Автор: Сватова Арнагуль Онербековна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ"Усть-Мутинская СОШ" Населённый пункт: село Усть-Мута Наименование материала: внеклассное мероприятие Тема: Брейнг-ринг Раздел: полное образование
Цель:
способствовать
развитию
познавательного
интереса,
увеличить мотивацию к изучению физики. Эту игру можно проводить на
уроке
-
обобщения
курса
физики
7-го
класса
или
в
рамках
“Недели
Физики”
Внеклассные занятия – давний вид учебной работы. На них учащиеся
в увлекательной форме могут расширить и углубить знания, полученные на
уроках. Пробудить у учащихся стремление к творчеству, выработать у них
умение быстро мыслить, проявлять находчивость. Внеклассные занятия
позволяют формировать у учащихся познавательный интерес к предмету
Задачи:
Воспитательные:
Привитие навыков культурного общения.
Выявление способностей детей.
Развивающие:
Формирование умений делать опыты и пользоваться измерительными
приборами;
Развивать умения творчески подходить к решению задач
Развитие коммуникативных способностей детей.
Развитие умений выступления перед аудиторией.
Обучающие:
Выработка предметных компетенций.
Привитие интереса к предмету.
Обобщение ранее изученного материала по темам: строение вещества,
Движение и взаимодействие тел.
Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на
различных уроках.
Оборудование:
мультимедиа; презентация PowerPoint (Приложение 1);грампластинка с
отверстиями; бутылка; монета; линейка; черный ящик с соленым огурцом
внутри; на каждую команду разновесы и весы; пластилиновая фигурка
неправильной формы; стаканчики с нефтью; электромагниты.
План.
I.
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые знатоки физики! Хотя вы начали изучать
физику совсем недавно, я уверена, что это звание вы уже вполне
заслужили.
ХОД ИГРЫ
Вся игра сопровождается соответствующими слайдами презентации.
Команды состоят из четырех человек. Жюри –
Котонова Сылай
Николаевна и 3 человека из старшеклассников.
После каждого этапа объявляют счет игры. Ведет игру учитель.
Ведущий: Сегодня мы с Вами проводим игру “Брейн - ринг”. Для
этого класс создал команду, состоящую из самых умных и эрудированных
ребят.
Приветствуем
наших
игроков.
Игру
будет
судить
строгое,
но
справедливое жюри в лице: Котонова Сылай Николаевна, а так же мне
будет помогать счетная команда: Анышева Чынару, Матин Владимир и
Алексеев Батыр.
Правила игры следующие: Игра проводится в 4 этапа. За каждый
правильный
ответ
в
каждом
туре
Вы
получаете
по
определенному
количеству баллов. Та команда, которая наберет больше всего баллов,
станет победителем в этой игре.
Хочу предупредить Вас, что так же
имеют
место
штрафные
баллы
(за
нарушение
дисциплины,
подсказки). За каждое замечание у команды отнимается по 0, 5 балла.
Для того, чтобы успешно пройти все испытания, Вам потребуются все
Ваши знания по математике, физике и информатике. А Ваши логические
рассуждения и смекалка помогут вам выиграть. Итак, мы начинаем!!!
Разминка.
Каждой
команде,
после
предварительной
жеребьевки,
зачитывается по пять вопросов, на которые отвечает каждый участник
команды. Максимально команда на данном этапе может заработать 5
баллов (1 балл за 1 правильный ответ). Время на раздумье каждого
участника не более 5 секунд. После этапа разминки счетная комиссия
подводит
итоги
2-го
этапа.
Объявляются
промежуточные,
а
так
же
предварительные результаты игры.
Вопросы к туру:
Команда 1
1. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
2. Назовите основные единицы измерения скорости в СИ (м/c)
3. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все месяцы 12)
4. Как называется результат сложения? (сумма)
5.Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же
углу? (почтовая марка)
Команда 2
6.Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число
“6”)
7. Сколько будет 7*8? (56)
8. По какому городу течет кровь? (по Вене)
9.Сколько кг в 1 т? (1000кг)
10. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения?
(запасное)
II.
Брейн – ринг.
1. Категория «Имена».
1) Угадай имя ученого по подсказкам:
К нему обращались «сер».
Его называют отцом классической механики.
Он автор закона всемирного тяготения.
В его честь названа единица измерения силы. (Исаак Ньютон).
2) Требуется угадать ученого по его портрету. (Галилео Галилей) Чем он
знаменит?
3) Кого Пушкин называл «Первым русским университетом»? (М.В.
Ломоносова).
4 ) Архимед, Курчатов, Лобачевский, Ньютон, Лебедев, Ломоносов,
Завойский, Паскаль, Торричелли.
Кто из этих ученых физики? (Архимед, Курчатов, Ньютон, Лебедев,
Ломоносов, Завойский, Паскаль, Торричелли).
5) Чьими именами названы улицы Казани? (Курчатов, Лобачевский).
2. Категория «Задачи».
1) Плотность половинки силикатного кирпича, из которого построена
наша школа 2,2 г/см3. Какова плотность целого кирпича?
2) В 1722 году Казань посетил великий русский царь Петр I. В честь его
приезда был построен Петропавловский собор. Путешествовал царь на
галере, которая за 30 минут преодолевала расстояние 12 км, какова была ее
скорость?
3) В 1897 году на сцене казанского театра играл известный артист
Василий Качалов. Он любил наш город и часто прогуливался по его
улочкам. На дорогу от дома до театра артист тратил 20 минут. Какова была
его скорость, если он преодолевал расстояние 1,5 км. Мало кто знает, что
настоящая фамилия артиста была Шверубович. В 1949 году русскому
драматическому театру было присвоено имя Качалова.
4) Определите массу воды в нашем классном аквариуме, если его
размеры 20´50´35см. (35кг).
5) Определите по графикам скорость тела и путь, пройденный им за 10с.
Приложение 2. (I: v=3м/с, S= 30м. II: v=0,2м/с, S= 5м).
3. Категория «Эксперимент».
1) Определить плотность пластилиновой фигурки. (Для этого надо
вылепить из нее параллелепипед, измерить его V и разделить на него массу.
Масса 20,5г, объем 15 см3, плотность 1,4 г/см3).
2 ) Имеется бутылка с широким горлышком, прикрытым бумагой. Сверху
кладут монетку. Если резко дернуть лист, то монетка падает точно в
горлышко бутылки. Почему? (По инерции. Монетка сохраняет свою
нулевую скорость).
3) Республика Татарстан славится большими запасами нефти. Первая
промышленная нефть была получена на Шугуровском и Бавлинском
месторождениях в июле 1943 года. Определите плотность татарстанской
нефти при помощи мензурки и весов с разновесами. (Стеклянный
стаканчик 34г, стеклянный стаканчик с нефтью 75г, нефть 41г, плотность
нефти 0,82г/см3).
4) На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь…(Велосипед).
Каковы траектории движения точек, расположенных на ободе колеса и
на раме, относительно земли?
5) Определите диаметр проволоки, из которой изготовлен электромагнит.
(Размеры малых тел определяется методом рядов).
4. Категория «Явления».
1) «Черный ящик». Загадка: ни рыба, ни мясо. Ответ: соленый огурец.
Вопрос, на каком явлении основана засолка огурцов? (Диффузия).
2) «В гостях у сказки» Барон Мюнхаузен рассказывал однажды такую
историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время
прыжка он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега. Тогда в
воздухе он повернул обратно и вернулся на тот же берег, с которого прыгал.
Почему это невозможно? (Скорость тел меняется только при
взаимодействии).
3) «Как с гуся вода», «Отрезанный ломоть обратно к хлебу не
приставишь». У этих пословиц одно и то же физическое объяснение.
Какое? (Молекулы жира и воды, а так же двух ломтей не взаимодействуют).
4) Как можно пронести воду в решете? (Заморозить воду). Что
происходит с молекулярной структурой при замораживании?
5) Выберите из списка физические явления:
запотевание стекол очков;
скисание молока;
плавление парафина;
молния;
переваривание пищи в желудке;
превращение воды в пар;
подгорание пищи;
горение газа в плите;
нагревание электрической плиты.(1,3,4,6,9)
5. Категория «Физические величины».
1) Скорость, молекула, инерция, плотность, весы, диффузия, объем,
килограмм. Какие из перечисленных терминов являются физическими
величинами? (Скорость, плотность, объем).
2) Отгадайте загадку, с каким измерительным прибором мы сейчас будем
работать? Какую физическую величину он измеряет? Какова ее основная
единица измерения?
Весь век идет Еремушка
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.
(Часы, время, секунда).
3) Каждая физическая величина является количественной мерой какого-
либо свойства или явления. Мерой чего является масса. (Масса – мера
инертности).
4) Отгадайте загадку, с каким измерительным прибором мы сейчас будем
работать? Какую физическую величину он измеряет? Какова ее основная
единица измерения?
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Медицинский термометр, градусник, температура, градус Цельсия).
5) Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа? Какие физические величины мы
сравниваем? (Спрашивая, что легче, мы сравниваем массы, а они
одинаковые. А вот объемы этих тел сильно отличаются, т.к. отличаются
плотности).
6. Категория «Ребусы».
IV. Подведение итогов, награждение победителей грамотами .
Литература:
Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлеченных. Ростов-на-
Дону, «Феникс», 2005.
Перышкин А.В. Физика 7. Москва «Дрофа», 2001.
Семенова Т.Д., Камалеева А.Р. Сборник задач по физике с историческим
материалом города Казани и Республики Татарстан. Казань, 2005.
Тихомирова С.А., Богородицкая И.А. Мир физики в художественной
литературе. Москва НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, 1988.