Автор: Симашко Любовь Шакирьяновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "ДС КВ "Буратино" Населённый пункт: ЯНАО, г.Тарко-Сале Наименование материала: статья Тема: Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ Раздел: дошкольное образование
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития
интеллектуальных способностей
Уcловия для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
являются
актуальной
проблемой
развития
интеллектуально-творческого
потенциала
личности ребёнка. Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а
системного подхода, умения видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих
действий.
Проблема
интеллектуального
развития
дошкольников
уже
давно
и
целенаправленно изучается педагогами и психологами. Исследования пcихологов А.В.
Запорожца, П.Я. Гальперина говорят о том, что применяемые в дошкольном возрасте
формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в
дальнейшем. Исследования зарубежных и отечественных психологов: В.В. Давыдова, П.П.
Блонcкого, Ж. Пиаже, Л.С. Выготcкого, Г. Хемли, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна
свидетельствуют,
что
без
целенаправленного
развития
различных
форм
мышления,
невозможно достичь высоких результатов в обучении детей, систематизации его учебных
навыков, знаний и умений [1:42]. Под интеллектуальным развитием понимают - уровень
развития умственных способностей и операций, имея в виду запаc знаний и развитие
познавательных
процессов
(память,
мышление,
воображение)
и
т.д.
Автор
ТРИЗ
–
Альтшуллер Г.С. Он создавал ее как методику для поиска решения технических проблем.
Длительное
применение
ТРИЗ
формирует
у
изобретателей
творчеcкое
мышление,
гибкость,
диапазон,
сиcтемность,
оригинальность
и
многие
другие
качества.
Эти
возможности
позволили
разработать
на
базе
ТРИЗ
педагогические
технологии
для
развития мышления [2:22].
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования
подрастающего
поколения
и
в
том
числе
к
первой
его
ступени
–
дошкольному
образованию.
Одна
из
первостепенных
задач
воспитания
и
обучения
в
дошкольных
учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,
обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске
одарённых,
гениальных
детей,
а
целенаправленном
формировании
творческих
способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей
посещающих детские сады.
Принципы ТРИЗ :
« Разрешение противоречий – ключ к интеллектуальному мышлению.Средство работы с
детьми – педагогический поиск.Если ребенок не задает вопроса, то воспитатель задает его
сам: «Что было бы, если…» Занятие это поиск истины.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас
остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к
дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под
девизом «Творчество во всём».
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной
стороны
таких
качеств
мышления,
как
гибкость,
подвижность,
системность,
диалектичность,
а
с
другой
стороны
поисковой
активности,
стремления
к
новизне,
развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а
максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику,
интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей
настоящих
выдумщиков,
которые
во
взрослой
жизни
становятся
изобретателями,
генераторами новых идей.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному
развитию – это дать детям
возможность самостоятельно находить ответы на вопросы,
решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать
практически во всех видах деятельности ,как в образовательной так и в играх , режимных
моментах.
Это
позволяет
формировать
единую,
гармоничную,
научно
обоснованную
модель
мира
в
сознание
ребёнка
дошкольника.
Создаётся
ситуация
успеха,
идёт
взаимообмен
результатами
решения,
решение
одного
ребёнка
активизирует
мысль
другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт
возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников
нестандартному мышлению.
В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
-
Метод
мозгового
штурма.
Это
оперативный
метод
решения
проблемы
на
основе
стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают
высказать
как
можно
большее
количество
вариантов
решений,
в
том
числе
самых
фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные,
которые могут быть использованы на практике.
-
Метод
каталога.
Метод
позволяет
в
большей
степени
решить
проблему
обучения
дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного
объекта
или
нескольких
на
другой.
Этот
метод
позволяет
не
только
развивать
воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
-
Метод
«Системный
анализ».
Ме тод помогает
рассмотреть
мир
в
системе,
как
совокупность
связанных
между
собой
определенным
образом
элементов,
удобно
функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их
взаимодействие по каждому элементу.
-
Метод
морфологического
анализа.
В
работе
с
дошкольниками
этот
метод
очень
эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов.
Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого
объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы
разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую),
с последующим
нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
-
Метод
ММЧ
(моделирования
маленькими
человечками).
моделирование
процессов,
происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –
газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-
либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки
предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в
помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы
волшебства:
увеличение-уменьшение,
деление-объединение,
преобразование
признаков
времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Мною был проведен мониторинг на выявление уровня сформированности
интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста, а точнее на изучение
наглядно
–
схематического
мышленияу
старших
дошкольников. В
исследовании
использовалась диагностика Матвеева «Четвёртый лишний» [4:31].
Цель исследования - выявить уровень развития наглядно – схематического мышления
у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группе
Ответы детей были полными, но приходилось концентрировать их внимание на
условии задач, помогать наводящими вопросами. Дошкольники правильно выделяли
группы предметов, продемонстрировав умение обобщать и анализировать, но не всегда
могли обозначить выделенные группы одним словом – термином. Невозможность подбора
словесного обобщения объясняется в частности, бедным словарным запасом у этих детей.
В опросе участвовало 25 детей.
Результаты, полученные в ходе мониторинга
контрольная
эксперимент.
0%
10%
20%
30%
40%
высокий
в.сред.
средний
н.сред.
низкий
высокий
в.сред.
средний
н.сред.
низкий
Итак, сравнительный количественный и качественный анализ результатов
исследований свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ, в том
числе
и
по
развитию
наглядно
–
схематических
и
логических
приемов
мышления
дошкольников.
Использование ТРИЗ - технологии в ДОУ. Требования к выпускнику детского сада
меняются, хотя в разное время с разной скоростью, так как выпускникам предстоит жить в
мире, устроенном иначе, чем раньше. В современном образовании остро стоит задача
воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать самостоятельные выводы,
строить замыслы, быть подготовленной к решению нестандартных задач в различных
областях деятельности.
Искать выход надо вместе – разговаривать с детьми, а не только
говорить им, в работе должны быть равновесие между игрой и серьёзной работой, хотя
учёба при этом должна быть игрой, а игра – учёбой.
Список литературы
1.Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. -
Новосибирск: Наука, 1991.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
3.Страунинг А. Методы активизации творческого мышления Дошкольное воспитание. -
1997. - №4. - С. 13-24.
4.Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь Дошкольное воспитание.
1993. -№4. -С. 23-26.