Инновационные методы подхода к учащимся на уроках физической культуры
Автор: Седых Татьяна Александровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "СШ № 12" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Инновационные методы подхода к учащимся на уроках физической культуры Раздел: полное образование
Инновационные методы подхода к учащимся на уроках физической культуры.
Современная
школа
должна
стать
передовой
площадкой
в
части
информационных
технологий,
местом,
где
человек
получает
не
только
необходимые
знания,
но
и
проникается
духом
современного
информационного
общества.
Без
применения
информационно-коммуникативных
технологий
(ИКТ)
образовательное
учреждение
не
может
претендовать
на
инновационный
статус
в
образовании.
Ведь
инновационным
считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс
организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой
основе
добивающееся
реального
увеличения
темпов
и
объемов
усвоения
знаний
и
качества
подготовки
специалистов.
Слово
«инновация»
(от
латинского
«иннове»)
появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление
в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной
стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой это деятельность по
врщиванию
новации
в
определенную
социальную
практику,
а
вовсе
не
предмет.
В
образовании стоит рассматривать инновацию педагогическую (нововведение)
1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы
(новшества),
улучшающие
характеристики
отдельных
частей,
компонентов
в
самой
образовательной системе в целом;
2)
процесс
освоения
новшества
(нового
средства,
метода,
методики,
технологии,
программы и т.п.);
3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их
творческое переосмысление.
Образование – это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель
нового
образования
–
это
действительное
развитие
общих,
родовых
способностей
человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное
понятие
«образование»
связывается
с
толкованием
таких
терминов
как
«обучение»,
«воспитание», «образование», «развитие». Словарные значения рассматривают термин
«образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать»,
«формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Когда несколько лет
назад я столкнулась с термином «инновация», мне было интересно узнать мнение других
людей об этом «загадочном явлении». Веер суждений получился обширный: от по-детски
нелепых
до
мудрено-научных.
И
в
результате
этого
у
меня
сложилось
свое,
пусть
несколько абстрактное видение процесса инновации в образовании. Во-первых, это некий
умственный
потенциал
неспокойных,
жаждущих
творчества
в
педагогике
людей,
во-
вторых – это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в
действие. К инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс,
программное
обеспечение
поставляемые
в
школы
(стандартный
базовый
пакет
программного
обеспечения
–
СБППО),
интерактивные
электронные
доски,
проекты
модернизации и т.д.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, превращая обычное в
необыкновенное.
Они
помогают
каждому
человеку
максимально
раскрыть
свой
творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе и просто сделать мир
вокруг себя ярче.
Одной из инноваций для образования являются интерактивные электронные доски,
кардинально преобразующие педагогические технологии с использованием компьютеров и
новейших педагогических программных средств. Интерактивные доски как электронные
экраны,
подключенные
к
компьютеру,
позволяют
проводить
не
только
презентации,
доклады
и
семинары,
но
и
групповое
обучение
в
классе
с
использованием
самых
различных
демонстраций.
При
инновационном
стиле
преподавания
спектр
образовательных
программ
намного
шире,
что
ставит
учащегося
перед
выбором
индивидуальной
образовательной
программы.
Дети
в
образовательных
учреждениях
разноплановые,
с
разным
уровнем
школьных
знаний,
разной
самооценкой,
разным
мироощущением. Но это не важно.
Важно то, что учащиеся приходят на занятия с
горящими глазами, неутомимой жаждой действия и уходят, безгранично веря в свои
возможности. Инновации в образовании, в первую очередь должны быть направлены на
создание
личности,
настроенной
на
успех
в
любой
области
приложения
своих
возможностей.
В
настоящий
момент
в
школьном
образовании
применяют
самые
различные
педагогические
инновации.
Это
зависит,
прежде
всего,
от
традиций
и
статусности
учреждения.
Тем
не
менее
,
можно
выделить
следующие
наиболее
характерные
инновационные технологии.
1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Внедрение
ИКТ
в
содержание
образовательного
процесса
подразумевает
интеграцию
различных
предметных
областей
с
информатикой,
что
ведет
к
информатизации
в
современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет
осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения
школьниками
начальных
сведений
об
информатике
к
использованию
компьютерных
программных
средств
при
изучении
общеобразовательных
предметов,
а
затем
к
насыщению
элементами
информатики
структуры
и
содержания
образования,
осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе
применения информационных технологий. В результате школьной методической системе
появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к
освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное
направление
реализуется
посредством
включения
в
учебный
план
новых
предметов,
направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал,
что:
а)
информационная
среда
школы
открытого
типа,
включающая
различные
формы
дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению
предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б)
информатизация
обучения
привлекательная
для
ученика
в
том,
что
снимается
психологическое
напряжение
школьного
общения
путем
перехода
от
субъективных
отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-
учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих
работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в
стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в)
информатизация
преподавания
привлекательна
для
учителя
тем,
что
позволяет
повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру
учителя.
2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной
системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных
условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой
технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью, а не
средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися
индивидуальных
образовательных
программ
в
соответствии
с
их
возможностями
и
потребностями.
3.
Информационно-аналитическое
обеспечение
учебного
процесса
и
управление
качеством образования школьников.
Применение
такой
инновационной
технологии,
как
информационно
аналитическая
методика
управления
качеством
обучения
позволяет
объективно,
беспристрастно
проследить развитие во время каждого ребенка в отдельности класса, параллели школы в
целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке
классно-обобщающего
контроля,
изучения
состояния
преподавания
любого
предмета
учебного плана, изучения работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и
построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного
ученика.
Является
неотъемлемым
фактором
в
современных
условиях
обучения.
Реализуется
участие
в
культурно-массовых
мероприятиях
по
национальным
традициям,
театре,
центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и
новые. Это – самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и
защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система
«консультант», групповые, дифференцированные способы обучения – система «малых
групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в
учебно-воспитательный процесс школы.
Предполагается
научно-педагогическое
обоснование
использования
тех
или
иных
инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими
специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом
применения
педагогических
инноваций
в
процессе
обучения.
Эффективность
их
применения
зависит
от
сложившихся
традиций
в
общеобразовательном
учреждении,
способности
педагогического
коллектива
воспринимать
эти
инновации
материально-
технической базы учреждения.