском крае 2.Демографическая и семейная политика в РФ и на Кубани. Учебно- исследовательская работа с материалами Интернета , законодательными актами и литературой Семинар 1. Демографическая политика РФ(понятие, направления) 2.Демография на Кубани (особенности, тенденции) 3.Семейная политика в РФ (понятие, направления) 4. Семейная политика на Кубани (особенности, проявления)
Тема 6
1.Политическая система общества Государственный аппарат. Структура органов власти в Краснодарском крае Выписки из текста учебной и дополнительной литературы Контрольные вопросы 1. Что такое политическая система? 2. Каковы функции политической системы? 3. Какие типы политических систем вам известны? 4. Что такое государственный аппарат, его структура, принципы деятельности? 5. Перечислите органы государственной власти в Краснодарском крае и дайте им характеристику. 2.Становление многопартийности и особенности избирательной кампании на Кубани Выступление студентов на занятиях по соответствующим темам. Доклады учащихся 3.Составление презентаций по теме Использование материалов Интернета, литературы 1.Политические партии и движения. 2.Становление многопартийности в России и на Кубани.
3.Политический процесс. Особенности избирательной компании на Кубани.
Тема 7
1. Социализация индивида Использование материалов Интернета и литературы Семинар 1. Что такое «социализация личности», какова ее цель, а также методы и средства ее достижения? 2.Из чего состоят стадии процесса социализации ? 3. Этапы социализации и их особенности. 4. Типы поведения человека в группе и их характеристика 5. Особенности межличностных отношений
2.
Общественная значимость и личностный смысл образования Использование материалов Интернета и литературы Контрольные вопросы 1. Понятие «образование», задачи, функции и исторические формы образования. 2.Охарактеризуйте уровни и элементы образовательной системы 3. Основные тенденции современного образования. 3.Составление презентаций по теме Использование материалов Интернета, литературы 1.Духовная жизнь человека 2.Общественная значимость и личностный смысл образования 3.Рациональное экономическое поведение 4.Человек в политической жизни
Тема 8
1.Правоотношения и правонарушения Конспектирование текста учебника по праву, анализ закона по борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних Контрольные вопросы 1. Что такое правоотношения, его признаки и структура? Кто может вступать в правоотношения? 2.Расскажите о субъектах правоотношений. 3. Дайте определение правонарушения, назовите его основные признаки, состав. 4.Какие виды правонарушений Вы
знаете? 5. Политика края по борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних 2. Занятость и трудоустройство Составление конспекта ответа Зачет 1. Понятие «занятости» и «трудоустройства». 2.Г р а ж д а н е к а к с у б ъ е к т ы трудового права. 3.Трудовые правоотношения. 4.Трудовой договор ( п о р я д о к заключения, условия, виды). 3.Составление презентаций по теме Использование материалов Интернета, литературы 1.Система и источники права 2.Правоотношения и правонарушения. Политика края по борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних. 3.Субъекты гражданского права 4.Имущественные и неимущественные права 5.Порядок и условия заключения и расторжения брака 6.Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Пенсионное законодательство в РФ 7.Занятость и трудоустройство. 8.Споры, порядок их рассмотрения 9.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

4. Система контроля и оценки внеаудиторной самостоятельной работы

студентов
Преподаватель в начале учебного года знакомит студентов с видами и формами самостоятельной работы. Студенты получают перечень тем по самостоятельной внеаудиторной работе. За выполнение заданий студенты получают определенные баллы. По сумме баллов преподаватель выставляет в конце семестра «зачет». Студент сам определяет виды заданий, по которым он и будет аттестоваться. Таблица контроля выполняемой студентами работы
Задание

Баллы
1. Семинар 2. Доклад А) вопрос освещен полностью -5 б. Б) вопрос освещен поверхностно – 2б. В) чтение доклада по конспекту – 2 б. Г) освещение вопроса самостоятельно – 4 б. 3. Сообщения, ответы на вопросы А) полный ответ -5 б. В) неполный ответ – 3 б. Г) дополнение ответа – 2 б 4. Зачет А) наличие конспекта – 5 б. Б) полный ответ на вопрос – 5 б. В) неполный ответ – 3 б. 5. Самоотчет Наличие конспекта – 5 б. 6. Составление презентаций А) работа полностью закончена -10 б. Б) найдены материалы для презентации – 3 б. В) работа не закончена – 3 б. 7. Написание реферата 20 б. Студенты получают «зачет» по дисциплине, получив 50 и более баллов.
5. Перечень литературы
1. Василик М. А., Вершинин М.С. Политология. - М., 2001. 2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Ничипуренко Н.Н., Попов А.В. Социология. - М., 2000.
3. Дидактические материалы по курсу "Человек и общество". -М., 2001. 4. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.Н. Социология. -М, 2000. 5. Никитин В.Н. «Обществознание» М. 2008 г. 6. «Обществознание» под ред. М.И. Абдуллаева, «Питер», 2004 г. 7. «Обществознание без шпаргалки», учебное пособие (Анишина В.И. и др.), М. 2006 г. 8. «Обществознание», полный справочник (Баранов А.Б. и др.), М. 2008 г. 7. Филатов В.П. «Обществознание», М. 2004 г. 8. «Человек и общество» учебное пособие под ред. Боголюбова Л.Н., М. 2003.


В раздел образования