Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев
Автор: Хомякова Нина Филипповна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ 1416, сп. № 6 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев Раздел: дошкольное образование
Источник способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев.
Я работаю в логопедической группе, посещают ее дети с диагнозом ОНР
(общее недоразвитие речи). Общее недоразвитие речи у детей с нормальным
слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое
проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы
формирование основных компонентов речевой системы: лексики,
грамматики, фонетики. В вопросах развития речи у ребёнка не существует
мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в
дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной
проблемой. Часто родители не уделяют должного внимания развитию
моторики, не понимая, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на
развитие речи.
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать
координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и
подготовить ребёнка к школе.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов,
А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными
умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование
движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение
упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование
движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика
здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло
параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала
развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция
слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в
прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким
образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи –
такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки
есть ещё одна речевая зона мозга».
На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность:
если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое
развитие соответствует в пределах нормы; если развитие движений пальцев
отстает, то задерживается речь. Речь совершенствуется под влиянием
кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном
образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в
панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого
ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы
занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи
вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы
деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к
играм и занятиям.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в
обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание
познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из
сложных жизненный ситуаций) - одна из наиболее сложных и интересных
задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век
учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются
основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится
воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в
дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение
активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются
возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к
творческой деятельности.
Таким образом, на своих занятиях по Квиллингу, я не только развиваю
мелкую моторику, формирую координацию движений пальцев рук, но и
таким образом развивается речевая деятельность, формируется
творческий подход к делу. Развивается креативность у ребенка. К школе.
«Источники способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли». В.А. Сухомлинский
Наши работы
Автор статьи: Н.Ф.Хомякова - воспитатель логопедической группы
ГБОУ СОШ 1416,СП. №6 г. Москвы