Автор: Николаева Ольга Юрьевна Должность: инструктор по ФК Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7 комбинированного вида" Населённый пункт: г. Пикалево, Ленинградская область Наименование материала: Физкультурно-оздоровительный проект по работе с одаренными детьми Тема: "Олимпийские резервы" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7
комбинированного вида" г.Пикалево
Физкультурно- оздоровительный проект по работе с физически
одаренными детьми:
«Олимпийские надежды»
Подготовила Николаева О.Ю.
инструктор по физической культуре
МБДОУ №7 г.Пикалево
Проект направлен на развитие потенциала одаренности детей с ярко выраженными
физическими способностями.
Идея проекта:
Проект
"Олимпийский
резерв"
направлен
на
выявление
детей
с
признаками
физической одаренности в части выполнения прыжков с разбега в длину и в высоту
выше
общих
целевых
показателей
для
детей
подготовительной
к
школе
групп.
Необходимо выявить детей с признаками одаренности и нацелить их и родителей на
развитие своих физических возможностей в дальнейшей жизни.
Актуальность проекта:
Содержание
образовательного
направления
«Физическая
культура»,
в
рамках
образовательной области «Физическое развитие», нацелено на формирование у детей
интереса
и
ценностного
отношения
к
занятиям
физической
культурой
через
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, физическом со-
вершенствовании. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них
будущих
школьников
очень
важен результат .
Поэтому
на
данном
этапе
физического
развития детей инструктору по ФК необходимо выявить детей с ярко
выраженными
физическими возможностями , постараться их развить и закрепить различными методами
и приемами. Актуальность разработки проекта обусловлена поиском более эффективных
способов педагогических воздействий на талантливых детей, на всестороннее развитие
личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его
психофизических особенностей и природных двигательных задатков
.
Раннее выявление,
воспитание
и
обучение
талантливых
детей
является
прекрасной
возможностью
для
качественного и эффективного дальнейшего образования и совершенствования.
Цель проекта:
Выявление
одаренных
детей
(на
основе
диагностики
и
визуального
восприятия)
и
создание условий для оптимального развития способных детей в отношении которых есть
серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.
Задачи проекта:
- выявить детей с высокими физическими возможностями по прыжкам в длину и в высоту
с разбега (выше целевых ориентиров по возрасту);
- составить диагностику (в начале проекта и в конце проекта) для выявления результата
развития физических возможностей детей;
- развивать физически одаренных детей в ходе индивидуальной работы с ними;
- развивать у детей потребность в занятиях физической культурой;
- прививать осознанное отношение к спорту;
-нацелить детей на самостоятельное развитие своих физических возможностей в будущей
жизни.
Участники проекта:
Инструктор по физической культуре
Педагоги
Дети подготовительных к школе групп.
Связь с другими образовательными областями:
Социально- коммуникативное (умение общаться со сверстниками из других групп)
Познавательное (развивать интерес к занятию спортом вне дошкольного учреждения)
Речевое (знакомство с новыми спортивными терминами)
Художественно- эстетическое (выполнение подарка для родителей)
Формы и методы организации проекта:
- наблюдение и диагностика детей;
- создание группы одаренных детей;
- проведение индивидуальных занятий;
- просмотр электронных обучающих ресурсов;
- методы демонстрации и показа
Педагогические подходы:
-
Личностно-ориентированный подход : рассматривает физическую куль- туру не только
как средство укрепления здоровья и развития физических способностей человека, но и как
явление общечеловеческой культуры, про- являющейся в культуре здоровья, культуре
телосложения,
культуре
движения,
как
способу
жизнедеятельности
человека,
проявляющегося через творческую активность, культуру поведения и общения, культуру
взаимодействия с людьми. По мере развития и осмысливания, у одаренных дошкольников
формируется
определенная
двигательная
направленность,
раскрывается
личностные
качества,
он
начинает
рассматривать
себя
как
элемент
социума,
с
определенными
задатками.
-
Деятельностный
подход :
это
–
познавательная
деятельность:
определение
существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности;
формулирование
полученных
результатов;
информационно-
коммуникативная деятельность: поиск нужной ин- формации по заданной теме; умение
развернуто обосновывать суждения, давать определения, следовать этическим нормам и
правилам
поведения
в
работе
с
одаренными
детьми;
рефлексивная
деятельность:
понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное
оценивание своих достижений, поведения, черт своей личности и участия в коллективной
деятельности (выступление перед сверстниками, на соревнованиях).
-
Практико-ориентированный подход отражает стратегию современной образовательной
политики,
необходимость
формирования
человека
и
гражданина,
интегрированного
в
современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Ожидаемый
результат:
стойкий
интерес
детей
к
дальнейшему
развитию
своих
физических возможностей.
Этапы
проекта:
Первый этап
На
первом
этапе
были
сформулированы
цель
и
задачи
проекта,
сформулирован
ожидаемый результат. Разработан план проведения этапов проекта.
Второй этап
Проведение
диагностики
и
выявление
детей
с
выраженными
физическими
возможностями в части выполнения прыжков с разбега в длину и в высоту. Формирование
группы для проведения соревнований по прыжкам.
Третий этап
Заполнение диагностической карты на детей (перед началом соревнований)
Проведение
инструктором
по
физической
культуре
дополнительных
занятий
по
улучшению техники выполнения прыжков.
Проведение соревнований по прыжкам в длину и в высоту с разбега между детьми группы
одаренных детей.
Заполнение диагностической карты на детей (во время проведения соревнований)
Четвертый этап
Изготовление сюрприза для родителей занимающихся детей.
План проведения этапов проекта работы с одаренными детьми.
Число
Эт
ап
Мероприятие
Задачи
Ответственны
й
16
МАРТА
2
Выявление детей с высокими
физическими
возможностями
по
прыжкам
в
длину
и
в
высоту с разбега (больше 180
см
в
длину),
(более
50см
в
высоту)
- с помощью
наблюдения за детьми
групп выявить детей с
высокими
физическими
возможностями (по
прыжкам в длину и в
высоту с разбега)
- сформировать группу
детей для проведения
дополнительных
заданий с ними.
Инструктор
по ФК
воспитатели
17
МАРТА
3
Заполнение диагностических
карт на детей в
сформированной группе (перед
началом дополнительных
заданий)
Показ детям фильма
«Рекордный прыжок в длину»
Проведение дополнительных
заданий для обучения детей
прыжкам в длину с разбега.
- провести
диагностику в группе,
заполнить карты;
- демонстрация
фильма про рекордные
прыжки, комментарий,
вопросы детей;
- развивать умение
детей в группе
выполнять технически
грамотно прыжки в
длину с разбега.
Инструктор
по ФК
18
МАРТА
3
Проведение дополнительных
заданий для обучения детей
прыжкам в длину с разбега
(повторение и закрепление)
- закрепить умение
детей выполнять
прыжки в длину с
разбега.
Инструктор
по ФК
19
МАРТА
3
Показ детям фильма про
прыжки в высоту с разбега
Проведение дополнительных
заданий по обучению детей
прыжкам в высоту с разбега
- демонстрация и
комментарий фильма
про прыжки в высоту
с разбега;
- обучение технике
Инструктор
по ФК
выполнения прыжка в
высоту с разбега
детей.
20
МАРТА
4
Проведение дополнительных
заданий по обучению детей
прыжкам в высоту с разбега
(повторение и закрепление)
Проведение диагностики и
заполнение диагностических
карт на детей группы.
Подготовка сюрприза для
родителей.
- закрепление у детей
умение выполнять
прыжки в высоту с
разбега;
- проведение контроля
по прыжкам в высоту
и в длину с разбега,
заполнение
диагностических карт
- подготовка подарка
для родителей.
Инструктор
по ФК
Диагностическая карта
П/№
Ф.И. ребенка
Прыжок в
длину с
разбега, см
(17 марта)
Прыжок в
длину с
разбега, см
(17 марта)
Прыжок в
высоту с
разбега, см
(20 марта)
Прыжок в
высоту с
разбега, см
(20 марта)
НОД по обучению группы детей технике выполнения прыжка в
длину с разбега.
Задача 1. Создать представление о технике изучаемого способа
прыжка
Средства: Объяснение деталей техники прыжка в длину. Демонстрация
фильма о прыжках в длину с разбега. Показ техники прыжка с полного и
среднего разбега.
Задача 2. Научить технике отталкивания.
Средства:
1) имитация движения рук и ног в отталкивании. И.п. - толчковая нога и
разноименная ей рука впереди, маховая нога и другая рука сзади. Перенос
веса тела на толчковую ногу с одновременным подъемом согнутой в колене
маховой ноги и сменой положения рук;
2) и.п. - то же, только толчковая нога на скамейке, маховая внизу.
Выпрямление толчковой ноги с одновременным подъемом маховой и сменой
положения рук;
3) то же, но с отталкиванием вверх-вперед и приземлением на две ноги;
4) прыжок "в шаге" с двух-четырех шагов с разбега с приземлением на
маховую ногу;
5) то же с приземлением в положение выпада;
6) отталкивание с двух-четырех беговых шагов с напрыгиванием маховой
ногой на гимнастический снаряд;
Методические указания. На отталкивание нога ставится сверху на всю
ступню. При завершении отталкивания толчковая нога должна полностью
выпрямляться во всех суставах. Мах выполняется энергичным движением
согнутой в коленном суставе ногой. Туловище необходимо удерживать в
вертикальном положении.
Задача 3. Научить технике приземления.
Средства:
1) прыжок в длину с места толчком двух ног;
2) прыжок на скамейку с приземлением на две ноги;
3) прыжок в длину с короткого разбега через препятствие;
4) прыжок в длину с шести-восьми беговых шагов в обозначенное место
приземления.
Методические
указания. Во
время
приземления
стопы
ног
ставятся
параллельно,
на
ширине
плеч.
В
момент
приземления
необходимо
аммортизационное сгибание ног во всех суставах до положения глубокого
приседа.
Для
предотвращения
падения
назад
нужно
голову
и
плечи
наклонить вперед-вниз с одновременным выведением рук вперед
Задача 4. Научить сочетанию разбега с отталкиванием.
Средства:
1) прыжки до колокольчика в беге по кругу.
2) прыжки в длину с короткого и среднего разбега.
Методические указания. Скорость в разбеге должна нарастать постепенно.
Последний
шаг
несколько
короче
предпоследнего
за
счет
активной
постановки ноги на отталкивание "загребающим" движением.
Задача 5. Научить движениям в полете.
Способ "согнув ноги"
Средства:
1) прыжок с места через препятствие с подтягиванием колен к груди;
2) прыжок с места на возвышение с приземлением в положение "сидя";
3) то же с шести-восьми беговых шагов;
4)
прыжок
с
шести-восьми
шагов
разбега
через
препятствие,
расположенное ближе к месту приземления;
5)
прыжок
с
шести-восьми
шагов
разбега
через
два
барьера,
расположенных друг за другом;
6) прыжки в длину способом "согнув ноги" с различных по длине разбегов.
Методические указания. Для уменьшения вращательного момента вперед
корпус
в
полетной
фазе
необходимо
удерживать
в
вертикальном
положении, чему способствует подъем рук вверх.
Задача 6. Совершенствование техники прыжка в длину в целом.
Средства:
а) бег в ритме разбега с обозначением отталкивания;
б) прыжки в длину с короткого, среднего и полного разбега осваеваемым
способом.
Источник: Черкасов В.В. Техника и методика обучения прыжкам в длину и
в высоту. - Тобольск, 1996. - 14 с.
НОД по обучению группы детей технике выполнения прыжка в
высоту с разбега.
Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка.
Средства: Покоз
наглядных
пособий:
фильм
про
прыжки
в
высоту
с
разбега. Объяснение основных фаз прыжка. Демонстрация техники прыжка.
Задача 2. Научить технике отталкивания.
Средства:
1)
и.п.
-
стоя
боком
к
гимнастической
стенке
на
толчковой
ноге,
одноименной
рукой
взяться
за
перекладдину
на
уровне
груди.
Махи
свободной ногой назад-вперед-вверх;
2) то же, но при махе назад стопу опорной ноги "взять на себя" с
последующим перекатом на носок при махе веред;
3 )
то
же,
но
одноименная
ноге
рука
выполняет
маховые
движения,
параллельные движениям маховой ноги;
4) то же, но с отталкиванием вверх и приземлением на толчковую ногу;
5) и.п. - стоя на толчковой ноге, маховая сзади на носке, руки отведены в
замах. Одновременный мах ногой и руками с последующим подскоком
вверх на толчковой ноге;
6) и.п. - полуприсед на маховой, толчковая сзади. Отталкивание вперед-
вверх с приземлением на толчковую ногу;
7) то же, но в ходьбе, отталкиваясь на каждый второй шаг.
Методические указания. На место отталкивания нога ставится с пятки. Мах
выполняется
прямой
ногой,
носок
стопы
"на
себя".
Во
время
прыжка
туловище должно быть прямое, взгляд направлен вперед-вверх.
Задача 3. Научить ритму разбега.
Средства:
1) и.п. - толчковая впереди, маховая сзади. Отталкивание с двух шагов
вперед-вверх с согласованным махом ноги и руками;
2) в ходьбе отталкивание на каждый второй шаг с приземлением на
толчковую ногу;
3) то же, но в легком беге;
4) и.п. - маховая впереди, толчковая сзади. Отталкивание с трех шагов;
5) отталкивание на каждый четвертый шаг в ходьбе, легком беге;
6) прыжок через планку с пяти-семи шагов разбега способом "на взлет".
Методические
указания. Особое
внимание
следует
обратить
на
ритм
последних шагов. Отклонение туловища назад перед отталкиванием должно
быть не следствием специального действия, а результатом более быстрого
выведения таза и толчковой ноги для постановки на место отталкивания.
Задача 4. Научить переходу через планку.
Способ "перешагивание"
Средства:
1) и.п. - стоя боком к планке со стороны маховой ноги, толчковая нога
впереди,
маховая
сзади.
Последовательный
перенос
маховой,
затем
толчковой ноги;
2) то же, но в прыжке;
3) и.п. - маховая нога впереди, толчковая сзади. Прыжок через планку с
одного шага;
4)
прыжок
через
планку
с
трех-пяти
шагов
разбега
упрощенным
перешагиванием;
5) прыжок в высоту способом "перешагивание" с трех-пяти шагов разбега.
Методические указания. В момент наивысшей точки взлета маховая нога и
плечи посылаются в сторону планки, руки опускаются вниз. Приземление
происходит на маховую ногу.
Задача
5.
Совершенствование
элементов
техники
в
целостном
прыжке.
Средства:
1) прыжки в высоту на небольшой высоте с короткого разбега;
2) прыжки в высоту на средней высоте со среднего разбега;
3) прыжки в высоту с полного разбега на высоте, близкой к максимальной.
Методические указания. При совершенствовании техники движений подъем
высоты и увеличение скорости разбега происходит постепенно. Особое
внимание нужно уделить совершенствованию ритмо-темповой структуры
последних шагов разбега.
Источник: Черкасов В.В. Техника и методика обучения прыжкам в длину и
в высоту. - Тобольск, 1996. - 14 с.